Здавалка
Главная | Обратная связь

Под общей редакцией В.И.Мещерякова



ГОДОВОЙ ОТЧЕТ - 2013

 

В создании книги "Годовой отчет - 2013" принимали участие:

 

Диркова Е.Ю., Цивилева Е.Б., Алексинцев А.В.,

Бондарчук А.А., Лоскутова М.Ю., Мичугина О.В.,

Мельников Н.Л., Рудик В.А., Ульянова Э.Б.,

Хвориков В.П., Юдахина Е.М., Коршунова Н.М.,

Чимидова Е.В., Сваин Б.Л., Юрьева Ю.В.

 

Редакция выражает благодарность Минфину России, ФНС России, Банку России, Федеральной таможенной службе, Министерству здравоохранения, Министерству труда и социальной защиты РФ, Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ за неоценимую помощь в подготовке книги "Годовой отчет - 2013".

 

Владимир Мещеряков - руководитель авторского коллектива книги "Готовой отчет - 2013", глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия".

 

Перед тем как начать работу над книгой, эксперты собрались в редакции журнала "Практическая бухгалтерия" за круглым столом, где провели экспертизу всех изменений и определили, о чем нельзя забыть в новой книге. Руководил заседанием этого круглого стола Владимир Иванович Мещеряков. Особенно волновало специалистов применение нового Федерального закона "О бухгалтерском учете". О чем шел разговор?

 

- Мещеряков В.И.: Отчетный 2013 г. проходит в условиях действия нового Закона о бухгалтерском учете (Закон N 402-ФЗ). Его вступление в силу знаменует новый этап реформы бухучета. В перспективе нас ждет максимальное сближение российских стандартов с международными. Напомню: МСФО представлены в Приложениях к Приказу Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации". И по объему они в несколько раз превышают совокупность действующих ПБУ, которыми привычно пользуются бухгалтеры. Но возрастающий объем руководящих документов не главная проблема. Переход на МСФО потребует перестройки мышления.

- Эксперт: В каком же направлении перестраиваться?

- М.: Законодатель пересмотрел перечень объектов бухгалтерского учета. Раньше к объектам относилось имущество. Это сугубо гражданско-правовое понятие. С 1 января 2013 г. в составе объектов - активы. Данный термин примелькался, он фигурирует во многих ПБУ, однако общего определения для него в нормативных документах мы не обнаружим. Не найдете вы его и в МСФО. Тем самым признано, что бухгалтерский учет имеет специфические объекты. А учет имущества - скорее предмет "счетоводства".

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета будут установлены в федеральных стандартах (пп. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). А пока они не приняты, нужно руководствоваться характеристиками, приведенными в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Так вот, главное свойство актива - способствование притоку денежных средств в компанию. Активы подлежат признанию и оценке исходя из именно этого критерия. Что касается обязательств, то в Концепции они определяются через активы. Понятия обязательства в гражданском обороте и в бухгалтерском учете не совпадают! В итоге оценка новых объектов предполагает резервирование, дисконтирование и обесценение. Эти процедуры большинству бухгалтеров малознакомы.

- Э.: Недавно перечитал Концепцию, привел в порядок свои знания и теперь всем коллегам этот документ рекомендую. Там и четкое определение капитала имеется. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности компании. При определении финансового положения компании величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

- М.: Действительно, бухгалтеры-практики полезность Концепции недооценивают.

Со своей стороны добавлю, что значение отчета о движении денежных средств и в прежние годы недооценивалось. Новый же Закон (п. 1 ст. 3 Закона N 402-ФЗ) определяет бухгалтерскую отчетность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. То есть теперь законодатель поставил в один ряд три формы отчетности. Не стоит забывать, что деятельность экономического субъекта в конечном счете обеспечивают именно денежные потоки.

- Э.: Чем бухгалтерская отчетность за 2013 г. будет отличаться от отчетности за 2012 г.?

- М.: В прошлый раз отчетная дата (31 декабря 2012 г.) пришлась на период действия Закона N 129-ФЗ, а дата представления отчетности - на период действия Закона N 402-ФЗ. Переходные положения оказались не до конца проработанными, и мнения специалистов по ряду вопросов разделились. Поэтому во время отчетной компании Минфину России пришлось давать оперативные разъяснения. Но бухгалтерский учет на протяжении отчетного (2013) года полностью подпадает под действие Закона N 402-ФЗ. Ведь начало отчетного периода (1 января 2013 г.) совпадает с датой вступления в силу нового Закона.

- Э.: А что нового в первичных учетных документах?

