Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3. Имидж семьи



 

Как известно, семья является важнейшим элементом общественной системы и сама представляет собой системное образование. Семья многофункциональна. Среди форм семейной деятельности выделяются: организация производства, ведение домашнего хозяйства, обеспечение наследования собственности, не говоря уже о таких важнейших ее формах, как деторождение и социализация детей. В связи с этим не только общество воздействует на семью, но и семья воздействует на общество.

Семья, следовательно, представляет собой сложный комплекс отношений, составными элементами которого выступают социально-биологические, нравственные, эстетические, психологические отношения. Семья всегда была и должна быть социально необходимой, так как с ней связано само существование человечества. Поэтому семья не может быть просто личным делом человека. Она всегда есть генетический элемент общества, его ДНК. Каждый культурный человек должен знать все аспекты семейной жизни, уметь управлять собой, чтобы, во-первых, сделать семью адекватной современному социуму, его нормам, правилам, потребностям, во-вторых, сделать семью домом,быть в нейсчастливым. Именно поэтому вопросы имиджа семьи приобретают всё большее значение.

Под имиджем семьи, на наш взгляд, следует понимать такой её облик, который символизирует наиболее адекватные социальные представления о ней.

Подобный подход к понятию имиджа семьи предполагает, что её имидж должен рассматриваться во взаимосвязи с историей общества, в частности российского, так как в определенной степени является его отражением. Мы знаем, что история российского общества сложна и драматична и в каждом её периоде формировался (в том числе и неосознанно) свой имидж семьи. Так, под влиянием длительного татаро-монгольского ига (около 300 лет!) в русских патриархальных семьях всё в доме носило характер замкнутости и разобщенности со всеми остальными. Византийский аскетизм и татарская ревность обусловили деспотизм мужа по отношению к жене. Русская жена была постоянной невольницей с детства и до смерти. Ей редко разрешалось иметь влияние на своих детей, дети воспитывались «няньками» и «дядьками» под властью отца семейства. Часто у мужа имелась специальная плеть для жены, или розги, или дубина. Такое отношение мужа к жене не только не осуждалось, а считалось вполне нравственным (так как отражало социальные нормы того времени. «Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет, и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит»).[62] Женщины сами были убеждены в нравственности таких взаимоотношений в семье, что нашло отражение в их поговорке: «Кто кого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит, не любит». Если же жена наскучивала мужу и он находил себе любовницу, то жену либо забивал до смерти, либо заточал в монастырь.

Между родителямии детьмиотношения также были близки к рабовладельческим, но внешне были прикрыты ложной святостью патриархальных отношений.


Считалось, что почтение к родителям есть своеобразное поручительство здоровой и долгой жизни, где все будут счастливы. Однако покорность детей в тех условиях не могла быть по-настоящему детской, она была ближе к рабской зависимости, а власть родителей над детьми часто превращалась в безнравственный деспотизм. Часто суровые социальные нормы считали безнравственным детские игры и детский смех.

Изменение российского социума под влиянием реформ Петра I, затем Елизаветы Петровны и особенно Екатерины II способствовало изменению положения женщин. Они стали более свободными, стали активно заниматься литературной деятельностью (высшие слои общества), что в значительной степени побуждало к распространению образованности, хорошего воспитания и в целом к облагораживанию нравов в обществе, смягчению социальных норм. В 1764 г. был открыт первый в России Институт благородных девиц. Постепенно сложилась целая сеть женских учебных заведений (гимназии, духовные училища, частные пансионы и др.), в том числе и высших: Высшие женские курсы в Петербурге (1889), Женский медицинский институт (1895) в Москве, Женский педагогический институт в Петербурге (1893). У женщин появилась возможность получить высшее образование, что само по себе весьма значительное явление, в корне изменившее и положение, и роль женщины в обществе, а следовательно, и в семье. Хотя процессы эти касались, в основном, высших слоев общества.

Однако катастрофические социальные изменения в России, вызванные Октябрьской революцией, сопровождались кардинальным изменением положения женщины, фактически перечеркивающим достижения социального опыта человека. «Великие общественные перевороты невозможны без женского фермента».[63]

Первые законы советской власти хотя и были направлены на раскрепощение основных слоев женского населения, однако на деле всеобщая трудовая повинность периода военного коммунизма требовала от женщины равного с мужчиной участия в общественном труде как основного условия получения продовольственной карточки. С одной стороны, трудовая повинность означала, что женский труд такой же нужный и полезный для государства, как и мужской. Но с другой стороны, его полезность оценивалась со стороны государства, а не со стороны общества. Общественный прогресс предполагал к тому же обязательное участие женщин в домашнем труде, в воспитании детей, что, безусловно, противоречило принципу трудовой повинности, которая отдаляла женщину от семьи. Одновременно проповедовались такие безнравственные нормы, по которым любовь сводилась к удовлетворению мимолетной страсти как элементарная биологическая потребность (например в стакане воды), а семья есть не что иное, как музейный экспонат.

