Здавалка
Главная | Обратная связь

При недостаче денег в кассе 50 страница



 

Чтобы учесть материальную помощь в расходах при расчете налога на прибыль, оформите ее выплату как выдачу производственной премии, предусмотренной трудовым договором. Ее сумма уменьшит налогооблагаемую прибыль фирмы (п. 25 ст. 255 НК РФ).

 

Доставка сотрудников на работу

 

Для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по доставке сотрудников до места работы, нужно прописать эту обязанность работодателя в трудовом (коллективном) договоре. Кроме того, такие расходы должны быть обусловлены технологическими особенностями производства. Тогда эти расходы можно принять к налоговому учету по п. 25 ст. 255 НК РФ. Основание - п. 26 ст. 270 НК РФ.

Аналогичной позиции придерживается Минфин России (Письмо от 20 мая 2011 г. N 03-03-06/4/49). Отсутствие общественного транспорта можно подтвердить справкой от местных органов власти.

 

Питание сотрудников

 

Стоимость бесплатно предоставляемого работникам питания можно учесть при расчете налога на прибыль также в двух случаях:

- если такое питание предусмотрено действующим законодательством;

- если оно предусмотрено трудовым (коллективным) договором.

Обязательное бесплатное питание предусмотрено лишь для сотрудников, которые работают во вредных условиях (ст. 222 ТК РФ). При этом оценка опасных и вредных производственных факторов по характеру выполняемых работ и по условиям труда производится на основании данных, полученных при аттестации рабочих мест. Тогда предоставление бесплатного питания признается соответствующим законодательству, а его стоимость включается в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Если же условие о питании вписано в трудовой или коллективный договор, то его стоимость уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. N 03-03-06/4/26).

 

Выплаты по договорам страхования

 

К расходам на оплату труда относятся затраты фирмы по договорам:

- обязательного страхования сотрудников (например, страхование частных детективов и охранников, работников горноспасательных служб и т.д.);

- добровольного страхования сотрудников (например, страхование жизни, здоровья, добровольное пенсионное страхование).

В бухгалтерском учете затраты по таким договорам полностью включают в расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете такие затраты включаются в состав расходов на оплату труда.

Расходы по обязательному страхованию сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы полностью. Расходы по добровольному страхованию сотрудников уменьшают прибыль, если:

- договор страхования заключен на условиях, предусмотренных п. 16 ст. 255 НК РФ;

- расходы по страхованию сотрудников не превышают норм, установленных п. 16 ст. 255 НК РФ.

Разобраться, в каком порядке учитывают расходы по добровольному страхованию сотрудников, вам поможет представленная ниже таблица.

 

Таблица

 

Вид договора страхования Условия страхования Максимальная сумма расходов, которая уменьшает облагаемую прибыль
Пенсионное страхование Работодатели перечисляют дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии своих работников в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ Общая сумма расходов по страхованию жизни и пенсионному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) не должна превышать 12 процентов от затрат на оплату труда
Долгосрочное страхование жизни Минимальный срок договора - 5 лет. В течение этого срока договор не должен предусматривать выплат в пользу сотрудника (за исключением страховых выплат в случае его смерти или причинения вреда здоровью)
Добровольное пенсионное страхование или негосударственное пенсионное обеспечение Договор должен предусматривать выплату пенсии (пожизненно), если сотрудник имеет на нее право по законодательству
Добровольное медицинское страхование Минимальный срок договора - один год. Договор должен предусматривать оплату страховщиком медицинских расходов работников 6 процентов от затрат на оплату труда
Добровольное личное страхование жизни или причинения вреда здоровью Договор должен предусматривать выплаты исключительно в случаях смерти застрахованного или причинения вреда здоровью Не более 15 000 руб. в год на одного человека. Этот предел рассчитывают как отношение общей суммы взносов к количеству застрахованных работников

 

Внимание! Независимо от метода учета доходов и расходов при расчете налога на прибыль (метода начисления или кассового метода) затраты по обязательному и добровольному страхованию сотрудников уменьшают облагаемую прибыль только после их оплаты (п. 6 ст. 272, ст. 273 НК РФ). Если расходы по страхованию относятся к нескольким отчетным периодам (например, при оплате договора страхования разовым платежом), то они равномерно распределяются между ними.

