Здавалка
Главная | Обратная связь

СЕСТРА САНДРИН БИЕЛЬ



 

Сандрин Биель — имя монахини-настоятельницы, которая ночью впускает Сайласа в церковь Сен-Сюльпис, Оно образовано от имен двух реальных людей, имеющих отношение к Приорату Сиона. Имя Сандрин взято у Джино Сандри, личного секретаря Пьера Плантара, великого магистра Приората Сиона. Фамилию Дэн Браун позаимствовал у аббата Бие-ля, в XIX веке бывшего генеральным директором духовной семинарии Сен-Сюльпис. Беранже Соньер, приходский священник церкви Ренн-ле-Шато, якобы посетил аббата после того, как во время реставрации церкви в 1861 году обнаружил зашифрованные таинственные рукописи. См. также: Пьер Планшир, Жак Соньер, Сен-Сюльпис.

 

ЧЕРНЫЕ МАДОННЫ

 

Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».

Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.

Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.

Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.

Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры.

См. также: Исида, Тамплиеры, Мария Магдалина.

 

КАТАРЫ

 

В романе «Код да Винчи» содержится немало упоминаний о том, что в прошлом христианская церковь жестоко преследовала так называемые секты и ереси. К числу таких сект относились и катары, которые играют важнейшую роль в теориях, излагаемых в книге «Святая кровь, Священный Грааль», послужившей основой для сюжета «Кода да Винчи». История катаров и их бесчеловечного уничтожения — одна из наиболее важных основополагающих историй главной загадки, описываемой в «Коде да Винчи». Именно вера в то, что Иисус Христос и Мария Магдалина были супругами, стала причиной гонений и в конечном счете привела к полному истреблению катаров.

Катары, известные также как альбигойцы, были христианской сектой, имевшей огромную популярность в XII— XIII веках в Лангедоке — ныне южной провинции Франции, а также на севере Италии. Это своего рода западноевропейская ветвь балканской еретической секты богомилов, возникшей в середине X века. В 1179 году, на Третьем Латеранском соборе, папа публично осудил ка-тарскую ересь.

Считается, что слово «катар» имеет греческое происхождение. Оно образовано от слова «катаро», означающее «чистый, очистившийся», или же от немецкого «ketter» — «еретик». Хотя католическая церковь считала катаров еретиками, сами они полагали себя истинными христианами, именуясь Христовыми или добрыми людьми.

Главным оплотом катаров был Лангедок — сегодняшняя провинция Франции, а в ту пору независимое, процветающее государство. Большинство лангедокских дворян были либо катарами, либо симпатизировали им. Катары отличались миролюбием и не представляли никакой угрозы властителям герцогства. Их главной целью была простая, скромная, добропорядочная и мирная жизнь. Подобный характер катарской религии привлекал к ней многих верующих.

В итоге катары навлекли на себя гнев католической церкви, ибо отказались признавать власть папы. Они считали, что крест является символом зла и человеческих мучений, отрицали торговлю святыми мощами — в то время чрезвычайно прибыльный источник доходов католической церкви. Святой престол не раз посылал в Лангедок посредников, таких как Бернар Клервоский, чтобы подчинить себе катаров, но так ничего и не добился. По причине того, что о катарах практически не осталось письменных свидетельств, ньшешние сведения об их истории и вере крайне скудны. До наших дней дошли главным образом протоколы инквизиции — надо полагать, документы довольно необъективного, предвзятого характера.

Тем не менее сегодня известно, что в основе религии катаров лежал дуализм. Иными словами, можно утверждать, что они верили в существование двух противоположных и равных начал: Бога и дьявола, добра и зла, света и тьмы. Духовное царство небесное считалось чистым и нереальным, в то время как плотское, физическое — растленным и злым. Таким образом, чистая душа, принадлежавшая Богу, была заключена в похотливом и грязном человеческом теле. Чистая душа могла освободиться только через аскезу, отстранение от материального мира, чтобы окончательно очиститься при слиянии с Богом. Этого можно было достичь, лишь ведя исключительно духовную, праведную, безгрешную жизнь, воздерживаясь от соблазнов слабой плоти и грубого, низменного физического мира.

