Здавалка
Главная | Обратная связь

Примеры ценообразования в сфере услуг



Типичной сервисной услугой является организация туристических поездок. Рассмотрим пример ценообразования в туризме.

Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие[46]:

· услуги туризма (как и услуги вообще) представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены;

· если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации продукта (в данном случае туристского продукта) отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами населения (потребителей и производителей);

· сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма. Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс: цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций;

· процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер.

Пример расчета стоимости тура без стоимости авиаперелета приведен ниже[47]:

1. Общие условия:

1.1. Сроки: Москва – 4 дня, 3 ночи; Санкт-Петербург – 6 дней, 5 ночей.

1.2. Количество туристов в группе, включая переводчика, – 25 человек.

1.3. Питание – полный пансион (завтрак, обед, ужин).

1.4. Проживание – двухместные номера со всеми удобствами.

1.5. Транспорт – комфортабельный автобус.

1.6. Трансферт – аэропорт – гостиница – аэропорт.

При расчете применяют цены на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 человека за 1 час аренды автобуса.

2. Смета расходов турфирмы по приему туристов:

2.1. Москва

Проживание – гостиница «Измайлово»:

30 долл.×3 ночлега×25 чел. = 2250 долл.

Питание – трехразовое:

20 долл.×4 дня×25 чел. = 2000 долл.

Экскурсионная и культурная программа (обзорная экскурсия по городу на автобусе, экскурсии в Кремль, на Красную площадь, посещение музеев, Большого театра):

45 долл.×25 чел. = 1125 долл.

2.2. Санкт-Петербург

Проживание – гостиница «Нева»:

20 долл.×5 ночлегов×25 чел. = 2500 долл.

Питание – трехразовое:

20 долл.×6 дней×25 чел. = 3000долл.

Экскурсионная и культурная программа: обзорная экскурсия по городу на автобусе, экскурсии в Эрмитаж, Петро-дворец, Мариинский театр, посещение музеев Царского села (г. Пушкин):

55 долл.×25 чел. = 1375 долл.

2.3. Транспорт

Автобус: 15 долл.×8 дней×6 ч = 720 долл.

2.4. Переезд

Поезд: Москва – Санкт-Петербург:

40 долл.×25 чел. = 1000 долл.

Поезд: Санкт-Петербург – Москва

40 долл.×25 чел. = 1000 долл.

2.5. Услуги турфирмы (сопровождение группы, экскурсионное обслуживание, бронирование авиабилетов и мест в гостиницах) – 5 % от величины расходов;

5 % (2250 + 2000 + 1125 + 2500 + 3000 + 1375 + 720 + 1000 +

+ 1000) = 5 % от 14 970 = 748,5 долл.

2.6. Прибыль турфирмы – 10 % величины расходов:

10 % от 14 970 = 1497 долл.


2.7. Общая стоимость тура без стоимости авиаперелета:

14 970 + 748,5 + 1497 = 17215,5 долл.

2.8. Стоимость путевки на одного человека (без стоимости авиаперелета):

17215,5 : 25 = 688,62 долл.

Расчет цены на туристский продукт производится исходя из нормативной калькуляции себестоимости услуг. Калькуляция – это определение стоимости одной единицы услуг (или товара).

Ценообразование в гостиничных услугах

Производство и реализация гостиничной услуги имеет ряд особенностей: не зависит от времени (постоянная готовность оказать услугу), зависит от сезона, что оказывает значительное влияние на гостиничное хозяйство вследствие неравномерности спроса и необходимости иметь резервы основных, оборотных и других средств. Услуга не нуждается в посредниках при реализации и специальных сбытовых структурах, также не имеет незавершенного производства[48].

Все это влияет на цену гостиничной услуги. Как показывает практика, на уровень цен оказывают влияние следующие факторы:

· себестоимость услуги;

· уровень цен на аналогичные услуги у конкурентов;

· соотношение спроса и предложения;

· уровень заработной платы персонала и т. п.

· цена гостиничных услуг зависит и от комфортности условий проживания, предоставляемых потребителю. Как правило, за определенные условия размещения (одноместное, двухместное, трехместное) в определенной категории номеров администрация гостиницы устанавливает так называемые базовые цены, рассчитанные за сутки проживания (без скидок).

