Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗОЛОТОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК



 

Несколько творений Леонардо да Винчи играют важную роль в сюжете книги Дэна Брауна, являясь либо ключами к разгадке тайн (например, «Мона Лиза» и «Мадонна в гроте»), либо служа в качестве примеров тех идей, которые могли быть зашифрованы в той или иной картине (например, «Тайной вечери»). Подобно другим живописцам эпохи Возрождения Леонардо использовал в этих картинах так называемый золотой прямоугольник.

Золотым называется прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в пропорции, соответствующей числу «фи». Иными словами, большая сторона в 1,618 раза длиннее меньшей. Золотые пропорция и прямоугольник представляются эстетически приятными формами, и их можно встретить во многих произведениях искусства и культуры во всем мире. Прекрасным примером служит афинский Парфенон, изумительный фронтон которого идеально вписывается в золотой прямоугольник. Образцом того, как использовал золотой прямоугольник в своих творениях Леонардо да Винчи, может послужить его знаменитый рисунок «Витрувианский человек», а также лицо Моны Лизы, прекрасно вписывающееся в такой прямоугольник. Подобные пропорции использованы в композиции «Тайной вечери».

См. также: Последовательность Фибоначчи, Золотое сечение, «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза»

 

ВЕЛИКИЕ МАГИСТРЫ ПРИОРАТА СИОНА

 

Куратор Лувра Жак Соньср, убитый в самом начале романа, оставляет тайное послание своей внучке Софи Невё, которая должна его разгадать. Расследуя с помощью Роберта Лэнгдона обстоятельства смерти деда, она узнает, что Жак Соньер якобы являлся великим магистром Приората Сиона. Документы Приората, именуемые «Тайными досье», перечисляют своих великих магистров, в числе которых в соответствующие годы были:

Жан (Иоанн) де Жизор (1118-1220)

Мари де Сен-Клер (1220-1266)

Гийом (Вильгельм) де Жизор (1266—1307)

Эдуар де Бар (1307—1336)

Жанна де Бар (1336-1351)

Жан де Сен-Клер (1351-1366)

Бланш д'Эвре (1366—1398)

Никола Фламель (1398—1418)

Рене Анжуйский (1418-1480)

Иоланда де Бар (1480-1483)

Сандро Боттичелли (1483—1510)

Леонардо да Винчи (1510—1519)

Коннетабль Бурбонский (1519—1527)

Фердинанд де Гонзаг (1527—1575)

Луи де Невер (1575-1595)

Роберт Флудд (1595-1637)

Иоанн Валентин Андреа (1637—1654)

Роберт Бойль (1654—1691)

Исаак Ньютон (1691-1727)

Чарльз Рэдклиф (1727—1746)

Карл Лотарингский (1746—1780)

Максимилиан Лотарингский (1780—1801)

Шарль Нодье (1801-1844)

Виктор Гюго (1844-1885)

Клод Дебюсси (1885-1918)

Жан Кокто (1918-1963)

См. также: «Тайные досье», Роберт Лэнгдон, Софи Невё, Исаак Ньютон, Приорат Сиона, Жак Соньер.

 

ЕРЕТИКИ

 

Одна из сюжетных завязок «Кода да Винчи» состоит в том, что, по мнению автора, потомки Иисуса Христа дожили до наших дней. Та же самая идея выдвигается и в таких книгах, как «Святая кровь, Священный Грааль», «Открытие тамплиеров». Сама идея вполне может рассматриваться в свете традиционного христианского вероучения как современная ересь.

О еретиках — а они составляют одну из тем романа «Код да Винчи» — Софи Невё рассказывают как о тех, кто отказывается видеть в Иисусе Христе божество, рассматривая его как обычного, смертного человека. А ведь именно божественное его происхождение было признано в качестве догмы участниками Никейского собора.

Согласно догматам христианства, еретик — это тот, кто придерживается взглядов, противоречащих ортодоксии, или базовым ценностям и доктринам, церкви. Ересь отличается от апостазии — вероотступничества, равно как и от схизмы, раскола церкви или отхода от нее. Она всегда вызывала споры не о главенстве и церковной дисциплине, но о том, что считать истинной верой.

Еретики не отрицают принадлежности к церкви, однако признают свое неприятие господствующей церковной доктрины. Ересью считалось учение, которого придерживались ариане, последователи александрийского священника Ария. Они отвергали божественное происхождение и божественную сущность Иисуса Христа, веря в то, что он являл собой «превосходнейшее творение» Бога-Отца. В раннюю христианскую эпоху арианство представляло серьезную угрозу ортодоксальной христианской церкви.

Еретиков обычно отлучали от церкви — чаще отдельных людей, но иногда и небольшие группы. Позднее, в эпоху Средневековья, церковь даже вела против них настоящие войны, самая известная из которых — крестовый поход против катаров (1208 год), религиозной секты, распространенной на юге Франции. В Средние века особо сурово расправлялась с еретиками инквизиция, подвергая их жестоким пыткам и осуждая на казнь.

См. также: Альбигойский крестовый поход, Катары, Ни-кейский собор, «Святая кровь, Священный Грааль», Софи Невё.

 

ИЕРОГАМИЯ

 

Иерогамия — религиозный ритуал сексуального характера, свидетелем которого в детстве оказалась Софи Невё. Она с ужасом поняла, что в нем принимал участие и ее дед, Жак Соньер. Потрясенная увиденным, Софи на десять лет прервала общение с ним.

Название «иерогамия» образовано от двух греческих слов, обозначающих «священный брак». Уходя корнями в далекое прошлое, в древние культы плодородия, ритуал иерогамии в ходе веков превратился в высокодуховную дисциплину, способствующую обретению «гносиса» или прямого познания, божественной истины посредством ритуального сексуального союза со специально обученной женщиной-жрицей. Философская суть этого ритуала основана на том, что мужчина — существо фундаментально несовершенное и может постичь божественное откровение, лишь «вступив в брак» с идеей исконного женского начала, объединив духовное и физическое. И в результате в момент оргазма он достигнет состояния, когда изменится его сознание.

Символом этого состояния является андрогин, или гермафродит, — существо с мужскими и женскими половыми признаками, сочетающее в себе бога Гермеса и богиню Афродиту. Более того, считается, что тайные отсылки к средневековым текстам, связанным с алхимией (искусством преобразования одних веществ в другие), фактически имеют отношение к сексуальному ритуалу на высшем уровне. Средневековые еретики разработали свой тайный язык, при помощи которого они обсуждали подобные проблемы, например, то, что роза является символом женских гениталий.

В своей книге «Святая кровь, Священный Грааль» Бейд-жент, Ли и Линкольн пишут о том, что Приорат Сиона, по всей вероятности, был создан для поклонения культу Марии Магдалины вместо традиционного поклонения Деве Марии. Из этого предположения они развивают теорию о том, что главной задачей Приората было сохранение династии наследников брака Иисуса Христа и Марии Магдалины, которая, по их мнению, была профессиональной жрицей царских кровей.

