Информационная услуга
Информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации (Закон РБ "Об информации, информатизации и защите информации"). Информационная услуга, в отличие от информационного продукта, имеет ряд специфических СВОЙСТВ. Среди них: – неосязаемость (вербальная, визуальная, виртуальная форма отдельных услуг, т.е. их невозможно увидеть, услышать до момента приобретения) (например, удаленный доступ к информационным ресурсам, презентация программного продукта, читательская конференция, рекламное радиообъявление);
– неотделимость услуг от источника (от их производителя) (например, устная справка, консультация, лекция). Услуга неотделима от своего производителя, тогда как продукт (товар) в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия производителя.
– непостоянство качества (гетерогенность). Качество услуги колеблется в зависимости от того, кто оказывает услугу, в какое время, в каком месте; каждый образец услуги отличается от другого, поскольку сохраняется не сама услуга, а лишь фиксация возможности ее предоставления. В целом, качество зависит: – от характеристик исходного «сырья» (например, информационный поиск, копирование, редактирование рукописи). – от квалификации исполнителя услуги (например, экспертная оценка, научный доклад, синхронный перевод).
– несохраняемость (услуги невозможно хранить, они возникают там и тогда, когда в них есть потребность. Если услугу надо сохранить, то это невозможно сделать без дополнительных затрат на фиксацию информации). – непревращаемость в собственность (свойство производно от несохраняемости). Именно это свойство отличает услугу от промышленного производства товаров и делает невозможным ее перепродажу; – невозможность тиражирования.
Различие продуктов и услуг сохраняет свое значение не только с теоретической точки зрения, но и с позиции требований к квалификации их производителей (информационных работников). · Так, при подготовке услуг особого внимания заслуживают процессы поиска и распространения информации: а именно: – момент контакта с потребителем на стадии приема запроса (т.е. выявление информационной потребности), – момент предоставления информации (т.е. выбор комфортных режимов и оптимальных коммуникационных каналов), – организация «обратной связи» (т.е. установление мнения потребителя о качестве информационного обслуживания).
· При производстве информационных продуктов внимание исполнителя сосредоточено главным образом на процессах сбора и обработки исходной информации, организации информационных массивов,а также обеспечения сохранностипромежуточных и конечных результатов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|