Катары считали, что если плоть греховна и является дьявольским порождением, то Иисус никак не мог родиться от Девы Марии, которая, несмотря на свою непорочность, все-таки была обычной женщиной. Непорочное зачатие, таким образом, не более чем символичная выдумка, поскольку Христос был непорочен и явился на свет от бесплотного духа, «вселившегося» в Деву Марию. Катары также отрицали распятие Иисуса на кресте и его воскресение из мертвых, ибо по причине отсутствия у него физического тела тот не мог лишиться жизни и заново возродиться к ней. Символическое превращение хлеба и вина в его плоть и кровь при причащении также отвергалось катарами, равно как и существование чистилища, действенность молитв и икон. Отрицали катары и Святую Троицу (триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Они также верили в то, что Иоанн Креститель был орудием дьявола, посланным в мир, чтобы отобрать у Христа миссию спасителя. Их вера распространялась и на то, что Мария Магдалина была женой Иисуса, ведь, хотя Христос и был бесплотным существом, он обитал в растленной плотской оболочке и, таким образом, мог сочетаться браком с женщиной.

Катары отвергали большинство католических таинств (крещение, причастие, конфирмацию, духовный сан, епитимью, соборование и бракосочетание), признавая утешение (consolamentum), которое вновь возвращало душу в совершенное состояние. Все те, кто получал утешение (consolamentum), назывались «совершенными» (perfecti) и с того момента должны были вечно сохранять чистоту, воздерживаться от соблазнов грешной плоти, от мяса, птицы, яиц, а также от брака, и сохранять целомудрие. Однако такую строгую монастырскую жизнь должны были вести только «совершенные», поскольку обычные верующие, credentes, могли не соблюдать этих жестких правил, не прибегать к столь скудному рациону. Они также имели право жениться и заводить детей.

«Совершенные» посвящали себя постоянному стремлению к божественной чистоте. Они жили скромной монашеской жизнью и странствовали по двое, занимаясь проповедничеством и врачеванием. Лишь на пороге смерти тот, кто был credente, получал утешение, consolamentum, и с этого мгновения попадал в состояние испытания, endure, и теперь ничто, кроме воды, не могло касаться его губ. Поскольку такие люди находились в состоянии Божьего благоволения, женщинам не дозволялось даже прикасаться к ним.

Женщин катары считали особенно нечистыми существами, ибо те были повинны в библейском грехопадении. Именно греховной женской плотью сатана соблазнял невинные мужские души, не давая им свято возноситься к небесам. Впрочем, несмотря на это, женщины все же могли стать и становились perfecti, тем самым занимая равное с мужчинами место в обществе. Тем не менее всем perfecti было строжайше запрещено прикасаться к беременным женщинам, дабы не осквернить себя соприкосновением с результатом греховной связи мужчины и женщины; человеческий же зародыш катары вообще считали сатанинским творением.

По мнению катаров, души тех, кто умер без consolamentum, обязательно и неоднократно перерождались в животных или людей, причем этот процесс должен был продолжаться до тех пор, пока душа не найдет тело доброго человека и лишь тогда сможет достичь истинного совершенства. Жертвенность, готовность добровольно пойти на смерть, простив тех, кто лишал их жизни, избавляли катаров от необходимости цепочки перерождений. Этим во многом объясняется тот факт, что многие тысячи людей были готовы пожертвовать жизнью во имя своих религиозных убеждений. Вместо концепции Страшного Суда катары верили в то, что материальный мир прекратит свое существование после того, как все души освободятся от телесных оболочек.

Помимо дуалистической модели мира, они верили в личное спасение и даже простых людей побуждали к чтению Библии, особенно Евангелия от Иоанна в Новом Завете, которое и определило основы их вероучения. Другой известный нам священный для катаров текст — Книга Иоанна, которая отличается от одноименного Евангелия только добавлением некоторых откровений дуалистического характера. Катарская церковь имела свои епархии и соответственно епископов, дьяконов и «совершенных». Религиозные службы проходили достаточно неформально и проводились под открытым небом, в пещерах или в обычных жилых домах.

