Основные факторы производства (ФП): их сущность и общая характеристикаСтр 1 из 2Следующая ⇒
При рассмотрении темы мы остановимся на особенностях рыночного товарооборота ФП. В целом здесь действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного рынка, однако они обладают некоторыми особенностями. Факторы производства (ФП)- это ресурсы, необходимые для организации производства товаров и услуг; - это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, «ресурсы производства» - понятие более широкое, чем «ФП». Иными словами, ФП – это производящие ресурсы. К ФП относятся следующие: 1) Труд - человеческие ресурсы, любая интеллектуальная и физ. деятельность человека, результатом которой являются блага, удовлетворяющие потребности общества. 2) Капитал – физический (средства производства) или денежный; материальные блага, использующиеся для производства продукции. 2 вида: физический и финансовый. 3) Земля – природные ресурсы (участки территорий, недра, водные и лесные ресурсы и т.д.); естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности. 4) Фактор «труд» включает и предпринимательство – (способности людей к организации производства товаров и услуг, т.е. предприимчивость), особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. ФП классифицируются: - на личные – труд; - вещественные – земля и капитал; - естественные земля; - общественные – труд и капитал. Каждый ФП способен принести своему владельцу доход:
Рынки ФП – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме з/п, процентного дохода и ренты. Различают два основных вида рынков производственных ресурсов: а) рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции, когда ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. На этом рынке одновременно действует большое число продавцов и покупателей; б) рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции – либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства. Фирма-монополист на рынке готовой продукции может контролировать и цену ресурса. Поскольку она стремится производить продукции меньше, чем фирмы-конкуренты, ей всегда требуется меньше ресурсов. Скупая основную часть ресурсов, она влияет на их цену. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|