Особенности установления цен на информационные товары ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос, предложение. Ценообразование на информационные товары и услуги, как и на все прочие товары, прежде всего, зависит от соотношения спроса и предложения. Спрос– это потребности населения, обеспеченные покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом. Предложение – это рыночные фонды (запасы), или иначе говоря совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации. Цена на информационный товар, как на духовный феномен (а не материальный), определяется, главным образом, исходя из потребительной стоимости предлагаемых сведений, исходя из их общественной или индивидуальной полезности. Затраты труда (индивидуальные или общественные), затраты на производство, играют здесь второстепенную роль. Потребительная стоимость – совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Потребительная стоимость информационного товара непосредственно связана с его потребительскими свойствами. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей. Именно потребительские свойства определяют спрос на конкретные продукты и услуги, обусловливают их привлекательность и стоимость. В группу потребительских свойств информационных продуктов и услуг могут быть включены следующие характеристики: 1 – адресность информации (ориентация на конкретные категории пользователей и целевые установки); 2 – временные затраты на подготовку и использование информационного товара (инф. продукта / услуги); 3 – оперативность предоставления информации, сроки удовлетворения запроса; 4 – возможность многоаспектного поиска информации; 5 – надежность представленных данных (сроки их актуализации, достоверность источников информации); 6 – аспектность охвата темы, проблемы в пределах основной и смежных областей знания и практической деятельности; 7 – возможность машинной обработки и распространения информации; 8 – удобство в обращении (дружественный интерфейс, гостеприимство информационно-поисковых языков (ИПЯ), детальность пользовательских инструкций); 9 – доступность (по каналам связи, видам носителей, цене); 10 – защищенность от несанкционированного доступа и воздействия; 11 – условия хранения и актуализации (для информационных продуктов); 12 – эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.
Потребительские свойства информационных продуктов и услуг отличны от аналогичных характеристик материальных объектов: – ценность информации индивидуализирована: определяется социальным, образовательным, профессиональным статусом потребителя. Одно и то же сообщение может быть открытием для одного пользователя, банальным — для другого, безынтересным — для третьего. Поэтому разработка единых, как в промышленности, стандартов качества на отдельные виды информационной продукции и услуг проблематична; – качество и количество информации не убывает по мере ее потребления (многократного использования). Содержание информации не подвержено процессам физического старения, амортизации. Падение спроса, снижение актуальности (моральное старение) информации происходит по иным, отличным от действующих в сфере материального потребления законам; – многоаспектность (избыточность) информации обусловливает возможность ее использования в самых различных областях человеческой деятельности. Проявление потребительной стоимости будет различным для разных видов информационных товаров: – для научных информационных товаров она будет заключаться в приросте технических параметров оборудования, технологии, продукции и методов организации производства и труда; – для информационных товаров в виде прикладных программ – в совершенствовании систем управления производством и реализаций продукции. Данные системы могут быть представлены в виде автоматизированных систем управления различных уровней (автоматизацией управления отдельными видами оборудования, АСУ технологическими процессами, АСУ производством); – для результатов прогнозных и маркетинговых исследований – в совершенствовании выпускаемой продукции, ее качества, ассортимента и способов реализации и т.д.
По сравнению с рынками других видов товаров информационному рынку в меньшей степени свойственна ценовая конкуренция между производителями. Конкуренция происходит в основном по линии дифференциации услуг, а не по линии цен. Для большинства профессиональных потребителей цена не является решающим фактором при выборе информационные товаров, к тому же цены на информационные товары колеблются в довольно узких пределах. Главная роль в определении стоимости информационного товара отводится полезности. Но информация как индивидуализированный товар, формирует различную полезность даже для одного и того же потребителя с учетом различных ситуаций и отдельных временных промежутков, В установлении цены определяющее значение имеютне текущие потребности, а перспективные. В связи с этим, цена устанавливается, как правило, на основе договора между продавцом и покупателем.
[1] Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. [2] Информационные продукты и информационные услуги являются информационными товарами, но только в том случае если они отвечают существующим критериям товара.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|