В 1209 году папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против катаров. Крестовый поход, получивший название альбигойского (от названия катарского города Аль-би), отличался необычайной жестокостью и унес тысячи человеческих жизней, как катаров, так и обычных христиан. В это время катары принялись укреплять свои замки, такие как Монсепор, расположенный на юге современной Франции, которые обычно использовались как места для коллективных молитв. Во время крестового похода Монсепор превратился в последнее убежище катаров. В 1243 году началась осада Монсегюра, однако сложный горный рельеф не способствовал успехам крестоносцев. Окончательно катары сдались 2 марта 1244 года. Это случилось после десяти месяцев осады. За это время многие из осаждающих приняли ка-тарскую веру и присоединились к защитникам крепости. Согласно условиям капитуляции, катарам было дано 15 дней, чтобы подготовиться к своей судьбе. В ночь перед тем, как они должны были сдаться, четверо катаров тайком скрылись из крепости, унеся с собой катарские сокровища. До сих пор доподлинно не известно, что это были за сокровища, однако вопрос этот не раз обсуждался на страницах многочисленных книг. Высказывались предположения, что среди прочих драгоценностей был и легендарный Святой Грааль, сказочная «говорящая голова» тамплиеров, также известная как Бафо-мет (см. соответствующий раздел данной книги), важнейшие предметы катарского религиозного культа, священные писания или, как предполагают авторы «Открытия тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс, этим важнейшим сокровищем могли быть эти самые четыре катара. В день сдачи крепости все 205 катаров, находившихся в стенах Монсепора, были выведены в горную долину и сожжены на кострах.

Альбигойский крестовый поход продолжался одиннадцать лет и окончательно завершился лишь в 1255 году. После этого инквизиция занялась истреблением последних очагов катарской ереси, располагавшихся в отрогах Пиренеев. Наиболее достоверное из сохранившихся до наших дней свидетельств — история небольшой деревушки Монтелу, жители которой были подвергнуты допросам трибунала инквизиции. В 1320 году большинство катарских вожаков были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Это положило конец существованию катарской церкви.

См. также: Альбигойский крестовый поход, Бафомет, Бернар Клервоский, «Святая кровь, Священный Грааль».

 

ШАРТРСКИЙ СОБОР

 

Целью приезда Роберта Лэнгдона в Париж было чтение лекции о языческом символизме, нашедшем отражение в конструкции Шартрского собора.

Шартрский собор находится на территории департамента Эр-и-Луар, к югу от столицы Франции. Шартр начиная с VI века всегда был важным религиозным центром. В IX веке он стал центром культа Мадонны, что неудивительно, поскольку главный собор этого города носит имя Святой Девы Марии, богородицы.

В XI столетии на месте церкви вырос собор в традиционном романском стиле, почти полностью уничтоженный пожаром в самом начале XII века. Именно поэтому в 1145 году было начато возведение более внушительного и крупного собора, который впоследствии превратился в величественное готическое сооружение, которое сохранилось и до наших дней. Пожар 1194 года стал причиной очередной реконструкции собора, которая была завершена в 1225 году.

Шартрский собор явился предтечей многих готических соборов Франции той эпохи. Его украшают характерные для этого стиля башенки, шпили, стрельчатые арки, пересекающиеся контрфорсы, берущие на себя вес крыши, а также превосходные витражные окна. Впервые готическая архитектура создала светлое, внушающее благоговейный ужас огромное внутреннее пространство, позволившее зодчим совместить божественную геометрию и символы, известные в те далекие времена лишь немногим посвященным.

Появление новой готической архитектуры удивительным образом совпадает с периодом после второго крестового похода в середине XII века и потому расценивается многими как свидетельство возвращения крестоносцев, принесших новые идеи и архитектурные веяния с экзотического Востока. Другим это представляется результатом тайных геометрических и архитектурных изысканий, сделанных тамплиерами в Иерусалиме.

Каково бы ни было происхождение западноевропейской готики, ее величие усиливалось религиозной и светской живописью и символизмом, которым готика в буквальном смысле пронизана, будь то скульптурные и резные, деревянные изображения и картины. Помимо очевидного, зримого своего назначения в роли произведений изобразительного искусства и архитектуры, композиции и элементы декора таили в себе некий скрытый смысл и тайное знание.

Воздвигнутый в честь Девы Марии собор как бы воплощает в своих конструкивных особенностях женскую сущность. Арочный вход и окно-розетка уподоблены строению женского тела, словно приглашая посетителя войти внутрь.

Под сводами храма находится огромное количество женских скульптурных и живописных изображений. Статую царицы Савской почему-то украшает борода. На витражных окнах можно увидеть самое древнее изображение Марии Магдалины. Здесь показана ее жизнь во Франции, куда она перебралась после того, как Иисус принял смерть на кресте.

В 1200 году на полу собора было выложено мозаичное изображение лабиринта в виде четырех соединенных между собой квадратов с семью резкими поворотами в каждом. В центре его находилась роза, символизировавшая просветление и женское начало. Напольный лабиринт, по которому проходили предававшиеся благочестивым молитвам богомольцы, являет собой еще один символ женского тела, часто использовавшийся в ту давнюю пору.