Маргарет Старберд, изложившая свои взгляды в книге «Женщина с алебастровым сосудом», также упоминаемой на страницах «Кода да Винчи», посвятила около десяти лет исследованиям темы «священного брака», или иеро-гамии. Внимательно исследовав тексты Библии и систематически проанализировав средневековую еретическую символику, Маргарет Старберд пришла к выводу, что важна не столько возможность появления наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины, сколько признание того, что сам Иисус Христос мог отпраздновать таинство святого брака, заключив союз с Марией Магдалиной. Ирония заключается в том, что, если брак в Кане Галилейской действительно был празднованием женитьбы самого Иисуса, это только пошло бы на пользу святости и прочности семейных уз, о чем твердит церковь в наш безумный век.

Искренние попытки создать некую «гностическую» ветвь католицизма, включающую в свою практику сексуальные ритуалы, равно как и попытки реставрировать во Франции монархию способами, весьма похожими на деятельность и догматы Приората Сиона, предпринимало религиозное течение, носившее название «церковь кармелитов» Основано оно было во Франции в начале 1840-х годов неким Эженом Винтра, который видел в сексе «священное таинство».

Вскоре кармелитов обвинили в сатанизме, а самого Винтра по сфабрикованному обвинению в мошенничестве отправили за решетку. После его освобождения один из священников ордена обвинил Винтра в устройстве сексуальных оргий. В 1948 году папа объявил веру кармелитов богопротивной и еретической и отлучил всех ее сторонников от церкви.

Более очевидную связь с ритуалами иерогамии и Приоратом Сиона можно обнаружить в религиозном движении «Братья Христианской доктрины», основанном в 1838 году тремя священниками, которые были к тому же родными братьями по фамилии Байяр. Братья основали важный религиозный центр на месте бывшего языческого святилища в Сион-Водемоне, в Лотарингии. В 994 году богиня любви Розмерта, которой поклонялись здесь, была провозглашена Черной Мадонной.

Известна также такая современная организация, как «Братья Сионской Богоматери». «Братья» выбрали своим прообразом реально существовавший рыцарский орден — орден Сионской Богоматери, основанный в далеком 1393 году Ферри I де Водемоном. Сын Ферри, Ферри II, женился на Иоланде де Бар, дочери рыцаря Рене Анжуйского. Оба — и отец, и дочь — упоминаются в «Тайных досье» в списке великих магистров Приората Сиона. Существует предположение, что после этого брака Приорат Сиона и орден Сионской Богоматери слились в одно целое.

Пять столетий спустя католическая версия братьев Байяр, делавших особый акцент на Святом Духе и священной сексуальности, привлекла к себе большое количество неофитов, главным образом из числа аристократии. Новоявленный религиозный орден подвергся гонениям, и в 1852 году «Братьев Христианской доктрины» обвинили, помимо всего прочего, в проведении черной мессы. Все последующие попытки внедрить в католичество священную сексуальность стали осуществляться тайно. Так началось подпольное существование десятка реальных и вымышленных эзотерических сект.

И в наши дни предпринимаются попытки узнать, действительно ли Иисус Христос был женат на Марии Магдалине. Будущее покажет, имел ли такой брак место или же эти попытки навеяны потребностью людей в рамках старейшей патриархальной религии восстановить в правах священное женское начало.

См. также: Черные Мадонны, «Тайные досье», Приорат Сиона.

 

«СВЯТАЯ КРОВЬ, СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ»

 

«Святая кровь, Священный Грааль» — международный бестселлер, из которого при написании «Кода да Винчи» Дэн Браун почерпнул немало фактов. Авторы книги — Майкл Бейджент; Ричард Ли и Генри Линкольн. Впервые она была опубликована в 1982 году. Книга считается своего рода библией Приората Сиона, поскольку содержит огромное количество сведений об этой организации.

Хотя современные исследователи Приората Сиона продолжают оспаривать историческую достоверность информации, содержащейся в этой книге, не вызывает возражений то, что «Святая кровь, Священный Грааль» — к худу или к добру — несет исключительную ответственность за обнародование революционных по характеру религиозно-исторических идей, которые раньше не выносились на общественное рассмотрение. Более того, книга «Святая кровь, Священный Грааль» является единственным серьезным исследованием на английском языке в море сенсационной литературы о Приорате Сиона, поскольку написана теми, кто имел непосредственный доступ к человеку, именовавшему себя великим магистром этого тайного общества.

Несмотря на некоторую противоречивость, книга представляет собой бесценный путеводитель по миру эзотерических и гностических знаний. Разбудив читательский интерес рассказом о загадочных сокровищах церкви Ренн-ле-Шато, расположенной на юге Франции, Бейджент, Ли и Линкольн расширяют поиски, включив в книгу романтическое исследование верования катаров — средневековой ереси — и историю ордена тамплиеров. Поскольку в секретных архивах Приората — «Тайных досье» — утверждается, что Приорат Сиона был той неведомой, скрытой силой, инициировавшей создание ордена тамплиеров, то значительная часть книги «Святая кровь, Священный Грааль» рассматривает версию великого магистра Приората Пьера Плантара об истории ордена после раскола с тамплиерами. Авторы предлагают вниманию читателей красочный рассказ о том, как короли и всемирно известные ученые, мыслители и художники, такие как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Клод Дебюсси и Жан Кокто, в течение последней тысячи лет незаметно и бескровно направляли ход развития человечества.

Тем не менее наиболее увлекательный аспект истории Приората Сиона — это личное общение авторов книги с загадочным великим магистром Приората Пьером План-таром. Он ведет за собой авторов по страницам неизвестных документов и самым глухим уголкам Франции, чтобы подтвердить подробности — порой совершенно малозначительные или просто бессмысленные. И все это ради того, чтобы исследователи могли понять, чем, собственно, был Приорат Сиона — реальной организацией или же просто изобретательной мистификацией. В конечном итоге Бейджент, Ли и Линкольн вынуждены вести схватку с огромным количеством эзотерических и исторических кодов, а сам поиск превращается в некую многогранную психологическую шахматную игру, что в принципе характерно для всех попыток разгадать секрет Приората Сиона, когда, приступив к расшифровке, исследователи уже не могут остановиться.

В конце книги, пытаясь осмыслить весь этот неподъемный груз зашифрованных тайн и исторической информации, Бейджент, Ли и Линкольн совершают головокружительный квантовый скачок, которому и обязан своим сенсационным успехом их потрясающе противоречивый бестселлер «Святая кровь, Священный Грааль»: авторы заявляют о существовании династии потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Семя было брошено в почву Пьером Плантаром во время первой встречи с авторами. Плантар при этом недвусмысленно заявил, что Приорат Сиона стал хранителем сокровища Иерусалимского храма, которое будет возвращено, лишь когда наступит соответствующее время. Однако он подчеркнул, что историческая, денежная и даже политическая ценность этого сокровища не столь важна, поскольку истинное его значение — величайшая «духовная ценность»; оно скрывает в себе некую тайну, откровение, которое способно вызвать грандиозные перемены в жизни западного общества.

