Система специального образования
Специальная помощь детям, имеющим психофизические аномалии, в республике Беларусь на государственном уровне оказывается в рамках трех министерств: Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты. Межведомственные барьеры препятствуют созданию целостной, слаженной и действенной системы. В рамках решения этой проблемы для координации усилий этих и других структур при Совете Министров создан Межведомственный совет по проблемам инвалидов. Содержание главы 10 Закона «Об образовании в Республике Беларусь» определяет и регламентирует систему специального образования и его структуру. Так, указывается, что специальное образование призвано обеспечить доступность образования лицам с особенностями психофизического развития, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество. В соответствии с Законом структура специального образования определяется структурой основного образования и включает следующие уровни: · дошкольное образование; · общее базовое и общее среднее образование; · профессионально-техническое образование; · среднее специальное, высшее и послевузовское образование (Закон «Об образовании в Республике Беларусь», ст.38). Законом также определены дифференцированные возможности в выборе форм получения специального образования: лица с особенностями психофизического развития могут получать образование в учреждениях образования, на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений социальной защиты (Закон «Об образовании в Республике Беларусь», ст.39). Другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими систему учебно-оздоровительных учреждений для детей с особенностями психофизического развития, являются Концепция реформирования специального образования в Республике Беларусь, Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития (2002). Основными принципами построения системы специального образования являются: · государственный характер; · общедоступность образования; · приоритет общечеловеческих ценностей; · опора на наследие национальной культуры; · адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся; · коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса; · личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании; · преемственность в работе всех звеньев образования и др. В соответствии с Законом нашей страны «Об образовании» к учреждениям, обеспечивающим специальное образование, относятся учреждения: для лиц с интеллектуальной недостаточностью; для лиц с нарушениями речи; для лиц с нарушениями слуха; для лиц с нарушениями зрения; для лиц с нарушениями психического развития; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для лиц с тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями; учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения таких лиц (интегрированное обучение). Содержание образования во всех типах специальных учебных заведений строится в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего и специального образования и обеспечивает дополнительную коррекционно-образовательную помощь, предупреждение и преодоление нарушений в развитии. Кроме государственных учебных заведений в последние годы были открыты частные учреждения, работающие под контролем государственных структур. Это связано с развитием рыночных отношений. Система специального образования может быть представлена как вертикальными уровнями, так и горизонтальными составляющими. В основу вертикальной структуры положена возрастная периодизация развития личности, и она включает 5 уровней: 1. Период раннего младенчества (от рождения до 3 лет). 2. Дошкольный период (от 3 до 6 – 7 лет). 3. Период обязательного обучения (от 6 – 7 до 16 лет). 4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет вплоть до 21 года - для незрячих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата). 5. Период обучения взрослых – инвалидов. В основу горизонтальной структурной классификации специальных учебных заведений положены уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности, характер и степень нарушения. В системе специального образования выделяются три ступени: дошкольная, школьная (общее образование) и профессиональная. Под ведомством Министерства здравоохранения Республики Беларусь находятся учреждения, в которых воспитываются дети-инвалиды от рождения до 3-х лет (детские сады, дома ребенка). Дети в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия получают образование и воспитываются в дошкольных и школьных учреждениях образования специального и общего типа, а также в учреждениях социальной защиты. Система дошкольных специальных заведений для детей с отклонениями в развитии (специализированные детские сады с круглосуточным и дневным пребыванием, специализированные детские дома, сеть специальных групп при массовых детских садах и дошкольных групп при специальных школах-интернатах) начала складываться с конца 60-х годов ХХ в. Психолого-медико-педагогическая комиссия занимается комплектованием, зачислением ребенка в специализированное дошкольное / школьное учреждение и выводом из него. В эти образовательно-коррекционные принимаются дети в возрасте от 3-х до 7-8 лет. При этих учреждениях могут создаваться группы кратковременного пребывания для детей, посещающих детские сады общего типа или воспитывающиеся дома. В России такие группы могут посещать дети с аномалиями в развитии с первого года жизни. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|