Здавалка
Главная | Обратная связь

При недостаче денег в кассе 44 страница



Фактические расходы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

- в 2009 г. - 130 000 руб.;

- в 2010 г. - 70 000 руб.;

- в 2011 г. - 40 000 руб.

Максимальная сумма резерва на ремонт основных средств составит:

(130 000 руб. + 70 000 руб. + 40 000 руб.) : 3 = 80 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (110 000 руб.) превышает ее максимальный размер. Поэтому "Веста" может создать резерв только в сумме 80 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв составит:

80 000 руб. : 12 мес. = 6667 руб.

 

Резерв на оплату особо сложных и дорогих видов ремонта создают в том же порядке, что и резерв на оплату обычного ремонта основных средств, однако сумма такого резерва не ограничена.

Сумма резерва равна планируемым расходам, которые по графику приходятся на каждый налоговый период (год).

Если фирма платит налог на прибыль ежемесячно, то сумма отчислений в этот резерв рассчитывается так:

 

┌───────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──┐

│ Ежемесячная сумма │ │ Общая сумма │ │ Количество│ │ │

│отчислений в резерв│ = │ планируемых расходов │ : │лет ремонта│ : │12│

│ │ │ по смете │ │ │ │ │

└───────────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────┘ └──┘

 

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.

Если фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают так:

 

┌────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌─┐

│Ежеквартальная сумма│ │ Общая сумма │ │ Количество│ │ │

│ отчислений в резерв│ = │ планируемых расходов │ : │лет ремонта│ : │4│

│ │ │ по смете │ │ │ │ │

└────────────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────┘ └─┘

 

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала.

Резерв на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств создавать нельзя, если ремонт проводят меньше одного года, а также если в предыдущие годы фирма уже проводила аналогичный ремонт.

 

Пример. В 2012 г. ООО "Ветеран" решило создать резерв на ремонт основных средств. Планируемая сумма расходов на ремонт составила 900 000 руб., в том числе:

- на обычный ремонт - 280 000 руб.;

- на особо сложный ремонт - 1 260 000 руб.

Согласно графику обычный ремонт основных средств проводят в течение 2012 г., особо сложный - в течение 2012 - 2014 гг. (т.е. три года). Фирма платит налог на прибыль ежемесячно.

Фактические расходы фирмы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

- в 2009 г. - 200 000 руб.;

- в 2010 г. - 250 000 руб.;

- в 2011 г. - 240 000 руб.

Максимальная сумма резерва на обычный ремонт основных средств составит:

(200 000 руб. + 250 000 руб. + 240 000 руб.) : 3 = 230 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (280 000 руб.) превышает его максимальный размер. Поэтому "Ветеран" может создать резерв только в сумме 230 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в этот резерв составит:

230 000 руб. : 12 мес. = 19 167 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв на оплату особо сложного ремонта составит:

1 260 000 руб. : 4 года : 12 мес. = 35 000 руб.

Общая сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату ремонта основных средств, которая уменьшает облагаемую прибыль ООО "Ветеран", составит:

19 167 руб. + 35 000 руб. = 54 167 руб.

Общая сумма резерва, который может быть создан в 2012 г., составит:

54 167 руб. x 12 мес. = 650 004 руб.

 

Внимание! В бухгалтерском учете формирование резерва на ремонт основных средств не осуществляется. Поэтому если в налоговом учете этот резерв будет создан, то в бухгалтерском будут возникать постоянные отрицательные разницы и постоянные налоговые активы, которые следует отражать в соответствии с положениями ПБУ 18/02.

 

Если затраты превысили сумму резерва, то они включаются в состав расходов и уменьшают облагаемую прибыль. При этом по правилам налогового учета уменьшить прибыль вы сможете только в конце года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать его не нужно.

 

Пример. В 2012 г. ООО "Веста" производит отчисления в резерв на ремонт основных средств. Максимальная сумма резерва, который может создать "Веста", - 60 000 руб. Фирма платит налог на прибыль ежеквартально. В конце каждого квартала в резерв отчисляют по 15 000 руб. (60 000 руб. : 4).