Обладая лишь этой незначительной, но будоражащей ум информацией, вкупе со страстью Плантара ко всевозможным генеалогическим таблицам и схемам и якобы с древним происхождением его семейства — Плантар утверждал, что ведет свою родословную от династии Меро-вингов, — последнюю треть книги «Святая кровь, Священный Грааль» Бейджент, Ли и Линкольн уделяют объяснению этой своей гипотезы. По их мнению, настоящей тайной прерогативой Приората якобы было защитить потомков священной династии, ведущей свое начало от детей Иисуса Христа и Марии Магдалины. Ход их рассуждений настолько основателен и убедителен, что у большинства читателей неизбежно возникает мысль, что все это соответствует истине. Однако Пьер Плантар так и не подтвердил документально гипотезу, выдвинутую авторами в результате проделанной ими масштабной исследовательской работы.

Щекотливость ситуации стала очевидна после выхода в свет следующей книги Бейджента, Ли и Линкольна — «Мессианское наследие», в которой трио авторов продолжает повествование о дальнейшем знакомстве с историей Приората Сиона. Нетрудно предположить, что авторы затаив дыхание ждали реакции самого Плантара на французский перевод их первой книги, которую они преподнесли ему в знак признательности за его комментарии, столь необходимые при работе. Увы, реакция Плантара на их гипотезу о том, что династия Меро-вингов якобы берет начало от Иисуса Христа, оказалась неопределенной. С одной стороны, он осторожно возразил, что нет надежных свидетельств того, что первые французские короли происходили от потомков Иисуса и Марии Магдалины, но вместе с тем признал, что Меровинги в самом деле ведут свой род от царя Давида. Более того, нельзя было не заметить, что в комментариях Плантара напрочь отсутствуют упоминания имени Марии Магдалины.

Тем не менее, несмотря на явное нежелание Плантара подтвердить активное участие Приората Сиона в распространении гипотезы о потомках Иисуса и Марии Магдалины, исследования Бейджента, Ли и Линкольна, сделанные в последние двадцать лет, представляются столь впечатляющими, что книга «Святая кровь, Священный Грааль» стала источником вдохновения для авторов целого ряда книг. К их числу относится и «Код да Винчи», созданный для исследо-вания альтернативных историй из нескончаемого потока эзотерических тайн, тайных обществ, религиозно-рыцарских орденов, неизменно заявляющих о своей принадлежности к династии Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Дэн Браун отдает дань книге «Святая кровь, Священный Грааль», подарив своему герою — Ли Тибингу — имя, являющееся анаграммой имен Ричарда Ли и Майкла Бейджента. Сам Тибинг то и дело ссылается на эту книгу. Вот что он говорит, рассказывая Софи Невё о Приорате Сиона: «…в восьмидесятые годы эта книга произвела настоящий фурор. На мой взгляд, авторам не хватило смелости довести свой анализ до логического конца, но мыслили они в правильном направлении. И еше, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс».

Однако опытным исследователям Приората Сиона известно, что «Святая кровь, Священный Грааль» — не единственная книга, сводящая воедино историю Плантара о Приорате с темой священного женского начала и династией Иисуса и Марии Магдалины. За два года до выхода в свет книги «Святая кровь, Священный Грааль» известный астролог Лиз Грин издала роман о Нострадамусе, в котором популярная ныне тема Приората Сиона переплетается с фактами из жизни знаменитого астролога. В ней упомянуты те же самые факты, которые вызвали столь противоречивые толки после выхода в свет в 1982 году книги «Святая кровь, Священный Грааль». Однако стоило копнуть немного глубже, как выяснилось, что Лиз Грин — сестра Ричарда Ли. А еще она какое-то время была близкой подругой Майкла Бей-джента. Стоит ли удивляться, что книги так похожи!

Действительно, «случайно» ли авторы книги «Святая кровь, Священный Грааль» высказали в ходе бесед с Пьером Плантаром гипотезу о супружестве Иисуса и Марии Магдалины, или главной их целью было желание шокировать публику? Если имело место последнее, то получили ли Бейджент и Ли давно скрываемую, тайную информацию прежде, чем первые слова легли на первую страницу будущей книги? Если так, то кто кем тогда манипулировал, кто был навигатором и следуем ли мы прежним курсом?

 

СВЯТОЙ ГРААЛЬ

 

Святой Грааль является центральной темой и узловым звеном романа Дэна Брауна.

В различных вариантах старинной легенды Святым Граалем именовалась чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Христа, серебряное блюдо, массивный котел, упавший с небес камень, блюдо, рыба, голубка, меч, копье, тайная книга, манна небесная, отрубленная голова, ослепительный белый свет, стол и многое другое.

Стремление не только постичь сущность Грааля, но и найти его владеет умами вот уже более тысячи лет. Оно глубоко укоренилось в сознании современного человека. Грааль изображался в самых разных формах бесчисленное количество раз начиная со Средневековья и вплоть до наших дней. Тайна этой легендарной святыни и сегодня не дает покоя миллионам людей. Что же нам известно о происхождении Святого Грааля?

Наиболее распространенное представление о Граале таково — это чаша В нее Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса Христа, а потом забрал с собой в Британию Считается, что Иосиф привез Грааль в Гластонбери, на юго-запад Англии, после чего следы святой чаши теряются и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Легенда гласит, что Святой Грааль использовался на Тайной вечере, а также для того, чтобы собрать в него кровь распятого Христа. На тот счет, кто собрал кровь Спасителя, имеется ряд разночтений: одни считают, что это сделал Иосиф Аримафейский, другие — что Нико-дим, третьи — что Мария Магдалина. Легенда существовала многие века, но достигла пика популярности лишь в Средневековье.

Самые первые рыцарские романы о Святом Граале были написаны в XII и XIII веках. Особенно много их возникло между 1290 и 1240 годами, однако сюжет имел давнюю устную традицию. Вышеуказанные даты совпадают с расцветом в средневековой Европе ордена тамплиеров. Сами романы были написаны главным образом монахами цистерцианского и бенедиктинского орденов. В них часто фигурировали темы, имевшие отношение к тамплиерам.

С давних времен не существовало какого-то одного романа о Граале или одного лишь типичного сюжета. Большинство романов о святой чаше имеют массу отличий и несогласованностей. Одно из самых первых повествований о Святом Граале принадлежит перу Кретьена де Труа и датируется примерно 1190 годом. Называлось оно «Сказ о Граале» — «Le Conte du Graal». Именно в нем читатель впервые знакомится с рыцарем Персевалсм, архетипиче-ским героем легенд о Святом Граале. Персеваль впервые видит то, что представлялось ему легендарной чашей, на пиру во дворце Короля-Рыбака наряду со сломанным мечом и другими необычными предметами и явлениями. Король-Рыбак — необычная личность, фигурирующая в легендах цикла о Граале и короле Артуре, его загадочный характер остается непонятным до сих пор. Похоже, что Кретьен де Труа оставил эту увлекательную историю незаконченной, и она была частично дописана другими авторами в вариантах, именуемых «Продолжениями». Эти варианты добавляют элементы литературного украшательства и придают яркие краски оригинальному сюжету, вводя в него элементы, ставшие традиционными в поздних произведениях.