 

Пример. В декабре ООО "Паола" заключило договор добровольного медицинского страхования сотрудников. Срок действия договора - один год. 31 декабря "Паола" перечислила страховую премию в сумме 30 000 руб. Сумма расходов по страхованию, которая ежемесячно будет включаться в затраты в следующем году, составит:

30 000 руб. : 12 мес. = 2500 руб.

 

Выплаты по гражданско-правовым договорам

 

Фирма может оплачивать труд работников не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору. К гражданско-правовым договорам относятся, например:

- договор подряда (ст. 702 ГК РФ);

- договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ);

- договор перевозки (ст. 785 ГК РФ);

- договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ);

- договор хранения (ст. 886 ГК РФ);

- договор поручения (ст. 971 ГК РФ);

- договор комиссии (ст. 990 ГК РФ);

- договор доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ);

- агентский договор (ст. 1005 ГК РФ);

- договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ);

- другие виды договоров.

Гражданско-правовой договор заключается в соответствии с требованиями гражданского, а не трудового законодательства.

Такой договор может быть заключен как с сотрудником фирмы, так и с лицом, не состоящим с фирмой в трудовых отношениях.

Если гражданско-правовой договор заключен с работником фирмы, то работа по этому договору должна выполняться в нерабочее время. Иначе такой труд будет считаться работой по совместительству. При этом по трудовому и гражданско-правовому договорам сотрудник должен выполнять различную работу.

 

Пример. В ООО "Берег" Васильев работает по трудовому договору электриком. "Берег" заключил с Васильевым договор подряда. Согласно ему Васильев должен убрать территорию цеха. Трудовой договор при этом с ним не расторгается.

 

Как правило, гражданско-правовые договоры со сторонними лицами заключаются, если в штате организации нет необходимых специалистов или организация не может выполнить те или иные работы силами штатных сотрудников.

Организация сама решает, принять человека на работу по трудовому договору или заключить с ним гражданско-правовой договор.

Человек, работающий по гражданско-правовому договору, не подчиняется внутреннему распорядку организации, и на него не распространяются нормы трудового законодательства (продолжительность рабочего дня, порядок оплаты работы в праздничные и выходные дни, минимальный размер оплаты труда, отпуска и т.д.).

Если в таком договоре установлено, что работать нужно в праздничные и выходные дни, то это условие должно быть выполнено. По гражданско-правовому договору оплачивается только результат работы.

В договоре указывают:

- работы (услуги), которые должны быть выполнены (оказаны);

- порядок оплаты результатов работы;

- даты начала и окончания работ;

- порядок сдачи-приемки работ;

- требования к качеству работ;

- ответственность сторон за нарушение условий договора.

Факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом их сдачи-приемки.

Форма акта сдачи-приемки работ (услуг) по гражданско-правовому договору законодательством не установлена. Поэтому при подписании такого акта нужно следить, чтобы в нем были указаны все реквизиты, предусмотренные законодательством для первичных учетных документов.

Вознаграждения за выполнение работ (услуг) по гражданско-правовым договорам учтите при расчете налога на прибыль в составе:

- расходов на оплату труда, если договор заключен с гражданином, не состоящим в штате фирмы (п. 21 ст. 255 НК РФ);

- прочих расходов, если договор заключен с индивидуальным предпринимателем (пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 

Суммы начисленной амортизации основных средств

 

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включают суммы амортизации, начисленные по основным средствам и нематериальным активам, которые используют в производственной деятельности организации.

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по основным средствам начисляют амортизацию.

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

По некоторым основным средствам амортизацию начислять не нужно. Перечень таких основных средств в бухгалтерском и налоговом учете различается. Основные различия - в таблице (см. ниже).

 

Таблица

 

