Здавалка
Главная | Обратная связь

В домашней среде и окружающем социуме



 

Под творческим потенциалом понимается совокупность возможностей, необходимых для создания новых по замыслу культурных или материальных средств.[15] Творческий потенциал обусловливает:

– психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

– возможности нормальных социальных контактов;

– способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;

– рациональность поведения;

– наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ.

Данная совокупность возможностей формируется в двух пространственно-социальных средах, а именно: в домашней среде (как правило, в семье) и различных социальных институтах общества: образовании, СМИ, религии и др. Объединяющим началом жизнедеятельности семьи и других социальных институтов, с точки зрения их влияния на творческий потенциал индивида, выступает культура. Причем следует разделять культуру «высокую» (изящные искусства, классическая музыка и литература и др.) и культуру «массовую» (народную, то есть фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.). Оба уровня культуры имеют свои проявления как в домашней (семейной) среде, так и в окружающем социуме.

Рассмотрим подробнее влияние семейной культуры (семейного воспитания) на формирование творческого потенциала (творческой продуктивности) у детей. При этом речь пойдет о сценариях социализации ребенка, присущих, в основном, русской культуре. Принципиальный тезис о том, что способность к умственному творчеству (креативность) зависит от семейной среды, вполне очевиден. Однако он нуждается в обосновании, которое и сделали исследователи.[16] Ими было установлено, что успешность решения познавательных и творческих задач определяют не только общие и специальные способности, но и мотивация, личностные качества (настойчивость, толерантность, эстетическое чувство, эмоциональность и т.д.). Реальные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие либо благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе, профессиональной деятельности и т.д. Следовательно, повысить интеллектуальную продуктивность (креативность) ребенка можно следующими способами:

– создавать среду для ее развития в семье;

– формировать другие свойства личности, повышающие интеллектуальную продуктивность;

– создавать такую семейную ситуацию, в которой свойства, влияющие на повышение интеллектуальной продуктивности, могли бы проявиться.

Можно выделить две наиболее важные мотивационные тенденции в семейном воспитании:

– мотивация достижений, то есть надежда на успех;

– мотивация избегания, то есть страх перед неудачей.

На развитие той или другой мотивации влияет стиль семейного воспитания, под которым понимаются контроль за поведением, эмоциональная поддержка, поощрение за успехи, наказание за неудачи и т.п. Следует заметить, что в целом в российской культуре большое значение имеют «любовь», аффиляция, эмоциональная близость и поддержка, которую оказывают друг другу члены семьи. Контроль же за соблюдением поведенческих норм в этих семьях развит незначительно (в отличие от семей, где велико влияние католической и иудейской религий). В ходе проводимых экспериментов было доказано, что при выполнении интеллектуальной деятельности эффект воздействия будет максимальным при оказании эмоциональной поддержки детям, а влияние контроля приводит к уменьшению этого эффекта.


Если у детей преобладает мотивация достижений (они надеются на успех и не боятся неудач), то наибольшая интеллектуальная продуктивность проявляется при эмоциональной поддержке родителей и отсутствии контроля с их стороны. При «включении» контроля в данном случае эффект снижается. И еще ниже этот эффект (интеллектуальная продуктивность), если родители в общении с детьми сочетают контроль с отсутствием эмоциональной поддержки.

Если у детей преобладает мотивация избегания (боятся неудачи), то, напротив, более продуктивным будет такой стиль общения, когда эмоциональная поддержка сочетается с контролем со стороны родителей. Наименее эффективно при таком стиле общения отсутствие контроля при эмоциональной поддержке.

Дети, боящиеся неудачи и надеющиеся на успех, не могут в полной мере проявить свои способности без контроля за поведением.

В целом сделан вывод о том, что дети, мотивированные на успех, дают более высокие показатели интеллектуальной продуктивности, чем боящиеся неудачи.