Два других повествования о Граале — «Иосиф Арима-фейский» и «Мерлин» — были написаны примерно в 1200 году Робером де Вороном. В них присутствует новая христианская тенденция, вытеснившая куртуазное служение прекрасной даме. Теперь поиски рыцарями приключений приобрели скорее духовный характер. В начале XIII века в романах Робера де Борона уже прослеживается тесная связь с легендами артуровского цикла, очень популярными в те времена. В них рассказывается о приключениях сэра Гавейна и сэра Галахада. Тогда же был создан и письменный вариант самого известного в англоязычном мире сюжета.

История под названием «Queste», в которой действует сэр Галахад, сын сэра Ланселота, положена в основу блистательного произведения сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», созданного в XV веке. Этот роман более чем какой-либо другой повлиял на наше современное восприятие легенд не только о короле Артуре, но и о Святом Граале. Не будет преувеличением сказать, что в свое время книга Мэлори взбудоражила умы современников столь же сильно, как сегодня какой-нибудь нашумевший бестселлер.

В 1205 году баварский поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах сочинил роман «Парцифаль», в котором рассказывается о рыцарских приключениях, впервые упомянутых у Кретьена де Труа. Отличие в том, что у фон Эшен-баха Грааль — это камень. Правда, это не какой-то там обломок скалы, а светящийся камень, который упал с неба. Впервые Грааль описывается не как чаша, а нечто совершенно иное. В романе баварского поэта священный камень, охраняемый рыцарями, носит название Тсмплезин и явно имеет отношение к тамплиерам. Юный Парцифаль отправляется на поиски замка, называемого Горой Спасения. По пути он встречает мудрого старца Треври-зента, у которого он остается на пятнадцать дней. Оказывается, старик — дядя Парцифаля. Он сообщает, что узнал историю Святого Грааля от некоего мудреца по имени Койт Прованский. По мнению ряда ученых, Койт Прованский — это реальное историческое лицо, Гийо Прованский, что придает сюжетной основе реальный характер. Тревризент утверждает, что Койту о Святом Граале стало известно из книги, изданной в испанском городе Толедо и написанной на странном варварском языке. «Варварский язык», по всей видимости, был арабским, на котором говорили обитавшие в Толедо мавры — выходцы из Северной Африки. Далее Тревризент рассказывает Пар-цифалю о том, что книгу эту написал человек по имени Флегетанис, чья мать была еврейкой, происходившей из рода царя Соломона. Об отце же известно только то, что он был астрологом.

История Парцифаля, рассказанная фон Эшенбахом, — это история о чистом сердце и суждении. Только чистый сердцем и безгрешный может заполучить Грааль, и только Бог может рассудить, кто достоин этой святыни. Пар-цифаль возвращается в замок, где находится Грааль, задает Королю-Рыбаку правильный вопрос и таким образом исцеляет умирающего короля. После этого Парцифаль сам становится королем Грааля, и сюжетный цикл повторяется снова.

Идея о том, что Грааль — некая метафора династии Иисуса Христа и его происхождения, появилась относительно недавно, хотя многие современные авторы, пишущие на эту тему, уверяют нас, что истина сия была известна еще многие века назад горстке посвященных в секрет художников и мудрецов, зашифровавших ее в произведениях искусства и архитектуры. Классическим примером может послужить Приорат Сиона и его великие магистры.

История о первоначальном назначении Святого Грааля — кубка, в который стекала с креста кровь Иисуса, — определенно связывает бесценную кровь Христа с Граалем и также может служить метафорой потомков христианского мессии. Всесторонне связана с ней и существующая в рамках этой теории идея о том, что Иисус Христос до своей смерти предположительно сочетался браком с Марией Магдалиной и та родила ему ребенка. Таким образом якобы прервавшаяся семейная линия Христа продолжила существование до наших дней, и Грааль стал той самой виноградной лозой, посредством которой семейство Христа связано с французской королевской династией Меровингов.

Гипотеза состоит в том, что после распятия Христа Мария Магдалина перебралась вместе с их ребенком во Францию. Породнившись с племенем франков, потомок Иисуса стал предком Меровингов. Эта гипотеза была впервые обнародована Майклом Бейджентом, Генри Линкольном и Ричардом Ли в книге-бестселлере «Святая кровь, Священный Грааль». Она была опубликована более двадцати лет назад, но ныне вновь переживает популярность благодаря шумному успеху «Кода да Винчи», автор которого почерпнул из нее ряд сведений.

См. также: «Святая кровь, Священный Грааль», Иосиф Аримафейский, Тамплиеры, Мария Магдалина.

 

ИСИДА

 

Герой «Кода да Винчи» Жак Соньер, куратор Лувра, изображен автором как большой знаток культа богини. Пользуясь своим служебным положением, он значительно расширил музейную коллекцию скульптурными изображениями Исиды с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Из описания дома Тибинга мы также узнаем, что на каминной полке у него стояла фигурка Исиды.

Исида — древнеегипетское божество материнства и плодородия, изображавшееся в образе женщины. Исида — мать бога Гора и тем самым является символической матерью царя, а также женой и сестрой Осириса, бога подземного мира. Ее называли «великой волшебницей», она славилась как искусная врачевательница и покровительница рожениц, способная облегчать роды. Ее высокий божественный статус и роль матери царя подчеркивались специальным иероглифом, обозначавшим ее имя. Его часто изображали на голове богини. В образе богини-матери в Гелиополе ей придавали черты священной свиноматки, а в Мемфисе — коровы, давшей жизнь священному быку Апису. В иконографии Хатхор (что означает «дом Гора» или «чрево Исиды»), помимо коровьих рогов, имелся также солнечный диск. Символом этой богини является так называемый тайет — «узел Исиды». Он чем-то напоминает амулет анх, но только лежащий горизонтально, а не стоящий вертикально. Считается, что «тайет» символизирует гигиеническую прокладку, использовавшуюся во время месячных. В заклинании, упоминаемом в «Книге мертвых», говорится, что такие амулеты следует делать из красной яшмы — разновидности кварца.

Происхождение Исиды неясно. Первое упоминание о ней относится к эпохе 4-й и 5-й династий (2492—2181 гг. до н.э.) и встречается в «Текстах пирамид» — собрании старейших письменных источников, религиозно-магических текстах. Тем не менее их явный устный характер и архаичный язык дают все основания предполагать, что они имеют более давнее происхождение и датируются эпохами 2-й и 3-й династий (2890—2613 гг. до н.э.).

Исида была дочерью Геба и Нут, а также сестрой Осириса, Сета, Нефтиды и Тота. Согласно древнеегипетской мифологии, Сет, желая стать царем Египта, убил Осириса на берегу Нила. Узнав о смерти брата и супруга, безутешная Исида отправляется на его поиски. Отыскав, она по-гребла его и, зачав от мертвого мужа, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету за смерть отца и по праву занять его место на троне. Затем Исида вместе с сыном является на суд девятки великих богов, требуя для Гора царский престол. Чтобы отговорить родного брата от трона, она принимает облик красивой девушки и ее устами рассказывает Сету о том, что некий чужеземец убил ее мужа и отобрал у нее стада покойного отца, оставив без дома и средств к существованию. Она просит у Сета содействия в возврате отобранной собственности. Сет приходит в негодование от подобной несправедливости.

