Соответственно, на этом основании мы можем различать
– документальные, – фактографические и – концептографические информационные услуги. Документальное обслуживаниепредполагает удовлетворение информационных потребностей путем предоставления документов потребителям для постоянного или временного использования. Яркий пример документального обслуживания – библиотечное обслуживание, например: – выдача документов на абонементе, в читальном зале, – заказ литературы по межбиблиотечному абонементу, – организация книжных выставок, просмотров литературы. – услуги удаленного доступа к БД. – библиографические услуги, осуществляемые на базе вторичных документов (библиографических записей, каталогов, списков, указателей литературы, библиографических БД). Фактографическое обслуживаниепредполагает предоставление пользователям конкретной интересующей их информации (данных, фактов, сведений). Выполнение фактографических запросов осуществляется на базе первичных документов или специально созданных для этих целей информационных продуктов (справочные издания, фактографические досье и БД, банки знаний и т.п.). Концептографическое обслуживаниепредполагает предоставление специально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналитической, концептуальной, прогностической информации. Данный вид обслуживания требует тщательного анализа большого количества источников, извлечения, интерпретации, оценки и обобщения отдельных фактов и данных, / синтезирования на этой основе аналитических информационных продуктов в виде научно-аналитических обзоров, экспертных заключений, докладов, прогнозов развития. Это наиболее сложный, «наукоемкий» вид информационного сервиса.
2) Второй признак – целевого назначения и сферы применения производимыхпродуктов и услуг. Здесь ИПУ сегментируются по секторам рынка. – ИПУ сектора деловой информации; – ИПУ сектора информации для специалистов; – ИПУ сектора массовой и потребительской информации; – ИПУ сектора социально-политической информации.
3) Третий признак– способ производства ИПУ. Здесьвыделяются ИПУ как результат: – научно-информационной деятельности; – патентно-лицензионной деятельности; – переводческой деятельности; – библиотечно-библиографического обслуживания; – издательской и копировально-множительной деятельности; – рекламной деятельности и т.п.
Идея классификации ИПУ в зависимости от способа их производства одна из самых перспективных.
4) Четвертый признак – широта распространения информации(адресность, назначение информации). Здесь различают ИПУ: – индивидуального назначения, ориентированные на индивидуальные информационные потребности конкретного пользователя; – группового назначения, ориентированные на близкие по содержанию информационные потребности группы пользователей, объединенных общностью профессиональных, научных, учебных, досуговых или других интересов; – массового назначения, ориентированные на информационные потребности широкого круга пользователей.
5) В качестве возможных оснований классификации ИПУ могут выступать и другие признаки: – режим обслуживания (напр., разовый, текущий; пакетный, диалоговый); – форма представления информации (напр., печатная, электронная), – вид носителя (напр., бумажный, карточный, машиночитаемый, пленочный); – способ передачи информации (напр, непосредственно в информационной службе, через посредника, по каналам связи).
При необходимости, возможно создание классификаций на основе: 1 – качественных характеристик производимых продуктов и услуг (полнота, оперативность, поисковые возможности и др.), 2 – технологических особенностей производства ИПУ (традиционные, автоматизированные, гибридные технологии; централизованная обработка, распределенный ввод данных и др.); 3 – стоимостных показателей (диапазон цен, условия оплаты, льготы).
Для создания многоаспектных классификаций ИПУ наиболее применим фасетный подход: каждый классификационный признак служит основанием образования собственной фасеты. Несомненное достоинство фасетных классификаций (по сути, описательных моделей ИПУ) — их комплексность, обозримость, простота использования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|