Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА



ГЛАВА 4

ПРЕДПРИЯТИЕ СФЕРЫ

ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, рассматривается как система.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих единое целое и наделяющих это целое свойствами, не присущими элементам, его образующим, в отдельности.

Системы имеют самые разнообразные формы, которые условии подразделяются на технические, биологические и социально-экономические.

Главным свойством социально-экономических систем являем и то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главный их элемент — человек. Предприятие относится к социально-экономическим системам. Как реальный социально-экономический объект, оно характеризуется множеством свойств, в соответствии с которыми может быть отнесено к разным системам. Как важнейший элемент слоя ной рыночной системы, предприятие в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, ориентированного на получение прибыли, одновременно может рассматриваться неотъемлемой составной частью сферы товарно-денежных отношений, кредитно-финансовой системы и т.п.

Выделение отдельной социально-экономической системы обязательно предполагает наличие:

— объекта, состоящего из множества элементов, связанных в некую совокупность;

— субъекта, воздействующего на объект;


— цели воздействия субъектом на объект, определяющей отбор рассматриваемых элементов в данную систему.

В результате образуются две составляющие: система и внешняя среда, с которой система связана двояко.

Внешняя среда воздействует на систему через вход, а система воздействует на внешнюю среду через выход (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Взаимосвязь внешней среды и системы предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения

 

Предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, является сложной социально-экономической системой, поскольку характеризуется неоднородностью, разнохарактерностью составных моментов и связей, структурным разнообразием.

Любое предприятие, оказывающее услуги по доведению товаров до производителя до потребителя, является одновременно торгово-технологической системой, способствующей преобразованию ресурсов в товары и услуги; социальной системой, в которой происходит взаимодействие членов трудового коллектива; организационно-экономической системой, в которой целенаправленно координируется деятельность.

Предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, является открытой системой, поскольку постоянно обменивается с внешней средой информацией, регулирует свои входы и выходы и состоит из двух самостоятельных и взаимодействующих составляющих — объекта и субъекта.

В качестве объекта воздействия рассматривается совокупность материальных условий, технических, технологических, организаци­онных процессов, а также отношений между работниками во время выполнения данным предприятием функций по обслуживанию на­ведения.


Субъектом является аппарат управления, который посредством экономического воздействия обеспечивает целенаправлен функционирование объекта.

Воздействие субъекта на объект в системе предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, может осуществляться только при наличии информационного потока (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Общая схема функционирования предприятия, оказывающего услуги по доведению товаров от производителя до потребителя

 

Предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с потребителями, местными органами власти. Как открытая система такое предприятие обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать в ходе коммерческой деятельности:

1) предприятие — это упорядоченная система, все составные элементы которой (имущественный комплекс, структурные подразделения, персонал и т.п.) функционируют не хаотично, а в определенном порядке;

2) предприятие — это самостабилизирующаяся система (стрем­ление найти устойчивое состояние динамического баланса между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды);

3) предприятие — самоорганизующаяся система (способность преодолевать внутренние противоречия и ограничения и достигать новых, более устойчивых состояний);

4) предприятие — это система, стремящаяся к устойчивости (воз­можность постоянно и достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды);

5) предприятие — это развивающаяся динамичная система (по­стоянный поиск баланса между стабильностью и изменчивостью). 118


Как открытая социально-экономическая система предприятие сферы товарного обращения находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней среды, которые могут позитивно или негативно влиять на его деятельность. Ответной реакцией предприятия на эти факторы является принятие решений либо по их устранению, либо по приспособлению к ним его внутренней среды.

В современных экономических условиях предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи (рис. 4.3).

Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, т.е. торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления коммерческим процессом, анализа экономической информации.

Под внешней средой понимается множество объектов, изменение свойств которых влияет на систему (предприятие), а также множество тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы (предприятия). Внешняя среда — это все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от деятельности предприятий, но оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды.

 

Рис. 4.3. Предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, как социально-экономическая система


Выделяют стандартнуюв смысле перечня объектов, ее составляющих, внешнюю среду с учетом ряда важных моментов.

