Жизненный цикл товара
Период существования определенного вида товара — от его появления на рынке (в продаже) до исчезновения с рынка называется жизненным циклом товара.Продолжительность стадий может различаться от одного товара к другому. На каждой стадии на рынке появляются новые потребительские сегменты с различной ценовой чувствительностью, которую необходимо учитывать в маркетинговой политике фирмы. ♦ Стадия разработки товара и вступления на рынок Основные характеристики данной стадии разработки и вступления на рынок (development) — значительные производственные и исследовательские затраты, отсутствие фактических конкурентов, незначительная роль цены, являющейся сигналом качества товаров. Важным моментом в любой товарной стратегии является информационное распространение знаний овыгодах, которые получат потребители от использования данного продукта. Эксперименты показали, что спрос начинает приспосабливаться к новому продукту, если к нему адаптировались первые 2—5% потребителей. В этой фазе оборот нарастает медленно, и поэтому прибыль получается не сразу. Для фирмы актуальны на этом этапе маркетинговые издержки:издержки на поиск продукта, его исследование и разработку, испытание продукта, подготовку его производства и реализации. На этом этапе целью маркетинга является создание спроса;преобладающими мероприятиями маркетинга являются создание системы сбыта и рекламыс целью продвижения товара на рынок. Основным потребителем товара являются так называемые инноваторы(«потребители-пионеры»), то есть покупатели, которые хотят иметь новейшие продукты совершенно независимо от цен на них, покупатели, готовые к риску и прогрессивные. Эту фазу могут преодолеть только предприятия со значительными финансовыми ресурсами и развитой системой маркетинга. ♦ Стадия роста Продукт на стадии «роста» впервые сталкивается со своими конкурентами. Возрастает информированность потребителя о товаре, что увеличивает его чувствительность к цене. Обороты возрастают, причем увеличиваются темпы роста. Прибыль - максимальная. Это фаза экономии издержек и цен, агрессивной конкуренции за долю рынка сбыта. Цель маркетинга — мобилизация спроса. При этом цена должна точно соответствовать тому качеству потребительской ценности, которого ждет покупатель. К основным ценовым стратегиям на этой стадии относятся: — Стратегия «награды» или «снятия сливок», когда цена устанавливается выше цены конкурентов, подчеркивая исключительное качество продуктов. В этом случае ориентация делается на менее чувствительную к цене группу потребителей. Производитель работает с отдельными сегментами рынка. — Стратегия цены «паритета», когда осуществляется явный или тайный сговор с конкурентами или когда идет ориентация на лидера в установлении величины цены. В этом случае ориентация делается на наиболее типичного массового покупателя, то есть фирма работает со всем рынком. — Стратегия проникновения на рынок за счет низкой цены. Производители инновационных товаров редко используют ее, поскольку, снижая цену для наиболее чувствительной к ней группе потребителей, они тем самым снижают эффект взаимосвязи «цена — качество», что является опасным для репутации продукта. Борьба за потребителя с конкурентами может осуществляться в двух направлениях: • Первое — ориентация на технические и эстетические особенности продукта. • Второе — использование возможности «экономии на масштабе производства». ♦ Стадия «зрелости» продукта Особенность— появление на рынке наиболее чувствительной к цене группы потребителей. Рынок насыщается продуктом, ослабевает конкуренция за счет отсева не выдержавших ее фирм (в первую очередь — с высокими затратами на производство) и перехода части фирм на создание нового продукта. К тому же сильно влияние повторных покупок адаптировавшихся к продукту потребителей. Наиболее важна доля фирмы на рынке, поскольку ее снижение даже при низких затратах и невозможности увеличивать цену ведет к неспособности окупить расходы; максимум оборота, но из-за сильной конкуренции, снизившей уровни цен темпы роста снижаются. Возрастают расходы на проведение мероприятий по рекламе и дифференциации продукта, а также сервиса. Поэтому у фирмы может сокращаться прибыль. Цель маркетинга — удержание спросаи защита доли на рынке путем дифференциации продукта и цен. В этой фазе на рынок вступают более пассивные конкуренты, находящиеся под давлением обстоятельств. Очень важно - расширить стадию «зрелости», чтобы обеспечить жизнь своему товару. Во-первых, фирма не потеряет связь со своими потребителями, во-вторых, за счет снижения затрат при экономии на масштабе можно получать пусть и незначительную, но стабильную прибыль, и в-третьих, это дает фирме небольшую передышку на опробование и внедрение нового товара. На стадии «падения» или сокращения жизненного цикла товар заканчивает свое существование с исходными техническими параметрами различного качества в условиях недогрузки производственных мощностей. Обороты падают в абсолютном масштабе. Теперь товар покупает наиболее приверженнаяфирме или наиболее консервативнаячасть потребителей.Стратегия маркетинга заключается в «сборе урожая» и в подготовке отступления. Постепенно наступает насыщение спроса и продукт заменяется другими. Вследствие сокращения мероприятий маркетинга снижаются и расходы, так что прибыль снижается не всегда резко и может временами даже расти. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|