В советское время различные аспекты социальной жизни развивались неравномерно, что не могло не отразиться на представлениях о семье и на её реалиях. Прежде всего это проявлялось в том, что рост общественной активности женщин ослаблял прочность и незыблемость старой семьи; женщины стали восприимчивы к обидам и унижениям со стороны мужчин, а такие новые устои прочности созданной семьи, как любовь, долг, ответственность еще недостаточно закрепились, чтобы заполнить появившийся «вакуум» в семейных отношениях. Кроме того, сильнейшее влияние на семью и представления о ней оказали те трудности жизни и быта, которые сопровождали Великую Отечественную войну. Нравственные нормы этих отношений были продиктованы огромными диспропорциями между мужским и женским населением, сосредоточением населения в послевоенное время в городах, все возрастающими трудностями совмещения женщинами профессиональной и семейной ролей, так как по-прежнему основная часть домашнего труда приходится в семье на женщину. Эти трудности порождали семейные конфликты, ослабление социального контроля за поведением детей, ухудшение их воспитания и в целом создавали проблемы в функциональной деятельности современной (особенно городской) семьи. Очень сильно изменилась экономическая функция городской семьи: вместо семейного (домашнего) производства, дающего основную долю средств существования членам семьи, на первое место в качестве источника средств существования вышел труд по найму, хотя семья по-прежнему является главным носителем платежеспособного спроса и поставщиком человеческих ресурсов для производства. Вытеснение домашнего производства трудом по найму обусловило в определенной степени и сокращение числа детей в семье. Однако за семьей сохранились наиболее ответственные и сложные функции передачи культурных и нравственных традиций при осуществлении ею социально-культурной функции. В семье реализуются наиболее индивидуальные, интимные потребности и стремления человека, снимается эмоциональное напряжение, обеспечивается социализация детей и формирование целостной личности, то есть реализуется социально-психологическая функция, позволяющая члену семьи выдержать многообразные и напряженные контакты с внешним миром.

Современная российская семья относится к базовым социальным ценностям. Одновременно происходит рост малодетных семей, снижается возраст вступления в брак, молодые семьи отделяются от родителей, увеличивается доля семей с одним родителем, дети часто рождаются одинокими матерями, значительная часть семей распадается, причем в отдельные периоды число разводов превышает число вновь создаваемых семей. Самоуважение современной женщины имеет кроме материнства и такие основания, как профессиональные достижения, социальная независимость, самостоятельно достигнутый социальный статус. Контакты родителей с детьми (особенно отцов) ограничены. Растет безотцовщина. Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения. Родители больше заботятся о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка. Зависимость от родителей (особенно от матери) часто сочетается с чувством враждебности к ней[64].

Следовательно, вместе с развитием общества изменяется структура семьи, ее главные функции, характер отношений внутри семьи, связи с внешним миром, ролевые предписания мужчине, женщине, ребенку. Меняется и система ценностей у членов семьи: на первый план выступают такие ценности, как самоосуществление, независимость, ответственность за себя. На фоне этих изменений формируется, как отмечалось, и имидж семьи. Краткое описание исторически формировавшихся семейных отношений позволяет определить те наиболее важные их символы, которые формируют имидж семьи. К ним можно отнести три наиболее важные имиджевые характеристики:

– общение в семье;

– ролевые приоритеты в семье;

– микрокликмат в семье.[65]

Общение в семье выступает как сложная система отношений, оказывающих влияние прежде всего на воспитание детей. К числу таких отношений относятся: психофизиологические,психологические,социальные,культурные. Психофизиологические отношения есть отношения биологического родства и полового удовлетворения. Психологические отношения предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге. Социальные отношения связаны с распределением ролей, материальной зависимостью, статусными отношениями (авторитет, подчинение и др.). Культурные отношения предполагают сохранение традиций, обычаев. Внутри всех этих отношений могут существовать как согласие, так и разногласия. Очень важно научиться уважать друг друга в семье, доверять друг другу. Нужны положительные эмоции, сотрудничество. Особенно важна совместимость нравственных позиций родителей по таким ценностям, как честь, совесть, долг, обязанности перед семьей, ответственность за состояние дел в семье. Переход к родительству усиливает имевшиеся различия в индивидуальной жизни мужчины и женщины (у женщин они усиливаются в период от момента беременности и до достижения ребенком шести месяцев, у мужчин с шести месяцев после рождения ребенка до достижения им полутора лет)[66].