В соборе также находится гематрия (gematria) — древнееврейское шифрованное письмо, которым пользовались для записи ритуальных религиозных фраз. В гематрии каждой букве соответствовало свое число, чтобы слова могли быть уравнены с композицией и фразы эквивалентной ценности могли быть произнесены с той целью, чтобы они имели такое же значение. Подобные зашифрованные символы расположены во многих уголках собора наряду со ссылками на Ковчег завета Господня.

См. также: Культ богини, Мария Магдалина.

 

ПОЯС СМИРЕНИЯ

 

Такую повязку носил на чреслах Сайлас, монах-альбинос, герой романа «Код да Винчи». Пояс смирения — это цепочка с шипами, которую носили на верхней части бедра несколько часов в день члены «Опус Деи», именуемые служащими-нумерариями. Не многие из них признавались в том, что носят его, поскольку это наиболее суровый и жестокий способ укрощения плоти. Такой пояс оставлял на теле болезненные отметины, однако для того, чтобы носивший его терпел такие мучения, что и Сайлас, он должен был быть очень плотно затянут. См. также: «Опус Деи».

 

ПАПА КЛИМЕНТ V

 

Имя папы Климента V появляется на страницах «Кода да Винчи» в связи с катастрофой, постигшей орден тамплиеров. Этот военно-религиозный орден утратил доверие после того, как расположенное в Святой земле королевство крестоносцев оказалось в руках тех, кого католическая церковь называла неверными. Присутствуя при разговорах Роберта Лэнг-дона и Ли Тибинга, Софи Неве узнает о том, что папа осудил религиозные ритуалы тамплиеров, в том числе и, судя по всему, поклонение Бафомету.

Папа Климент V, он же Бертран де Гут, родился в 1264 году в Гаскони, на юге современной Франции. Он был епископом Бордо, затем стал капелланом папы Бонифация VIII, вступившего в конфликт с королем Франции Филиппом IV. Филипп IV оспорил «Unam Sanctam», папскую буллу, изданную Бонифацием, закреплявшую вер-ховную власть папы. Один из придворных короля продержал Бонифация три дня под арестом, что якобы ускорило кончину понтифика. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в 1305 году, после своего избрания главой Святого престола, — а надо сказать, что на торжественной церемонии присутствовал также и Филипп IV, — папа Климент V предпочел проводить политику сотрудничества с французским монархом.

Он отозвал буллу «Unam Sanctam», которая показалась оскорбительной королю Филиппу, и согласился на проведение суда, на котором против его предшественника Бонифация было выдвинуто обвинение в ереси. Климент не нашел в себе мужества честно выразить личное мнение относительно невиновности Бонифация и затянул суд почти на два года. Подобная затяжка не устроила Филиппа, и он отказался доводить суд до конца.

Далее Филипп IV решил покончить с тамплиерами, которые сосредоточили в своих руках огромные богатства. Рыцарей Храма обвинили в ереси, содомии и прочих грехах. Папа Климент поддержал короля в намерении подвергнуть орден суровым репрессиям. Кульминацией гонений на братство «Бедных рыцарей Христовых» стала пятница 13 октября 1307 года, когда по всей Франции произошли массовые аресты тамплиеров. В числе арестованных был и Великий магистр ордена Жак де Моле.

Под пытками у тамплиеров вырвали признания в ереси, и в 1312 году Климент окончательно разгромил орден тамплиеров папской буллой «Vox in Excelso». Собственность тамплиеров передали другому военно-религиозному ордену — госпитальерам. Жак де Моле также под пыткой признался в вьшвинутых против него обвинениях, однако позднее отрекся от своих признаний и в 1314 году был сожжен на костре. Молва гласит, что во время казни он пророчески заявил, что Климент V и Филипп IV умрут в один год, что оказалось правдой.

В 1309 году средоточие папской власти переместилось из Рима в Авиньон. Этот период, получивший название Авиньонского папства, продолжался почти семьдесят лет. Политическая обстановка в Италии, где не утихала вражда соперничающих политических группировок, во время правления Климента значительно ухудшилась, и папское войско вступило в вооруженный конфликт с Венецией.

Климент V скончался в апреле 1314 года, оставшись в истории слабым понтификом, послушно выполнявшим прихоти короля Филиппа IV.

См. также: Бафомет, Тамплиеры.

