Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуального и общего



Бюджет (англ. budget) – роспись доходов и расходов на определенный срок. В связи с этим можно говорить о бюджете семьи на различный срок: неделю, месяц, год. В бюджете семьи должны быть отражены доходы членов семьи и их расходование по перечню товаров и услуг, составляющих объем и структуру потребления семьи, например, в течение месяца. Причем структура и объем потребления определяются прежде всего настоятельностью потребностей членов семьи в данном периоде (месяце).

Грамотное ведение хозяйства предполагает сбалансированные расходы на продукты питания, квартплату, пополнение гардероба, развлечения, культурные мероприятия, выплату кредита, вклады в банк и т.д. Оно должно строиться по правилу: сумма расходов соответствует сумме доходов за вычетом из неё обязательных платежей (налоги, квартплата, процент за кредит и т.д.) и так называемых «резервных денег» (ежедневные «карманные деньги» и другие ежедневные траты). У каждой семьи свои специфические требования, но при этом важно учитывать следующее: если какая-то статья семейного бюджета нуждается в больших суммах, чем это планировалось, то необходимо сэкономить на других статьях. Структура расходов в каждой семье может быть своя, но необходимо, чтобы расходы удовлетворяли потребности всех членов семьи.

При правильном ведении хозяйства не имеет значения, ведает кассой муж или жена. Необходимо, чтобы оба они чувствовали себя свободными, не считали, что партнер делает что-то не так или использует деньги только в своих интересах. Надо научиться доверять и помогать друг другу.

Деньги, как и вещи, должны служить людям, а не наоборот. Рациональное ведение семейного бюджета является необходимым условием нормального быта семьи, хорошего воспитания и развития детей. Более того, в семьях с налаженной домашней экономикой обычно складывается и положительный психологический климат, удовлетворение потребностей семьи происходит без ссор и обид, а у детей формируются начала экономического мышления и поведения.

В принципе, при планировании семейных расходов все хотят разумности, но пониматься эта разумность может по-разному. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие все члены семьи исходя из соображенийцелесообразности и рациональности. Чтобы этого достигнуть, нужно управлять семейной экономикой, выполняя основные функции управления, а именно: долговременное (стратегическое) планирование, учет и контроль всех денежных средств, поступающих в семью из различных источников: заработной платы, прибыли, различных пособий и выплат. Причем планирование бюджета семьи – это необходимый процесс и не зависит от размера доходов семьи. Известно, что чем больше доход, тем больше создается возможностей для его расходования, по принципу: «Каков доход, таков и расход». Одновременно с ростом дохода семьи появляется проблема более рационального использования той его части, которая остается после вычета средств, необходимых для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. А чем больше выбор, тем больше предпосылок для ошибок и семейных разногласий в вопросе правильного использования денежных средств: на книги? на модную одежду? на поездку по туристической путевке? на автомашину? на дачу? или для приобретения жилья? Этому процессу способствует и индивидуализация потребления и жизненного стиля в целом.

Обсуждение хозяйственных проблем сплачивает семью, сближает её членов, делая всех сопричастными к семейным проблемам. Особенно это важно для детей. Они начинают понимать, на что могут (или не могут) быть потрачены деньги в данный момент, что у родителей есть свои потребности и необходимо согласовывать нужды всех членов семьи. При этом, выдавая, например, карманные деньги, нельзя рассматривать их как награду за труд или учебу, главное, чтобы ребенок смог какие-то свои потребности удовлетворить самостоятельно.

При составлении семейного бюджета на год следует доходы планировать исходя из размера среднего годового заработка членов семьи (имея в виду перечисленные выше его источники).

Для упрощения в план денежных расходов можно включать только ту их часть, которая остается после уплаты разных платежей, в том числе на страхование жизни, имущества, и т.п., и карманные расходы членов семьи.

Планирование расходов семейного бюджета начинается с определения размера текущих расходов. Сумма, которая остается от текущих и одноразовых расходов, распределяется по фондам, необходимым для приобретения вещей длительного пользования.


В целом, структура расходов семейного бюджета может быть представлена следующим образом (рис. 2).

 

 
 

Рис. 2. Структура семейных расходов

 

Уже отмечалось, что конкретная структура бюджетов различных семей различна, так как в разных семьях разные объем и источники доходов, разные приоритеты в интересах, развлечениях, разные образование и возраст членов семьи.

В целом структура семейного бюджета может быть представлена так:

 

Таблица 10

 

Расходы семьи, р. Доходы семьи, р.
1. Текущие 1. Зарплата
2. Одноразовые 2. Пенсии, пособия, социальные выплаты
3. Фонды 3. Прибыль, % , рента и т.д.
Итого Итого

 

Тема 3. Стоимость сервисных услуг

организаций окружающего социума.