- М.: Споры об обязательности использования унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России, окончательно утратили под собой почву. Единственное исключение - кассовые документы, они поддержаны Банком России. Но свято место пусто не бывает - ФНС России разработала и разместила на своем сайте форму единого передаточного (отгрузочного) документа на основе счета-фактуры. Он одновременно служит и первичным документом, и счетом-фактурой. Получается два в одном. Эта форма носит рекомендательный характер, при необходимости компании могут ее дорабатывать. Разумеется, с сохранением обязательных реквизитов первичного документа и счета-фактуры.

А чтобы избежать разногласий с контрагентом по поводу формы документов, подлежащей применению, согласуйте форму в договоре (Письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. N 03-03-06/1/31261).

Еще один важный момент касается сохранности документации. С 30 июня 2013 г. Закон N 402-ФЗ (п. 4 ст. 29) дополнен новой нормой: "При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно". Регламентировать эту процедуру может стандарт экономического субъекта.

- Э.: Чем стандарт экономического субъекта отличается от учетной политики?

- М.: Учетная политика - обязательный документ, в то время как решение о необходимости внутрифирменных стандартов компании принимают самостоятельно. На мой взгляд, сегодня учетные политики явно перегружены организационными вопросами. Закон N 402-ФЗ (пп. 2 п. 6 ст. 8) фактически устанавливает критерий для отбора вопросов, относящихся к учетной политике. Это решения, влияющие на качество информации об объектах бухгалтерского учета, то есть на показатели отчетности. А от того, кто именно ведет учет - руководитель лично, штатный бухгалтер или аутсорсинговая фирма, - показатели отчетности зависеть не должны. Как и от того, автоматизирован ли у вас бухучет или вы ведете его вручную. По большому счету то же касается и форм первичных документов. Для обеспечения учетного процесса руководителю необходимо оформить множество технических решений. Их удобно объединить во внутрифирменном стандарте. В частности, в нем можно описать, что представляет собой система внутреннего контроля и как она функционирует.

- Э.: Когда можно ожидать принятия федеральных стандартов по бухгалтерскому учету?

- М.: Программу разработки федеральных стандартов утверждает Минфин России. Соответствующий нормативный правовой акт пока не издан.

- Э.: Не вполне ясно - должны ли все компании по-прежнему ежемесячно составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, как это устанавливает п. 29 ПВБУ?

- М.: Нет, не должны. С 1 сентября 2013 г. п. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ действует в новой редакции. Из нее следует, что промежуточную отчетность необходимо составлять лишь в тех случаях, когда существует обязанность ее представления. Причем такая обязанность может быть предусмотрена даже хозяйственными договорами компании.

Так что теперь налоговые инспекторы не вправе запрашивать квартальную отчетность в целях ее сопоставления с налоговыми декларациями.

В то же время п. 29 ПВБУ устанавливает отчетный период в целях принятия решений в хозяйственных обществах - о действительной стоимости доли участника в уставном капитале ООО, о величине промежуточных дивидендов, о крупных сделках и т.д. В таких ситуациях отчетной датой служит последний календарный день месяца.

- Э.: Какую роль играет аудиторское заключение в случае, когда отчетность компании подлежит обязательному аудиту?

- М.: Аудиторское заключение публикуется вместе с бухгалтерской отчетностью, к которой оно относится (п. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). А налоговые органы и органы государственной статистики требовать аудиторское заключение не вправе. Специальные штрафы за его отсутствие пока не введены.

- Э.: На какие новации в смежных сферах законодательства нужно обратить внимание бухгалтерам?

- М.: Началась реформа гражданского законодательства. Она выражается в изменениях статей ГК РФ. Бухгалтерам нужно проявлять бдительность, поскольку трактовка тех или иных фактов хозяйственной жизни опирается на нормы хозяйственного права. Возможны новации и в оформлении документов. Так, с 1 сентября 2013 г. отменено ограничение срока действия доверенности тремя годами (п. 1 ст. 186 ГК РФ), причем заверять доверенность печатью больше не потребуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Установлен перечень обязательных данных, которые должен содержать протокол собрания собственников хозяйственного общества (п. п. 4 и 5 ст. 181.2 ГК РФ).

Не стоит на месте и трудовое право. Введена новая категория персонала - дистанционные работники (гл. 49.1 ТК РФ). А на основе ст. 195.1 ТК РФ нужно ожидать внедрения профессиональных стандартов для работников бухгалтерии. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В целом не остается сомнений, что работа главного бухгалтера требует серьезной юридической подготовки.

- Э.: Традиционный вопрос нашего круглого стола: в чем специфика работы бухгалтеров в этом отчетном году?

- М.: Бухгалтерам предстоит преодолеть психологический барьер перед применением МСФО. Для этого их надо всего-навсего открыть. Начните с Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" - и ваши страхи рассеются.