Особое значение имеет нравственное и психологическое здоровье родителей. В таких семьях соблюдается традиционная структура семьи, у детей воспитывается не только стремление к личному успеху, но и обязательное сохранение имиджа своих родителей и родственников. В сознании родителей должна быть четкая ориентация на подготовку своих детей к будущей семейной жизни и родительской деятельности[67]. Условия, которые следует при этом соблюдать, – это чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении.

Кроме того, именно семья должна научить личность быть стойкой перед общественным мнением или каким-либо авторитетом: проявлять к ним уважение, но оставлять за собой право на собственную позицию.

Важной составляющей положительного имиджа семьи является такая модель родительского поведения, которая включает игру с детьми, так как увлекательноедля детей всегда наиболее привлекательно.Играющие родители – это одаренные люди. В таких семьях дети растут любознательными, с чувством личного достоинства, психически здоровыми[68]. Важны также и задушевные беседы родителей с детьми.

Ролевые приоритеты в семье –это вторая важнейшая имиджевая характеристика семьи.

Имидж родителей и их ролевой статус, по существу, есть две стороны одной медали, что вовсе не предполагает некоего стандарта поведения. Ролевое поведение родителей включает в себя «личностный», индивидуальный фактор, учитывающий особенности темперамента, привычек, мышления. И всё же родителям следует помнить, что дети только в самом раннем детстве идеализируют родителей, со временем они всё более критически начинают их воспринимать. «С добавлением к их возрасту каждого года обостряется проблема родительского имиджа»[69]. Родители часто этого не понимают, теряют «имиджевую» бдительность, что проявляется в таких вроде бы незначительных бытовых формах поведения детей, как: садятся заобеденныйстол непричесанными, в пижаме, халате; иногда они отговариваются тем, что нет настроения, нет возможностей и т.д. Нельзя забывать, что родительский образ в сознании детей в определенное время ужесложился и они начинают с ним сопоставлять реальное впечатление. Социальный опыт убеждает, что на модель социального поведения взрослых детей очень большое влияние оказывает имидж родителей.

При разводах нарушается семейная атмосфера, её стабильность, это сказывается на поведении детей, особенно мальчиков: они становятся неуправляемыми и проявляют повышенную тревожность, особенно в первые месяцы после развода. Нарушается гармоничность в отношениях родителей и детей, особенно на отношениях матерей и сыновей, поэтому к детям в этот период нужно быть очень внимательными, проявлять о них заботу, оказывать поддержку, всячески показывать любовь и нежность. Если уже большой сын или дочь просят побыть с ним, то это не каприз. Это их желание чувствовать, что для своей мамы он (если это сын) или она (если это дочь) – самый лучший, самый дорогой на свете. В раннем детстве главную роль в жизни ребенка играет мама. И вырастая, в периоды душевного неравновесия, напряженности ему также нужны те же проявления нежности, заботы, любви, что и в первые годы жизни. По мере взросления ребенку всё больше нужен отец, который является для него авторитетом при контактах с внешним миром. Следовательно, и отец и мать одинаково важны для ребенка, для формирования в нем гармоничной личности. При разводе они уже не могут быть для него авторитетом,не могут психологически защитить его от того, что он услышит на улице, не могут поддерживать в нем веру в себя, доверие к себе.


Важной чертой родительского имиджа является и то, что они должны быть воспитателями, а не снабженцами для детей. Дети со временем должны понять, что для того чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Вспомним стихи В.В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Уже в этих стихах осуждается эгоизм, жесткость, высокомерие. Воспитание детей предполагает использование поощрения и наказания, собственный пример и образец поведения. Доказано (и об этом уже говорилось ранее), что применение поощрений более действенно. Если на ребенка часто кричат, наказывают, то он становится безразличным к взрослым, проявляя при этом повышенную агрессивность, и в результате – отчуждается от родителей. Очень суровое наказание вызывает у ребенка страх и озлобление. Наказание эффективно в том случае, если ребенку терпеливо и разумно объяснили его проступок. Дисциплинарные меры следует использовать с учетом возраста ребенка, но в любом случае (поощрения или наказания) нельзя быть к нему безразличным. Необходимость в дисциплинарных мерах будет заметно ослабевать, если родители любят своих детей, уважают их мир, растут вместе с ними и вместе решают их проблемы. В этих условиях воспитания дети будут доверчиво относиться к родительским советам, будут спокойно и внимательно относиться к их замечаниям.