В ходе проводимого эксперимента[17] была выявлена корреляция структуры мотивации достижений и стиля родительского (семейного) воспитания. Так, если в семье доминирует гиперпротекция по отношению к детям, то у них (у детей) даже с низким уровнем интеллекта развивается высокая мотивация достижений (надежда на успех). Дети же, воспитанные в условиях «заброшенности» (гипопротекции) даже при высоком уровне интеллекта характеризуются стремлением к избеганию неудачи.

В условиях российской культуры наиболее часто встречающиеся отклонения в стиле родительского воспитания следующие: детей либо протежируют, либо не обращают на них внимания (то есть лишают эмоциональной поддержки), либо применяют слишком жесткие наказания и не заботятся об удовлетворении их потребностей. Гиперпротекция чаще всего сочетается с доминированием родителей. Ни один из этих вариантов стилей семейного воспитания не способствует интеллектуальной продуктивности ребенка. Наиболее целесообразными вариантами семейного воспитания для развития творческого потенциала детей в условиях российской культуры являются:

– умеренная эмоциональная поддержка детей, то есть эмоциональное поощрение успехов и активности ребенка (а не обожание его);

– снятие доминирования;

– отсутствие жестких санкций.

Принципиально важны условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала личности и в окружающем социуме: школе, спортивных организациях, в учреждениях социально-бытовой инфраструктуры. В целом исходя из функционального назначения различных элементов окружающего социума можно классифицировать их как различные элементы социально-гуманитарного сервиса, функционирующего за пределами семейного воспитания. К их числу относятся: социально-бытовой, информационный, социально-культурный, образовательный.

Перечисленные виды сервиса осуществляются в такой социально-пространственной структуре социума, как сфера услуг. Еще недавно сфера услуг отождествлялась, во-первых, с массовым обслуживанием, во-вторых, с хозяйственным обслуживанием тех слоев населения, которые находились на вершине социальной пирамиды. Это объяснялось тем, что в услугах, взятых в совокупности, значительно меньше воплощены те черты, с которыми обычно связываются представления о первой жизненной необходимости. «Простому человеку можно обойтись и без услуг» – вот основная идея обслуживания населения в недавнем прошлом. В современных условиях спрос на услуги стал значительно возрастать, вызывая и расширение отраслей производства услуг, и индивидуализацию способов их удовлетворения, и повышение их качества не только для привилегированных представителей социума, но и для всех потребителей этих услуг. С определенной уверенностью можно считать, что сфера услуг из сферы массового обслуживания с удовлетворительным качеством услуг превращается в сферу сервиса, обеспечивающую индивидуальное качественное обслуживания населения. Этому способствует разгосударствление данной сферы, появление множества небольших частных организаций обслуживания в области социально-бытовых, социально-культурных потребностей, потребностей в образовании, информации и т.п. Конкретизация и индивидуализация услуг за пределами дома и семьи способствует «освобождению» личности от «комплекса неполноценности», от ощущения своей незначимости в социальных взаимодействиях. Результатом развития такой профессиональной сферы индивидуального обслуживания становится создание больших возможностей развития творческого потенциала личности, заложенного в семье, в процессе первичной социализации.

Кроме отмеченных выше тенденций, связанных с развитием сервиса, большое значение для развития творческого потенциала личности имеет и высвобождение свободного времени населения. Последнее вызвано тем, что в сфере организованного сервиса больше возможностей для экономии времени, чем в сфере домашнего хозяйства.

Однако отмеченные выше возможности, связанные с развитием сферы сервиса в окружающем социуме, к сожалению, не могут решить проблемы современного российского общества, переживающего период активной трансформации. И особенно нужно это иметь в виду, когда речь идет о самом молодом поколении – детях (табл. 2.1)[18]

 

Таблица 2

 

Проведение детьми свободного времени

 

  Виды деятельности   Доля свободного времени
Смотрел телевизор 46,6
Проводил время в уличной компании 44,9
Делал уроки 32,4
Читал 17,3
В кружках, студиях, спортивных секциях   28,6
Работал 11,0
Другое 13,9

 

Конечно, в положении детей в России есть как положительные, так и отрицательные тенденции. Очень важно, чтобы политика страны способствовала успешному развитию здоровья, образования, улучшала социальное положение нового поколения, то есть развитию всех видов социально-гуманитарного сервиса, и, в конечном счете, – развитию творческого потенциала личности.

