Здавалка
Главная | Обратная связь

МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1



 

Тема 2.1. Спектр и цветовой круг.

 

Спектром называется семицветная полоска разложенного луча света. Спектр как система классификации цветов был создан на основе разницы длин световых волн, но в практической деятельности для создания изображений используются краски, а не цветные лучи.

Кроме линейной модели спектра существует модель круга. Спектр, выполненный при помощи красок, может быть представлен и как замкнутая система. Удобная для геометрических построений круговая модель получила название «спектральный или цветовой круг».

Самая распространенная из моделей – 12-частный спектральный круг. Три цвета выделены как основные – красный, желтый и синий. Производные цвета получаются при последовательном смешении основных цветов – оранжевый, зеленый и фиолетовый. А остальные шесть – последовательным смешением основных и производных.

Модель цветового круга используется для выявления простейших закономерностей цветовых гармоний. К ним относятся дополнительные пары, триады и квадраты. Дополнительными принято называть цвета, расположенные на концах диаметров. Цветовые контрасты дополнительных пар являются одними из наиболее часто встречаемых сочетаний, используемых в живописи и колористике.

Гармония в цветовой композиции – это созвучие красок, совокупность цветовых отношений с учетом как основных характеристик цветов (тона, светлоты, насыщенности), так и формы, размеров занимаемых ими площадей.

Все основные виды гармоний можно разделить на принципу построения:

1. Принцип одинаковости цветов (однотоновые или монохроматические гармонии – строятся на сочетании одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности).

2. Принцип соподчиненности цветов (родственные или нюансные гармонии – основываются на наличии в них примесей одного и того же главного цвета).

3. Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов – построены на противопоставлении двух главных цветов. Сочетания полярных цветов характеризуются наибольшей активностью и напряженностью. Если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить глаза. Есть способы привести их в гармоничное состояние:

ü один из цветов должен быть меньше по площади;

ü высветлить или затемнить один из цветов;

ü все цвета взять разбелёнными или затемненными;

ü в один из цветов добавить ему контрастный (например, к красному подмешать немного зеленого).

4. Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников /равносторонних или равнобедренных/, прямоугольников, пятиугольников и т.п.).

Количество цветов в композиции влияет на наше восприятие. Многоцветные композиции (более 3-4 цветов) можно уравновесить, используя следующие методы:

§ сочетать цвета по принципу конструктивного построения;

§ во все цвета добавить какой-то один цвет;

§ один цвет сделать доминирующим в композиции (он будет преобладать по суммарной своей площади в цветовой композиции);

§ создается цветовая композиция из одинаково мелких по площади цветовых пятен (например, пуантилизм).

 

Тема 2.2. Основные характеристики цвета.

 

Все цвета делятся на хроматические (спектральные и их смеси) и ахроматические (все оттенки по шкале от белого к черному).

Наука о цвете установила три основные, достаточно объективные, физические характеристики, по которым можно определить отдельно взятый цвет. Это цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон – определяется по сходству данного цвета с одним из цветов спектра (узнаваемость любого оттенка цвета). Например, желтый, красный, сине-зелёный и т.п. Также применяются следующие термины:

o подтон – примесь другого цвета в основном цветовом тоне (например, пурпурный – это красный с синим подтоном);

o полутон – это более светлый или темный тон.

Светлота – относительная яркость цвета; степень отличия данного цвета от черного. Светлота собственная – объективное и постоянное свойства цветового тона (например, желтый изначально светлее, чем фиолетовый). Светлота приобретенная – смешение красок с белилами.

Насыщенность – степень снижения частоты цвета за счет добавления серого при равенстве полученного оттенка с серым определенный светлоты (определяется содержанием чистого хроматического цвета в смешанном).

Ахроматический цветовой ряд – это последовательная ступенчатая градация от черного до белого цвета.

Хроматический цветовой ряд – это ступенчатая градация любого хроматического цвета от высветления до затемнения; от одного цвета до другого.

 

Тема 2.3. Смешение цветов, название цветов.

В процессе работы над цветным изображением целью смешения красок является получение различных оттенков. В любой картине присутствуют простые формальные составляющие – масштаб и интенсивность цветового пятна. Используются как чистые и открытые цвета (краски без смешения), так и различные смеси, дающие необходимые оттенки.

Краски можно смешивать механическим и оптическим способом.

Механическое смешение – когда на палитре приготавливается смесь из двух и более красок и полученный оттенок наносится на основу. Механическое смешение может быть выполнено с использованием техники смешения чистых красок на самой основе, но его суть от этого не меняется.

Оптическое смешение – более сложное понятие, связанное с использованием различных свойств красок и техник их нанесения. В одном случае это смешение цветовых точечных пятен, при котором в цветовом пятне, составленном из них, возникает другой оттенок. Такой способ смешения цветов используется художниками для создания эффекта вибрации цветового пятна. Физическая основа техники точечного и раздельного мазков – это попеременная настройка сетчатки глаза с ничтожно малыми интервалами на отдельные цветовые пятна и на общий колорит, который воспринимается как синтез.

Оптическое смешение происходит и при использовании техники лессировок, когда нижний слой краски просвечивает сквозь верхние слои, меняя общий оттенок. Именно этот принцип заложен в живописи старых мастеров – от Возрождения до второй половины ХIХ века.

Разбелы (смеси красок с добавлением белил) в разной степени меняют цветовой тон и степень теплоты получаемых оттенков, что зависит и от количества добавленных белил, и от характеристики пигмента в краске. В лессировочных (прозрачных) красках эти изменения более значительны из-за возникновения мутной или полупрозрачной среды.

Отработка техники смешения красок, а также правильная последовательность их нанесения, достигаются только в результате практической работы.

Вычитательный (субтрактивный) принцип смешения цветов как аналог механического смешения – это потеря яркости смеси относительно исходных красок.

Слагательный (аддитивный) процесс смешения делится на пространственный (совмещение в одном пространстве различно окрашенных цветовых лучей, например, в театре) и оптический (образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены: например, пуантилизм, пестроткань).

Название и происхождение красок

Краски состоят из пигментов (цветных порошков) и связующих (мёд, яйцо, масло, гуммиарабик и др.). Они бывают органические и минеральные. Последние делятся на натуральные и искусственные.

Сейчас многие красители – искусственные. Их получают достаточно легко. Они очень разнообразны по цвету. Но для многих красителей сохранились старые названия. Они появились от способа их производства или исходного материала, места происхождения. Например:

· сепию (светло-коричневую, с зелёным оттенком краску) получали из чернил каракатиц;

· кармин (кошениль), ярко-красную с фиолетовым оттенком краску, получали переработкой насекомых кошениль, живущих на средиземноморских дубах;

· древние славяне получали красную краску из червей (червецов), поэтому она и называлась вначале «червонной»;

· пурпур (красную краску с фиолетовым оттенком) получали из мельчайших раковин моллюсков;

· желтые краски получали из ромашки, резеды, гречихи, луковой шелухи, корней куркумы, кожуры граната и т.д.

Таблицу с названиями пигментов и образующихся из них цветов смотрите в Приложении 2.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.