Так выглядит строящаяся дорога из кабины автогрейдера
так как при наезде на препятствие среднего или заднего колеса отвал приподнимется только на часть высоты этого препятствия.
Выше сидишь - дальше глядишь
Краткой, но выразительной характеристикой ходовой части автогрейдеров является их «колесная формула». Это общепринятое сочетание трех символов, составляемое по схеме «А х В х С». А показывает количество осей с управляемыми колесами, В — число ведущих осей и С - общее количество осей. У строителей наиболее популярны машины с формулой 1x2x3, хотя в тяжелых грунтовых условиях или ситуациях, когда скорость работы важней всего, предпочтительна формула 1x3x3. Как правило, это тяжелые машины массой 19 тонн и более, широкое использование которых до недавних лет сдерживалось их непропорционально большой ценой. Возможно, когда бурное развитие гидрообъемных трансмиссий коснется и этой отрасли дорожного машиностроения, стоимость полноприводных автогрейдеров не будет столь разительно отличать их от заднеприводных собратьев. Кстати, подбор величины крутящего момента передних колес полноприводного автогрейдера под условия работы не только повышает силу тяги, но и значительно улучшает его курсовую устойчивость (потеря курсовой устойчивости при больших сопротивлениях на отвале — слабое место всех автогрейдеров).
Автогрейдеры отличаются широким диапазоном скоростей. Прежде, у машин с механическими трансмиссиями, количество передач доходило до 16 и более. Работа с ними повышала утомляемость оператора, что сводило на нет все выгоды многоступенчатой трансмиссии. Именно поэтому автогрейдеры стали одними из первых дорожно-строительных машин, получивших гидромеханические трансмиссии.
Сочетание гидротрансформатора, автоматической коробки передач и раздаточной коробки позволяет оператору сосредоточиться на качестве и безопасности работ с быстро меняющимися силовыми характеристиками, и не заботиться о наилучшей скорости их выполнения. Вместе с тем такая трансмиссия обеспечивает высокие транспортные скорости (до 40 км/ч и более), что весьма важно при частых перебросках «своим ходом» на значительные расстояния.
Наклон передних колес и боковое смещение переднего и заднего мостов облегчают планирование откоса Одно из замечательных свойств автогрейдера - высокая планирующая способность, обусловленная большой межосевой базой, породило проблему плохой маневренности машины. Для того, чтобы развернуться автогрейдеру, как правило, не хватало ширины насыпи и приходилось делать это в несколько приемов или описывать большой круг, съезжая с насыпи в боковые кюветы. Непродуктивность подобных маневров, порождающая недовольство владельцев машин, заставила конструкторов, в конце концов, снабдить автогрейдер шарнирно-сочлененной рамой, позволяющей снять остроту проблемы маневренности. Ее имеет значительная часть современного парка автогрейдеров, а некоторые производители выпускают все модели в двух вариантах: с жесткой и шарнирно-сочлененной (иногда говорят «ломающейся») рамой. В технике часто случается, что улучшение одного качества влечет за собой изменение (улучшение или ухудшение) нескольких других. Для автогрейдеров «ломающаяся» рама не стала исключением. Оказалось, что нововведение не только улучшило маневренность, но и обогатило технологические возможности машины. Стало возможным планирование площадей с боковым смещением колес передней и задних осей относительно друг друга. Это позволило повысить курсовую устойчивость и предотвращать повреждение задними колесами только что спланированной поверхности. Технически «ломающаяся» рама в основном повторяет аналогичные элементы фронтальных погрузчиков, колесных бульдозеров, катков и других машин.
«Излом» рамы и наклон передних колес заметно уменьшают радиус поворота
В автогрейдерах шарнир, как правило, соединяет хребтовую балку, к которой крепится тяговая рама и гидроцилиндры управления ею, и моторную раму, на которой кроме двигателя также размещаются трансмиссия, кабина и органы управления. Поворот хребтовой балки относительно моторной рамы на угол до ±30° обеспечивается двумя гидроцилиндрами. Система управления «изломом» рамы автогрейдера не участвует в рутинном изменении направления движения машины. Она используется только для уменьшения радиуса разворота или при движении «крабом», поэтому ее работа не синхронизирована с поворотом передних колес. Практически все современные автогрейдеры оборудуются автоматическими системами управления. Их необходимость была осознана около 30 лет назад и, однажды появившись, они постоянно совершенствовались, становясь все более и более незаменимыми. Основная функция таких систем — сохранение заданной ориентации отвала в пространстве при движении машины, выдерживая как поперечные, так и продольные уклоны в пределах допусков, предписываемых строителями. Разумеется, обрабатываемая поверхность должна быть выровнена настолько, чтобы разница между проектными отметками и реальной поверхностью не превышала пределов регулирования грейдерного отвала. Для создания независимой системы координат грейдерного отвала могут использоваться маятниковые, копирные (проволочные и лазерные) и гироскопические задатчики. Целесообразность применения какого-либо из них определяется ценой, которую готов заплатить потребитель за эффект от применения системы. Показатель эффективности автоматических систем профилирования - производительность автогрейдера, определяемая скоростью его движения, при которой отвал успевает реагировать на изменения профиля поверхности, не выходя за пределы нормативных допусков.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|