Перед современным образованием (и образовательными услугами) стоит задача отойти от доминирования заказа государства и перейти к удовлетворению потребностей в образовании самого населения. Сегодня значительно повысилась заинтересованность в расширении образовательных услуг по таким видам, как иностранный язык, компьютерная грамотность (при готовности оплачивать дополнительные услуги). Возросло число школ с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин, а также школ, обеспечивающих более качественное образование в целом (с 0,21 % в 1991 году до 0,27 % в 1997 году). В лицеях и гимназиях численность обучающихся выросла почти в 10 раз – со 128 тыс. до 1219 тыс. учащихся. Одновременно выросли требования к условиям обучения, психологическому климату в учебном заведении (то есть к сервисному сопровождению образовательных услуг).

Особая роль в образовательном сервисе принадлежит высшему образованию. Его все чаще рассматривают не как профессиональную подготовку, а как образование, позволяющее в дальнейшем претендовать на более престижную работу, более высокий уровень оплаты труда, как ступень к получению желаемого образования (через переподготовку, второе высшее образование).

Отмеченные выше тенденции в образовании со стороны его потребителей не могут в полной мере реализоваться при существующей системе управления, структуре, финансово-экономическом механизме, тормозящих развитие содержания образования и повышение его качества. Именно эта причина и лежит в основе современных преобразований в образовании.

К числу важнейших видов социально-гуманитарного сервиса относятся и услуги здравоохранения. Производство услуг здравоохранения, потенциальным потребителем которого является все население, связано с решением экономических, социальных, политических, психологических, эстетических и прочих проблем. Для потребителя медицинская услуга есть совокупность суждений врача (медицинского персонала в целом) о той или иной аномальности в организме, указаний и конкретных шагов врача, направленных на устранение этой аномальности. Качество медицинской услуги имеет особо важное значение. В связи с этим производство и потребление медицинской услуги подразумевают необходимость:

– системы гарантий высокого профессионального уровня врачей;

– гарантий обеспечения полноты и правдивости сообщаемой пациенту информации;

– гарантий предупреждения самовольного лечения врачом без согласия на то пациента;

– обеспечения равных возможностей получения медицинской услуги для всех в ней нуждающихся.

В данном виде сервиса важны не только профессионализм врача (и медицинского персонала), но и его нравственные, этические качества, тем более что у потребителей данных услуг, как правило, возможностей выбора гораздо меньше, чем, например, у потребителя образовательных услуг. Пациент не имеет критериев, позволяющих ему заранее определить, какая именно из медицинских услуг и в каком объеме ему необходима, не имеет возможности профессионально оценивать полученную им услугу. В сфере здравоохранения, с одной стороны, в сущности подавляется потребительский суверенитет, с другой стороны, господствует гегемония производителей медицинских услуг при довольно глубокой секретности в отношениях врача и пациента. Именно поэтому в здравоохранении необходимо в большей степени, чем в образовании, вмешательство государства, хотя последствия данного вмешательства неоднозначны. Тем не менее, сфере здравоохранения присущ предельно индивидуализированный характер производства услуг и дифференцируемое для каждого нового случая использование накопленных знаний в процессе оказания медицинской услуги. Более того, спрос на медицинские услуги неэластичен, слабо управляем, что, во-первых, порождает теоретическую возможность доведения цены медицинской услуги до общего размера доходов пациентов и даже выше, во-вторых, знаменует гегемонию врача над пациентом. В связи с этим необходимо не только государственное регулирование цен на медицинские услуги, но и развитие мотивации здорового поведения самого населения.[19] Последнее особенно важно, так как в значительной мере здоровье есть не что иное, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. А именно это состояние и является результатом функционирования здравоохранения как самостоятельного вида социально-гуманитарного сервиса. Формирование, сохранение и укрепление здоровья людей есть необходимое условие их самореализации. Данный процесс «предъявляет» к деятельности организаций здравоохранения свои требования, к числу которых относится:

– помощь в преодолении пассивного, соглашательского, потребительского отношения к личности пациента;

– содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, свободных от влияния псевдотрадиций, вредных обычаев и предписаний;

– ликвидация негативной запрограммированности поведения человека наряду с тактичным, личностно-ориентированным предоставлением достоверной информации о подлинных жизненных ценностях.

