Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его основные характеристики



Российский экономическая академия им. Г.В. Плеханова

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:«Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России»

 

 

Подготовил: …...

студент группы 1-212

Приняла: Чередниченко Т.М.

 

 

Москва

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его основные характеристики...... 5

Глава 2. Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса............ 12

Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза................. 13

Глава 3. Проблемы становления малого бизнеса в России.................. 17

Пути решения проблем малого предпринимательства в России........ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 25

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................ 27

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Малый бизнес играет ключевую роль в улучшении структуры экономики, и "большая экономика" начинается именно с малого предпринимательства»

Бывший премьер министр РФ Михаил Касьянов.

 

С начала проведения экономических реформ значительное распространение получил такой тип хозяйственной структуры, как малое предприятие.111

Стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение, стремление полнее проявить себя как личность рождает массовое явление в форме развития малого бизнеса. Малый бизнес играет в экономике страны большую роль и вместе с средним предпринимательством является ведущим сектором в рыночной экономике, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-70% ВНП. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. В большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.111111

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. 112133

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. 431464316

Исходя из вышесказанного, можно считать данную тему актуальной: для России, которая в настоящий момент находится на стадии экономического подъема, будущие темпы роста национальной экономики и улучшение социального положения населения во многом будут зависеть от развития малого предпринимательства. йуаф

Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России, а также описание зарубежного опыта.67е37

 

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его основные характеристики

 

Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности. нгвгрйв

Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. При этом последние отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства. шовфф

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

· обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

· специализация на каком-либо виде деятельности;

· реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

· личном труде владельца и членов его семьи;

· использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием «малый бизнес».

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход.

Количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).

Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия.

Как видно из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Согласно данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. В самом общем виде их можно подразделить на:

- качественные критерии (простота системы управления, совмещение в одном лице функций собственника и менеджера, обладание небольшой долей рынка и небольшая пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная цель деятельности и т.д.)

- количественные критерии (численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.)

Однако, как показывает мировая и отечественная практика, основными показателями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный фирмой, как правило, за один год, и величина активов. Почти во всех развитых государствах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работников.

Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству существенно разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии.

В Японии главными критериями определения мелких предприятий являются величина капитала, численность рабочих и отраслевая принадлежность.

В Германии при отнесении предприятий к сектору мелкого предпринимательства применяются следующие критерии:

- единство собственности и управления;

- так называемая обозримость предприятия, что позволяет достичь высокой степени трудовой мотивации работников;

- особая роль руководителя такого предприятия (который оказывается непосредственно включенным в процесс производства);

- так называемое семейное ведение дела;

- особый характер финансирования (преимущественно за счет банковских кредитов), что порождает нехватку капитала.

В Великобритании используются критерии величины оборота, активов и средней численности занятых.

В ЕС принята такая классификация малых предприятий: число работающих составляет от 10 до 49 человек. Одним из важных критериев также является экономическая независимость предприятий и доля внешних собственников в собственности малого предприятия, которая должна составлять не более 25%. Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые» и до 99 человек – как «малые».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число занятых не превышало 100 человек. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

· в промышленности – 100 чел.;

· в строительстве – 100 чел.;

· на транспорте – 100 чел.;

· в сельском хозяйстве – 60 чел.;

· в научно-технической сфере – 60 чел.;

· в оптовой торговле – 50 чел.;

· в розничной торговле и

· бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренное действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это - сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника.

Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия. В совокупности эти условия способствуют нормальному функционированию малого бизнеса. К экономическим условиям относят:

§ предложение товаров и спрос на них;

§ виды товаров, которые могут приобрести покупатели;

§ объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;

§ избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е на их возможность приобретать товары;

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестиционный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

§ Банки, оказывающие финансовые услуги.

§ Поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.

§ Оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя.

§ Специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги.

§ Агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы.

§ Учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих.

§ Прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.

§ Средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, причем на разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношения индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников.

Важную роль в формировании малого бизнеса играет подготовка и переподготовка и повышение квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготвки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса и т.п.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

Ø Упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;

Ø Защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

Ø Совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многие другие актуальные проблемы.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.