Другой стереотип, который мешает работать, - мнение, что в бухгалтерском учете все зарегламентировано и нет места для самостоятельных решений. Чтобы расстаться с этим заблуждением, перечитайте ПБУ 21/2008.

- Э.: Владимир Иванович, что бы вы хотели пожелать бухгалтерам?

- М.: Сформировав отчетность, взгляните на нее со стороны: насколько она информативна для заинтересованного пользователя? Возможно, для принятия экономических решений целесообразно привести подстрочные расшифровки к отдельным показателям.

Правда, детализация показателей полезна не всегда. Например, встречаются отчеты о финансовых результатах, в которых масштабы прочих доходов и расходов превышают объемы обычных видов деятельности. Как правило, это связано с продажами основных средств или иностранной валюты. Однако доходы и расходы по этим операциям вовсе не обязательно отражать развернуто (п. 21.2 ПБУ 10/99). Я бы даже сказал, такое решение порождает заблуждения о характере деятельности компании.

Обратите внимание на норму прибыли по итогам отчетного года. Если она оказалась ниже банковских ставок по депозитам, неизбежен вопрос о мотивации вложений капитала. А "хроническая" убыточность частного бизнеса вызовет подозрения, что в учете компании отражаются неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни.

В общем, призываю готовую отчетность прочитать и критически осмыслить.

 

ЧТО ПРИНЕС 2013 ГОД

 

Бухгалтерская отчетность

 

Закон N 402-ФЗ детально регламентирует процедуры введения новых подзаконных актов - федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Вводить их до вступления в силу этого Закона, ранее 1 января 2013 г., правовых оснований не имелось. Поэтому в п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ установлены переходные положения: до утверждения названных стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России в период действия Закона N 129-ФЗ.

Возникает вопрос: какие именно нормы считать правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности? Ответ на него - в структуре ПВБУ. Воспроизведем оглавление этого документа:

I. Общие положения

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета

- Требования к ведению бухгалтерского учета

- Документирование хозяйственных операций

- Регистры бухгалтерского учета

- Оценка имущества и обязательств

- Инвентаризация имущества и обязательств

III. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности

- Основные требования

- Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

- Незавершенные капитальные вложения

- Финансовые вложения. Основные средства

- Нематериальные активы

- Сырье, материалы, готовая продукция и товары

- Незавершенное производство и расходы будущих периодов

- Капитал и резервы

- Расчеты с дебиторами и кредиторами

- Прибыль (убыток) организации

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности

V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности

VI. Хранение документов бухгалтерского учета

Как видно, правила ведения учета и составления отчетности сосредоточены в разд. II и III ПВБУ. Следовательно, иные его разделы - I и IV - VI - в 2013 г. применению не подлежат.

В то же время из разд. II и III не действуют правила, противоречащие нормам Закона N 402-ФЗ. В частности, это касается документирования хозяйственных операций и состава бухгалтерской отчетности. Например, не подлежит применению требование о соблюдении унифицированных форм первичной учетной документации, содержащееся в п. 13 ПВБУ.

Обратите внимание на правила, представленные в разд. III ПВБУ:

- формы бухгалтерской отчетности организаций... утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п. 31 ПВБУ);

- при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется настоящим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (п. 32 ПВБУ).

Следовательно, в отчетном году сохраняют силу Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н), а также все принятые ранее ПБУ.

Проекты четырех новых ПБУ, разработанные министерством и представленные на его официальном сайте, - "Учет запасов", "Доходы организации", "Учет аренды" и "Учет вознаграждений работникам" - в 2012 г. утверждены не были. Но с 1 января 2013 г. появление новых ПБУ, равно как и внесение изменений в существующие ПБУ, невозможно. Дальнейшие новации в сфере бухгалтерского учета могут быть связаны только с федеральными стандартами (п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Но таковые на протяжении 2013 г. профессиональным сообществом не обсуждались и не принимались. Можно ожидать, что в будущем названные проекты послужат основой соответствующих федеральных стандартов.

Методические указания по бухгалтерскому учету действуют по-прежнему. Ведь они были разработаны для конкретизации ПБУ и по сути составляют с ними единое целое.

А Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112, с 1 января 2013 г. не применяются. Исключение - компании, указанные в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ (Приказ Минфина России от 14 сентября 2012 г. N 126н).

В отношении форм отчетности за 2013 г. пока придется руководствоваться разъяснениями, приведенными в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". На них вы опирались при подготовке бухгалтерской отчетности за 2012 г. Новые образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности могут быть введены лишь федеральными стандартами (пп. 6 п. 3 ст. 21 Закона 402-ФЗ).

Компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 г. ведут бухгалтерский учет в полном объеме. По итогам 2013 г. они представляют отчетность на общих основаниях. Правда, в графах, предназначенных для отражения сравнительных данных (за 2012 и 2011 гг.), можно поставить прочерки (за исключением сведений об основных средствах и нематериальных активах).