  1. Стандартную среду следует рассматривать как типовую и для каждого конкретного предприятия она будет иметь свою конфигурацию
  2. Для конкретного предприятия и среда тоже конкретна.
  3. При решении частной экономической задачи целесообразно рассматривать не всю внешнюю среду предприятия, а только ее часть.

Основные факторы внешней среды могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

а) характер и состояние рыночных отношений;

б) соотношение спроса и предложения на реализуемые предприятием товары и предлагаемые виды услуг. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых товарах, услугах и перспектив их роста, а также учет уровня покупательной способности населения;

в) уровень требований потребителей к товару и условия предпочтения при выборе товаров покупателем, что может выражаться в специфических требованиях в отношении ассортимента, качества, внешнего вида товара, способа упаковки, маркировки;

г) наличие и деятельность предприятий-конкурентов, т.е. их место на рынке, объем деятельности, ассортимент товаров, виды предоставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, экономический потенциал;

д) условия торговли на рынке — формы и методы торговли, способы платежей и расчетов, сложившихся на рынке, состояние материально-технической базы, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовые положения и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне;

е) характер отношений предприятий с поставщиком товаров, материально-технических ресурсов, а также с посредниками, т.е. структурами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказывающими консультативные, маркетинговые, транспортные, рекламные услуги;

ж) условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. государственными, налоговыми, таможенными органами, с банками, инвестиционными и страховыми компаниями, брокерскими фирмами;

з) состояние источников обеспечения предприятий трудовыми ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие


системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т.п.;

и) отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологиче­скими и другими общественными организациями;

к) месторасположение предприятия.

К факторам косвенного воздействия относятся следующие (общеэкономические и общеполитические факторы, регулирующие предпринимательскую деятельность):

а) стабильность государственной экономической и социальной политики;

б) финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предприятий;

в) рост покупательной способности населения;

г) наличие развитой коммерческой инфраструктуры;

д) функционирование специальных фондов, фирм по финансо­вой поддержке предприятий;

е) развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования;

ж) упорядочение и упрощение процедур государственного регули­рования торгово-хозяйственной деятельности предприятий, касающихся их регистрации, лицензирования, сертификации продукции и т.п.;

з) обеспеченность предприятий информационными технология­ми, средствами коммуникаций;

и) развитие внешнеэкономических связей.

Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия, так как ее факторы практически не поддаются формализованному описанию, требуется большой объем информации, который довольно часто не имеет количественного и однозначного толкования.

Внешняя и внутренняя среда предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, характеризуется определенной информацией (рис. 4.4).

В условиях возрастающей турбулентности внешней среды инфор­мация, ее характеризующая, становится важнейшим стратегическим ресурсом предприятия и делится на три группы:

1) социально-экономические показатели зоны обслуживания;

2) данные о развитии коммерции;

3) отчеты и прогнозы развития экономики государства. 121


Рис. 4.4. Показатели, характеризующие внешнюю и внутреннюю среду функционирования предприятия, оказывающего услуги по доведению товаров от производителя до потребителя

 

При проектировании и оценке функционирования деятельности предприятия, оказывающего услуги по доведению товаров от производителя до потребителя, необходимо изучать и систематизировать социально-экономические показатели зоны обслуживания. Эти показатели можно разделить на четыре группы.

К первой группе — численность и состав обслуживаемого населения — относятся:

— социальный состав обслуживаемого населения;

— половозрастной состав;

— численность детских и лечебных учреждений;

— количество школ и учащихся по классам;

— численность и состав населения по отдельным населенным пунктам. 122


При расчетах показателей второй группы — данные о покупательной способности населения — должны использоваться:

— балансы денежных доходов и расходов населения;

— данные о денежных доходах населения;

— сведения о составе семей, структуре их доходов и расходов.

К третьей группе показателей — состояние коммерческой деятельности конкурирующих структур и систем всего региона — относится:

— дислокация розничной торговой сети предприятий и организаций различных коммерческих систем;

— объем и структура розничного товарооборота конкурирующих предприятий и организаций.

В четвертую группу показателей — сведения о местных товарных ресурсах — включаются:

— данные о состоянии предприятий местной промышленности и наличии местного сырья;

— сведения о наличии сельских промыслов;

— направления и перспективы развития сельского хозяйства;

— сведения о приусадебных хозяйствах и объеме их продукции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.