Вид имущества Амортизация по правилам бухгалтерского учета Амортизация по правилам налогового учета
Основные средства, которые не используются для извлечения дохода Начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 1 ст. 256 НК РФ)
Основные средства, переведенные на консервацию на срок, превышающий три месяца Не начисляют (п. п. 17 и 23 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 3 ст. 256 НК РФ)
Объекты основных средств некоммерческих организаций Не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) <*> и используют для некоммерческой деятельности Не начисляют, если имущество куплено за счет целевых поступлений (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.) Начисляют при условии, что эти объекты учтены в составе доходных вложений в материальные ценности (п. 17 ПБУ 6/01) Начисляют, если объекты используются для извлечения дохода
Объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. В том числе земельные участки; объекты природопользования; музейные предметы и музейные коллекции и др. Не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Основные средства, находящиеся на реконструкции или модернизации больше года Не начисляют (п. 23 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 3 ст. 256 НК РФ)
Печатные издания (книги, брошюры и т.п.) Может не начисляться (п. 5 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Основные средства стоимостью до 40 000 руб. Может не начисляться (п. 5 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 1 ст. 256 НК РФ)
Объекты незавершенного капитального строительства Не начисляют (п. 3 ПБУ 6/01) Не начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)
Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств Начисляют, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора (п. 5 ПБУ 6/01; абз. 8 п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н) Начисляют только при условии, что капитальные вложения осуществлены в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя (п. 1 ст. 256 НК РФ)
Продуктивный скот Начисляют (п. 5 ПБУ 6/01) Начисляют (п. 2 ст. 256 НК РФ)

 

--------------------------------

<*> Примечание: в бухгалтерском учете по таким видам имущества в конце каждого года начисляется износ. Сумму износа учитывают на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

 

Суммы начисленной амортизации прежде всего зависят от первоначальной стоимости основного средства (нематериального актива). В бухгалтерском и налоговом учете ее формируют по-разному.

Поговорим об этом подробнее (на примере основных средств).

 

Первоначальная стоимость основных средств

 

Некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в первоначальную стоимость основного средства, а по правилам налогового учета - нет.

Как учитывают затраты, связанные с покупкой основных средств, вы можете посмотреть в таблице.

 

Таблица

 

Вид расходов Учет затрат
бухгалтерский налоговый
Суммы, уплаченные продавцу (за исключением НДС, который принимается к вычету) Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплаченные в связи с приобретением основного средства Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Расходы на доставку и доведение основного средства до состояния, пригодного к использованию Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)
Таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе основного средства в Россию Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ, Письмо Минфина России от 8 июля 2011 г. N 03-03-06/1/413)
Суммы, уплаченные за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с покупкой основного средства Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/70)
Отрицательные курсовые и суммовые разницы, связанные с покупкой Учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) Учитывают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ)
Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением основного средства Включают в первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01) То же (ст. 257 НК РФ)

 

В интересах бухгалтера максимально снизить стоимость основных средств в налоговом учете. В этой ситуации часть их стоимости будет единовременно включена в расходы. Поэтому начислять амортизацию по ним не придется. Это как минимум поможет фирме сэкономить налог на прибыль.

 

Как снизить стоимость основных средств

 

Способ 1

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с покупкой основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость.

В налоговом учете возникает соблазн учесть такие затраты единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3, 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), закрепив такое решение в учетной политике фирмы.

Но такой подход является рискованным (Письмо Минфина России от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/70). Дело в том, что порядок формирования первоначальной стоимости основного средства прямо установлен законодателем: согласно п. 1 ст. 257 НК РФ она определяется как сумма расходов на приобретение объекта. Классификация расходов, предусмотренная п. 1 ст. 264 НК РФ, применяется в случаях, специально не оговоренных в иных статьях НК РФ.

В частности, по этой причине не следует учитывать отдельно от компьютера стоимость предустановленного программного обеспечения, позволяющего реализовывать публично заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники (Письмо ФНС России от 29 ноября 2010 г. N ШС-17-3/1835).

Практикуют такой вариант: договариваются с поставщиком, что стоимость основного средства будет складываться из двух составляющих: его непосредственной цены и отдельно оплаты информационных услуг по его эксплуатации, которые поставщик вам окажет. Ваш выигрыш - часть стоимости этого имущества - можно сразу включить в расходы без начисления амортизации. А поставщику это лишних хлопот не прибавит, ведь консультация будет лишь формальной. Образовательная лицензия для этого не нужна.

Теперь о выгоде от разделения затрат на две составляющие. Период амортизации основного средства останется тем же. Ведь он зависит не от стоимости имущества, а от срока его полезного использования. Но поскольку согласно вашей учетной политике, например, консультационные услуги вы спишете сразу (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее. Поясним сказанное на примере.

 

Пример. Фирма "Лотос" приобрела у компании "Берег" отопительный котел. Стоимость сделки составила 177 000 руб. (в т.ч. НДС - 27 000 руб.). Из них стоимость котла - 153 400 руб. (в т.ч. НДС - 23 400 руб.), стоимость консультационных услуг по обслуживанию котла - 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).