 

Период Сумма резерва
сумма отчислений в резерв (руб.) сумма резерва нарастающим итогом (руб.)
I квартал 15 000 15 000
II квартал 15 000 30 000
III квартал 15 000 45 000
IV квартал 15 000 60 000

 

Фактические расходы по ремонту основных средств и суммы начисленных резервов в 2012 г. составили:

 

Период Фактические расходы на ремонт
расходы за квартал (руб.) расходы нарастающим итогом (руб.)
I квартал 17 000 17 000
II квартал 11 000 28 000
III квартал 21 000 49 000
IV квартал 18 000 67 000

 

По итогам I квартала 2012 г. расходы "Весты" превысили сумму резерва на 2000 руб. (17 000 - 15 000). Эта сумма не уменьшает прибыль фирмы.

За шесть месяцев 2012 г. сумма расходов на ремонт меньше резерва на 2000 руб. (30 000 - 28 000). Однако при налогообложении учитывают всю сумму резерва (т.е. 30 000 руб.).

По итогам девяти месяцев расходы на ремонт превысили сумму резерва на 4000 руб. (49 000 - 45 000). Эта сумма не уменьшает прибыль фирмы.

По итогам года сумма расходов на ремонт превышает резерв на 7000 руб. (67 000 - 60 000). Эта сумма уменьшает облагаемую прибыль "Весты" в конце 2012 г.

 

Списание резерва

 

Все затраты по ремонту основных средств списывают за счет созданного резерва. Остаток неиспользованного резерва на оплату обычного ремонта увеличивает облагаемую прибыль. Неиспользованные суммы на оплату особо сложного и дорогостоящего ремонта могут быть перенесены на следующие налоговые периоды.

 

Пример. В 2012 г. ООО "Веста" применяет резервы на обычный и особо сложный ремонт основных средств. Максимальная сумма резерва на обычный ремонт составила 150 000 руб., а на особо сложный - 350 000 руб. Фактическая сумма расходов на ремонт в 2012 г. составила 330 000 руб., в том числе:

- на обычный ремонт - 120 000 руб.;

- на особо сложный ремонт - 290 000 руб.

31 декабря 2012 г. сумму неиспользованного резерва на оплату обычного ремонта в размере 30 000 руб. (150 000 - 120 000) включают в состав внереализационных доходов. Она увеличивает облагаемую прибыль "Весты". Сумму неиспользованного резерва на оплату особо сложного ремонта в размере 60 000 руб. (350 000 - 290 000) переносят на 2013 г.

 

Резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения

за выслугу лет

 

В налоговом учете резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет отражают в составе расходов на оплату труда.

Создавать резервы в налоговом учете или нет, ваша фирма решает сама. Создание резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в налоговой политике. Величину сумм, резервируемых на те или иные цели, вы рассчитываете самостоятельно.

 

Внимание! В бухгалтерском учете создание резерва на оплату отпусков - обязанность, вытекающая из ПБУ 8/2010 (Письмо Минфина России от 19 апреля 2012 г. N 07-02-06/110). В аналогичном порядке нужно признавать вознаграждения за выслугу лет, предусмотренные коллективными или трудовыми договорами. Эти суммы являются оценочными обязательствами фирмы-работодателя. Их начисляют по счету 96 "Резервы предстоящих расходов", к которому открывают субсчета "Резервы предстоящей оплаты отпусков работникам организации" и "Резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет". Напомним: ПБУ 8/2010 вправе не применять малые предприятия, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг.

 

Создавать резервы могут только те фирмы, которые учитывают выручку при расчете налога на прибыль по методу начисления.

 

Создание резерва

 

Резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждений создают в одинаковом порядке. Поэтому далее мы рассмотрим лишь "отпускной" резерв.

Если вы решили его сформировать, вам нужно написать об этом в налоговой учетной политике. В ней надо указать ежемесячный процент отчислений в резерв. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно оформить специальную смету. В ней указывают сумму, которую планируют израсходовать:

- на заработную плату;

- на уплату страховых взносов с заработной платы;

- на выплату отпускных;

- на уплату страховых взносов с отпускных.