В 2013 г. для малых предприятий введены две новации.

Во-первых, субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам, представленным в Приложении N 5 к Приказу N 66н. Причем детализировать показатели статей данных форм не следует. Что касается приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, то они предназначены для отражения такой информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения малого предприятия или финансовых результатов его деятельности (п. 6 Приказа N 66н, Информация Минфина России "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства"). Следовательно, решение об объеме приложений принимает руководитель компании. Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении компании (п. 5.1.4 Концепции), поэтому его формировать не обязательно.

Применение малыми предприятиями общеустановленных форм баланса и отчета о финансовых результатах не предусмотрено.

 

Новое в отчете 2013. Малые предприятия формируют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам, представленным в Приложении N 5 к Приказу N 66н. Причем детализировать показатели статей данных форм не следует. Решение об объеме приложений принимает руководитель компании. Отчет о движении денежных средств формировать не обязательно.

 

Во-вторых, микропредприятия получили право вести бухгалтерский учет без применения двойной записи по счетам - по так называемой простой системе (п. 6.1 ПБУ 1/2008). Эта льгота распространяется и на социально ориентированные некоммерческие организации. Однако как реализовать это право на практике, официальных разъяснений не имеется. Правда, компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, для регистрации и накопления информации обо всех фактах хозяйственной жизни могут ограничиться ведением одного регистра бухгалтерского учета - книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. Форму такого регистра утверждает руководитель компании (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

 

Новое в отчете 2013. Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет без применения двойной записи по счетам - по так называемой простой системе, но обязательно с использованием счетов бухгалтерского учета. Компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, для регистрации и накопления информации обо всех фактах хозяйственной жизни могут ограничиться ведением книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. Форму такого регистра утверждает руководитель компании.

 

В то же время от применения самих счетов бухгалтерского учета микропредприятия не освобождены. Ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых не допускается (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Как изменится подход к ведению учета, иллюстрирует таблица (приведена ниже). Из нее видно, что различие сводится к характеристике фактов хозяйственной жизни.

 

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной жизни
Двойная запись Простая система
Содержание факта хозяйственной жизни   Сумма, руб. Корреспондирующие счета Содержание факта хозяйственной жизни   Сумма, руб.   Счет
дебет кредит
  Выполнен ремонт станка подрядным способом     10 000         Затраты на ремонт станка включены в себестоимость производства     10 000    
Признана задолженность перед подрядчиком   10 000  
    Перечислено подрядчику     10 000         Погашена задолженность перед подрядчиком   10 000  
Списаны денежные средства с расчетного счета     10 000    

 

В обоих случаях на отчетную дату остатки по активным, пассивным и активно-пассивным счетам формируют баланс, а по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы" - отчет о финансовых результатах.

Социально ориентированные некоммерческие организации составляют баланс и отчет о целевом финансировании по формам, приведенным в Приложении N 6 к Приказу N 66н.

У некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, отчет о финансовых результатах является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

С 1 января 2013 г. все хозяйствующие субъекты, обязанные вести бухучет, должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Налоговый кодекс установил порядок исчисления сроков для представления информации в налоговый орган. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Таким образом, срок для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговый орган, определенный Законом N 402-ФЗ в 90 дней, заканчивается 31 марта. В 2014 г. это понедельник.

Изменения в налоговой сфере, которые касаются каждого хозяйствующего субъекта, были внесены чередой законов, принятых летом 2013 г. и последовательно введенных в действие в этом году. Вот обзор основных.

 

Налоговое администрирование.

Часть первая Налогового кодекса

 

До одного месяца продлен срок, в течение которого вы вправе представить письменные возражения на акт налоговой проверки или иного мероприятия налогового контроля (ранее на возражения по акту налоговой проверки давалось 15 дней, в других случаях - 10 дней). Срок исчисляется со дня получения акта.

Не позднее двух рабочих дней до начала рассмотрения материалов налоговой проверки вас обязаны ознакомить с ними. Но не забудьте подать соответствующее заявление.

Увеличили срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Он составляет один месяц со дня вручения проверенному лицу. Раньше этот срок составлял 10 дней (20 дней по консолидированной группе налогоплательщиков). А проверенное лицо теперь считается получившим решение в случае его отправки почтой на шестой день с даты отправки (ранее - по истечении шести дней).

Увеличен срок подачи жалобы на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц. Ее можно подать в вышестоящий налоговый орган в течение года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав (ранее - три месяца). Возможность обжалования вышестоящему должностному лицу исключена.

Обжаловать решение вышестоящего налогового органа в ФНС России можно в трехмесячный срок со дня его принятия.