 

«ЛЕСТЕРСКИЙ КОДЕКС»

 

«Лестерский кодекс» — это тетрадь с записями, сделанными Леонардо да Винчи в Милане в период между 1506 и 1510 годами. Для заметок великий живописец использовал сепию, которой писал на 18 двойных листах дорогой бумаги с полотняной отделкой. Каждый из них был сложен таким образом, что в конечном счете получилось 72 страницы. В некоторых местах текста Леонардо адресуется к будущему «читателю».

Особенность «Лестерского кодекса» состоит в том, что он представляет собой записи научного характера и математические выкладки великого художника эпохи Возрождения, записанные таким образом, что их можно прочитать только при помощи зеркала. К этому методу вынужден был прибегнуть герой романа «Код да Винчи» Жак Соньер, чтобы зашифровать сообщение о том, где находится криптекс номер один. Текст сопровождают многочисленные рисунки. Наблюдения Леонардо охватывают самые разнообразные темы — от астрономии до свойств минералов, воды, воздуха и небесного света.

«Лестерский кодекс», названный так по фамилии английского семейства, купившего его в 1717 году, сейчас является собственностью Билла Гейтса, основателя фирмы «Майкрософт» и самого богатого человека в мире. В настоящее время «Лестерский кодекс» экспонируется в Музее искусств города Сиэтла, США.

См. также: Леонардо да Винчи.

 

ЖЕРОМ КОАЛЕ

 

Лейтенант полиции Жером Колле, помощник капитана Безу Фаша. Он принимает активное участие в событиях, стремительно развивающихся на страницах «Кода да Винчи» и происходящих на территории всей Франции. Его фамилия — Collet — означает воротник или аркан и на профессиональном полицейском жаргоне означает «быть пойманным полицией».

См. также: Безу Фат.

 

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

 

В «Коде да Винчи» Лэнгдону и Тибингу необходимо довести до сведения Софи Невё информацию, которая поможет ей понять истинную суть верований ее деда Жака Соньера и совершенные им поступки. Они объясняют ей, что многие доктрины современной христианской церкви и невключение некоторых Евангелий в число канонических имеют историческое объяснение и были инициированы императором Константином Великим.

Константин (Флавий Валерий Константин I) — первый император-христианин. Оставаясь практически до конца своих дней язычником, он тем не менее поддерживал христианскую церковь и принял христианство только перед смертью. Константин укрепил Римскую империю, присоединив к ней многие соседние государства, и перенес столицу в Константинополь. В 325 году он созвал Ни-кейский собор, на котором был принят Символ веры и была выработана концепция Святой Троицы, одна из важнейших доктрин христианства.

Константин Великий родился в 247 году в Наиссе, на территории современной Албании. Принимал участие в походе римского войска императора Диоклетиана в Египет в 296 году, а также в войне с персами. В ту пору Римская империя состояла из двух частей — Западной и Восточной, каждая из которых управлялась своим императором. В 325 году императоры Диоклетиан и Максимиан отреклись от престола, и их сменили Галерий на Востоке и отец Константина Великого, Констанций Хлор I — на Западе. Год спустя Констанций Хлор умер, назвав своим преемником сына — Флавия Валерия Константина.

Политическая обстановка в Римской империи была крайне нестабильной, и на ее землях в 308 году правили целых шесть императоров: три на Востоке (Галерий, Лициний и Максимин) и три на Западе (Константин, Максимиан и его сын Максенций). В 309 году Максенций сместил с трона своего отца Максимиана, который позже покончил жизнь самоубийством. Претендентами на власть над Западной Римской империей остались Максенций и Константин, ставшие непримиримыми врагами. Перед битвой с армией Максенция, которая состоялась в 312 году под Римом, Константин якобы увидел вещий сон — огненный крест в небе и слова «Сим победиши!». В этой битве Константин разбил Максенция, и данное видение впоследствии и побудило его принять христианство.

Константин, таким образом, стал единственным императором западной части Римской империи. После смерти Галерия в 311 году и Максимина в 313-м Лициний оставался единственным властителем на востоке. Несмотря на союзнические отношения между двумя императорами, а также Миланский эдикт 313 года, признавший христианство равноправной религией империи, в 314 году войска Константина и Лициния сошлись на поле битвы, которая закончилась разгромом последнего. В результате к Константину отошла большая часть Балканского полуострова — Иллирия, Паннония и Греция. После этого Константин сосредоточил усилия на укреплении своих границ и в 323—324 годах повторно разгромил армию Лици-ния, на сей раз убив его самого. После этого Константин стал императором всей Римской империи. Для более успешного управления своими землями он перенес столицу в центральную часть империи — в Византию. Город в 330 году был назван его именем — Константинополь.

