ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ, ОТЧЕТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАМ И ЗАЩИТА ОТЧЕТАСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Сервисная деятельность в современном обществе требует не только теоретических знаний, но и практических навыков. Отработка заданий производственной (профессионально-ориентированной) практики поможет, будущим специалистам, углубить навыки в исследовании практических аспектов сервисной деятельности. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов сервиса и обеспечение их большей готовности к профессиональной деятельности является важнейшей задачей высшей школы, выполнение которой должно быть основано на постоянном и системном сочетании теоретического обучения и практической подготовки, на неразрывной связи процесса обучения с изучением деятельности предприятий, организаций как объектов будущей трудовой деятельности. Настоящая программа производственной (профессионально-ориентированной) практики направлена на закрепление и углубление знаний, практических умений по дисциплинам курса «Сервис», выработку профессиональных умений, соответствующих квалификационной характеристике специалистов данного профиля, формирования представления об условиях, специфике деятельности предприятий сервиса в системе рыночных отношений. Программа практики определяет общие этапы и ее содержание. Преподаватели кафедры, осуществляющие организацию, руководство, контроль хода и завершения практики, должны уточнять ее содержание в соответствии с профилем предприятия, производящим и реализующим конкретную услугу (продукцию), и, с учетом его реальных возможностей, разрабатывать для студентов индивидуальные задания. В случае необходимости преподавателем-руководителем практики могут быть дополнительно включены или опущены отдельные ее этапы, предусмотрена иная последовательность прохождения, уточнена форма отчетности студента о результатах практики. Практика проводится в соответствии с утвержденным учебным планом и действующими образовательными стандартами.
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью практики является: - ознакомление с организационно-производственной структурой предприятия, системой маркетинговой службы, - изучение основных технологических операций оказания услуги, - углубление и закрепление теоретических знаний по вопросам: формирования ассортимента и качества услуг (продукта, товара) на этапах их проектирования, оказания (изготовления); изучение факторов производства - исходных информационных данных, сырья и материалов, технологии, технологического оснащения производственного процесса, профессионализма работников и др.; организации и проведения предприятием-изготовителем услуг (работ) по повышению конкурентоспособности своей услуги (продукции); сертификации услуги (продукции); сохранения потребительских свойств услуги на всех этапах ее продвижения от проекта до потребителя, информационное сопровождение услуги, упаковки, создания условий хранения, разработки информационно-инструктивных материалов для потребителей по правильному потреблению услуги, эксплуатации и уходу за изделиями (инструкции, проспекты); - углубление и приобретение новых практических умений по идентификации исходных данных (материалов), как одного из факторов формирования потребительной стоимости; прогнозирования потребительских свойств услуги (продукции) с учетом различий в их потребительской стоимости (конструкции), особенностей рецептуры (состава), способов оказания (изготовления, обработки, отделки, украшения); анализа, сравнения потребительских свойств услуги (продукта) аналогичного назначения; определения уровня качества с учетом потребительских показателей, рейтинга услуг (продукции), производимых конкретным предприятием, и услуг (продукции) – аналогов зарубежного производства; выявления основных причин возникновения недостатков (дефектов) в оказанной услуге (изготовленной продукции) и разработке предложений по их устранению; проверки соответствия качественных показателей оказанной услуги (выпускаемой продукции) требованиям соответствующих нормативно-технических документов. ОБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Объектами практики могут быть предприятия по разработке, производству и реализации услуг и продукции: пошив одежды; изготовление обуви и ее ремонт; парикмахерские и имиджмейкерские услуги; посреднические услуги, ремонт и техническое обслуживание сложной бытовой техники и автомобилей, ресторанный сервис и гостиничное хозяйство, ювелирные мастерские и т.д. В качестве реального рабочего места для прохождения практики могут быть привлечены научно-технические центры, организации исследовательского направления. Выбор предприятия производится с учетом реальных возможностей для отработки студентом всех вопросов программы производственной практики, а также пожеланий студента с целью подбора им необходимых материалов для курсовых работ и дипломной квалификационной работы. В качестве базы практики отбираются передовые в техническом оснащении и с высоким уровнем организации труда и управления предприятия, которые систематически совершенствуют систему менеджмента качества. Базовыми подразделениями предприятия для практики должны быть гостиницы, предприятия общественного питания; цеха, мастерские, отделы по ремонту и изготовлению продукции индивидуального заказа или мелкими партиями, а также центральные научные и испытательные лаборатории предприятий сервиса. При отработке задания производственное практики уделяют внимание системам менеджмента качества выполненных работ и услуг, а также произведенных изделий. В процессе прохождения производственной (профессионально-ориентированной) практики студент обязан отразить в отчете: - технико-экономическую характеристику и структуру предприятия, в т.