Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение жизненных целей и ценностей



Осознание иерархии собственных жизненных целей и ценностных ориентации – основа самопознания и самосовершенствования.[27] Такое осознание позволяет:

1) добиться конкретных результатов – осознать дистанцию между желаемым и действительным, спланировать действия;

2) выделить главное – отделять главное от второстепенного на каждом этапе действий;

3) управлять своей жизнью – оценивать ситуации с точки зрения целей, обеспечить высокий уровень активности, избежать несобранности и усталости;

4) постоянно помнить о главном – не пропустить возможности, предоставляемые людьми и обстоятельствами, «не упустить шанс»;

5) эффективно использовать свое время – не распыляться на пустяки, использовать «переходное» время ожиданий, поездок, совещаний;

6) наладить общение – скоординировать свои цели и действия с целями и действиями других людей;

7) стимулировать творческий подход – совершенствовать способы достижения целей;

8) распределить дела между семьей, друзьями и коллегами;

9) достичь душевного комфорта – создать гармонию между работой и личной жизнью, избегать лишних стрессов;

10) гибко относиться к изменениям – легко перестраиваться в изменившихся условиях, в экстремальных ситуациях.

Человек с ясными целями, планами становится хозяином своей жизни, формирует свою жизненную стратегию. Представьте себе остальную часть Вашей жизни как фильм, где Вы играете главную роль.

Тест «Ценностные ориентации»

 

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее отношения к себе, другим людям и окружающему миру, а также основу мировоззрения, ядро жизненной активности и «жизненной философии». Для определения ценностных ориентации взята методика М. Рокича[28].

Инструкция

Вам предложен список ценностных ориентаций двух типов: «ценности-цели» и «ценности-средства». Заполните свободные графы таблицы, оценив каждую ценность по следующим критериям:

Ø степень важности для Вас данной ценности (оцените в процентах по отношению к полному овладению данной ценностью и подумайте, почему);

Ø степень овладения данной ценностью в настоящее время (оцените в процентах по отношению к полному овладению);

Ø факторы, способствующие достижению цели (овладению ценностью);

Ø факторы, препятствующие достижению цели.

Одновременно попробуйте ответить самому себе на следующие вопросы:

Ø Какие из предложенных ценностей для меня самые важные?

Ø Как бы заполнил таблицу человек, достигший, с Вашей точки зрения; почти совершенства?

Ø Как заполнили бы такую таблицу большинство людей?

Ø Как заполнили бы Вы через 10 лет, через 20?

Ø Как заполнили бы таблицу интересующие Вас люди?

 

Таблица 7

 

Ценностные ориентации

 

Ценностные ориентации Степень важности, %. Степень овладения, %. Факторы, способствующие овладению. Факторы, препятствующие овладению
  Ценности – цели
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)  
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл)  
3. Здоровье (физическое и психологическое)  
4. Интересная работа  
5. Наслаждение красотой природы и искусством  
6. Любовь (духовная и физическая близость с самым дорогим человеком, а также любовь ко всему живому)  
7. Материальное благополучие (материальный комфорт, отсутствие затруднений)  

Продолжение табл. 7

 

Ценностные ориентации Степень важности, %. Степень овладения, %. Факторы, способствующие овладению. Факторы, препятствующие овладению
8. Дружба и взаимопомощь (наличие надежных верных друзей)  
9. Общественное признание (уважение окружающих, высокий статус, престиж)  
10. Познание истины (образование, повышение культурного и интеллектуального уровня)  
11. Самореализация (наиболее полное использование своих возможностей, сил и способностей)  
12. Самосовершенство­вание (работа над собой, физическое и духовное развитие)  
13. Удовольствия и развлечения (приятное легкое времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)  
14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
15. Семейное благополучие (счастливая дружная полная семья)  
16. Воспитание детей (как великая цель продолжения человеческого рода)  
17. Делать добро (счастье, развитие и благополучие других людей, народа, человечества)  
18. Творчество (создание нового в различных областях человеческой деятельности)  

 


Продолжение табл. 7

 

Ценностные ориентации Степень важности, %. Степень овладения, %. Факторы, способствующие овладению. Факторы, препятствующие овладению
19. Душевный комфорт (уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
20. Власть (лидерство, влияние на людей, организация их деятельности, воздействие на их мысли и чувства)  
  Цели – средства
1. Аккуратность (чистоплотность, поддержание порядка в делах и вещах)  
2. Воспитанность (тактичность, хорошие манеры)  
3. Высокие притязания (высокий уровень требований к себе и окружающим)  
4. Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)  
5. Дисциплинированность (соблюдение законов, норм и правил)  
6. Независимость (самостоятельность мышления и поступков)  
7. Принципиальность (нетерпимость ко лжи, собственным недостаткам, слабостям)  
8. Образование и самообразование (повышение уровня компетентности и общей культуры)  
9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово, хранить секреты)  

 


Окончание табл. 7

 

Ценностные ориентации Степень важности, %. Степень овладения, %. Факторы, способствующие овладению. Факторы, препятствующие овладению
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения)  
11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
12. Смелость (отсутствие страха в экстремальных ситуациях, твердое отстаивание своего мнения, принципов)  
13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями, опасностями)  
14. Терпимость (к взглядам и высказываниям других, умение прощать другим слабости, ошибки, заблуждения)  
15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки, обычаи)  
16. Честность (правдивость, искренность, нетерпимость ко лжи)  
17. Трудолюбие (продуктивность деятельности, неподвластность лени)  
18. Чуткость (способность сочувствовать, сопереживать, понимать, заботиться)  
19. Интеллектуальность (ум, эффективное принятие решений, умение прогнозировать)  
20. Интеллигентность (высокий уровень духовного развития)  

 


К данному тесту ключа нет, Вы должны провести качественный анализ своих ответов (оценок), опираясь на следующие вопросы.

Анализ результатов

Проанализируйте свои оценки важности различных ценностных ориентаций и постарайтесь сделать выводы.

Ø Какая выявилась система приоритетных ценностей, например, «эстетические», «власть», «добро», «истина»,«благополучие», «творчество» и так далее, которым Вы отдаете явное предпочтение?

Ø Какие обнаружились отвергаемые ценности, почему они не признаются Вами?

Ø Относятся ли главные ценности к конкретным или довольно абстрактным понятиям?

Ø Значительно ли расходятся желаемый и реальный уровень овладения ценностями?

Ø Считаете ли Вы, что владеете более широкой системой ценностей, чем близкие люди или большинство людей?

Ø Не обнаружилась ли несформированность системы ценностей (отсутствие закономерностей в оценках, противоречивость ответов, низкая степень важности большинства ценностей)?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.