 

Внимание! С 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. До конца 2013 г. обязательное досудебное обжалование действует только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых по итогам налоговых проверок.

 

Досудебный порядок будут считать соблюденным, если по вашей жалобе (апелляционной жалобе) решение в установленный срок не было принято. А ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц можно обжаловать сразу в суде.

Разъяснены понятия "жалоба" и "апелляционная жалоба". Жалобу подают на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц), а апелляционную жалобу - на еще не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Жалобу (апелляционную жалобу) подают через налоговый орган, на который жалуетесь. Он в течение трех дней должен направить саму жалобу и материалы по ней в свой вышестоящий орган.

Вышестоящий налоговый орган вправе не рассматривать жалобу (апелляционную жалобу), если:

- она подписана неуполномоченным лицом или не подписана;

- до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) ее отозвали полностью или частично;

- ранее по тем же основаниям жалоба (апелляционная жалоба) уже подавалась;

- жалоба подана с нарушением установленного срока, не содержит ходатайства о его восстановлении, либо в удовлетворении такого ходатайства отказано.

А участвовать в рассмотрении жалобы заявитель не вправе.

Немного о документах. Теперь налоговая инспекция вправе истребовать у вас вне рамок проверок не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы. А вот вам направлять документы по почте будут только:

- российской организации - по юридическому адресу (месту нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;

- иностранной организации - по адресу места осуществления деятельности на территории России, содержащемуся в ЕГРН;

- физлицам (являющимся и не являющимся индивидуальными предпринимателями) - по адресу места жительства.

Если вам излишне возместили налог, эту сумму будут признавать недоимкой, если ее обнаружат в ходе проверки и отразят в решении (неважно, по какому налогу и в ходе какой проверки обнаружат образовавшуюся недоимку). Ее будут учитывать при последующих возвратах и зачетах. Недоимкой эта сумма считается при возврате налога со дня фактического получения, а при зачете - со дня принятия решения о зачете.

Налоговикам дали право арестовывать имущество организации (как обеспечительная мера) до вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества. Но такое решение они могут принимать не ранее, чем вынесут решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств), если на счетах организации недостаточно или отсутствуют денежные средства (электронные денежные средства). Арест наложат и в случае, если у инспекции нет информации о ваших счетах (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).

А вот в требовании об уплате налога по результатам налоговой проверки, направляемом в адрес юрлица, теперь не указывают срок погашения задолженности. Так что оспорить требование, в котором этот срок не указан, не получится. Само требование налоговики должны направить вам в течение 20 дней с даты вступления вынесенного решения по проверке (ранее - 10 дней).

Закрыта лазейка в законодательстве, позволяющая ранее "спасать" друг друга от взыскания налогов дочерним и материнским компаниям.

Теперь при взыскании недоимки действуют следующие правила:

- налоговики вправе взыскивать недоимки, возникшие по итогам проведенной налоговой проверки;

- недоимка дочерней компании может быть взыскана за счет средств материнской. И наоборот, недоимка материнской компании может взыскиваться со счетов "дочки". Например, ранее происходило так: материнская компания, узнав о доначислении недоимки, переводила деньги на счета "дочек", поскольку налоговики не вправе были взыскивать задолженность со счета другой компании. Или дочерняя фирма, узнав о результатах проверки, перечисляла деньги материнской. Теперь перевод средств на счета других компаний не поможет избежать уплаты недоимки;

- если должник перечислит выручку от реализации на счета нескольких фирм или передаст деньги (иное имущество) нескольким компаниям, недоимка будет взыскана со всех компаний пропорционально доле поступившей им выручки, доле переданных денежных средств или стоимости иного имущества;

- налоговики взыщут недоимку и в том случае, если дочерняя фирма перечислит выручку от реализации, передаст денежные средства или иное имущество материнской компании (и наоборот) посредством совокупности взаимосвязанных операций. Даже если участники этих операций не являются основными или зависимыми обществами;

- если суд признает организацию каким-либо образом зависимой с должником, указанный порядок взыскания недоимки будет применяться и к ней.

Но налоговики вправе взыскать недоимку с учетом перечисленных правил только в пределах поступившей выручки, переданных денежных средств или иного имущества.

И еще о сроках по контролируемым сделкам. Для контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 г. (общий срок представления уведомления о контролируемых сделках установлен не позднее 20 мая года, следующего за отчетным), он продлен на полгода. Это уведомление нужно подать не позднее 20 ноября 2013 г. Также на полгода продлен срок принятия решения о проведении проверки соответствия цен рыночным в отношении сделок, совершенных в 2012 г. - не позднее 30 июня 2014 г. А документацию об этих сделках налоговики вправе истребовать не ранее 1 декабря 2013 г.