ч. динамику производства, работу по обновлению, расширению, оптимизации ассортимента оказываемых услуг (выпускаемой продукции) за последние 2-3 года; - деловые контакты предприятия с отечественными и зарубежными партнерами, оказывающими аналогичную услугу (продукцию), содержание работы предприятия по изучению и внедрению передового отечественного и зарубежного опыта по повышению уровня сервиса потребительских свойств, обновлению ассортимента выпускаемой продукции; - работу предприятия по изучению рынка оказываемых услуг и произведенной продукции, потребностей, требований потребителей к качеству оказываемых услуг и производимой продукции; - емкость рынка региона в оказываемых услугах и производимой продукции данного профиля; - содержание входного контроля сырья и других исходных материалов, например тканей, меха в салонах по индивидуальному пошиву одежды и головных уборов (перечень контролируемых показателей свойств, используемые для контроля нормативно-технические документы). Усвоить наиболее значимые факторы, обеспечивающие качество оказываемых услуг или производимой продукции: - организация и эффективное осуществление приема заказа на оказание услуги; - разработка комплексных вариантов проекта оказания услуги; - разработка технологии оказания услуги; - нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности процесса оказания услуги; - разработка технического задания, технического предложения, технического описания; - организация технологического процесса для исполнения услуги; - выбор специального оборудования и технических средств для оказания услуги; - использование информационных технологий для решения задач технологического процесса оказания услуги; - оптимальное использование материальных и энергетических ресурсов, исходя из требуемого уровня качества оказываемой услуги; - организация и эффективное осуществление входного и выходного контроля качества процесса оказания услуги, параметров технологических процессов, используемых материальных объектов и систем сервиса; - организация проведения экспертизы, диагностики, сертификационных испытаний различных видов услуг; - состояние и перспективные направления работы предприятия по обеспечению экологически чистого производства и изготовления экологически безопасной продукции; например создание системы замкнутого цикла использования воды при мытье автомобилей; - направления и содержание работы предприятия по разработке новых, перспективных, конкурентоспособных услуг и моделей (марок, типов) продукции; - анализ информированности потребителей о культуре потребления услуги, правильного (по назначению) произведенной продукции; - рекламная работа предприятия по продвижению на рынке собственных оказываемых услуг продукции; связи ее с партнерами по бизнесу, выход компании на мировой рынок; - практику калькулирования цен на товары, использования сезонных цен; выявление соотношения цены и качества; - степень монополизации по производимой предприятием услуги и/или продукции; - уровень соответствия оказанной услуги, продукции требованиям действующих НТД, законодательства, требованиям рынка, потребителей на эту услугу и/или продукцию. Процесс прохождения производственной практики должен ориентировать студентов на углубление ранее приобретенных и формирование новых практических умений по дисциплинам: сервисная деятельность, человек и его потребности (сервисология), стандартизация, сертификация и управление качеством. Поэтому в период прохождения практики студентов необходимо ориентировать на выполнение нескольких этапов работы по проверке соответствия оказываемой (производимой) предприятием услуги (продукции) требованиям нормативно-технических документов. Целесообразно принять участие в контроле качества оказываемой услуги и/или собственной продукции, и результаты контроля качества оказанной услуги (продукции) должны быть приложены к отчету. Необходимо оценить качество оказанной услуги и/или собственной продукции (определить уровень качества по потребительским показателям). Результаты работы по оценке качества 3-4 видов (случаев) услуги, выпускаемой продукции, а также подробное описание образца - эталона должны быть приложены к отчету. В отчете следует указать номер НТД, показатели, нормируемые для услуги и/или продукции, их фактическое значение и заключение по контролируемой продукции. В период прохождения практики студенты обязаны: - определить рейтинг услуги и/или продукции данного предприятия в сравнении с аналогичной по назначению продукцией конкурента; - научиться идентифицировать виды используемых предприятием исходных материалов как важнейшего фактора, формирующего потребительские свойства и цену реализуемой услуги и/или продукции; - научиться определять способы оказания услуги (изготовления продукции), способы их реализации (отделки, обработки, украшения), являющиеся факторами потребительских свойств и цены реализации; - оценить структуру ассортимента оказываемых услуг, выпускаемой продукции с учетом реальных и потенциальных возможностей предприятия по расширению, оптимизации и обновлению ассортимента, приведению его в соответствие