Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности установления цен на информационные товары



 

Основными элементами ры­ночного механизма являются цена, спрос, предложение.

Ценообразование на информационные товары и услуги, как и на все прочие товары, прежде всего, зависит от соотношения спроса и предложения.

Спрос– это потребности населения, обеспеченные покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом.

Предложе­ние – это рыночные фонды (за­пасы), или иначе говоря совокупность товаров, поступающих для оконча­тельной реализации.

Цена на информационный товар, как на духовный феномен (а не материальный), определяется, главным обра­зом, исходя из потребительной стоимости предлагаемых сведений, исходя из их общественной или индивидуальной полезности.

Затраты труда (индивидуальные или общественные), затраты на производство, играют здесь второстепенную роль.

Потребительная стоимость – совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека.

Потребительная стоимость информационного товара непосредственно связана с его потребительскими свойствами.

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей.

Именно потребительские свойства определяют спрос на конкрет­ные продукты и услуги, обусловливают их привлекательность и сто­имость.

В группу потребительских свойств информационных продуктов и услуг могут быть включе­ны следующие характеристики:

1 – адресность информации (ориентация на конкретные катего­рии пользователей и целевые установки);

2 – временные затраты на подготовку и использование инфор­мационного товара (инф. продукта / услуги);

3 – оперативность предоставления информации, сроки удовлет­ворения запроса;

4 – возможность многоаспектного поиска информации;

5 – надежность представленных данных (сроки их актуализации, достоверность источников информации);

6 – аспектность охвата темы, проблемы в пределах основной и смежных областей знания и практической деятельности;

7 – возможность машинной обработки и распространения инфор­мации;

8 – удобство в обращении (дружественный интерфейс, гостепри­имство информационно-поисковых языков (ИПЯ), деталь­ность пользовательских инструкций);

9 – доступность (по каналам связи, видам носителей, цене);

10 – защищенность от несанкционированного доступа и воздей­ствия;

11 – условия хранения и актуализации (для информационных про­дуктов);

12 – эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.

 

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг отличны от аналогичных характеристик материальных объектов:

– ценность информации индивидуализирована: определяется со­циальным, образовательным, профессиональным статусом по­требителя. Одно и то же сообщение может быть открытием для одного пользователя, банальным — для другого, безын­тересным — для третьего. Поэтому разработка единых, как в промышленности, стандартов качества на отдельные виды ин­формационной продукции и услуг проблематична;

– качество и количество информации не убывает по мере ее по­требления (многократного использования). Содержание ин­формации не подвержено процессам физического старения, амортизации. Падение спроса, снижение актуальности (мо­ральное старение) информации происходит по иным, отлич­ным от действующих в сфере материального потребления законам;

– многоаспектность (избыточность) информации обусловливает возможность ее использования в самых различных областях человеческой деятельности.

Проявление потребительной стоимости будет различ­ным для разных видов информационных товаров:

– для научных информационных товаров она будет заключаться в приросте технических параметров оборудования, технологии, продук­ции и методов организации производства и труда;

– для информационных товаров в виде прикладных программ – в совершенствовании сис­тем управления производством и реализаций продукции.

Данные системы могут быть представлены в виде автоматизированных систем управления различных уровней (автоматизацией управления отдельными ви­дами оборудования, АСУ технологическими процессами, АСУ производст­вом);

– для результатов прогнозных и маркетинговых исследований – в совершенствовании выпускаемой продукции, ее качества, ассортимен­та и способов реализации и т.д.

 

По сравнению с рынками других видов товаров информационному рынку в меньшей степени свойственна ценовая конкуренция между про­изводителями. Конкуренция происходит в основном по линии дифферен­циации услуг, а не по линии цен.

Для большинства профессиональных потребителей цена не является решаю­щим фактором при выборе информационные товаров, к тому же цены на информационные товары колеблются в довольно узких пределах.

Главная роль в определении стоимости информационного товара отводится полезности.

Но информация как индивидуализированный товар, формирует различную полезность даже для одного и того же потребителя с учетом различных ситуаций и отдельных временных промежутков,

В установлении цены определяющее значение имеютне текущие потребности, а перспективные. В связи с этим, цена устанавливается, как правило, на основе договора между продавцом и покупателем.

 

 


[1] Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

[2] Информационные продукты и информационные услуги являются информационными товарами, но только в том случае если они отвечают существующим критериям товара.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.