 

Налог на прибыль организаций

 

С 1 января 2013 г. Налоговым кодексом предусмотрен особый порядок расчета остаточной стоимости (разницы между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации за период эксплуатации) основного средства, в отношении которого ранее была применена амортизационная премия. При расчете остаточной стоимости вместо показателя "первоначальная стоимость" нужно использовать показатель стоимости, по которой объект включен в амортизационную группу (подгруппу), то есть разницу между первоначальной стоимостью объекта и амортизационной премией, учтенной в расходах.

Изменена сфера применения нормы о восстановлении амортизационной премии при реализации объекта, в отношении которого данная премия применялась, до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию. С 1 января 2013 г. восстанавливать амортизационную премию нужно только в случае, если объект продается взаимозависимому с налогоплательщиком лицу. А восстановленные суммы учитываются во внереализационных доходах в периоде реализации объекта.

Кроме того, при реализации до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию основного средства, в отношении которого применялась амортизационная премия, взаимозависимому лицу остаточную стоимость объекта следует увеличить на сумму восстановленной амортизационной премии.

 

Пример. К основному средству первоначальной стоимостью 150 000 руб. была применена амортизационная премия в размере 30 процентов первоначальной стоимости. Ее сумма - 45 000 руб. (150 000 руб. x 30%). Спустя три года с момента ввода в эксплуатацию объект продается за 90 000 руб. Сумма начисленной амортизации составила 61 200 руб. Остаточная стоимость основного средства составит 43 800 руб. (150 000 - 45 000 - 61 200).

 

Ситуация 1. Объект продается невзаимозависимому лицу.

Налог на прибыль составит 9240 руб. ((90 000 руб. - 43 800 руб.) x 20%).

 

Ситуация 2. Объект продается взаимозависимому лицу.

В этом случае продавец обязан восстановить в доходах периода реализации 45 000 руб. и уплатить с этой суммы в бюджет налог на прибыль в сумме 9000 руб. (45 000 руб. x 20%). Остаточную стоимость продаваемого основного средства нужно увеличить на восстановленную амортизационную премию. Выручка составит 1200 руб. (90 000 - 43 800 + 45 000). Налог на прибыль - 240 руб. (1200 руб. x 20%).

В общей сложности при продаже объекта взаимозависимому лицу нужно уплатить налог на прибыль в сумме 9240 руб. (9000 + 240), то есть столько же, сколько нужно заплатить при реализации объекта невзаимозависимому лицу.

 

Таким образом, финансовый результат от реализации основного средства и сумма налога на прибыль с дохода от его реализации получаются одинаковыми независимо от того, взаимозависимому или невзаимозависимому лицу основное средство продано.

 

Внимание! Восстанавливать амортизационную премию при реализации взаимозависимому лицу основного средства, к которому применили амортизационную премию, до истечения пяти лет эксплуатации нужно только по сделкам, совершаемым после 1 января 2013 г.

 

К амортизируемому имуществу теперь относятся объекты, относящиеся к мобилизационным мощностям. Следовательно, расходы на их приобретение (создание), а также на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение нужно списывать путем начисления амортизации.

До 1 января 2013 г. недвижимость можно было включать в состав амортизационной группы и начислять амортизацию по ней при одновременном выполнении двух условий: ввод объекта в эксплуатацию и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию.

С 1 января 2013 г. право начисления амортизации связано только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на госрегистрацию. С имуществом, приобретенным после 1 января 2013 г., вопросов нет - амортизировать его можно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. А как быть с недвижимостью, приобретенной до 1 января 2013 г.?

Ответ на этот вопрос зависит и от того, были ли поданы документы на госрегистрацию, и от того, введено ли имущество в эксплуатацию.

Новый порядок начисления амортизации не применяется в отношении недвижимости, введенной в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г. По имуществу, введенному в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав. Однако установлен переходный период: если организация начала начислять амортизацию по такой недвижимости с 1 января 2013 г. (при отсутствии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности), то она освобождается от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в связи с применением иного порядка начисления амортизации по этой недвижимости. Этот порядок применяется с 23 августа 2013 г.

Но если объект недвижимости введен в эксплуатацию до 1 января 2013 г., документы на его госрегистрацию не поданы, а амортизацию начислять начали до этой даты, расходы в виде амортизации такого имущества из состава расходов прошлых отчетных (налоговых) периодов следует исключить. Придется также доплатить налог на прибыль и представить уточненные налоговые декларации за эти периоды, поскольку налоговая база оказалась искажена (занижена) из-за завышения расходов на амортизацию.