Соблюдение перечисленных требований к деятельности организаций здравоохранения будет способствовать превращению их в действительно сервисные организации по оказанию медицинских услуг. Реализация подобной трансформации сферы здравоохранения в целом предполагает функционирование в данном сфере не только традиционной, но и нетрадиционной медицины.

Социально-культурный сервис, осуществляемый в основном за пределами семьи, имеет задачу организовать проведение свободного времени населением. «Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»[20]. Такое определение дает общее представление о культуре в широком смысле слова. Оно конкретизируется в следующем современном определении культуры: «Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, выраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, во всей совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»[21].

Свободное время представляет собой неотъемлемую часть ежесуточного баланса жизненного времени и находится во взаимозависимых отношениях с двумя остальными его частями:

– физиологически необходимым временем, то есть временем, которое затрачивается на поддержание существования индивида как биологической единицы (время на сон, прием пищи, гигиенический уход за собой);

– рабочее время, затрачиваемое на поддержание существование индивида как социальной единицы (участие в производстве с целью получения дохода, расходуемого на приобретение товаров и услуг).

В границах рабочего времени создается тот самый личный располагаемый доход, который является материальной основой функционирования человека и в течение физиологически необходимого времени, и в течение свободного времени.

Сам факт существования свободного времени предполагает развитие соответствующих услуг, связанных с его проведением, то есть социально-культурных услуг. Иногда эти услуги называют досуговыми. Оправданием такому названию является изменение содержания свободного времени: если прежде (в начале ХХ века) основной направленностью свободного времени было возмещение понесенных в рабочее время физических и нервных затрат, то в современном обществе основным содержанием свободного времени является гедонизация, то есть получение удовольствия из различных форм досуга. В условиях усиливающейся урбанизации, автоматизации и кибернетизации производства у людей возрастает потребность освободиться от труднопереносимых повышенных нагрузок на нервную систему и изматывающей монотонности труда. В подобной обстановке стремление к использованию свободного времени как к отдушине, как к средству мгновенной смены впечатлений предъявляет всё возрастающие требования к организациям социально-культурной сферы. Повышению сервисного значения данной сферы способствуют:

– стремление людей поднять свой социальный статус (посредством приобщения к определенным потребительским стандартам через направленное использование свободного времени). Динамичная деятельность, ориентированная на проведение досуга, перестала быть привилегией элиты общества, она «демократизировалась», охватила самые различные слои населения;

– увеличение числа широко используемых способов проведения досуга;

– переход к крупномасштабности и популяризации дорогостоящих видов проведения досуга (увеличение продолжительности туристических путешествий, игра в теннис, катание на лодках, яхтах, на водных лыжах, тотализатор, игровые автоматы и др.), то есть таких, которые требуют предварительной подготовки и довольно сложной технической оснастки.

Насколько разнообразны способы использования свободного времени, настолько разнообразна по своей структуре и социально-культурная сфера общества. В данной структуре можно выделить отрасли, производящие услуги:

– предназначенные для снятия усталости и восстановления работоспособности потребителя;

– чисто развлекательного характера.

К числу основных организаций сервисного социально-культурного назначения относятся зрелищные, спортивные, туристские, общественного питания. Возрастание сервисной составляющей в этих организациях предполагает учет половозрастных особенностей населения, уровня их доходов, образования, профессиональной деятельности, что, естественно, требует соответствующей информации.