Константин проявил себя великодушным правителем, он боролся с коррупцией и проявлял веротерпимость. Однако в 325 году он принял решение созвать в Никее церковный собор, на который должны были съехаться все христианские епископы. Им предстояло обсудить накопившиеся в церковной жизни разногласия, угрожавшие стабильности империи, которую Константин с таким трудом объединил.

В своей речи перед участниками собора Константин заявил, что главное его желание и забота — достижение гармонии, которая принесет империи мир и процветание. Основное внимание следовало уделить двум важным вопросам: арианской ереси и установлению точной даты празднования Пасхи. По обоим участники Никейского собора больше всего расходились во мнениях.

Последователи Ария отрицали божественную природу Иисуса Христа, однако эту точку зрения разделяли далеко не все христиане. После долгих дискуссий епископы приняли символ веры — признали триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, тем самым подтвердив божественное происхождение Спасителя. В качестве даты празднования Пасхи было принято первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия (следует попутно заметить, что сама дата весеннего равноденствия еще долгое время оставалась темой для разногласий). Большая часть религиозных книг, ныне известных как Новый Завет, была предположительно отобрана в качестве канонических именно на Никейском соборе.

Несмотря на то что Константин всячески симпатизировал христианству, крещение император получил только в 326 году. Считается, что Константин избрал христианство официальной религией во имя процветания Рима. Какими бы ни были истинные причины этого шага, покровительственное отношение Константина к христианству гарантировало дальнейший рост и укрепление мощи и процветания подвластной ему империи. И хотя сам император не препятствовал существованию языческих храмов, часть их богатства перераспределялась в пользу христианских церквей

К сожалению, несмотря на стремление Константина к гармонии в государственно-политической сфере, в личной жизни ее не было. В 326 году его сын Крисп был казнен по обвинению в измене. Та же участь постигла и супругу императора Фаусту в 327 году.

Константин умер 22 мая 327 года. Сосредоточив в своих руках власть над громадной империей, он передал ее своим трем сыновьям — Констанцию, Константину и Константу. Империя в очередной раз оказалась расколотой.

См. также: Никейский собор.

 

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Тексты книг так называемой библиотеки Наг-Хаммади, обнаруженные в 1945 году на территории современного Египта и известные также как Утерянные Евангелия, были написаны на коптском языке. На этом древнем языке по-прежнему разговаривают христиане-копты, проживающие в Египте. В «Коде да Винчи» упоминается о так называемых Утерянных Евангелиях, которые якобы намеренно не были включены в Новый Завет по причине своего гностического характера.

Копты — исконное население древнего и современного Египта. Коптская церковь имеет в своей основе учение святого Марка, в I веке принесшего христианство в Египет. С тех пор коптская церковь имеет своего собственного папу. Нынешнего папу зовут Шенуда Ш, он — 117-й по счету патриарх Александрии со времен святого Марка.

Александрийский престол, традиционно второй по значимости после Ватикана, играет важную роль в христианской теологии. Копты отпали от так называемого вселенского христианского единства после Хал кедонского собора, состоявшегося в 451 году. Следуя воле своего папы Диоскура, коптская церковь стала именовать себя ортодоксальной. Позднее предпринимались попытки к воссоединению католической и коптской церквей, однако это было осуществлено лишь на Флорентийском соборе в 1443 году. Союз двух церквей был тогда скреплен договором, который, однако, не выполнялся. В 1582 и 1814 годах предпринимались повторные попытки, так и не увенчавшиеся успехом.

В прошлом коптская церковь не раз подвергалась гонениям, особенно во время императора Диоклетиана. 29 августа 284 года был составлен мартиролог безвинно погибших правоверных коптов. После завоевания Египта арабами (639—641 гг.) коптам было разрешено исповедовать свою религию, но за это они были обязаны платить специальный налог — гезию, отмененный лишь в 1855 году.

Хотя коптская церковь распространена на территории всего Египта, ее последователи составляют лишь малую часть населения этой страны. Тем не менее коптская церковь не ограничивает свою деятельность исключительно Египтом, ее филиалы имеются во всем мире.

Подобно католикам, копты признают семь религиозных таинств — крещение, причастие, конфирмацию, епитимью, духовный сан, бракосочетание и помазание. Коптская вера запрещает почитание святых, хотя обращаться к среди христиан арианской ереси. Второй главной задачей было установление точной даты празднования Пасхи. Помимо обсуждения и урегулирования вопроса об арианской ереси, собор сформулировал и главнейшую доктрину христианского вероучения — доктрину Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.

