Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования законодательства

Исполнение специалистом по охране труда иных функций в области обеспечения безопасности

И.И. Балабуев
юрист

Нередко на практике перед работодателем встает вопрос о возможности возложения на одного штатного специалиста функций по обеспечению выполнения различных нормативных требований в области безопасности. В каких случаях возможно такое совместительство?

 


Действующее законодательство в ряде различных федеральных законов и иных нормативно-правовых актов предусматривает обязанность работодателя назначить работника, исполняющего функции специалиста, обеспечивающего соблюдение в организации определенных требований безопасности (по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности и т. п.).

Для организаций с небольшим числом работников буквальное следование данным указаниям, т. е. привлечение отдельного специалиста для исполнения каждой из подобных функций, может оказаться весьма обременительным. В этой связи вопрос о возможности совмещения обязанностей такого рода одним работником приобретает особую актуальность.

Требования законодательства

Обязанность работодателя привлечь работника, исполняющего обязанности специалиста, обеспечивающего соблюдение определенных требований в области безопасности, установлена, в частности, следующими нормативными актами.

В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в данной области.

В силу п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263; далее — Правила № 263) ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут:

· руководитель эксплуатирующей организации;

· лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.

При этом в п 3.1 Правил № 263 установлено, что положение о производственном контроле, разрабатываемое и утверждаемое эксплуатирующей организацией, должно содержать должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля.

Пункт 8 Правил № 263 предусматривает, что функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:

· на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах (далее — ОПО) работников составляет менее 150 человек;

· на специально назначенного работника — если численность занятых на ОПО работников составляет от 150 до 500 человек;

· на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на ОПО работников составляет более 500 человек.

В силу п. 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6; далее — Правила № 6) для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя1 назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

Следует отметить, что, вводя указанную норму, Правила № 6 предусматривают и исключения из нее: ответственный за электрохозяйство и его заместитель могут не назначаться гражданами, являющимися владельцами электроустановок напряжением выше 1000 В, а работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, — потребителями ( в т. ч. организациями), установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА.

Кроме того, ответственный за электрохозяйство может не назначаться потребителями, не занимающимися производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное ( вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В. В последнем случае руководитель потребителя (по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора) может возложить ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок на себя путем оформления соответствующего заявления-обязательства.

Однако в отношении данной нормы, содержащейся в п. 1.2.4 Правил № 6, необходимо добавить, что ее применение на практике вызвало определенные затруднения, в связи с чем департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России был вынужден дать разъяснения, согласно которым под действие названного пункта могут подпадать и потребители, оказывающие отдельные виды услуг непроизводственного характера.

Пример Это могут быть потребители, оказывающие следующие виды услуг: • услуги учреждений культуры; • туристские и экскурсионные услуги; • услуги физической культуры; • услуги правового характера; • услуги торговли и др. (<письмо> Минэнерго России от 24.02.2004 № 32-01-05).

 

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

При этом согласно постановлению Правительства РФ от 30.08.1993 № 8762, приказу Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/113 на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

Исключение из этого правила установлено для исполнительных руководителей и специалистов предприятий и организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования.

Пункт 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить производственный контроль, в т. ч. посредством выполнения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

При этом п. 2.4 СП 1.1.1058–01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18) предусматривает, что производственный контроль включает, помимо прочего:

· визуальный контроль, осуществляемый специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации, за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил;

· разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Также следует отметить, что до внесения Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ) изменений в ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителей организаций была возложена обязанность «создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой». В настоящее время данная норма не действует.

При этом Закон № 122-ФЗ установил новое требование о том, что «руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности», что, впрочем, не отменяет необходимости назначения ими лица, ответственного за пожарную безопасность, обеспечивающего соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, — такая обязанность предусмотрена п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

Совместительство

Анализируя эти и другие аналогичные нормы законодательства в части назначения лиц, обеспечивающих соблюдение организацией тех или иных требований безопасности, можно прийти к выводу о том, что, несмотря наличие у каждой из них определенной специфики, большинство из таких указаний (за исключением, пожалуй, норм ТК РФ о специалисте по охране труда (службе охраны труда)) налагают на организацию обязанность не привлечь отдельного работника для выполнения соответствующей функции, а гарантировать конечный результат — соблюдение нормативных требований путем выполнения определенных предписаний по порядку контроля.

Вместе с тем упомянутые выше нормативные акты содержат дополнительные предписания о соответствии работников, на которых возложены соответствующие функции, определенным требованиям.

Пример Могут предъявляться требования в отношении квалификации работников, опыта работы, наличия определенного образования, прохождения ими необходимого обучения и т. п.

 

В связи с этим возложение более чем двух таких функций на одного работника представляется сложно реализуемым с практической точки зрения, поскольку одному человеку, скорее всего, будет затруднительно соответствовать всем необходимым требованиям.

