Здавалка
Главная | Обратная связь

Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза



Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются:

• развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;

• создание новых рабочих мест;

• экономический рост малых предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• трансферт (передача) технологий.

В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов.

Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий.

Так, в Испании в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с согласованием функций и действий властей различного уровня. Особенную остроту они приобрели после появления здесь фондов ЕС по поддержке малого предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без ведома правительства Испании.

Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства.

Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.

Суммируя опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных направлений.

Помощь в создании малых предприятий. Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих предпринимателей.

Система образования в ЕС поставлена так, что юные граждане еще в школе знакомятся с азами бизнеса.

Учат премудростям предпринимательства и взрослых. При этом наряду с так называемым начальным курсом, дающим минимальный объем знаний и навыков. преподается и углубленный, который носит прикладной характер и учитывает специфику деятельности обучаемого.

Разрабатываются особые курсы для женщин и этнических меньшинств.

В Ирландии, например, с 1992 г. действует Программа обучения работе, призванная повысить конкурентоспособность мелких фирм и уровень профессиональной подготовки на малых промышленных предприятиях. Курс частично оплачивается государством.

С какими трудностями сталкивается начинающий предприниматель? Они типичны: недостаток стартового капитала, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной конъюнктуры.

Вот почему в странах ЕС начинающим бизнесменам государство оказывает как финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение.

Например, в Дании за безработным, пожелавшим открыть собственное дело, в течение стартовых 3,5 лет сохраняется половина пособия по безработице.

В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — Служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы.

В Германии лицам, создающим новые малые фирмы, предоставляются кредиты сроком до 20 лет.

Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта и достигнуть большей экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство сталкивается здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток данных о рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.

Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.

Примером государственной поддержки в данной области может служить британская программа «Экспортная инициатива», которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров из числа малых фирм в международной торговле и увеличении ее объемов. Программа эта реализуется:

• отделом торговли и промышленности, который связан с частным сектором и предоставляет экспортерам-новичкам консультации специалистов;

• информационным центром, работающим по принципу «самопомощи»— допуска начинающих к массивам данных о рынках;

• справочной службой, которая оказывает консультационные услуги, информирует о спросе на продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований, а также снабжает адресами и телефонами потенциальных контрагентов.

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

II. медленное расширение деловой активности;

III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий в России 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев. [14]

В общем, в 70-е - 80-е годы в капиталистических странах сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.