Таким образом, "Лотос" сможет сразу списать на расходы 20 000 руб. Оставшиеся 130 000 руб. будут списаны на расходы в течение семи лет (срок полезного использования для отопительных котлов установлен Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Если бы стоимость консультационных услуг не была выделена отдельно, в течение семи лет нужно было бы списывать не 130 000, а 150 000 руб.

 

Внимание! Как и в любой схеме, ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление. В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно, стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены. Такую услугу даже лучше классифицировать как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 

Этой возможностью также целесообразно пользоваться при покупке имущества, стоимость которого немного больше 40 000 руб. Дело в том, что средства труда первоначальной стоимостью менее 40 000 руб. амортизировать не надо. Их можно включить в состав расходов сразу. Поэтому если покупку офисного копировального аппарата стоимостью, скажем, 42 000 руб. разбить на цену принтера (39 000 руб.) и стоимость консультационной услуги (3000 руб.), то вся сумма расходов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в первом же отчетном периоде.

Способ 2

Фирма может договориться с поставщиком о разделе реальной стоимости основного средства на две части: цену и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки. Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете.

Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше 40 000 руб. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.

 

Пример. 20 июня ООО "Прогресс" приобрело один компьютер по цене 51 920 руб. (в т.ч. НДС - 7920 руб.). Компьютер был оплачен 25 июня.

Ситуация 1. Компьютер покупают в обычном порядке. Бухгалтер "Прогресса" должен сделать записи:

20 июня

Дебет 08 Кредит 60

- 44 000 руб. (51 920 - 7920) - оприходован компьютер;

Дебет 19 Кредит 60

7920 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

7920 руб. - принят к вычету НДС по компьютеру;

Дебет 01 Кредит 08

44 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию;

25 июня

Дебет 60 Кредит 51

- 51 920 руб. - перечислены деньги поставщику.

Ситуация 2. "Прогресс" условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить учетную стоимость компьютера.

Поэтому его цена была установлена в размере 46 728 руб. (в т.ч. НДС - 7128 руб.).

По условиям договора, если деньги за компьютер перечисляют после 22 июня, "Прогресс" платит неустойку в размере 10 процентов, то есть сумму 5192 руб. (51 920 - 46 728).

При покупке и оплате компьютера бухгалтер "Прогресса" сделал записи:

20 июня

Дебет 10 Кредит 60

- 39 600 руб. (46 728 - 7128) - оприходован компьютер;

Дебет 19 Кредит 60

- 7128 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 7128 руб. - принят к вычету НДС по компьютеру;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

- 39 600 руб. - стоимость компьютера включена в расходы фирмы;

25 июня

Дебет 91-2 Кредит 76

- 4400 руб. (5192 - 792) - начислена неустойка;

Дебет 19 Кредит 76

- 792 руб. (5192 руб. x 18% : 118%) - учтен НДС с суммы неустойки;

Дебет 91-2 Кредит 19

- 792 руб. - НДС по неустойке списан на прочие расходы;

Дебет 60 Кредит 51

- 46 728 руб. - перечислены деньги за компьютер;

Дебет 76 Кредит 51

- 5192 руб. - перечислена неустойка.

 

Как видно из примера, при первом варианте компьютер включают в состав основных средств, и бухгалтер "Прогресса" должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость компьютера будут относить на затраты в течение продолжительного периода времени.

При втором варианте стоимость компьютера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (4400 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов и также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Прогресса". Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется возиться с амортизацией дешевых основных средств. Более того, ваша фирма не будет платить налог на имущество с их остаточной стоимости. Зато НДС в составе неустойки принять к вычету не удастся (Письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. N 03-07-11/41).

Способ 3

Основные средства стоимостью не более 40 000 руб. не считают амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Их списывают на расходы при вводе в эксплуатацию. Только вся загвоздка в том, что дешевых основных средств не так уж и много.

Однако есть способ превратить некоторые дорогие объекты в дешевые. Речь идет об основных средствах, которые состоят из нескольких относительно самостоятельных частей стоимостью до 40 000 руб. каждая. Например, в комплект компьютера входят системный блок, монитор, принтер, сканер, модем и так далее. Этот комплект как раз и можно расчленить.

Однако налоговые инспекторы настаивают на том, что периферийные устройства - это лишь части одного компьютера. Их надо учитывать вместе с ним как единый инвентарный объект, поскольку сами по себе они работать не могут. Свою позицию чиновники основывают на п. 6 ПБУ 6/01. Он гласит: единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При этом в его состав должны включаться любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в комплекте.

