Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные факторы производства (ФП): их сущность и общая характеристика



При рассмотрении темы мы остановимся на особенностях рыночного товарооборота ФП. В целом здесь действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного рынка, однако они обладают некоторыми особенностями.

Факторы производства (ФП)- это ресурсы, необходимые для организации производства товаров и услуг;

- это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, «ресурсы производства» - понятие более широкое, чем «ФП». Иными словами, ФП – это производящие ресурсы.

К ФП относятся следующие:

1) Труд - человеческие ресурсы, любая интеллектуальная и физ. деятельность человека, результатом которой являются блага, удовлетворяющие потребности общества.

2) Капитал – физический (средства производства) или денежный; материальные блага, использующиеся для производства продукции. 2 вида: физический и финансовый.

3) Земля – природные ресурсы (участки территорий, недра, водные и лесные ресурсы и т.д.); естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности.

4) Фактор «труд» включает и предпринимательство – (способности людей к организации производства товаров и услуг, т.е. предприимчивость), особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.

ФП классифицируются:

- на личные – труд;

- вещественные – земля и капитал;

- естественные земля;

- общественные – труд и капитал.

Каждый ФП способен принести своему владельцу доход:

РЕСУРСЫ ФП ДОХОДЫ
Природные Земля Рента
Материальные Финансовые Капитал Процент  
Трудовые Труд З/п

Рынки ФП – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме з/п, процентного дохода и ренты.

Различают два основных вида рынков производственных ресурсов:

а) рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции, когда ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. На этом рынке одновременно действует большое число продавцов и покупателей;

б) рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции – либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства.

Фирма-монополист на рынке готовой продукции может контролировать и цену ресурса. Поскольку она стремится производить продукции меньше, чем фирмы-конкуренты, ей всегда требуется меньше ресурсов. Скупая основную часть ресурсов, она влияет на их цену.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.