Определение жизненных целей и ценностей
Осознание иерархии собственных жизненных целей и ценностных ориентации – основа самопознания и самосовершенствования.[27] Такое осознание позволяет: 1) добиться конкретных результатов – осознать дистанцию между желаемым и действительным, спланировать действия; 2) выделить главное – отделять главное от второстепенного на каждом этапе действий; 3) управлять своей жизнью – оценивать ситуации с точки зрения целей, обеспечить высокий уровень активности, избежать несобранности и усталости; 4) постоянно помнить о главном – не пропустить возможности, предоставляемые людьми и обстоятельствами, «не упустить шанс»; 5) эффективно использовать свое время – не распыляться на пустяки, использовать «переходное» время ожиданий, поездок, совещаний; 6) наладить общение – скоординировать свои цели и действия с целями и действиями других людей; 7) стимулировать творческий подход – совершенствовать способы достижения целей; 8) распределить дела между семьей, друзьями и коллегами; 9) достичь душевного комфорта – создать гармонию между работой и личной жизнью, избегать лишних стрессов; 10) гибко относиться к изменениям – легко перестраиваться в изменившихся условиях, в экстремальных ситуациях. Человек с ясными целями, планами становится хозяином своей жизни, формирует свою жизненную стратегию. Представьте себе остальную часть Вашей жизни как фильм, где Вы играете главную роль. Тест «Ценностные ориентации»
Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее отношения к себе, другим людям и окружающему миру, а также основу мировоззрения, ядро жизненной активности и «жизненной философии». Для определения ценностных ориентации взята методика М. Рокича[28]. Инструкция Вам предложен список ценностных ориентаций двух типов: «ценности-цели» и «ценности-средства». Заполните свободные графы таблицы, оценив каждую ценность по следующим критериям: Ø степень важности для Вас данной ценности (оцените в процентах по отношению к полному овладению данной ценностью и подумайте, почему); Ø степень овладения данной ценностью в настоящее время (оцените в процентах по отношению к полному овладению); Ø факторы, способствующие достижению цели (овладению ценностью); Ø факторы, препятствующие достижению цели. Одновременно попробуйте ответить самому себе на следующие вопросы: Ø Какие из предложенных ценностей для меня самые важные? Ø Как бы заполнил таблицу человек, достигший, с Вашей точки зрения; почти совершенства? Ø Как заполнили бы такую таблицу большинство людей? Ø Как заполнили бы Вы через 10 лет, через 20? Ø Как заполнили бы таблицу интересующие Вас люди?
Таблица 7
Ценностные ориентации
Продолжение табл. 7
Продолжение табл. 7
Окончание табл. 7
К данному тесту ключа нет, Вы должны провести качественный анализ своих ответов (оценок), опираясь на следующие вопросы. Анализ результатов Проанализируйте свои оценки важности различных ценностных ориентаций и постарайтесь сделать выводы. Ø Какая выявилась система приоритетных ценностей, например, «эстетические», «власть», «добро», «истина»,«благополучие», «творчество» и так далее, которым Вы отдаете явное предпочтение? Ø Какие обнаружились отвергаемые ценности, почему они не признаются Вами? Ø Относятся ли главные ценности к конкретным или довольно абстрактным понятиям? Ø Значительно ли расходятся желаемый и реальный уровень овладения ценностями? Ø Считаете ли Вы, что владеете более широкой системой ценностей, чем близкие люди или большинство людей? Ø Не обнаружилась ли несформированность системы ценностей (отсутствие закономерностей в оценках, противоречивость ответов, низкая степень важности большинства ценностей)?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|