Учитывая это, наиболее интересным представляется вопрос о возможности совмещения обязанностей специалиста по охране труда с какой-либо еще функцией из числа указанных выше.

Практическая значимость данного вопроса обусловлена также и тем, что нормы о назначении специалиста по охране труда охватывают широкий круг организаций, в то время как большинство других приведенных требований распространяются лишь на те организации, которые ведут соответствующую деятельность или которым принадлежат соответствующие объекты.

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к анализу ст. 217 ТК РФ и регулирующих данный аспект подзаконных нормативно-правовых актов.

Как уже указывалось, в ст. 217 ТК РФ установлено общее правило о необходимости создания у работодателя службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Данное правило распространяется на организации, которые удовлетворяют двум следующим критериям:

· осуществляют производственную деятельность;

· численность их работников превышает 50 человек.

Норма ст. 217 ТК РФ сформулирована таким образом, что не позволяет прийти к однозначному выводу о том, необходимо ли создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в организациях, которые имеют численность работников более 50 человек, но производственной деятельности не осуществляют. Полагаем, что на них данное требование не распространяется

 

В организациях, численность работников которых не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ при отсутствии службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Часть 4 ст. 217 ТК РФ содержит ссылку на рекомендации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, которые должны применяться при определении структуры службы охраны труда и ее численности.

Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации утверждены постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). В пунктах 14–17 Рекомендаций установлена обязанность по созданию службы охраны труда в зависимости от количества работников организации. Фигурирующее в Рекомендациях пороговое значение (100 работников) отличается от установленного в ст. 217 ТК РФ (50 работников), в связи с чем подлежит применению норма ТК РФ.

В пункте 16 Рекомендаций отмечено, что в случаях, когда создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда не является обязательным, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. При этом в Рекомендациях также присутствует указание на то, что при отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Кроме того, в п. 14 Рекомендаций имеется ссылка на необходимость применения Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы). В силу пп. 3.1.1, 3.2.1–3.2.8 Межотраслевых нормативов такая численность должна определяться исходя из ряда факторов, итоговым результатом сопоставления которых будет количество работников службы охраны труда, выраженное в штатных единицах.

Пример В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции по охране труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.

 

Сопоставляя названные нормы, можно прийти к выводу о том, что в организациях, которые одновременно удовлетворяют критериям ведения производственной деятельности и наличия более 50 работников, должна быть либо создана служба охраны труда (как самостоятельное структурное подразделение), либо введена должность специалиста по охране труда. При этом выбор между этими двумя вариантами должен осуществляться с учетом рассчитанного согласно Межотраслевым нормативам количества работников службы охраны труда, выраженного в штатных единицах.

Пример Если согласно Межотраслевым нормативам необходимо создание службы охраны труда в количестве более чем одна штатная единица, то служба охраны труда должна состоять более чем из одного работника и введение в организации одной лишь должности специалиста по охране труда не может быть признано надлежащим исполнением требований ст. 217 ТК РФ.

 

Таким образом, вопрос о возможности одновременного выполнения работником функций специалиста по охране труда и обязанностей по соблюдению требований иного законодательства в области обеспечения безопасности (о промышленной безопасности, пожарной безопасности и т. п.) необходимо решать с учетом сопоставления фактической численности работников в службе охраны труда и их необходимого количества, рассчитанного по Межотраслевым нормативам.

Пример Если согласно Межотраслевым нормативам необходимо создание у работодателя службы охраны труда в количестве 2,5 штатных единицы, а фактически в ней числится три специалиста, то можно признать возможным рассматриваемое совмещение одним из таких работников.

 

Таким образом, действующее законодательство позволяет совместительство должности специалиста по охране труда и иных должностей, в т. ч. специалистов по обеспечению иных установленных законодательством требований по безопасности.

Однако лицу, которое будет совмещать эти должности, необходимо соответствовать требованиям, которые закон и подзаконные акты устанавливают для каждой из них (образование, опыт работы, аттестация и т. п.).

Насколько это практически достижимо и целесообразно — вопрос, подлежащий решению на коммерческом уровне.

Оформление

Совместительство оформляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору и издания приказа руководителя организации, а также внесения соответствующих изменений в штатное расписание.

В рассматриваемом случае, когда речь идет о специалистах по обеспечению установленных законодательством требований безопасности, необходимо также издать отдельный приказ о возложении на соответствующего работника функций такого специалиста (по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т. п.).

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон. Рекомендуем включить эти условия в дополнительное соглашение.

1 Под потребителямипонимаются организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, а также граждане — владельцы электроустановок напряжением выше 1000 В. Электроустановка— совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенная для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и ее преобразования в другой вид энергии.

2 Постановление Правительства РФ от 30.08.1993 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году».

3 Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта».

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.