Здавалка
Главная | Обратная связь

Соответственно, на этом основании мы можем различать



– документальные,

– фак­тографические и

– концептографические информационные услуги.

Документальное обслуживаниепредполагает удовлетворение ин­формационных потребностей путем предоставления документов потре­бителям для постоянного или временного использования.

Яркий пример доку­ментального обслуживания – библиотечное обслуживание, например:

– выдача документов на абонементе, в читальном зале,

– заказ литературы по межбиблиотечно­му абонементу,

– организация книжных выставок, просмотров литерату­ры.

– услуги удаленного доступа к БД.

– библиографические услу­ги, осуществляемые на базе вторичных документов (библиографиче­ских записей, каталогов, списков, указателей литературы, библиогра­фических БД).

Фактографическое обслуживаниепредполагает предоставление пользователям конкретной интересующей их информации (данных, фактов, сведе­ний).

Выполнение фактографических запросов осуществляется на базе первичных документов или специ­ально созданных для этих целей информационных продуктов (спра­вочные издания, фактографические досье и БД, банки знаний и т.п.).

Концептографическое обслуживаниепредполагает предоставление специ­ально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналити­ческой, концептуальной, прогностической информации.

Данный вид обслуживания требует тщательного анализа большого количества источников, извлечения, интерпретации, оценки и обобщения отдельных фактов и данных, / син­тезирования на этой основе аналитических информационных продук­тов в виде научно-аналитических обзоров, экспертных заключений, докладов, прогнозов развития.

Это наиболее сложный, «наукоем­кий» вид информационного сервиса.

2) Второй признак – целевого назначения и сферы применения про­изводимыхпродуктов и услуг.

Здесь ИПУ сегментируются по секторам рынка.

– ИПУ сектора деловой информации;

– ИПУ сектора информации для специалистов;

– ИПУ сектора массовой и потребительской информации;

– ИПУ сектора социально-политической информации.

 

3) Третий признакспособ про­изводства ИПУ.

Здесьвыделяются ИПУ как результат:

– научно-информационной деятельности;

– патентно-лицензионной деятельности;

– переводческой деятельности;

– библиотечно-библиографического обслуживания;

– издательской и копировально-множительной деятельности;

– рекламной деятельности и т.п.

 

Идея классификации ИПУ в зависимости от способа их произ­водства одна из самых перспективных.

 

4) Четвертый признак – широта распространения информации(адресность, назначение информа­ции).

Здесь различают ИПУ:

индивидуального назначения, ориентированные на индиви­дуальные информационные потребности конкретного пользо­вателя;

группового назначения, ориентированные на близкие по со­держанию информационные потребности группы пользова­телей, объединенных общностью профессиональных, научных, учебных, досуговых или других интересов;

массового назначения, ориентированные на информационные потребности широкого круга пользователей.

 

5) В качестве возможных оснований классификации ИПУ могут выступать и другие признаки:

– режим обслуживания (напр., разовый, текущий; пакетный, диалоговый);

– форма представления информации (напр., печатная, электронная),

– вид носителя (напр., бумажный, карточный, машиночитаемый, пленочный);

– способ передачи информации (напр, непосредственно в инфор­мационной службе, через посредника, по каналам связи).

 

При необходимости, возможно создание классификаций на основе:

1 – качественных характеристик производимых продуктов и услуг (пол­нота, оперативность, поисковые возможности и др.),

2 – технологи­ческих особенностей производства ИПУ (традиционные, автоматизированные, гибридные технологии; централизованная обработка, распределенный ввод дан­ных и др.);

3 – стоимостных показателей (диапазон цен, условия оплаты, льготы).

 

Для создания многоаспектных классификаций ИПУ наиболее применим фасетный подход: каждый классификационный признак служит осно­ванием образования собственной фасеты.

Несомнен­ное достоинство фасетных классификаций (по сути, описательных моделей ИПУ) — их комплексность, обозримость, простота использования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.