 

Пример. ООО "Альфа" приобрело системный блок компьютера стоимостью 47 200 руб. (в т.ч. НДС - 7200 руб.) и монитор стоимостью 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).

Если следовать позиции чиновников, купленное имущество должно быть отражено так:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 40 000 руб. (47 200 - 7200) - оприходован системный блок компьютера;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 7200 руб. - учтен НДС по системному блоку;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - оприходован монитор;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 3600 руб. - учтен НДС по монитору;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 60 000 руб. (20 000 + 40 000) - системный блок и монитор введены в эксплуатацию и учтены как единый объект основных средств "Персональный компьютер";

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

- 10 800 руб. (3600 + 7200) - НДС по персональному компьютеру принят к вычету.

 

Такая позиция не удобна бухгалтерам и не выгодна фирме. Прежде всего из-за того, что при этом нет возможности включить стоимость купленного имущества в расходы фирмы единовременно.

Как видно из примера, различные части компьютера стоят не больше 40 000 руб. Однако, несмотря на это, они отражаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества. Следовательно, в течение длительного времени на них будет начисляться амортизация.

Безусловно, с такой позицией можно поспорить. Не секрет, что принтер может использоваться не одним, а несколькими компьютерами. В этом случае вообще непонятно, какое оборудование надо включить в "единый комплекс". К тому же отключение принтера работе системного блока не мешает. Да и тот же самый монитор к одному и тому же системному блоку навсегда не подключен. А значит, единым целым все эти объекты не являются. Именно такого мнения придерживается большинство арбитров, ссылаясь на позицию ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 2 августа 2011 г. N ВАС-15726/10 по делу N А32-44414/09-51/796).

Компьютеры - это самый яркий пример такого имущества. Но и к другим объектам можно применять позицию арбитров, если такая ситуация действительно имеет место (телефонная станция и телефонные аппараты, рекламные щиты и пр.).

Кроме того, ПБУ 6/01 регламентирует исключительно бухгалтерский учет и не имеет никакого отношения к учету налоговому. В то же время в НК РФ никаких подобных требований не содержится. Таким образом, если организация соблюдает требования ст. ст. 256 и 257 НК РФ, она вправе учесть компьютер в налоговом учете по составным частям. Это даст вам возможность сэкономить на налоге на прибыль и налоге на имущество, однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.

 

Особенности учета отдельных видов основных средств

 

Недвижимое имущество

 

По правилу, установленному п. 11 ст. 258 НК РФ, объекты недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав. В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.

Другими словами, по объекту недвижимости амортизация начинает начисляться при выполнении одновременно двух условий:

- объект включен в амортизационную группу в связи с подачей документов на регистрацию права собственности;

- объект введен в эксплуатацию.

 

Пример. ООО "Прогресс" приобрело в июле 2012 г. по договору купли-продажи нежилое помещение. В этом же месяце были поданы документы на регистрацию права собственности, помещение было принято к учету и введено в эксплуатацию. С 1 августа 2012 г. следует начислять амортизацию в налоговом учете по этому объекту.

Другой вариант развития событий - если договор купли-продажи помещения заключен в июле 2012 г., документы на регистрацию права собственности поданы также в июле, но введено в эксплуатацию здание только в августе. Тогда амортизацию следует начислять с 1 сентября 2012 г.

 

Объекты бытового назначения

 

Кофеварки, микроволновые печи, холодильники, обогреватели - далеко не полный перечень приборов, без которых сейчас не работает практически ни один офис. Тем не менее вопрос их отражения в налоговом учете до сих пор остается спорным.

Прежде контролеры исключали затраты на покупку бытовых приборов в налоговом учете. Причем объяснения, что без них сейчас не обходится практически ни одна фирма, они не принимали. Формулировка примерно одинакова - "данные затраты не связаны с производственной необходимостью". В налоговом споре компании могли ссылаться лишь на Письмо Минфина России от 21 апреля 2005 г. N 03-06-01-04/209, однако оно относится к налогу на имущество. В нем разъясняется, что холодильник и микроволновую печь, приобретенные для обеспечения питанием сотрудников, следует включать в состав основных средств в целях бухгалтерского учета. Связь таких затрат с производственным процессом аргументируется ссылкой на ст. 163 ТК РФ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.