Материальные неденежные стимулирующие системы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
В отдельную подгруппу материальных неденежных стимулов следует выделить те, особенностью которых является отсроченность получения материального стимулирования. К данной подгруппе отнесены следующие виды стимулов: • страхование жизни работника; • страхование жизни членов семьи; • страхование от несчастных случаев; • страхование имущества, особенно в тех случаях, когда гарантом кредита выступает фирма; • медицинское и стоматологическое обслуживание, основанное на страховании; • оплата кратко- или долговременной нетрудоспособности, основанная на отложенных организацией средствах или страховании; • различные оплаченные невыходы на работу; • сберегательные доходы с участием фирмы; • помощь в образовании личных сбережений и их использовании; • пенсии и пенсионное обеспечение; • оплачиваемые отпуска; • выходные дни, которые не предусмотрены коллективными договорами (праздничные дни, дополнительные выходные дни и т.п.). В современных условиях организация, которая хочет быть лидером на рынке по качеству производимых товаров и предлагаемых услуг, должна самым серьезным образом отнестись к разработке социальной политики в отношении своих сотрудников. Социальная политика на предприятии должна быть ориентирована на успех предприятия на рынке. А поэтому отношения между наемным работником и работодателем не могут рассматриваться только как отношения «деньги за работу». Социальные льготы, которые предоставляет организация своим сотрудникам, должны быть привлекательны для них и выгодны для обеих сторон — и для организации, и для наемного работника. А. Крымов(Вы — управляющий персоналом. — М.: Бератор, 2004.) указывает, что социальный пакет приобретает смысл в средних и крупных организациях с численностью персонала от 150—200 человек, в которых: 1) коммерческий результат зависит от работоспособности и вклада многих сравнительно низкооплачиваемых работников (а не нескольких «звезд», которым просто можно давать большие премии); 2) иерархическая структура приводит к отчуждению нижних и средних слоев от интересов организации; сотрудники воспринимают организацию не как «семью» или «свою команду», а как всего лишь очередное место работы, которое можно сменить на лучшее; 3) текучесть кадров наносит организации урон, и есть смысл «привязывать» сотрудников за счет благ, которые они не получат в другом месте. В отличие от премиальной системы социальный пакет не стимулирует персонал к более высоким результатам. Цель социального пакета — скорее предотвращение негативных тенденций, чем стимулирование позитивных. Социальный пакет является способом обеспечения трудоспособности и отдачи персонала (меньше теряют времени, меньше болеют, меньше думают на рабочем месте на посторонние темы и пр.); кроме того — это эффективное средство внутреннего PR,повышающее преданность работников организации, вызывающее у них чувство защищенности и заботы. Общие требования к формированию социального пакета
Демографические характеристики и социальные факторы, учитываемые при формировании методики социального пакета
Отсроченные платежи реализуемые через участие в пенсионных фондах как форма участия в прибылях Преимущества применения данных форм стимулирования: 1. это позволяет закрепить персонал организации; 2. позволяет усилить контроль за организационным поведением и, в частности, трудовой и технологической дисциплиной; 3. повышает управляемость организацией; 4. способствует улучшению имиджа, обеспечивает положительную оценку организации в обществе; 5. позволяет избежать не всегда желательного роста зарплаты; 6. способствует установлению деловых и партнерских отношений между профсоюзами и работодателями; 7. способствует получению налоговых льгот. Отсроченные платежи представляют собой своего рода компромиссный вариант корпоративного стимулирования, который заинтересовывает персонал работать с большей отдачей, поскольку будущие выплаты значительно зависят не только от сегодняшнего состояния организации, но и от ее состояния в период выхода части персонала на пенсию. А поскольку этот процесс носит перманентный характер, то стимулирование, основанное на отсроченных выплатах, эффективно осуществляется независимо от экономической конъюнктуры. Опросы показывают отношение к отсроченным выплатам персонала различных возрастных групп. Персонал в возрасте до 35 лет предпочитает прямые выплаты. И только после 40 лет — отсроченные выплаты. Данный вид участия в прибылях выступает и в качестве определенной льготы, предоставляемой наиболее заслуженным работникам организации. Участие в прибыли усиливает привязанность к предприятию еще и потому, что только немногим более 30% занятых, участвующих прибылью в пенсионных фондах, могут получить накопленные средства наличными при увольнении либо перевести их в другой пенсионный фонд. Для одной части персонала это невыгодно вследствие утраты налоговой льготы. Для другой — эта сумма становится частью персонального пенсионного фонда, который формируется за счет других источников. Таким образом, отсроченные платежи заставляют работника положительно откликаться на стимулы, образуемые посредством участия в прибыли. Отсроченные платежи ориентированы не только на стимулирование личной производительности труда, но в не меньшей степени — на борьбу с нежелательной текучестью персонала. Особенно это касается инженерно-технических работников, составляющих интеллектуальный потенциал организации, основу ее человеческого капитала. Чем выше квалификация, тем меньше у работников возможностей при переходе на другое предприятие сохранить свои отсроченные выплаты без потерь. Участие в прибыли посредством пенсионных фондов возможно и эффективно при соблюдении некоторых условий. 1. Стабильно развивающаяся экономика или относительно устойчивое экономическое положение в стране. В условиях кризисной экономики невозможно без сильного общественного, и особенно государственного, контроля (своего рода государственного страхования) использовать отсроченные платежи в качестве эффективных стимулов трудовой деятельности. 2. Соответствующее законодательство, регулирующее отношения между работодателем и наемным персоналом в области трудовых отношений. Законодательство должно определять ответственность работодателя за невыполнение обязательства в связи с отсроченными платежами. 3. Низкая инфляция или, во всяком случае, наличие механизма, обеспечивающего недопущение обесценивания отсроченных платежей, заложенных в пенсионном фонде. 4. Ответственная система страхования, которую довольно часто применяют организационные структуры, управляющие пенсионными фондами. 5. Эффективная система контроля со стороны государства за функционированием системы образования пенсионных фондов и в целом систем отсроченных платежей. 6. Соответствующие налоговые льготы, предоставляемые пенсионным фондам, а также работодателям, делающие выгодным формирование отсроченных платежей и для работодателя, и наемного персонала, и государства. 7. Высокий уровень управления, которое функционирует только при стратегическом перспективном планировании и использовании современных технологий оперативного управления, в том числе и пенсионными фондами. 8. Высокая социальная ответственность организации перед обществом и, в частности, перед персоналом организации. 9. Высокая инвестиционная активность, осуществляемая организацией в долгосрочные проекты. В современной России экономическая ситуация делает рискованной всякого рода накопления. Деньги нужны сегодня, так как зарплаты не хватает даже на самое необходимое. Кроме того, нет надежной и понятной системы отчетности и учета средств, образуемых за счет прибыли. Малые предприятия не способны в силу своих финансовых возможностей и неопределенности сроков существования к такой сложной системе мотивации и стимулирования, как отсроченные выплаты из прибыли. Значимость и популярность метода отсроченных платежей будут возрастать в первую очередь при экономическом росте предприятия. Экономический рост среди других факторов, определяющих возможность использования метода отсроченных платежей в качестве стимулов, нужно считать фактором, определяющим чувствительность персонала к стимулам посредством участия в прибыли. То же можно сказать и об экономической устойчивости предприятия. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|