Весьма значительной составляющей социально-гуманитарного сервиса является информационный сервис. Выделение данного вида сервиса в самостоятельный явилось следствием происходящих социальных изменений. Основная тенденция современного общества состоит во всё возрастающем увеличении производства и потребления информации, ее носителей. Сегодня информация становится важнейшим ресурсом и источником социального развития. В связи с этим формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, общения, производства, которая получила название инфосфера, главным назначением её является производство и потребление информации (знаний). Если же действия индивида или организации оказываются ошибочными, то одной из главных причин этого является не скудость имеющейся информации, а прежде всего ограниченность возможностей для ее эффективного поиска и обработки.

Информация классифицируется по происхождению, способам отправки и получения, характеру использования, целевому назначению (функциям), методам выражения и т.д.

По происхождению информация бывает самопроизвольно возникающая и сознательно создаваемая. Самопроизвольно возникающая информация является продуктом деятельности биологических систем организма и не связана с субъективной волей индивида (рефлексы, инстинкты, ощущения). Сознательно создаваемая информация значительно разнообразнее: от выражения глаз и жестов, которые передают тончайшие нюансы субъективной воли индивида, до сведений, поступающих через коммуникативные сети, обращенные к органам зрения или слуха (книги, картины, радиопередачи, беседы, телепередачи и т.п.).

По формам отправки информация делится на внутреннюю и внешнюю. Они тесно связаны между собой, чаще всего дополняют друг друга, необходимы для бесперебойной работы любой самостоятельной системы управления информацией.


По способам получения информация может быть непосредственной (первичной) и косвенной (вторичной), когда информация обогащается с помощью различных средств ее распространения.

Целевые назначения информации не поддаются даже приблизительному учету (политическая, экономическая, промышленная, товарная, научная, культурная и т.п.).

По характеру использования информация распадается на текущую (с единичным циклом использования) и накапливающуюся (пригодную для неоднократного использования).

По способам выражения информация делится на речевую (устную и письменную) и внеречевую (фотографии, картины).

По средствам передачи информацию подразделяют на почтовую, телефонно-телеграфную, радиотелевизионную, газетно-журнальную, электронную и другую.

Важнейшим элементом информационного сервиса являются интегрированные сервисные технологии[22]. Они могут обеспечить одновременную и скоординированную работу на едином информационном поле множества географически разделенных пользователей. Коллективный сервис осуществляется, в том числе, в индивидуальных интересах каждого отдельно взятого пользователя, с учетом его функций. Сервисное обеспечение прямых равноправных связей всех со всеми дает всем участвующим во взаимодействии лицам индивидуальный качественный прирост деятельной мощности, а любой группе – значительный системный эффект.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое сервисные потребности?

2. Перечислите основные типы сервисных потребностей.

3. Раскройте роль семьи в формировании и удовлетворении сервисных потребностей.

4. Какова роль семейной социализации в развитии творческого потенциала личности?

5. Раскройте роль социально-гуманитарного, социально-бытового и информационного сервиса в развитии и реализации творческого потенциала личности.

6. Дайте характеристику образованию как социально-гуманитар-ному сервису.

7. Какие услуги относятся к образовательному сервису? Приведите пример.

8. Каким требованиям должны отвечать медицинские услуги как вид социально-гуманитарного сервиса?

9. Организация развлечений и досуга как социально-культурный сервис. Приведите примеры.

10. Какова роль информационного сервиса в современном обществе? Какими из информационных услуг вы пользуетесь? Приведите пример.

 

Задачи

 

1. Определите набор сервисных услуг для следующих возрастных групп в зависимости от их потребностей (впишите недостающие услуги в таблицу):

Таблица 3

 

Возраст Наименование группы Услуги
0–5 Маленькие дети Молочные кухни, …
6–19 Школьники и подростки Репетиторство, …
20–34 Молодые люди Развлечения и досуг, …
35–49 Люди среднего возраста Отдых и досуг, …
50–64 Люди зрелого возраста Санаторно-оздоровительные, …
65 и более Пожилые люди Медицинские услуги, …

2. Вы менеджер спортивного зала, оборудованного для занятий тяжелой атлетикой. Перед вами поставлена задача расширить клиентскую базу за счет привлечения женщин. Предложите комплекс организационно-технических мероприятий для достижения этой цели.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.