В конечном счете Исида добивается своей цели: Сет посрамлен остальными богами и осужден. Гор становится владыкой царства живых, а Осирис — царства мертвых. То, что Исида оберегала своего сына в детстве, стало причиной того, что ее почитали покровительницей всех детей. Заклинания, в которых произносилось ее имя, помогали предохранить детей от ожогов, а также укусов скорпионов и змей.

Исида славилась мудростью и хитроумием и считалась «мудрее множества всех других богов». Благодаря этим качествам она смогла узнать тайное имя бога Ра и, более того, получить у него разрешение передать это знание Гору, а следовательно, и самим египетским фараонам. Для древних египтян знание тайного имени бога значило очень многое, потому что это даровало им магическую власть над остальными людьми.

Существует множество мифов, в которых Исида наделяется великой мудростью и способностью врачевания, умением облегчать роды, предохранять от ран. Посвященные ей храмы можно было встретить в Египте повсеместно. Самый известный храм Исиды находился на острове Фила на юге Египта, его строительство датируется греко-римским периодом (380 г. до н.э. — 30 г. н.э.).

В эпоху Клеопатры культ Исиды стал официальной религией Египта. Популярность Исиды была настолько велика, что ее культ распространился далеко за пределы Египта, по многим землям Римской империи. Ее храмы имелись в таких городах, как тогдашние Афины, Помпеи, Париж и даже Лондон. Римский сенат, опасаясь волнений народных масс, постановил разрушить храмы Исиды и Сераписа (Осириса), однако это так и не было сделано. Несмотря на запрет Юлия Цезаря, народы империи по-прежнему продолжали поклоняться Исиде.

Вопреки последовавшим позднее преследованиям культ Исиды сохранился, и древнеегипетская богиня в ходе веков обрела еще большую популярность, найдя себе почитателей во всем эллинистическом мире и Римской империи. Феномен этой популярности проистекал из универсального характера Исиды, символизировавшей мать, супругу, врачевательницу, защитницу и спасительницу, Это привело к тому, что ее культ на каком-то этапе даже стал соперничать с набиравшим силу христианством. В 140 году ношей эры римский автор Апулей в своих «Метаморфозах» описал церемонию посвящения в культ Исиды. Он также описал Исиду как вечную защитницу, употребив термины, сходные с христианскими. Христианская цер— ковь на раннем этапе своего существования очень многое почерпнула из культа Исиды, например, использовав ее образ в виде Мадонны с младенцем, некоторые атрибуты и титулы Девы Марии, прощение грехов через епитимью, крещение водой, искупление и спасение души в священной вечной загробной жизни.

См. также: Культ богини, Лувр, Осирис, Жак Соньер.

 

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ

 

После того как Софи Невё узнает, что она предположительно является потомком династии, начало которой было положено Иисусом Христом и Марией Магдалиной, ей стало известно еще много сопутствующих фактов. Тибинг — ученый, специализирующийся на теме Святого Грааля, — знакомит ее с гипотезой, согласно которой, после того как Иисус был распят на кресте, Иосиф Аримафейский помог Марии Магдалине бежать во Францию.

Иосиф Аримафейский упоминается в четырех евангелиях как человек, забравший с места казни тело Христа для погребения (Матфей 27:59,70; Марк 15:46; Лука 23:53; Иоанн 19:38—40). Именно благодаря Иосифу тело Иисуса Христа было перенесено в принадлежащую ему гробницу, высеченную в скале, где при помощи фарисейского священника Никодима Иосиф завернул мертвого Спасителя в плащаницу и омыл благовониями.

В евангелиях очень кратко упоминается об Иосифе из Аримафеи, так что о нем мы не знаем практически ничего, кроме того, что он был богат и являлся тайным учеником Иисуса Христа (Иоанн, 19:38). Лука (23:50) добавляет, что Иосиф был членом синедриона — правящего совета, что позволяет предположить, что он был достаточно влиятельным человеком. Оказывается, Иосиф Аримафейский был «человек добрый и правдивый», который не согласился с решением синедриона о казни Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея (27:57—60) и от Марка (15:43—45), Иосиф Аримафейский лично просил у Понтия Пилата разрешения забрать мертвое тело Христа. Из этого напрашивается вывод о том, что Иосиф обладал высоким общественным положением, коль сумел добиться встречи с римским прокуратором. Согласно традициям древних евреев, похоронами обычно занимался близкий родственник-мужчина, и поэтому в свое время возникла версия о том, что Иосиф Аримафейский был братом Иисуса Христа (см. книгу Грэма Филипса «Заговор Марии»), хотя устная традиция Ближнего Востока считает его дядей Девы Марии.

Некоторые неканонические тексты проливают чуть больше света на личность Иосифа. Евангелие от Петра сообщает, что Иосиф Аримафейский был личным другом Понтия Пилата, а в Евангелии от Никодима говорится о том, что после погребения Христа старшины еврейского совета заключили Иосифа в темницу. Пока Иосиф находился там, ему явился воскресший из мертвых Иисус и чудодейственным образом перенес домой, где велел оставаться сорок дней. Еврейские старшины с удивлением узнали об исчезновении Иосифа, несмотря на то что замки и печать на дверях узилища остались нетронутыми. Поняв, что имеют дело с неординарной личностью, они написали Иосифу письмо с извинениями и попросили его о встрече с ними в Иерусалиме. На этой встрече Иосиф подробно рассказал о случившемся и сообщил своим собеседникам, что в то же самое время вместе с Иисусом воскресли из мертвых и другие люди.

Сказание об Иосифе также подтверждает факт пребывания Иосифа Аримафейского в темнице. «Смерть Марии» — евангелие, написанное предположительно самим Иосифом Аримафейским, который после распятия Иисуса на кресте виделся с Девой Марией.

По сравнению с той скудной информацией, которая имеется об Иосифе Аримафейском в канонических евангелиях, он часто упоминается в апокрифических текстах, а позднее — в легендах и рыцарских романах артуровско-го цикла. В них, в частности, говорится о том, что Иосиф был купцом. Он привозил юного Христа в Британию, а позднее стал распространителем христианского учения на Британских островах. А еще он был хранителем Святого Грааля. То, что столь незначительный персонаж Нового Завета мог быть как-то связан с Британией, вызывает удивление, однако давние мифологические традиции связывают Иосифа с Корнуоллом и Сомерсетом. В частности, утверждается, что Иосиф брал юного Христа в торговую поездку на Британские острова. В таком случае становится понятно, почему апостол Филипп отправил его туда из страны галлов.