Эта смета может выглядеть таким образом:

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│27 декабря 2011 г. УТВЕРЖДЕНА │

│ Руководителем│

│ планового отдела ООО "Веста"│

│ Петров /Петров А.Н./│

│ │

│ Смета затрат на выдачу зарплаты и отпускных в 2012 году │

│ │

│┌───┬─────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐│

││ N │ Наименование расходов │Планируемая сумма││

││п/п│ │ расходов, руб. ││

│├───┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤│

││ 1 │Заработная плата │ 300 000 ││

│├───┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤│

││ 2 │Сумма страховых взносов, начисленная с заработной│ 78 000 ││

││ │платы │ ││

│├───┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤│

││ 3 │Общая сумма расходов на оплату труда │ 378 000 ││

│├───┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤│

││ 4 │Расходы на выдачу отпускных │ 24 100 ││

│├───┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤│

││ 5 │Сумма страховых взносов, начисленная с отпускных │ 6 266 ││

│├───┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤│

││ 6 │Общая сумма расходов на выдачу отпускных │ 30 366 ││

│└───┴─────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘│

│ │

│Руководитель ООО "Веста" Сомов /Сомов Н.Г./ │

│Главный бухгалтер Соколова /Соколова Л.П./ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Сумму ежемесячных отчислений в резерв определяют так:

 

┌───────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────┐

│ Сумма ежемесячных │ │ Фактическая сумма │ │ Процент │

│ отчислений с учетом │ = │ расходов │ x │ отчислений │

│ страховых взносов │ │ на оплату труда │ │ в резерв │

└───────────────────────┘ └──────────────────────┘ └──────────────┘

 

Эта сумма уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.

 

Пример. ООО "Проект" решило создать резерв на оплату отпусков. На 2012 г. планируемые расходы составили:

- на оплату труда (с учетом страховых взносов) - 422 530 руб.;

- на оплату отпускных (с учетом страховых взносов) - 40 676 руб.

Ежемесячный процент отчислений в резерв составит:

40 676 руб. : 422 530 руб. x 100% = 9,63%.

Фактические расходы на оплату труда (с учетом страховых взносов) за первое полугодие 2012 г. составили:

- январь - 34 000 руб.;

- февраль - 33 000 руб.;

- март - 33 500 руб.;

- апрель - 34 000 руб.;

- май - 35 900 руб.;

- июнь - 36 000 руб.

В конце каждого месяца бухгалтер "Проекта" должен отчислить в резерв:

- январь - 3274 руб. (34 000 руб. x 9,63%);

- февраль - 3178 руб. (33 000 руб. x 9,63%);

- март - 3226 руб. (33 500 руб. x 9,63%);

- апрель - 3274 руб. (34 000 руб. x 9,63%);

- май - 3457 руб. (35 900 руб. x 9,63%);

- июнь - 3467 руб. (36 000 руб. x 9,63%).

 

Если вы решили создать резерв, то расходы на выплату отпускных можно списывать только за счет резерва.

 

Списание резерва

 

В конце года бухгалтер должен проверить, израсходован резерв или нет. Расходы на выплату отпускных могут быть как больше, так и меньше резерва. Если расходы на выплату отпускных (с учетом страховых взносов) больше суммы резерва, то разница между резервом и расходами уменьшает прибыль, но только в конце года (31 декабря). Если расходы на выплату отпускных (с учетом страховых взносов) меньше суммы резерва, то разница между резервом и расходами увеличивает прибыль в конце года (31 декабря).

 

Пример. В 2012 г. ООО "Ветеран" создало резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет. Сумма резерва - 450 000 руб.

Ситуация 1. В конце 2012 г. сотрудникам фирмы были выданы вознаграждения (с учетом страховых взносов) в размере 508 000 руб.

Сумма резерва меньше суммы вознаграждений на 58 000 руб. (508 000 - 450 000).

На эту сумму 31 декабря 2012 г. бухгалтер "Ветерана" должен уменьшить налогооблагаемую прибыль фирмы.

Ситуация 2. В конце 2012 г. сотрудникам фирмы были выданы вознаграждения (с учетом страховых взносов) в размере 432 000 руб.

Сумма резерва больше суммы вознаграждений на 18 000 руб. (450 000 - 432 000).

На эту сумму 31 декабря 2012 г. бухгалтер "Ветерана" должен увеличить налогооблагаемую прибыль фирмы.

 

Резерв на оплату гарантийного ремонта

 

Многие фирмы дают гарантию на товары, которые они продают (например, бытовую технику). Если в ходе эксплуатации товар выходит из строя, то фирма обязуется бесплатно его отремонтировать. Затраты по такому ремонту в бухгалтерском учете отражают в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете - в составе прочих расходов.

Единовременное списание крупных расходов по гарантийному ремонту может привести к резкому увеличению себестоимости и даже стать причиной убытка. Для равномерного включения таких расходов в затраты вы можете создать резерв на гарантийный ремонт и обслуживание.

