Влияние на преступность пола.
Женщина совершает преступлений менее мужчины. Так как Колаянни не приводит статистических данных, характеризующих ее участие в преступности, то мы приведем некоторые из них.
Таблица IX. Франция[1].
Таблица X. Франция[2].
Таблица XI. Бельгия[3].
Участие женщины в совершении различных преступлений в Бельгии видно из следующей таблицы: Таблица XII. Бельгия 1900 г.[4]
Таблица XIII. Швейцария 1892—1896[5].
В Германии, несмотря на то, что женское население превышает мужское (в 1895 году насчитывалось 26.618.651 женщин, и 25.661.250 мужчин) женщины дают в 4—5 раз меньше преступлений, чем мужчины.
Таблица XIV. Германия[6].
Участие женщины в совершении различных преступлений в Германии видно из следующей таблицы, которую мы составляем на основании отчета германской уголовной статистики за 1900 год.
Таблица XV. Германия 1900 г.[7]
В Англии по переписи 1 апреля 1901 года женское население превышает мужское на 1,5% (51,5°/0 женщ.), но женская преступность в несколько раз ниже мужской.
Таблица XVI. Англия 1893—1900 гг.[8]
Итак, везде женщина участвует в совершении преступлений менее мужчин. Объяснения этому факту были даны различные. Уголовно-антропологическая школа нашла, что женщина по своему анатомическому строению стоит ниже мужчины и поэтому должна отличатся большею, чем он преступностью[9]. Ho так как цифры уголовной статистики противоречили этому утверждению, то Ломброзо и его последователи обратились к изучению проститутки и нашли, что проституция является эквивалентом преступности, что проститутка обладает тем же преступным типом, каким наделена преступница. Согласно другого мнения, объяснения меньшей преступности женщины надо искать в ее более высокой нравственности[10]. Колаянни не примкнул ни к одному из этих двух мнений и объяснил интересующее нас явление исключительно причинами социального характера. Если бы женщина находилась, говорит он, в одинаковых с мужчиною экономических условиях, она дала бы одинаковый с ним процент преступности. Но история женщины существенно разнится от истории мужчины. Красною нитью через всю жизнь женщины проходит ее приниженность и замкнутость в круг домашних обязанностей. Она сделалась рабой ранее, чем появилось рабство; ее положение было особенно тяжко; самим рабочим она была третируема, говорит Бебель, как существо низшее[11]. «Эгоизм мужчины и его грубая сила заковали женщину в железные цепи и не давали проявиться ее влиянию на общественную жизнь»[12]. Мы наблюдаем это явление и у дикарей и в современных обществах. На островах Таити женщина не должна прикасаться к оружию и рыболовным снарядам мужчины, не имеет права появляться в местах общественных сборищ, не смеет есть пищу вместе с мужчинами. У Бирманцев она не имеет права входить в храм. У кафров женщинам запрещен вход в места, где собираются мужчины[13]. У евреев в десяти заповедях женщина была поставлена наравне со скотом и рабом. С распространением христианства общественное положение женщины мало изменяется: с одной стороны повиновение жены мужу делается священным догматом, a с другой развивается аскетизм, смотрящий на женщину с глубоким презрением. В средние века, когда семья продолжала собственными силами производить все предметы потребления, женщина не имела ни возможности, ни времени отлучаться от семейного очага и интересоваться общественными делами, и потому круг ее интересов замыкался семьей и домашним хозяйством. Но в те же средние века народное невежество приписало ей широкое участие в области колдовства, и сотни тысяч невинных жертв погибли на кострах. Приниженное положение женщины и отрицание за нею права участия в общественной жизни родной страны перешло в новое время. Великая французская революция не занялась женским вопросом. Когда, в 1793 году, были провозглашены права человека и гражданина, парижанки потребовали провозглашения, прав женщины и указывали, что, если она всходит на эшафот, то она должна иметь право всходить и на трибуну. Эти требования остались неисполненными. Когда немного спустя конвент объявил отечество в опасности, парижские энтузиастки предложили сформировать свой женский отряд, но предложение было отклонено с указанием женщине, что ее место у детей, a не на площади[14]. Переворот, наступивший в промышленности с введением новой силы—пара, был началом переворота и в положении женщины: развитие крупного производства и распадение домашнего освободили женщину от прикованности к семейному очагу и дали ей новое поле деятельности на фабрике. Вместе с тем женщина постепенно начала завоевывать себе и другие сферы труда. Однако и теперь ее правовое и политическое положение продолжает носить на себе характерные черты прежнего времени и чтобы достичь полного равенства с мужчиною ей придется вести еще долгую борьбу. В этой истории женщины и ее современном положении надо искать объяснение ее меньшей преступности. Совершенно правильно Колаянни указывает, что преступность женщины различается по отдельным государствам и по различным годам, приближаясь к преступности мужчины или отдаляясь от нее по мере того, как социальные условия, в которых живет она, приближаются к положению мужчины или отличаются от него. Чем разнообразнее и кипучее жизнь человека, чем чаще ему приходится вступать в сношения с другими людьми, тем более у него шансов выйти из устанавливаемых законом рамок