Система показателей оценки уровня сервиса в домоведении

 

В современном российском обществе значительная часть сервисных услуг предоставляется не в домашней среде, а в организациях окружающего социума. Совершенствование производства и управления в этих организациях имеет важное значение, во-первых, для благосостояния людей, во-вторых, для снижения стоимости этих услуг.


Стоимость услуг, предоставляемых сервисными организациями, как и стоимость всякого товара, определяется количеством общественно необходимого труда (живого и овеществленного), затраченного на их производство или оказание услуг. Но эти затраты труда (и времени) в данном случае можно измерить в денежной форме. При этом в каждой сервисной организации затраты труда индивидуальны и их денежное выражение разнится. Различные затраты труда (и времени) носят название издержек.В них отражено расходование ресурсов (труда, материалов, оборудования и т.д.) в процессе производства и реализации услуг. Выраженные в денежной форме эти издержки называются себестоимостью услуг. Все издержки, образующие себестоимость услуг, делятся на две группы:

– производственные издержки;

– издержки обращения (связанные с обслуживанием населения).

Издержки обращения, в свою очередь, делятся на чистыеидополнительные, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Чистые издержки обращения не создают стоимости (процесс купли – продажи). Дополнительные издержки обращения, связанные с доработкой, упаковкой, хранением, транспортировкой товаров, то есть с созданием новой стоимости в сервисных организациях, составляют значительную часть расходов по обслуживанию населения.

Все затраты (издержки) сервисных организаций, в которых имеется большая доля производственных операций, подразделяются на следующие виды:

– сырье и материалы;

– возвратные отходы (вычитаются);

– полуфабрикаты и услуги специализированных организаций;

– топливо и энергия на технологические цели;

– основная заработная плата производственных рабочих;

– дополнительная заработная плата производственных рабочих;

– отчисления на социальное страхованние и обеспечение;

– расходы на подготовку и освоение производства;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные расходы;

– прочие производственные расходы;

– потери от брака;

– коммерческие расходы.


В зависимости от специфики деятельности в сервисных организациях кроме перечисленных разрабатывается также свой состав затрат.

Для тех организаций обслуживания, в которых деятельность преимущественно имеет непроизводственный характер, группировка расходов на оказание услуг имеет свою специфику (например, для парикмахерских услуг, развлекательных, услуг проката, туристического обслуживания и др.). Специфика обусловлена тем, что в этих организациях процесс материального производства практически отсутствует. Для каждой организации такого рода следует разрабатывать отдельные номенклатуры затрат, учитывающие особенности каждой организации, характерные для услуг определенного вида. Например, помимо общих для всех групп непроизводственных услуг статей расходов (заработной платы персонала с отчислениями на социальное страхование, расходов на содержание зданий и инвентаря и т.п.) для организаций проката необходимо включать статьи износа предметов проката, расходов на текущий ремонт прокатного фонда; для ломбардов – статьи расходов по хранению вещей, обеспечению их сохранности и т.п.

Можно затраты на производство и реализацию услуг группировать не по статьям (как это было представлено выше), а по экономическим элементам, отражающим их экономическое содержание.В этом случае структура затрат (издержек) будет следующей:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных фондов;

– прочие затраты.

Именно такая группировка затрат используется при бюджетировании.

При исчислении себестоимости единицы услуг чаще всего используется стоимостной показатель – рубль выручки от реализации определенного вида услуг, а именно:

,

где С – себестоимость единицы оказанных услуг;

З – затраты на оказание услуг;

Р – объем реализации услуг.

Пример. Определение фактической себестоимости единицы оказанных услуг (парикмахерские услуги: объем реализации 100 000 р.; единица расчета – 1 р. выручки от реализации услуг).

 

Таблица 11

 

  Статьи затрат Всего затрат, р. Затраты на единицу услуг, р.
1. Материалы 21 000 0,21
2. Энергия на технологические нужды 7 000 0,07
3. Оплата труда 20 000 0,20
4. Отчисления на социальные нужды 7 700 0,08
5. Общехозяйственные расходы 18 750 0,18
6. Коммерческие расходы 0,01
Полная себестоимость 75 000 0,75

 

Примечание. Особенностью себестоимости услуги является учет в ней затрат, связанных с неблагоприятными внешними и внутренними условиями, затрат на исправление качества услуги, затрат на предотвращение сбоев в работе.

Себестоимость услуг составляет основную часть ее стоимости. Стоимостная оценка услуг является важным, но не единственным показателем оценки деятельности сервисных организаций. Важными являются и качественные показатели, оценивающие уровень сервиса. К их числу могут быть отнесены:

– степень (уровень) удовлетворенности обслуживанием;

– обеспечение новизны услуг и новых впечатлений;

– обеспечение информированности клиентов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.