Здавалка
Главная | Обратная связь

ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Выполнил:

Фетисов Алексей Вадимович, ФЗИ 3-1

 

Москва 2011
Примерно 5000 лет до нашей эры, когда появилось производство глиняной посуды, на ней стали наносить такие обозначения, которые в настоящее время можно отнести к товарным знакам. Одним из тысячи различных гончарных клейм было фабричное клеймо FORTIS. Это клеймо было настолько известным, что часто подвергалось подделыванию.

В период царствования императора Хонг-То посуда, которую производили в Китае, была маркирована первыми отчетливыми обозначениями. Эти обозначения указывали на имя правящего императора или производителя.

Гончары древнего Рима свои изделия помечали особыми знаками, по которым покупатель мог легко отличить их изделие от других. Например, в развалинах древнеримского города Помпеи был обнаружен знак, изображающий ряд свиных окороков, служивший вывеской мясной лавки.

В средневековье с развитием торговли, товары, производимые гильдиями ремесленников и купцов, помечались специальными клеймами. В дальнейшем это стало гарантией качества. Тогда же торговая гильдия предложила обязательное использование товарных знаков. Это обязывало производителя соответствовать определенным стандартам качества и тем самым защитить свою репутацию.

 

В России одно из первых упоминаний товарного знака датируется 22 апреля 1667 года в Новоторговом уставе. В нем впервые упоминается необходимость проставлять «на товарах клейма, печати, всякие разные признаки». Устав содержал правовые нормы, которые регулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. Согласно Уставу клеймо свидетельствовало об уплате пошлины. В скором времени принимается правительственный указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками.

 

Еще большее распространение товарные знаки получили в 19-м веке, когда стало развиваться массовое производство товаров, а предприниматели начали воспринимать товарный знак как предмет интеллектуальной собственности, понимая, что зарегистрированный товарный знак способен не только обезопасить их как правообладателей, но и принести им значительную прибыль.

В связи с возросшей конкуренцией и борьбой за продвижение товаров на рынке возникала необходимость в правовой охране товарных знаков.

Первый закон «О товарных клеймах», или «Положение о клеймении изделий», был принят в России еще в 1830 г. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние.

В 1896 году вступает в силу закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». В отличии от «Положения о клеймении изделий», по которому клеймение товаров фабричными клеймами осуществлял производитель, новым законодательством свой товар мог индивидуализировать и торговец. Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли министерства торговли и промышленности.

«Правилами о товарных знаках» был установлен переходный годичный срок, в течении которого клейма и знаки, засвидетельствованные Департаментом торговли и мануфактур в соответствии с законом 1830 года сохраняли права исключительного пользования этими знаками. Выставление товарных знаков не было обязательным, за исключением изделий из драгоценных металлов.

В этот период стали появляться крупные российские бренды, которые со временем приобрели широкую известность. Среди таких были: "Павелъ Буре", "Смирновъ", "Эйнемъ". Популярность последнего была на столько велика, что даже после национализации и переименовании конфетной фабрики "Эйнемъ" в "Красный Октябрь" еще долгое время на продукции добавлялось "бывш. Эйнемъ".

 

Третья статья «Правил о товарных знаках» запрещала выставление ТЗ:

- с надписями и изображениями противными общественному порядку, нравственности и благопристойности

- заведомо ложными или имеющими целью ввести покупателей в заблуждение надписями

- с изображениями дарованных промышленнику или торговцу знаков отличия, предназначенных для ношения, а также с изображениями наград и почетных отличий, без обозначения года их получения.

 

К моменту принятия «Правил о товарных знаках», по итогам российских мануфактурных выставок в качестве высшей награды «Право изображения Государственного герба на вывесках и изделиях» получили 470 фабрикантов и заводчиков.

 

Заявляемые товарные знаки должны были содержать в себе обозначение на русском языке имени и отчества владельца торгового или промышленного предприятия, а также его фамилии или наименования фирмы и местонахождения предприятия.

 

Не могли быть зарегистрированы следующие товарные знаки:

- недостаточно отличающиеся т знаков, предоставленных в исключительное пользование другим промышленникам или торговцам для однородных товаров

- вошедшие во всеобщее употребление для отличия товаров известного рода

- состоящие из отдельных цифр, букв или слов, которые по своему виду, расположению или сочетанию не представляют отличительного знака

 

Правительственный орган не только удостоверял представление товарного знака, т.е проверял не только формальные, но и материальные условия, предъявляемых к товарному знаку. В случае положительного решения экспертизы поступившего на регистрацию знака, Департамент запрашивал у заявителя 100 экземпляров рассматриваемого знака, после чего выдавал заявителю свидетельство

 

Свидетельство выдавалось на срок от 1 до 10 лет, считая со дня выдачи, и по истечении срока могло быть возобновлено.

 

В отличии от стран Европы, или США, собственником товарного знака считался не тот, кто первый стал употреблять его, а тот, кто первым его зарегистрировал, т.е. регистрация имела не только декларативное значение. Действие свидетельства могло быть прекращено по просьбе владельца, с ликвидацией предприятия, при невозобновлении свидетельства по истечении его срока, при недоведении до сведения Депарамента торговли и мануфактур в течение шести месяцев о передаче товарного знака другому владельцу, или если судом было признано, что получивший свидетельство не имеет права исключительного пользования ТЗ.

 

Департамент торговли и мануфактур вел особый реестр выданных свидетельств и составлял альбом товарных знаков, который мог быть предъявлен желающим для ознакомления. Несанкционированное использование товарного знака при этом каралось заключением в тюрьме на срок от 4 до 8 месяцев, а также возмещение убытков настоящему владельцу знака. При выставлении или использовании товарных знаков с запрещенными надписями и изображениями, полагался штраф от 100 до 200 рублей, при этом незаконно выставленные товарные знаки подвергались снятию и уничтожению

 

С преобразованием в 1990 г. Департамента торговли и мануфактур в учреждения Министерства финансов по части торговли и промышленности, все дела по охране ТХ были сосредоточены в Отделе промышленности. В октябре 1905 было учреждено Министерство торговли и промышленности, в состав которого и был передан вышеназванный Отдел. С 1917 года делопроизводством по регистрации товарных знаков занималось 13-е отделение Отдела промышленности.

 

Проследив историю становления товарного знака как средства индивидуализации товаров и услуг, можно сделать вывод о том, что, как и имя человека идентифицирует и отличает его от других людей, товарный знак выполнял и выполняет основную функцию идентификации производителя продукта, отличия данного продукта от множества других, а так же защищает производителя и потребителя от подделок.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.