О важности намерений Константина свидетельствует тот факт, что он пригласил на собор всех христианских епископов. Для этого им была предоставлена возможность бесплатно воспользоваться имперской транспортной системой, что позволило без затрат и под покровительством римской армии прибыть в Никею. Первоначально местом собора должна была стать Анкира, однако по повелению Константина собор созвали в Никее (Изнике, на территории современной Турции), располагавшейся к западу от Анкиры, что облегчило приезд епископов из Италии и других европейских государств.

Никейский собор начал свою работу 19 июня 325 года и продолжался два месяца. Согласно различным историческим документам, на нем присутствовали от 250 до 350 епископов. Император Константин прибыл на собор в начале июля и произнес перед присутствующими речь, в которой подчеркнул важность взаимопонимания и гармонии. До наших дней сохранилось три документа, принятых на Никейском соборе: символ веры, каноны и письмо египетской церкви.

Арианская ересь пронизывала все уровни христианства по всей Римской империи. Императору Константину была нужна единая, гармоничная церковь, способствующая миру в его владениях и процветанию его подданных. Внутренний раскол, вызванный распространением арианства, угрожал ее стабильности. Арианство — религиозное учение Ария, александрийского священника, утверждавшего, что Иисус Христос не есть истинный бог, а лишь «превосходнейшее творение» Бога-Отца. Из отрицания божественной сути Христа вытекало, что и Сын Божий подвержен греху и изменениям. Арий считал, что Христос имел начало, тогда как Бог «не имеет начала», следовательно, до своего появления на свет Христос не существовал.

Считалось, что сам Константин находился под влиянием идей арианства. В таком случае тем убедительнее для нас его желание положить конец распространению схизмы. Император был готов поддержать решение собора, осудившего арианство, лишь бы закрепить главную доктрину христианства. Епископы сформулировали символ веры, в котором подчеркивалась божественная суть Иисуса Христа и триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.

Никейский символ веры гласил:

«Веруем во Единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас, человеков, и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых; И в Духа Святого».

Этим символом веры епископы признали, что Христос не был сотворен Богом-Отцом, что «Он плоть от плоти Отца Своего», что Бог-Отец и Христос имеют божественную сущность («Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»), что Христос — божественен и един с Богом-Отцом («единосущный с Отцом Своим»). Слово «единосущный» — греческое homoousios — уже давно является предметом нескончаемых споров и скорее всего было введено в оборот самим императором Константином.

К символу веры было добавлено примечание с той целью, чтобы католическая и апостольская церкви могли осудить любого, кто разделял арианские взгляды.

Документ был подписан всеми епископами за исключением Секунда из Птолемеи и Феона из Мармарики, которых Константин изгнал вместе с Арием.

Следует отметить, что это было не последнее решение, принятое относительно Святой Троицы, которая еще долгие годы являлась предметом дискуссий. Никейский символ веры был немного подправлен на Первом Константинопольском соборе, состоявшемся в 381 году, когда принял тот вид, который известен нам ныне.

Второй главный вопрос — о дате Пасхи — был также решен на Никейском соборе. Дату Пасхи определили на первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия (хотя дата весеннего равноденствия оставалась предметом споров еще очень долгое время).

Целью принятия двадцати канонов было создание всемирной церкви с общими для всех ритуалами. Наряду с другими, менее значимыми вопросами были определены и географические границы церковной власти и юрисдикции Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима. В числе прочих вопросов внимание было уделено статусу священников, в частности тех, кто намеренно оскопил себя, дабы получить духовный сан, и невозможности воцерков-ления лиц, отлученных от церкви в других епархиях.

Собор также постановил, что любой представитель клира, обвиненный в мздоимстве, должен быть исключен из прихода, и решил, кто именно должен, а кто не должен принимать причастие.

См. также: Константин Великий.

 

«ТАЙНЫЕ ДОСЬЕ»

 

Героям романа «Кода да Винчи» Роберту Лэнг-дону и Ли Тибингу хорошо известно, что такое «Тайные досье». При обыске дома Тибинга полиция находит копии документов и фотографии и забирает их в качестве вещественных доказательств, не понимая на самом деле их огромной ценности.