с требованиями потребителей для конкретного региона Результаты оценки структуры ассортимента оказываемых услуг, их аргументация должны быть включены в отчет по практике. С учетом особенностей предприятия сервиса и ассортимента, оказываемых им услуг преподаватель-руководитель может сформулировать для конкретного студента-практиканта не указанные выше задания. Для более углубленного изучения деятельности предприятия по формированию потребительских свойств, ассортимента и качества оказываемых услуг и/или собственной продукции, а также повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов сервиса программой практик предусматривается выполнение ими индивидуальных заданий, которые формулируются преподавателем - руководителем практики студентов с учетом возможностей конкретного предприятия. Направленность таких заданий должна учитывать особенности сервисной деятельности предприятия. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Индивидуальные задания должны способствовать совершенствованию знаний будущего специалиста сервиса организационно-управленческой области. Поэтому наиболее рациональным нужно считать следующие темы индивидуальных заданий: - анализ организация сервисной деятельности предприятий: - анализ хода принятия управленческих решений по оказанию услуги; - анализ оптимизация выбора состава технологического оборудования и технических средств, необходимых для оказания услуг требуемого ассортимента и обеспечения их качества; - анализ организации контактной зоны для общения с потребителем услуги; - анализ кадрового подбора сотрудников, обладающих психологической устойчивостью для работы с потребителем услуги; нахождение компромисса с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуги; - анализ планирования сервисной деятельности предприятий, - анализ прогнозирования развития предприятия при изменении ассортимента услуг; - анализ прогнозирования изменений на рынке услуг; - оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса;
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ, ОТЧЕТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАМ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА
Методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра, в т.ч. определяет объекты практики, консультирует студентов, согласовывает программу, график практики с руководителем от предприятия, определяет индивидуальное задание, проверяет отчеты студентов и проводит защиту отчетов. В период практики студент: - должен строго соблюдать установленный на предприятии режим работы, технику безопасности; - обязан выполнять все рекомендации, указания руководителя от предприятия, направленные на выполнение программы практики и индивидуального задания; - не отказывать (без серьезных на то причин: заболевание, болезнь) руководству предприятия в просьбе выполнить посильные работы, не связанные с физической перегрузкой, с риском получения травм различного характера. Разумеется, такое отвлечение студента от выполнения практики не должно носить систематический характер; - по договоренности с руководством предприятия может проходить практику, сочетая ее с работой на конкретном рабочем месте. При этом такая работа не должна стать основанием для выполнения программы практики не в полном объеме; - имеет право на консультации руководителей от кафедры, предприятия, а по вопросам деятельности предприятия - на организуемые в соответствующем порядке встречи с его руководством; - заполняет дневник практики, отражая в нем все ее этапы и содержание своей работы. Практика завершается составлением отчета, при написании которого рекомендуется учесть следующее: - план отчета обязательно согласовывать с преподавателем - руководителем практикой от университета; - содержание отчета должно раскрывать все предусмотренные программой вопросы; - текст должен быть аккуратно напечатан, объем отчета должен быть в пределах от 15 до 20 страниц текста; - страницы следует нумеровать; - до написания текста весь собранный материал надо проанализировать, подобрать его в соответствии с раскрываемым вопросом программы; - излагаемый материал рекомендуется иллюстрировать схемами, диаграммами, таблицами, цифровыми данными; - отчет должен содержать не только констатацию какого-то факта, явления, но и аргументацию их, рассуждения, пояснения, сравнения и т.д. К отчету должны быть приложены: - дневник с отметкой руководителя от предприятия о полноте выполнения заданий; - схемы технологического цикла оказания услуги, копии документов, копии рецептур, смесок, режимов обработки и др. материалы, полученные студентом в соответствующих цехах, отделах, лабораториях, товарные ярлыки, копии сопроводительных документов и др. материалы. Дневник, отчет с заключением руководителя и его оценкой (по пятибалльной системе) должны быть подписаны руководителем, а его подписи заверены печатью предприятия. После проверки отчета руководителем практики от кафедры проводится его защита в форме собеседования. При этом выявляется степень усвоения студентом вопросов, связанных с деятельностью конкретного предприятия сервиса в части ассортимента предлагаемых услуг, организации обслуживания, организации технологического цикла, качества услуги (продукции) и др. аспектов. Студент, не выполнивший программу практики, индивидуальное задание, получивший отрицательный отзыв руководителя от предприятия получает при защите неудовлетворительную оценку.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|