Вместе с тем есть Постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. N 6909/12 по делу N А27-6735/2011, где указано, что момент возникновения права на начисление амортизации по недвижимости связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на государственную регистрацию. Это решение и было основанием для изменений Налогового кодекса, и если им кто-то уже воспользовался в прошлом году, есть вероятность защитить свою позицию в суде.

Доход от реализации недвижимого имущества признается для целей налога на прибыль на дату передачи недвижимости приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче и также не зависит от даты государственной регистрации прав на недвижимость.

Чтобы признать долг безнадежным, невозможность его взыскания должна быть подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. При этом исполнительный документ должен возвращаться по следующим основаниям:

- невозможно установить местонахождение и имущество должника, нет сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях;

- у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Ну и, наконец, о льготах. Некоторые сельскохозяйственные товаропроизводители и рыбохозяйственные организации, деятельность которых не облагается ЕСХН, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль на постоянной основе в отношении деятельности по реализации произведенной и переработанной ими сельхозпродукции. А бюджетные средства, выделяемые ТСЖ, ЖСК, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, относятся к средствам целевого финансирования, которые не учитываются в доходах.

 

Налог на добавленную стоимость

 

Уточнен порядок расчетов по НДС в случаях, когда поставщик предоставляет премию покупателю за закупку определенного количества товара без уменьшения цены за единицу. Теперь, если в договоре поставки не установлено, что в результате премии изменяется стоимость отгруженных товаров, поставщику не нужно уменьшать налоговую базу по НДС на сумму этой премии, а покупателю не нужно корректировать налоговые вычеты. Если уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму выплаченной премии договором предусмотрено, то поставщик может уменьшить свои налоговые обязательства по НДС, а покупатель обязан уменьшить налоговые вычеты.

Для корректировки своих налоговых обязательств по НДС поставщик сможет выставить единый корректировочный счет-фактуру, и не только при предоставлении премий, но и в любых случаях изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав).

 

Внимание! Единый корректировочный счет-фактура составляется только в отношении счетов-фактур, выставленных в адрес одного и того же покупателя. В едином документе необходимо указывать:

- порядковые номера и даты выставления всех счетов-фактур, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура;

- количество товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам до и после уточнения количества;

- стоимость всех товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам без НДС и с НДС до и после внесенных изменений;

- разницу между показателями счетов-фактур.

 

В 2013 г. расширен также перечень операций, облагаемых НДС по льготной ставке или освобождаемых от налогообложения.

Так, по ставке 10 процентов облагаются:

- реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц;

- ввоз племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц;

- жиры специального назначения (кулинарные, кондитерские, хлебопекарные), заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спреды и смеси топленые.

Освобождаются от обложения НДС:

- реализация управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами коммунальных услуг, которые приобретены у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

- услуги по демонстрации музейных коллекций, выставок, показу спектаклей, проведению концертов и иных зрелищных мероприятий вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

- деятельность по выполнению функций технического заказчика работ по капремонту в многоквартирных домах, осуществляемая региональными операторам;

- услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках.

 

Налог на доходы физических лиц

 

Часть изменений 2013 г. коснулись порядка получения налоговых вычетов.

Социальный вычет на лечение можно получить при оплате лечения, предоставленного не только медицинскими организациями, но и индивидуальными предпринимателями, ведущими медицинскую деятельность на основании лицензии. Этот вычет можно получить по расходам на лечение усыновленных детей и подопечных в возрасте до 18 лет.

С 1 января 2013 г. введен социальный вычет по дополнительным взносам на накопительную часть трудовой пенсии, если эти расходы подтверждены документально, работодатель удерживал взносы из выплачиваемых работнику сумм и перечислял их в соответствующие фонды.

Расширен перечень лиц, оплата лечения которых не подлежит обложению НДФЛ. Речь идет о бывших работниках, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности. Освобождается от НДФЛ лечение и медобслуживание усыновленных детей работников и подопечных (в возрасте до 18 лет), а оплата приобретенных для них медикаментов, назначенных лечащим врачом, не облагается НДФЛ только в пределах 4000 руб. за налоговый период.

Также освобождаются от налогообложения:

- бюджетные гранты и субсидии, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

- суммы единовременной помощи на обустройство быта начинающего фермера;

- стоимость форменной одежды и вещевого имущества, предоставленного добровольцам и волонтерам в рамках гражданско-правовых договоров на безвозмездное выполнение работ или оказание услуг, заключенных согласно законодательству о благотворительности и о физической культуре и спорте.

 

Налог на имущество организаций

 

С 1 января 2013 г. не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с этой даты, в том числе бывших в эксплуатации, принятых на учет в результате реорганизации и полученных в качестве взноса в уставный капитал. Эта норма справедлива и в отношении лизингового имущества, причем независимо от того, на чьем балансе - лизингодателя или лизингополучателя - оно числится.