и совершить преступление. Женщина, остающаяся замкнутой в семейном кругу, не имеющая доступа к общественным и правительственным должностям, лишенная политических прав, фактически не может совершать преступлений по должности, нарушать законы, регулирующие осуществление избирательного права и т. п. Так, в Германии на сто осужденных за преступления по должности приходилось в 1900 году всего 6,4 женщины; в Бельгии наименьшее количество осужденных женщин на каждую сотню осужденных мужчин приходится за, преступления и проступки против государственной безопасности и против прав, огражденных конституцией (5.5 на 100) и наивысшее за преступления против семейственного порядка (47.1 женщин против 52.9 муж.); во Франции в 1900 году было 15 мужчин обвиняемых в преступлениях против политических прав и ни одной женщины. Общая цифра женской преступности в стране тем ниже, чем более замкнута жизнь женщины. Колаянни ссылается на ничтожную преступность женщины в Алжире сравнительно с француженкой (4 женщины в Алжире и 14 во Франции на 100 мужчин обвиняемых в преступлениях), на более высокую преступность англичанки, на низкую преступность испанки, далматки. В добавление к этим цифрам можно указать на статистические данные о преступности женщины в России. Положение женщины в России далеко не одинаково в различных местностях и потому не одинаков и процент преступности в различных губерниях: особенно незначительно число обвиненных женщин в губерниях Таврической, Казанской, Уфимской, Оренбургской, т.е. там, где значительный процент населения мусульманского исповедания и где женщина ведет совсем замкнутый образ жизни. Наоборот наибольший процент преступности выпадает на запад России: уезды Варшавский, Петроковский, Калитиский, Радомский, Келецкий[15]. Наименьший процент преступности дала магометанка в период с 1837 до 1846 гг. (до изысканиям Анучина): на сто ссыльных мужчин протестантского вероисповедания приходилось 28,64 женщины протестантки, на 100 православных мужчин 22,01 женщины, на сто раскольников 14,91 раскольниц и на сто магометан всего 1,33 магометанки. Анучин дал верное объяснение наименьшей преступности женщины, совпадающее с объяснением Колаянни[16]. Социальными причинами од объяснил также незначительную преступность магометанки: «основатель магометанства вложил в Коран все, чтобы совершенно удалить женщину от общественной жизни и сделать из нее простую вещь, приковав эту вещь к господину мужу. Укутанная в чадру, замкнутая в гареме, пропитанная с детства самою рабскою покорностью к мужчине, привыкнув считать себя за вещь, которую можно покупать и продавать, магометанка лишена всякой возможности проявить свою деятельность в каком бы то ни было отношении, как в хорошем, так и в дурном»17">[17]. Рассмотрение тех преступлений, которые всего чаще и всего реже совершает женщина убеждает нас в правильности объяснений Колаянии.. Всего чаще она совершает детоубийство; в России на 70 осужденных мужчин пришлось в 1889— 1893 гг. 3940 женщин, во Франции 90 женщ. на 10 мужч. (1900 г.). Как было бы ошибочно объяснять незначительное участие мужчины в совершении этого преступления его особою жалостью к новорожденным, так было бы неверно предполагать, что причиной детоубийства является жестокость женщины. Наблюдения показывают, что детоубийцами являются девушки-матери, a это обстоятельство дает все основания утверждать, что детоубийство имеет своею главною причиною известные взгляды современного общества на внебрачные рождения[18]. Значительно участие женщины в совершении домашних краж (по вычислению Колаянни 60%). Этот факт вполне объясняется указанным выше семейным положением женщигы[19]. Женщине приходится, конечно, быть с детьми чаще чем мужчине, a потому особенно велико число ее преступлений против детей[20]. Из занятий женщины вне домашнего хозяйства одно из самых распространенных торговля, и уголовная статистика отмечает значительное число торговых обманов, совершаемых женщинами (46,3 на 100 во Франции в 1900 г.[21]). Вместе со многими криминалистами мы полагаем также, что, при объяснении меньшей преступности женщины, не следует опускать из внимания ее участия в проституции, вызываемой теми же социальными причинами, какие порождают преступность[22]. Перед голодною женщиною, не находящей возможности жить трудом своих рук, остается кроме смерти, две дороги, одинаково позорные, но не одинаково опасные: один запрещенный законом путь преступности и другой легальный, санкционированный властью, путь к проституции. Несомненно, что часть женщин, принужденных выбирать из двух зол одно, выбирают последнее. Таково социологическое объяснение преступности женщины. Постепенное завоевание ею политических прав, расширение области ее труда приводит к увеличению ее преступности. Но было бы совершенно неправильно выдвигать это возрастание преступности, как аргумент против равноправности женщины и мужчины, потому что этот аргумент с таким же правом можно применить и против расширения области деятельности мужчины. Правильная политика заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых сократится до минимума всякая преступность, безразлично мужская она или женская. Одним из таких условий является уничтожение дли уменьшение той розни, какую видим мы теперь в борьбе за существование, когда идут «класс на класс, пол на пол, возраст на возраст»[23].
