Здавалка
Главная | Обратная связь

Моторная (двигательная) плотность урока

Методические рекомендации определения величины общей плотности урока.

 

Общую плотностьхарактеризует величина полезно затраченного времени преподавателем во время урока, выраженная в процентах. Особенностью общей плотности урока является характеристика работы преподавателя (но не учеников) в течение всего урока.

Общая плотность определяется по формуле:

ОПУ = ПЗВ (преподавателем): ВУ х 100%, где ПЗВ – полезно затраченное время преподавателем на уроке (в минутах), ВУ – время урока.

Методика определения величины общей плотности урока заключается в наблюдении за действиями преподавателя во время урока, фиксировании времени его работы (полезно затраченное время) и каких-либо отвлечений от хода урока (не полезно затраченное вре­мя). При этом преподаватель заранее не предупреждается о том, что за ним будет вестись наблюдение.

К действиям преподавателя, которые характеризуют полезно затра­ченное время на уроке, можно отнести наблюдение за действиями учеников, рассказ и объяснение нового учебного материала, по­каз (возможно использование видеотехники, а также плакатов, диаграмм и т. п.) упражнения или комплекса упражнений, оказа­ние помощи занимающимся при выполнении упражнений, осуще­ствление страховки, оценка действий учеников и т. п. Обращаем внимание на то, что наблюдение как педагогический метод тоже относится к категории полезно затраченного времени. Например, весь класс одновременно играет в какую-либо игру. В качестве су­дей в игре выступают временно освобожденные от занятий ученики, а преподаватель стоит и наблюдает за игрой. Данное действие преподавателя относится к полезно затраченному времени на занятии. К категории полезно затраченного времени относятся также проверка присутствия на уроке и т.д.

К действиям преподавателя, характеризующим не полезно затрачен­ное время на уроке, можно отнести несвоевременное начало и преждевременное окончание урока, различные отвлечения во время урока (например, преподаватель оставил класс и ушел за спортивным инвентарем или кто-нибудь из педагогов, администрации отвлекает преподавателя и т. п.).

Критерием оценки величины ОПУ выступает цифра, получен­ная после расчетов по указанной формуле. При этом, чем ближе она к 100%, тем эффективнее преподаватель использует время урока.

 

Моторная (двигательная) плотность урока

 

Моторная (двигательная) плотность урокапредставляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего времени урока, выраженное в процентах. Моторная плотность урока определяется по формуле:

МПЗ =ВДА (ученика) : ВУ х 100%;

где ВДА — суммарное время двигательной активности ученика (в мин); ВУ — время урок в минутах.

Методика определения величины моторной плотности урока за­ключается в том, что из состава класса выбирается ученик (ученица), за которым ведется наблюдение в течение всего урока. Вы­бранный ученик, а также преподаватель, проводящий занятие, не должны знать, за кем ведется наблюдение. Наблюдатель держит в руке се­кундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика (строевые упражнения, ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения, игры, аутотренинг и т. д.). По окончании выполнения упражнения или задания преподавателя секундомер выключается на время отдыха ученика до начала сле­дующего упражнения или задания. Таким образом, секундомер суммирует время двигательной активности ученика, не учитывая времени отдыха, ожидания очереди выполнения упражнения, слушания объяснений преподавателя и т. д.

При анализе урока следует принимать во внимание, что на ве­личину моторной плотности урока влияют такие факторы, как возраст учащихся, их количество в группе, количество юношей и девушек, уровень двигательной и физической подготовленности учеников, место проведения урока, сложность поставленных задач, наличие и эффективность использования спортивного ин­вентаря и т. п.

Вместе с тем величина МПУ больше всего зависит от типа урока. Например, на уроках ознакомления с новым материалом и его ра­зучивания моторная плотность урока будет невысокой: 20—25%. Однако данная цифра не может служить критерием плохой рабо­ты преподавателя. С другой стороны, если на уроке по совершенствованию изученного материала не продумана методика организации урока и ученики тратят много времени в ожидании возможности выпол­нить упражнение, то моторная плотность величиной 20—25% должна быть одним из основных критериев низкой методической грамотности преподавателя.

Критерии оценки величины моторной плотности урока пред­ставлены в таблице.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.