Несмотря на то что, согласно официальной версии, христианство в Британию принес святой Августин в 597 году, из неканонических источников, а также из более поздних летописей явствует, что Иосиф Аримафейский действительно бывал в Британии либо в 37 году, либо в 63-м. Автор этого повествования заявляет, что Иосиф покинул Иудею вместе с группой беженцев, в число которых входили апостол Филипп, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария из Вифании и другие. В Массалии (нынешний. Марсель) Лазарь и Мария Магдалина задержа-лись, а остальные отправились на север современной Франции, в Галлию. Затем апостол Филипп отправил Иосифа Аримафейского и около десятка других людей (в этом отношении в разных текстах имеются расхождения) проповедниками в Британию. Иосиф морем добрался до Западной страны, король которой, Арвираг, даровал Иосифу и его спутникам земли на Белом острове. Именно здесь новоявленные проповедники построили церковь Ветуста Экклезиа (Vetusta Ecclesia), посвященную Деве Марии. Считается, что она находилась на месте нынешнего Гластонбери (Грэм Филипс придерживается другой точки зрения — полагает, что это остров Англси) и что бенедиктинский монастырь в Гластонбери находится как раз на месте того древнего храма.

Тот, кто интересуется подробностями, может обратиться к книге «Реликвии церкви в Гластонбери», написанной в XII веке Уильямом Малмсберийским, а также к одноименному творению Джона Гластонберийского. Более раннее изложение роли Иосифа Аримафейского в христианизация Британии'принадлежит перу Григория Турского, жившего в VI веке, и носит название «История франков».

Другая часть истории, посвященной Иосифу Арима-фейскому и первой христианской общине в Гластонбери, касается посаженного им куста боярышника. Остановившись для отдыха на горе Веариол-Хилл, Иосиф воткнул в землю посох, и в этом месте вырос куст боярышника. Посох же был вырезан из дерева, выросшего из тернового венца, надетого на голову Иисуса перед казнью. Боярышник, растущий в Гластонбери на том же месте, цветет в мае и под Рождество и носит название Священного Терновника. Самое первое упоминание о нем можно найти в написанном в 1S20 году «Житии Иосифа Аримафейского», дополнения в которое вносились позднее — в 1677 и 1716 годах.

Самый известный миф об Иосифе Аримафейском связан со Святым Граалем. В многочисленных историях о нем Святой Грааль — это обычно кубок, стоявший подле Христа на Тайной вечере, в который Иосиф затем собрал капли крови распятого Спасителя. Первые упоминания об этом, хотя и чрезвычайно отрывочные, встречаются в «Житии святой Марии из Магдалы», написанном Рабанусом Мауросом (776—856 гг.). В этом произведении Иосиф Аримафейский тесно связан с легендарным островом Аваддоном (предположительно нынешнее графство Сомерсет), где он был похоронен под основанной им церковью. Утверждается также, что Иосиф был погребен вместе с двумя серебряными сосудами, в которых хранились кровь и пот Иисуса Христа.

В эпоху Средневековья были популярны многочисленные истории о Граале, в особенности «Иосиф Ари-мафейский» Робера де Борона. Ее автор рассказывает о том, как Иисус получил удар копьем в бок, когда его распинали на кресте. В эти минуты Иосиф собрал в легендарный кубок капли крови Христа. За доброе отношение к Иисусу иудейские власти заключили Иосифа в темницу, в которой ему волшебным образом явился Спаситель, обучивший его «тайнам Грааля», хотя до сих пор неизвестно, что это были за тайны. После сорокадвухлетнего заключения Иосиф выходит на свободу и вместе с группой христиан отправляется за море, в страну, где находится круглый стол, символизирующий Тайную вечерю. Одно место за столом тем не менее всегда остается незанятым — место для Иуды. Беженцы ведут поиск убежища для хранения Святого Грааля и останавливают свой выбор на острове Аваллон (Гластонбери), где и возводят для этой цели церковь.

Огромной популярностью пользовались в эпоху Средних веков и другие произведения на эту тему — «Великий Святой Грааль» (1200 г.), «Парцифаль» (1207 г.) Вольфрама фон Эшенбаха, «Поиски Святого Грааля» (1210 г.) и, пожалуй, самое выдающееся — «Смерть Артура» (1485 г.) сэра Томаса Мэлори. В романе Мэлори Иосиф Аримафейский является истинным хранителем Святого Грааля и предком Артура, Ланселота и Галахада. См. также: Святой Грааль, Мария Магдалина, Ли Тибинг.

 

ТАМПЛИЕРЫ

 

Орден тамплиеров — старейший военно-религиозный орден, был основан в 1118 году. Рыцарь из Шампани по имени Гуго де Пейн и восемь других рыцарей принесли вечную клятву верности служения Господу в присутствии патриарха, или властителя, Иерусалима. Первоначально они существовали за счет подаяний, и их называли бедными рыцарями Христовыми.

Тамплиеры часто упоминаются на страницах «Кода да Винчи» в связи либо со Святым Граалем, либо с поиском так называемых сокровищ Иерусалимского храма.

Отличительной чертой тамплиеров было их одеяние — белый плащ, типичный для цистерцианцев, и нашитый на нем красный крест. Создавая свой орден, тамплиеры поклялись охранять дороги Святой земли, оберегая паломников, потоком устремившихся из Европы в Иерусалим после первого крестового похода. Тем не менее вскоре тамплиеры стали реальной силой. В орден вливались все новые и новые воины, которых не смущал кажущийся аскетизм монашеского устава.

В ту пору церковь достаточно благосклонно относилась к монашествующим рыцарям. Их собственность освобождалась от налогов, им предоставлялись всевозможные льготы, они были неподсудны, с них не взимались церковные подати. Это, в свою очередь, приводило к антипатии к ним со стороны определенных кругов так называемого белого духовенства. Могущество тамплиеров подкреплялось внушительными замками, которые они возвели на Святой земле. Замки эти служили одновременно базами для военных походов против язычников и церквами, в которые могли удалиться рыцари-монахи.

Название «тамплиеры» — храмовники — восходит к тому факту, что они в свое время обосновались в Иерусалиме в Храме Скалы, на Храмовой Горе, который они переименовали в Храм Господень (Templum Domini). Считалось, что именно на этом месте когда-то находился легендарный Иерусалимский храм, построенный в свое время царем Соломоном, в котором якобы хранились несметные сокровища. Построенные позднее тамплиерами церкви и крепости копировали этот храм, как, например, Темпл-Черч в Лондоне.

Тамплиеры находились под покровительством знаменитого Бернара Клервоского, основателя цистерцианского ордена, всячески защищавшего их деяния. В результате они получили несколько папских булл, наделявших их правом сбора налогов и податей на подвластных им землях. Это, в свою очередь, способствовало росту их могущества и богатства.

Тамплиеры фактически первыми установили международную банковскую систему, и нередко богатые рыцари и землевладельцы отдавали внушительную часть своего богатства в надежные руки за некий процент. Постепенно тамплиеры стали владельцами огромной собственности как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В какой-то момент они даже завладели испанским королевством Арагон, одержав победы в походе в эти края.