 

Создание резерва

 

Создайте данный резерв, если фирма тратит большие суммы на ремонт в конце года или сумма резерва будет превышать планируемые затраты на ремонт.

В этой ситуации резерв позволит фирме снизить авансовые платежи по налогу на прибыль. Ведь затраты на ремонт уменьшат налогооблагаемую базу уже с начала года (когда расходов на ремонт еще нет). Кроме того, распределяя затраты постепенно, фирма сможет избежать увеличения себестоимости продукции в том отчетном периоде, когда проведет ремонт. В этом случае вы получите возможность платить меньше налогов. Но за счет того, что в течение года будете включать в расходы суммы, превышающие реальные затраты. Правда, разницу между ними и резервом потом придется приплюсовать к доходам. Однако сделать это нужно будет только в конце года.

Отметим, что резерв создавать не имеет смысла, если вы планируете ремонт в начале года или предполагаете, что расходы на него превысят ваш резерв. В этом случае резерв принесет вам только убытки.

Решение о создании резерва на гарантийный ремонт и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в налоговой и бухгалтерской учетной политике.

Создание такого резерва в бухгалтерском учете регламентировано правилами ПБУ 8/2010. Сумма такого резерва в бухгалтерском учете отражается в составе расходов от обычных видов деятельности. В налоговом учете резерв отражают в составе прочих расходов и формируют в порядке, который установлен ст. 267 НК РФ.

 

Внимание! Создавать резервы в налоговом учете могут только те фирмы, которые учитывают выручку при расчете налога на прибыль по методу начисления.

 

Расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, для оплаты которых создан резерв, списывают за счет резерва.

Чтобы рассчитать сумму отчислений в резерв, определите долю затрат на гарантийный ремонт в сумме выручки, полученной за три предыдущих года. Этот показатель можно рассчитать так:

 

┌───────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────┐

│ Доля │ │ Расходы │ │ Выручка от реализации│ │ │

│ затрат на │ │ на гарантийный│ │ товаров, по которым │ │ │

│гарантийный│ = │ ремонт за 3 │ : │ предоставлялась │ x │ 100% │

│ ремонт │ │ предыдущих │ │ гарантия, │ │ │

│ │ │ года │ │ за 3 предыдущих года │ │ │

└───────────┘ └───────────────┘ └──────────────────────┘ └──────┘

 

Сумму отчислений в резерв, которая учитывается в составе расходов фирмы, определяют так:

 

┌────────────┐ ┌───────────────────────────────┐ ┌────────────────┐

│ Доля │ │ Выручка от реализации товаров,│ │ Доля затрат на │

│ отчислений │ = │ по которым предоставлялась │ x │ гарантийный │

│ в резерв │ │ гарантия │ │ ремонт │

└────────────┘ └───────────────────────────────┘ └────────────────┘

 

Пример. ООО "Ветеран" продает холодильники. Фирма предоставляет на них гарантию сроком на три года.

За 2009 - 2011 гг. выручка от продажи холодильников составила 3 000 000 руб. (без НДС). На их гарантийный ремонт было потрачено 210 000 руб. "Ветеран" платит налог на прибыль ежеквартально.

Доля затрат на гарантийный ремонт составит:

210 000 руб. : 3 000 000 руб. x 100 = 7%.

В I квартале 2012 г. выручка от продажи холодильников составила 500 000 руб. (без НДС).

В конце I квартала бухгалтер ООО "Ветеран" может начислить резерв на оплату гарантийного ремонта в сумме:

500 000 руб. x 7% = 35 000 руб.

Эту сумму отражают в составе прочих расходов фирмы.

 

Если фирма работала меньше трех лет, то долю затрат на гарантийный ремонт определяют так:

 

┌───────────┐ ┌───────────────┐ ┌────────────────────────┐ ┌────┐

│ Доля │ │ Расходы │ │ Выручка от реализации │ │ │

│ затрат на │ │ на гарантийный│ │ товаров, по которым │ │ │

│гарантийный│ = │ремонт за время│ : │ предоставлялась │ x │100%│

│ ремонт │ │ работы фирмы │ │ гарантия, за время │ │ │

│ │ │ │ │ работы фирмы │ │ │

└───────────┘ └───────────────┘ └────────────────────────┘ └────┘







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.