[1] Compte general de l'administration de la justice criminelle. Paris, MDCCCII, XIX p. [2] Ibid. L p. Сведений о поле обвиняемых в полицейских судах не имеется. [3] Statistiqеc judiciairе de la Belgique. Troisieme annee. Bruxelles. 1902, XXV p. [4] Ibid. XXV p. [5] Schweizerische Statistik. 125 Lieferung. Die Ergebnisse der Schweizerischen Kriminalstatistik während der Jahre 1892—1896. Bern. 1900, 12 s. Статистические сведения о движении преступности присылаются в федеральное статистическое бюро с 1892 года. В период с 1892 по 1896 г. было прислано 14612 карточек, из которых 12381 о муж. и 2264 о женщ. [6] Seuffert Hermann, prof.: Die Bewegung im Strafrechte während der letzten dreissig Jahre. Dresden. 1901, 12 s. Kriminalstatistik für das Jahr 1900. Statistik des Deutschen Reichs, Neue Folge, Band 139, II—47 s. [7] Kriminalstatistik f. d. Jahr 1900. II 46—47 s.s. [8] Bonger W. A. Criminalite et conditions economiques. Amsterdam 1905, 521. [9] По изысканиям Ломброзо оказалось, что мозг женщины весит меньше, что серого вещества в нем меньше, что в крови меньше красных шариков, что череп ее походит на череп ребенка, лоб имеет перпендикулярное направление, характерное для ребенка, лицо сравнительно с черепом мало. Она несравненно чаще мужчины владеет одинаково хорошо обеими руками или бывает левшой, осязание ее хуже (тонкое у женщины 16% у мужчины в 31,5%, притупленное у женщины в 25%, a y мужчины в 6%), вкус у женщины более грубый, a слух развит менее, чем у мужчины. Она лжива, скупа, относится легче к страданиям других и пр. Lombruso und Ferrero. Das Weib als Verbrecherin und Prostituirte. Uebers. von Kurella. [10] См. Зеланд: Женская преступность. С.-Пб. 1899 г. Рейнгардт: Женщина перед судом уголовным и судом истории. ,2-ое изд. Каз. 1900 г. [11] Веbеl: La femme dans le passe, le present et l'avenir. Traduit par Rave. Paris, 1891 p. 9. [12] Клара Цеткина: Женщина и ее экономическое положение. Пер. с нем. О. 1905, 3 стр. См. С. Zetkin: Geistiges Proletariat, Fraueufrage und Socialismus. Berl. 902. См. также B. M. Хвостов: Женский вопрос с точки зрения нрав. филос. Науч. Сл. 1905. № 1. [13] Ломброзо и Ферреро. Женщина преступница и проститутка. Перев. 2-ое изд. К. 1902, 166 и след. [14] Bebel o. c. 199-200 р. р. [15] Тарновский: Итоги русской уголовной статистики. Приложение к Журн. Мин. Юст. 1899, 139—141 стр. [16] Различие в числе осужденных обоего пола г. Анучин объясняет различием в образе жизни: для мужчины сделаться преступником гораздо вероятнее, чем для женщины, потому же самому, почему для него вероятнее сделаться жертвою нечаянной или неестественной смерти. См. Анучин Материалы для уголовной статистики России. Исследования о проценте ссылаемых в Сибирь. Часть I. Тобольск 1866 г. 138 стр. Таково же объяснение проф. Фойницкого: «Женщива преступница» Сев. Вест. 1893 р. № 2 и 3. Тард, выдвигая значение социальных факторов в преступности женщины отмечает, что число женщин убитых молнией в течение десяти лет приблизительно вдвое менее числа убитых мужчин: «не зависит ли это от более замкнутой домашней жизни женщины? Во всяком случае, это может зависеть лишь от особенностей ее социальной и отнюдь, кажется, не физической жизни». Tarde: la philosophie penale. [17] Анучин: ук. соч. стр. 138. [18] Compte general de l’admin. crim. Paris 1902. [19] Bо Франции за 1900 г. женщина совершила 8,9% всех vols-crimes (краж преступлений) и 22,3% домашних краж (ibid). [20] Во Франции на 100 муж.—119 женщин, обвиняемых в delits violances et attentas aux enfants (ibid. 62). [21] Ibid 56 p. [22] Ashaffenburg: Das Verbrechen und seine Bekämpfung. 1903, 130 s. [23] Bebel о. с, 220—221 р. р. О женской преступности см. кроме указанной литературы Joly: La France criminelle. XIV chap. Майо Смит. Статистика и социология. 289, 293 стр. Corre: Le crime dans les pays creoles; 79—81 p.p. Tarde: La criminalite comparee. Oeltingen: Die Moralstatistik. 1882, 523 s. и др. Lombroso et Lacht: Le crime politique IIv. 5—13 p.p. Georg S. Die Weibliche Lohnarbeit und ihr Einfluss auf die Sittlichkeit und kriminalität. (Die Neue Zeit, 1899—l900, 747—758 ss.). Гирш: Преступления и болезни, как социальные болезни. Перев. Спб. 1898. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|