За орденом сохранялась репутация закрытого тайного общества, одержимого всевозможными ритуалами. Именно эта репутация вместе с огромной финансовой и военной мощью стала причиной гонений на тамплиеров в начале XIV века. В пятницу 13 октября 1307 года (именно поэтому пятница, приходящаяся на 13-е число, считается несчастливым днем) во Франции по приказу короля Филиппа IV Красивого было арестовано внушительное количество рыцарей тамплиеров. Многие из них были подвергнуты жестоким пыткам и казнены, других вынудили признаться в том, что орден практиковал еретические ритуалы, в том числе и поклонение Бафомету, идолу с головой козла. Папа Климент V издал буллу, в которой объявлялось о роспуске ордена. После этого орден официально прекратил свое существование. Однако, судя по всему, часть ордена сохранилась, особенно в Шотландии, где Роберт Брюс, уже отлученный от церкви, сердечно принял изгнанников-тамплиеров. Существует мнение, что группа рыцарей тамплиеров принимала участие на стороне шотландцев в битве при Баннокберне в 1314 году, когда десятитысячное войско Брюса вступило в схватку с двадцатью пятью тысячами англичан.

После роспуска ордена усилились слухи и предположения о том, что в свое время в недрах Храмовой Горы тамплиеры обнаружили несметные сокровища. Рассказывались легенды о сундуках, наполненных книгами и документами, которые были вывезены из Франции накануне распада ордена. Считается, что эти документы попали в Англию и Шотландию. Существует множество предположений, что тамплиеры нашли в недрах Храмовой Горы не только сокровища, но также и священный Ковчег Завета Господня и даже сам Святой Грааль. Сами сведения об этом должны были нанести огромный вред церкви. Многочисленные слухи и легенды связывают тамплиеров с эдинбургской церковью Рослин и церковью Ренн-ле-Шато в южной Франции. Эти места, в свою очередь, тесно связаны с Приоратом Сиона.

В конечном счете тамплиеры оказались жертвами собственного богатства и преуспеяния. Обретенное могущество сделало их непопулярными в определенных церковных кругах, что и привело к неизбежному крушению ордена. Падению тамплиеров также способствовало желание короля Филиппа Красивого завладеть их богатствами и особенно банковской системой.

Действительно ли тамплиеры защищали знание о Святом Граале и в чем оно заключалось? Пока сокровище не будет найдено, этого никто не узнает.

См. также: Бафомет, Бернар Клервоский, Святой Грааль, Приорат Сиона.

 

РОБЕРТ ЛЭНГДОН

 

Роберт Лэнгдон, главный герой романа «Код да Винчи», является также главным действующим лицом другого романа Дэна Брауна — «Ангелы и демоны». Лэнгдон — преподаватель Гарвардского университета, где он ведет курс религиозной символики, автор более десятка книг. Он — вымышленное лицо и занимается вымышленным ремеслом. Слово «symbology» — симвология — скорее всего является анаграммой, составленной из слов «symbolism» (символизм) и «cryptology» (криптология), поскольку на самом деле в Гарвардском университете нет такой должности — «преподаватель религиозной символики». Тем не менее к тому, чем занимается Лэнгдон, имеют отношение два реально существующих гарвардских преподавателя: Николас Констас, специализирующийся на тематике икон и иконографии, и Кимберли Пэт-тон, чьи интересы распространяются на изучение и толкование сновидений, иконографию жертвоприношений и погребальных культов.

У вымышленного Роберта Лэнгдона есть реальный сайт в Интернете: www.robertlangdon.com.

 

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

 

Для многих ученых-историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет.

«Тайная вечеря» — фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры — приблизительно 15 на 29 футов. Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент.

Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие.

Тема картины — момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг — когда Христос объявляет о предательстве — и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.

Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии — причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом.

Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины — с высоты примерно 13—15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26—33 футов от нее. Есть мнение — ныне оспариваемое, — что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции.

Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.

Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.

Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя — слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей. Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку?

Принс и Пикнетт утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V — символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя — Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать.

Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры. Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра?

Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго.

Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа — для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, я советую прочитать книгу «Открытие тамплиеров».

Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине «Поклонение волхвов».

Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

См. также: «Поклонение волхвов», Леонардо да Винчи.

 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

 

Незримое присутствие Леонардо да Винчи чувствуется на всем текстовом пространстве романа Дэна Брауна. Гений эпохи Возрождения оказал огромное влияние на жизнь Жака Соньера, с убийства которого и начинается «Код да Винчи». Для того чтобы дать ключ к тайне, которую предстоит разгадать его внучке Софи Невё, Соньер использует несколько творений великого художника.

Леонардо, которому суждено было стать одним из титанов Возрождения, родился в горном селении близ тосканского городка Винчи в 1452 году. Прославившийся как художник, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и ученый-исследователь, Леонардо был человеком редкой гениальности и выдающихся способностей. Они проявились в его рисунках летательных аппаратов и анатомических эскизах, которые поражают безупречной научной точностью и артистизмом.

Да Винчи был незаконным ребенком флорентийского нотариуса и крестьянки. Известно, что детство он провел в семье отца в Винчи. Исследователи его жизни и творчества полагают, что именно здесь проявились его интерес и любовь к природе и окружающему миру. Еще в юные годы да Винчи проявил немалый художественный талант и, по свидетельству современников, был не по годам развитым и очаровательным ребенком.

В 1466 году Леонардо перебрался во Флоренцию и поступил в мастерскую художника и скульптора Андреа Вер-роккьо (настоящее имя — Андреа ди Микеле ди Франческо ди Чони), довольно известной личности эпохи Раннего Возрождения. Его мастерская была своего рода магнитом, властно притягивавшим к себе честолюбивых молодых художников и ваятелей Флоренции. Работая у Верроккьо, Леонардо познакомился с такими живописцами, как Гир-ландайо и Боттичелли. Первый из них обладал превосходной художественной техникой и старался запечатлеть многих выдающихся флорентийцев в картинах с религиозными сюжетами. Второй стал величайшим колористом Флоренции и был одним из любимых художников семейства Медичи, а также принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане в годы правления папы Сикста IV. За время ученичества в мастерской Верроккьо Леонардо, несомненно, испытал на себе влияние этих двух великих живописцев и их творчества.

В 1472 году Леонардо вступил в гильдию художников, а в 1481 году получил от монахов монастыря Сан-Донато-а-Скопето заказ на картину «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в галерее Уффици. Эта восхитительная картина, несомненный шедевр великого мастера, осталась незаконченной. Она несет на себе печать недюжинного таланта художника, полностью раскрывшегося в его более поздних творениях.

В 1482 году Леонардо был принят ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца, где прожил шестнадцать лет. Герцог считал себя покровителем искусств и тратил на живописцев и ваятелей огромные суммы. Именно в эти годы в атмосфере придворной жизни творческий гений Леонардо раскрылся в полную силу и буквально расцвел. В 1484—1485 годах, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы, он заинтересовался вопросами градостроительства Интерес этот возобновился у него и позднее, когда Леонардо перебрался на жительство во Францию Примерно в это же время он познакомился с блистательным зодчим Браманте, чьи творения подвигли Леонардо на создание рисунков и чертежей церквей и жилых зданий В 1490 году Леонардо пригласили консультировать работы по восстановлению собора в Павии.

