Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе



Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информаци­онным воздействием слова, и эмоциональный - выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авто­ритетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близ­ким человеком через «связь», возникающую в рамках терапев­тического процесса.

В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы - индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом. Це­лью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие соци­альных и ремесленных навыков, изменение ценностных ори­ентации, направление асоциальных ориентации в конструк­тивное русло и др. Приемы вмешательства включают контро­лируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, ре­шение проблем которых требует конфиденциальности (изна­силование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участво­вать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необхо­димо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуж­дать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, род­ственников, установление связи с общественными организа­циями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии кли­ент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Существуют различные варианты технологического реше­ния проблем в индивидуальной социальной работе. Были определены следу­ющие факторы, обусловливающие правильный выбор техно­логического решения социальных проблем:

- знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;

- изучение подробностей жизни конкретного человека,
оказавшегося в затруднительном положении;

- применение соответствующих методов изучения ситуаций людей, нуждающихся в социальной поддержке, с целью
оказания им адресной помощи;

- использование средств и ресурсов местных органов (об­щественных организаций) применение знаний и накопленного опыта в сочетании с
требованиями индивидуального подхода;

- знание теоретических основ, определяющих цели, этику
и особенности адресной помощи в социальной работе.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволя­ет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректиро­вать поведение, углубить и тщательно разработать эффектив­ную программу индивидуальной терапии.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психо­терапевтические процедуры. Это могут быть общие упражне­ния (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болез­ни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциа­ций, использование гештальттерапии и т.д.). Участие в проце­дурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предо­ставляет возможность для эмоционального переживания, про­ведения интеллектуального анализа, тренировки определен­ных типов поведения.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

- учебные группы. Здесь, помимо получения знаний, есть
возможность высказать свое мнение или обсудить личностные
проблемы;

- группы совместной деятельности. Занятие общим делом
всегда было эффективным методом установления надежного
контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению,
разрешению конфликтов и принятию решений. Например,
занятия спортом, посещение театра с последующим обсужде­нием и др;

- группы для родителей. Являются разновидностью учеб­ной группы, но только имеют более широкие цели. Например,
воспитание детей, анализ темы «Секс и совместная жизнь»
и др.;

- мужские и женские группы. Например, для решения
проблемы роли женщины в современном обществе, освобожде­ния от гнета, развития солидарности. Кризисные моменты:
изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы.

Технология работы в группе решает следующие задачи:

· исправление, корректировка цели, когда дело касается доведения одного или нескольких ее членов;

· предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

· обеспечение нормального развития членов группы, осо­бенно в критические периоды роста;

· утверждение личности;

· воспитание чувства гражданственности.

Состав группы может меняться в зависимости от поставлен­ных и решаемых целей.

Рассмотрим некоторые наиболее важ­ные терапевтические общие и частные методы.

Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и акти­визирующем действии труда на психофизическую сферу чело­века. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстано­вительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повы­шает социальный статус человека.

Особое значение трудовая терапия приобретает при психи­ческих расстройствах. Трудовая терапия позволяет организо­вать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотно­шения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального разви­тия, поддержки и помощи различным категориям населения.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание - это актив­ный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обус­ловленных представлений об идеале собственного «я».

Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспек­те этот метод включает следующие приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) само­анализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных психологических барьеров»; 4) создание желаемого образа «Я»; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа» в различных ситуациях деятельности и общения; 8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.

Методы поведенческой терапии в группе используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. К обучению навыкам социального функционирования отно­сятся следующие методы:

- выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, как функции подчинения,
наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функ­ции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответ­ственность и умение руководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство в группе, отчет об активности
группы);

- организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях;

- терапия занятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность;

- беседы о профессии, рассказ на собрании клиентов о
своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях,
достоинствах работы, публичное выступление.

Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружа­ющих, проведение дискуссии на определенную тему в группе или упражнения в навыках конструктивного спора. Использу­ются различные поведенческие тренинги, в основе которых лежат разнообразные упражнения, например, создание ситуа­ций возрастающих трудностей или различные методики оцен­ки реакций пациента группой и др.

Дискуссионная терапия является основным методом со­циального работника и используется регулярно с различны­ми клиентами. На практике активность группы бывает раз­ной; в дискуссии могут быть затронуты как актуальные про­блемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.

Назовем основ­ные содержательные моменты групповой дискуссии: знакомство членов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; переживание и обсуждение группового напряжения, свя­занного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и
групповой реальностью; нарастание сопротивления и агрессии в отношении руко­водителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым
жизненным опытом; вскрытие истинных чувств к руководителю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руководителя; вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в
работе группы, норм и традиций группы; анализ групповой динамики с выходом на проблематику
отдельного человека — собственно «рабочая фаза» групповой
терапии, в ходе которой решаются ее основные задачи: коррек­ция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм
поведения, закрепление и генерализация достижений; обсуждение результатов терапии, подведение итогов.

Социотерапия - воздействие на социальное окружение кли­ента с помощью государственных и общественных организа­ций. Например, применяется в отношении родителей асоци­ального поведения и т.д.

Музыкотерапия - один из старейших методов воздей­ствия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотера-певтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слуша­телей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим.

Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Например, красивая рит­мичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми сред­ствами эмоционального выражения.

Арттерапия- лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода: использование уже существующих произведений искус­ства через их анализ и интерпретацию клиентами; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование произведений искусства и самостоятель­ное творчество клиентов; творчество самого специалиста лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, производительность труда (физического) при красном свете на короткий срок уве­личивается, при синем — снижается. Такое влияние наблюда­ется и при умственном труде. Воздействие цвета на человека постоянно учитывается профессиональными дизайнерами.

Психогимнастика — одна из форм психотерапии, при ко­торой взаимодействие основывается на двигательной экспрес­сии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на дости­жение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выра­ботку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека.

Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнару­живает как конструктивные изменения в самом себе. Это при­носит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности.

Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его со­стояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия- - использование в целях терапии игры образами (лат. imago — образ). Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение класси­ческой и современной драматургии, исполнение роли в спек­такле.

В технологии социальной работы не рекомендуется отда­вать предпочтение какому-либо одному терапевтическому ме­тоду, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобре­тенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопеч­ного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевти­ческой помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При пони­мании этого клиентом терапевтическая помощь наиболее ре­зультативна. Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.

 

Вопросы по теме

1. Сущность и содержание социальной терапии.

2. Содержание и значение индивидуальных и групповых методов терапии.

3. Основные методы социальной терапии.

4. Посредническая деятельность в социальной работе (Литература: Технология социальной работы /под ред. И.Г. Зайнышева – с 142-144.; Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова – с. 345-350.)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.