 

Внимание! Не освобождаются от налогообложения затраты на модернизацию (реконструкцию), понесенные в текущем году по движимому имуществу, принятому на учет до 1 января 2013 г. Эти затраты по окончании работ увеличивают первоначальную стоимость основного средства.

 

Дополнен перечень имущества, не составляющего объект обложения налогом на имущество:

- объекты культурного наследия федерального значения;

- научные ядерные установки, хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

- ледоколы, суда с ядерными технологическими установками, космические объекты;

- суда, зарегистрированные в Российском Международном Реестре судов.

 

Внимание! В отношении указанного имущества заполнять декларацию не нужно.

 

А вот в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи и сооружений, технологически входящих в их состав, льгота по налогу на имущество отменена (перечень этого имущества утвердило правительство). По этому имуществу установили предельное, пониженное по сравнению со ставками на другое имущество, значение налоговой ставки. В 2013 г. оно не может превышать 0,4 процента, но в 2018 г. при постепенном повышении оно будет составлять 1,9 процента.

 

Единый налог на вмененный доход

 

С 2013 г. применение ЕНВД не является обязательным, на этот спецрежим организации и индивидуальные предприниматели теперь переходят добровольно, если отвечают установленным критериям и если этот режим введен органами местного самоуправления на подведомственной территории. С 2018 г. ЕНВД отменят.

Размер вмененного дохода за квартал, в котором плательщик встал на учет или снялся с учета в связи с прекращением деятельности, рассчитывается с даты постановки на учет (либо до дня снятия с учета) исходя из фактического количества дней ведения деятельности. Раньше рассчитывали ЕНВД, исходя из количества полных месяцев работы, начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации, а при прекращении деятельности в течение квартала налог не уплачивали начиная с первого числа месяца, в котором налоговым органом зарегистрировано снятие с учета.

Сумму единого налога можно уменьшать:

- на страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС, уплаченные в налоговом периоде;

- на расходы по выплате больничных пособий, кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и только в части, которую оплачивает работодатель, - за первые три дня;

- на платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников.

С 1 января 2013 г. лимит по количеству работников для перехода и утраты права на применение ЕНВД увеличен. Дело в том, что теперь это количество определяется не из среднесписочной численности работников, а из средней, при расчете которой учитывается средняя численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам. А организации потребкооперации лимит численности до 2018 г. вообще не применяют.

Увеличили вдвое размер базовой доходности при сдаче в аренду земельных участков площадью не более 10 кв. м.

В случае прекращения деятельности в рамках ЕНВД нужно сняться с учета (подать в налоговую инспекцию заявление). А с 2013 г. это нужно сделать также в случае перехода на другой режим налогообложения и при нарушении требований, установленных для применения ЕНВД.

 

Прочее

 

По новому правилу если законом субъекта РФ не определены ставки транспортного налога, то применяются значения ставок, предусмотренные Налоговым кодексом. То же и в отношении ставок земельного налога.

Что касается страховых взносов во внебюджетные фонды, то общие ставки остались на прежнем уровне. Величина предельного дохода, сверх которого страховые взносы не начисляются, возросла до 568 000 руб.

Для некоторых работодателей введены дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд (2 - 4 процента), уплата которых не зависит от предельного уровня дохода. Их начисляют в пользу лиц, занятых во вредных производствах и имеющих право на досрочную пенсию. Кроме того, в перечень лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, включены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России, с которыми заключены срочные трудовые договоры продолжительностью в течение календарного года не менее шести месяцев.

Пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2013 г. рассчитывают по новым правилам. Среднедневной фактический заработок для определения величины пособий исчисляют исходя из облагаемого страховыми взносами заработка за два предшествующих года, поделенного на количество календарных дней расчетного периода за вычетом календарных дней, приходящихся на периоды, когда страховые взносы на выплаты не начислялись. Причем он не должен превышать предельное значение, которое в 2013 г. составляет 1335,62 руб.

В 2013 г. проиндексированы все виды детских пособий. Их размеры смотрите в разделе "Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ".

Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием ограничен максимальным размером. Это ограничение - четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты. В 2013 г. она составляет 58 970 руб., а максимальный размер пособия за полный календарный месяц равен 235 880 руб. (58 970 руб. x 4).

 

Внимание! Ожидается, что с 1 января 2014 г. вместо кодов ОКАТО будут применяться коды ОКТМО. Они содержатся в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований ОК 033-2013, утвержденном Приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. N 159-ст. Этот документ вступает в силу с 1 января 2014 г. Для перехода с кодов ОКАТО на коды ОКТМО будет разработана специальная таблица (Письмо Минфина России от 14 мая 2013 г. N 21-03-05/16793).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.