«Тайные досье» — это главным образом тайные архивы Приората Сиона. В частности, «Тайные досье» составляют корпус текстов, датированный 1967 годом. Эти тексты были предположительно написаны человеком по имени Анри Лобино и собраны воедино Филиппом Тосканом дю Плантье. Архив содержит газетные вырезки, письма, генеалогические таблицы, а также так называемое tableau, датированное 1956 годом, в котором рассказывается история Приората Сиона и приводится список великих магистров.

Все это собрание бесценных документов было передано в Национальную библиотеку Франции, однако позже стало достоянием гласности, так как информация о нем частично просочилась на страницы газет через пожелавшего остаться неизвестным члена Приората Сиона.

Первоначально считалось, что под именем Анри Ло-бино скрывается некий Леон Шидлоф, взявший себе псевдоним по названию улицы рю Лабино, реальной улицы, расположенной близ церкви Сен-Сюльпис. Позднее, когда авторам книги «Святая кровь, Священный Грааль» удалось связаться с дочерью покойного Шидлофа и та категорически отвергла связь отца с какими-либо тайными обществами, на свет появилось новое тайное коммюнике, из которого явствовало, что Анри Лобино — псевдоним французского аристократа Анри де Ленонкура.

Хотя содержимое «Тайных досье» буквально пронизано намеками о деятельности Приората Сиона, наиболее интересной представляется страница, обозначенная как «Planche номер 4», которая суммирует историю и структуру ордена. В дополнение к списку великих магистров (см. соответствующую статью данной книги). Из этой страницы явствует, что существовало 27 командоров и одна «арка», так называемая «Виф-Ания», которая предположительно надзирала за командорами. Она находилась в Ренн-ле-Шато, в районе Од, на юге Франции. Местожительство самых главных командоров — Бурже, Жизор, Жар-нак, Монт-Сен-Мишель, Монтревель и Париж.

Более того, согласно «Тайным досье», в Приорате Сиона якобы состояло 1093 человека, распределенных по семи группам, или уровням, посвящения, причем, как видно из приводимого ниже списка, каждый новый уровень был в три раза меньше предыдущего:

1. Ргеих (ВИТЯЗИ) — 729 человек.

2. Ecuyers (Всадники) — 243 человека.

3. Chevaliers (Рыцари) — 81 человек.

4. Commandeurs (Командоры) — 27 человек.

5. Croises de St-John (Коннетабли) — 9 человек.

6. Princes Noachites de Notre-Dame (Сенешали) — 3 человека.

7. Nautonnier (Навигатор) — 1 великий магистр.

По сюжету «Кода да Винчи» были убиты четыре человека из 6-го и 7-го уровней, то есть представители высшего руководства Приората.

Генеалогические таблицы, содержащиеся в «Тайных досье», показывают во всех подробностях происхождение тех, кого мы называем «семьями с родословной» — то есть те семьи, которые произошли от брачного союза Иисуса Христа и Марии Магдалины. К ним относятся семейства Сен-Клеров, Бланшфоров, Меровингов, а также Планта-ров. В «Тайных досье» находятся генеалогические таблицы королей Иерусалимских и Готфрида Бульонского, основавшего Орден Сиона на Святой земле в 1090 году.

См. также: Великие магистры Приората Сиона, Меро-винги, Пьер Плантар, Приорат Сиона.

 

БЕЗУ ФАШ

 

Безу Фаш — один из героев романа «Код да Винчи», капитан французской полиции, занимающийся расследованием убийства Жака Соньера, куратора Лувра. Его фамилия — Фаш — означает в переводе с французского «сердитый» или «разгневанный», что вполне соответствует его грубому поведению и далеким от деликатности манерам. При первой встрече с Фашем Лэнгдон замечает у него галстучную булавку в виде распятия — crux gemmata, — символизирующую Христа и его учеников.

Имя этого героя — Безу — совпадает с названием места на юге Франции, а также с названиями двух организаций, часто мелькающих на страницах романа. На горе Безу тамплиерами когда-то была построена крепость, где якобы хранились сокровища храмовников. Вершина горы Безу находится юго-восточнее Ренн-ле-Шато — деревни, в которую в 1885 году приехал священник Беранже Соньер. Его деятельность и окружавшие ее тайны обсуждаются в книге «Святая кровь, Священный Грааль». Тибинг называет эту книгу «самым известным трудом» о происхождении Христа, когда вместе с Лэнгдоном рассказывает Софи Невё о загадке Святого Грааля.

См. также: «Святая кровь, Священный Грааль», Тамплиеры, Приорат Сиона.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.