Третьей имиджевой характеристикой семьи является так называемый «домашний климат». Авторы, учебного пособия «Имиджелогия. Как нравиться людям» (СПб., 2002 г.) отмечают, что под домашним климатом следует понимать три области взаимодействияродителей и детей как источники обратной связи, а именно:

– знание родителями друзей ребенка,

– заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка,

– взаимодействие родителей в общей беседе за столом[70].

Именно с этими областями взаимоотношений родителей и детей связана самооценка последних. От того, как воспринимают детей, как в них заинтересованы окружающие, зависит формирование «Я-концепции» ребенка. В общении с родителями он способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или незаинтересованности к тому, что он говорит, делает, как он учится, какие у него друзья. Низкая самооценка ребенка во многом вызвана безразличием родителей к его интересам, словам и делам. Имидж родителей в глазах ребенка безупречен в том случае, когда он ощущает их любовь к себе, их уважение, когда родители понимают потребности детей и выбирают адекватную модель поведения. В этом случае образ (имидж) родителей становится для детей примером для подражания, а сами дети приобретают социальную компетентность, то есть понимание, знание условий и возможностей преодоления различных неблагоприятных (стрессовых) ситуаций, которые неизбежно возникают в их жизни (например при поступлении в первый класс школы).

Значит, для формирования адекватной самооценки, формирования «Я-концепции» наиболее значимы именно внутрисемейные отношения и особенно воскресные обеды. Они должны стать семейным праздником, во время которого родители в ходе ненавязчивых разговоров за столом могут детям говоритьто, что в другое время они обычно не хотят воспринимать. Однако в процедуре семейного обеда важно не только то, что говорят родители, но и то, как подаются блюда, какая при этом используется посуда. Хорошо, если стол будет украшен маленьким букетом цветов или небольшой нарядной свечой. Маленьким детям следует сервировать стол так же, как и взрослым членам семьи. Так же внимательно следует относиться и к организации семейных и общих праздников, например новогодних, дней рождения и др. Не надо упускать возможности совместных прогулок, в том числе загородных. Следует вместе с детьми внедрять в семью здоровый образ жизни,он должен стать основой разумного образа жизни,существенными характеристиками которого являются сплоченность супругов и правильное понимание взаимоотношений в семье.

В целом «домашний климат» отражает важную сторону имиджа семьи, способствует формированию впечатления «счастливого детства», которое надолго закрепляется в памяти детей и может передаваться в качестве традиций из поколения в поколение. З. Фрейд в своих «Письмах невесте» отмечает: «Всё это – маленький мир счастья, мир благородной человечности… Однако это еще не фундамент семейного очага. Настоящую жизнь в него могут вдохнуть только два человека, невыразимо любящие друг друга»[71]. Именно они прежде всего должны достойно исполнять свои роли матери и отца. На мужчине должна лежать главная забота об обустройстве быта. Он всегда должен быть опорой женщине, оберегая не только свою честь, но и благополучие семьи. Причина распада многих семей и состоит в том, что подобного рода имидж не поддерживается родителями, семьей в целом.


Вопросы для самопроверки

 

1. Раскройте понятие имиджа с точки зрения домоведения.

2. Какую роль в современном бизнесе играет имидж организации?

3. Определите основные компоненты имиджа и цели имиджирования сервисной организации.

4. Определите взаимосвязь имиджа и фирменного стиля организации. Что включает в себя фирменный стиль?

5. Что такое репутация? Какую роль в формировании имиджа играет репутация организации?

6. Что такое имидж семьи? Какую роль он играет в формировании и развитии творческого потенциала личности?

7. Какие символы формируют имидж семьи? Назовите основные имиджевые характеристики семьи.

 

Задачи

 

1. Охарактеризуйте имидж своей семьи.

2. Приведите примеры удачного и неудачного, на ваш взгляд, имиджирования фирм и товаров на российском рынке. Объясните, в чем именно состоят достоинства и недостатки их имиджей и почему вы так считаете.

3. Вы сотрудник отдела PR компании сотовой связи. Ваша задача – разработать имидж нового тарифного плана. Определите свою целевую группу, предложите слоган и разработайте план рекламной кампании на ТВ и щитовой рекламе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.