В 1483 году Леонардо и его тогдашний ученик Амб-роджо де Предис получили заказ на ныне знаменитую картину «Мадонна в гроте». Заказ поступил от так называемого Братства непорочного зачатия, которому первоначально требовалась только одна картина. Ее предполагали поместить в центр триптиха миланской часовни Сан-Франческо-Гранде. Однако вместо первого варианта картины, ныне выставленной в Лувре, предпочтение было отдано второму, который был написан в 1503 году. Этот второй вариант находится в Лондоне, в Национальной галерее.

В 1495 году Леонардо приступил к работе над своей знаменитой фреской «Тайная вечеря», которая вскоре стала портиться по причине экспериментов ее автора с красками. В 1999 году «Тайная вечеря» была отреставрирована и приобрела облик, близкий к первоначальному.

После крушения власти герцога Сфорца Леонардо был вынужден покинуть Милан и недолгое время проживал в Мантуе и Венеции, прежде чем в 1500 году вернуться во Флоренцию. Здесь он занялся изысканиями в области математики, а также анатомическими исследованиями в лазарете Санта-Мария-Нуова. В 1502 году Леонардо поступил на службу к Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. В это же время состоялось его знакомство с прославленным итальянским автором и политиком Никколо Макиавелли. Приблизительно в 1503 году художник приступил к работе над самым своим знаменитым творением, «Моной Лизой», которая находится в Лувре.

В 1506 году Леонардо вернулся в Милан, однако вскоре Шарль д'Амбуаз от имени Людовика XII пригласил его на службу при французском королевском дворе. В это время Леонардо проявлял большой интерес к изучению ботаники, механики, гидравлики и геологии. У него появился ряд учеников, и он снова активно занялся живописью и скульптурой. В этот период им была создана картина «Святая Анна с Марией и младенцем Иисусом», ныне хранящаяся в Лувре.

В 1513 году Леонардо под покровительством новоизбранного папы из семейства Медичи, Льва X, приехал в Рим. Художнику уже исполнился 61 год, и наряду с Ми-келанджело и Рафаэлем он считался лучшим живописцем Италии. В Риме и Ватикане Леонардо разработал несколько инженерных и архитектурных проектов и выполнил несколько заказов на картины. Именно в этот период им было создано загадочное полотно «Иоанн Креститель», которое сейчас экспонируется в Лувре.

В 1515 году Джулиано Медичи, брат Льва X, покинул Рим. Вместе с ним якобы уехал и Леонардо. Приняв предложение от короля Франции Франциска I, великий живописец провел последние дни своей жизни в замке Клу, близ Амбуаза, где до самой смерти, последовавшей в 1519 году, занимался философией и науками.

Согласно «Тайным досье», помимо творческих свершений, Леонардо занимался и делами Приората Сиона, великим магистром которого являлся. Он, вне всяких сомнений, использовал в своих картинах различные тайные символы, которые еще ждут пытливого исследователя. Как считают многие исследователи его творчества, Леонардо проявлял огромный интерес к алхимии, особенно к идее алхимиков о том, что слияние мужского и женского начал является идеальным состоянием. По всей видимости, этим объясняется присутствие на многих его картинах андрогинных фигур, например Иоанна Крестителя.

В 1965 году потерянные тетради с записями, которые вел Леонардо, обнаружились в Мадриде, в Национальной библиотеке Испании. Они содержат дневниковые заметки и трактат о разработанных Леонардо технических принципах и в 1974 году опубликованы под названием «Мадридский кодекс».

См. также: Великие магистры Приората Сиона, «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза», «Витрувианский человек».

 

ЛУВР

 

В первых главах «Кода да Винчи» в парижском Лувре происходит ряд динамичных событий. Здесь убили Жака Соньера, здесь состоялось знакомство Роберта Лэнгдона и Софи Невё, именно отсюда они убегают от Безу Фаша и направляются в Лондон, а затем в Шотландию.

Хотя в наши дни Лувр является сокровищницей всемирно известных шедевров, свое существование он начинал как крепость, возведенная для защиты Парижа с запада. Король Филипп Август, правивший с 1180 по 1223 год, приказал построить в каждом углу цитадели по башне. Королевский дворец в те годы располагался на острове Ситэ, и сегодня трудно представить, что когда-то Лувр находился за чертой города. Его строительство началось в 1190 году, а на фундаменте будущего знаменитого музея позднее были возведены другие сооружения. Остатки фундамента были обнаружены в 1985 году при реставрации современного Квадратного двора («Кур-Каре»).

В ходе веков здание неоднократно перестраивалось, особенно в годы правления Карла V Мудрого, при котором были пристроены два новых крыла. Городские стены Парижа отодвигались все дальше и дальше и в конце концов оказались за пределами Лувра, который вследствие этого утратил былое военное и оборонительное значение. Он стал использоваться как королевская резиденция, тюрьма и арсенал. В 1415 году захватившие большую часть Франции англичане разграбили Лувр, лишив его множества сокровищ. Здание стало ветшать и постепенно приходить в упадок, и в 1528 году Франциск I приказал сровнять развалины с землей.

В 1546 году в соответствии с приказом короля Пьер Леско снес старую крепость и на ее месте воздвиг новый дворец, которому надлежало стать символом богатства и образованности французского монарха, владевшего внушительной коллекцией произведений искусства, в числе которых была и знаменитая «Мона Лиза». После смерти Франциска его сын Генрих II с воодушевлением взялся продолжать начатое отцом дело. Последующие правители Франции вносили свою лепту в пополнение культурной сокровищницы.

В годы правления Екатерины Медичи был построен дворец Тюильри. Соединенные при помощи большой галереи, идущей по направлению к Сене, оба дворца составили единое целое. Создание этого ансамбля было закончено уже при Генрихе IV, в 1606 году. При кардинале Ришелье значительно увеличилась коллекция произведений искусства, а при Людовике XIII и Людовике XIV продолжилось расширение здания — был построен восточный фасад с колоннадой и закончилось формирование Квадратного двора. К тому времени Париж стал утрачивать привлекательность в качестве королевской резиденции, и в 1678 году двор был перенесен в Версаль, на двадцать километров юго-западнее современной французской столицы. До 1715 года, когда умер король Людовик XIV, только придворные могли любоваться великолепной коллекцией произведений искусства, в которой насчитывалось приблизительно 2500 предметов. Некоторые из них в 1750 году были выставлены для показа в Люксембургском дворце. Новым этапом истории Лувра стали годы после Великой французской революции.

В 1793 году Лувр стал общественным музеем, и Большая галерея была открыта для посетителей, которые получили возможность любоваться ее богатейшей коллекцией. Наполеон Бонапарт пополнил коллекцию благодаря своим триумфальным походам, однако после поражения под Ватерлоо некоторые произведения искусства пришлось вернуть прежним владельцам. Деятельное участие в переустройстве Лувра принял Наполеон III, занимавшийся также многими архитектурными проектами. Это он содействовал созданию северного крыла Лувра — Ришелье — в 1852—1857 годах.

Сегодня в музее можно увидеть полотна Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана и Рубенса, а также многие прославленные скульптуры, в числе которых и знаменитая Венера Милосская. Кроме того, здесь находится коллекция раритетов древнеримского и древнегреческого происхождения и отдел Древнего Египта, созданный в 1826 году под руководством Жана-Франсуа Шампольона вскор







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.