Кроме того, во всех гостиницах предусмотрены специальные цены, которые предусматривают скидки по сравнению с базовыми ценами. Специальные цены фиксируются в отдельных прейскурантах. Эти цены, как правило, применяются для следующих категорий:

· группы иностранных граждан более десяти человек;

· туристические фирмы;

· постоянные гости;

· размещение на неполный день и т.п.

Оказание гостиничной услуги оформляется договором, квитанцией или иным документом, в котором должны быть указаны все виды гостиничных услуг, полученных клиентом, стоимость каждой услуги или общая стоимость услуги или комплекса услуг.

Цена гостиничного места зависит от разряда гостиницы, категории номера, качества услуги, скидок или надбавок за определенные услуги.

Одной из составляющей цены является, например, стоимость гостиничного номера.

Пример:

15 июня 2005 г. в 8 часов утра клиент заселился в номер люкс, цена которого по прейскуранту составляет 1180 р. в сутки (с учетом НДС). Посетитель выехал из номера 17 июня в 17 часов. Почасовой тариф за номер люкс установлен в размере 47,20 р. (в том числе НДС).

Гость прожил в гостинице двое полных суток (с 12 часов 15 июня до 12 часов 17 июня). Плата за проживание с 8 часов до 12 часов 15 июня не взимается. Оплата за проживание с 12 часов до 17 часов 17 июня (не более 6 часов) взимается по часовому тарифу.

Таким образом, стоимость проживания клиента в гостинице составит:

1180 р. х 2 суток + 47,20 р. х 5 часов = 2596 р.

 

Виды сервиса

Сервис – это система обеспечения, позволяющая потребителю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения изделия (услуги) и экономически выгодно эксплуатировать его в течение определенного срока, диктуемого интересами потребителей.

Сервис, предоставляемый покупателю при продаже продукции, может быть весьма разнообразным, но в целом он делится на предпродажные услуги, послепродажные, в том числе гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Предпродажный сервисэтоподготовка товара к продаже, придание готовой продукции товарного вида после доставки к месту продажи. Он включает в себя:

- распаковку товара, монтаж, заправку топливом, наладку и регулирование, доведение показателей до паспортного уровня, исправление повреждений, полученных при транспортировке;

- разработку системы каталогов и прейскурантов, подготовку, а при необходимости, и перевод технической документации и инструкций пользования на соответствующий язык;

- подгонку по размеру, приспособление и отделку;

- демонстрацию продукции покупателям, обучение обращению с товаром;

- проведение испытаний;

- технические и иные консультации для покупателя;

- проявление личного внимания к покупателю;

- дегустацию (пищевой продукции);

- оформление (подарочная упаковка);

- измерение (ковры);

- организационные меры по реализации продукции и многое другое.

Послепродажный сервисвключает в себя:

- быструю и бесплатную доставку;

- установку изделия, обучение (или инструктаж) покупателя правилам и приёмам грамотного использования изделия.

- подготовку продукции к эксплуатации;

- продажу дополнительного и вспомогательного оборудования и устройств;

- систему расчётов (в кредит на условиях лизинга);

- специальные финансовые условия;

- страхование продукции;

- инспекционные посещения с целью проверки безопасности установки и использования проданной продукции;

- предоставление запасного оборудования в случае ремонта;

- наличие и предоставление запасных частей в течение всего срока службы изделия и многое другое.

В комплексе послепродажных услуг выделяют гарантийные и послегарантийные услуги.

Гарантийный сервисзаключается в своевременном осуществлении всех работ, от которых зависит бесперебойная эксплуатация техники. Гарантийное обслуживание осуществляется бесплатно, хотя понятно, что цена гарантийного сервиса включена в продажную цену товара. Работники службы сервиса известных фирм весь гарантийный период регулярно без специального вызова посещают покупателя, осматривают проданную технику, контролируют правильность её эксплуатации и повседневного ухода, проводят все положенные регламентные работы (регулировка, замена изношенных деталей и т.д.).

Послегарантийный сервисосуществляется за плату на договорной основе. В этот период фирма-продавец может вести планово-предупредительный и капитальный ремонт, снабжать запчастями, давать консультации, проводить модернизацию, осуществлять дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного обслуживания – сократить поломки, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации, то есть поддерживать в рабочем состоянии товары длительного пользования. Важной проблемой послепродажного обслуживания является эффективная система распределения запасных частей.

Разнообразие сервисных услуг, предоставляемых производителями товаров, является неотъемлемым элементом сервисной политики предприятия и важным фактором в конкурентной борьбе за клиента.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.