Здавалка
Главная | Обратная связь

При недостаче денег в кассе



Дебет 94 Кредит 50

- отражена недостача денег в кассе.

Недостачу ценностей в пределах норм естественной убыли спишите на счета по учету расходов. Сделать это нужно по приказу руководителя фирмы. Такую сумму можно учесть при налогообложении прибыли.

Недостачу сверх норм спишите на виновных в ней лиц. Если виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то сумму недостачи включите в состав прочих расходов.

Списание недостач, обнаруженных при инвентаризации, отразите проводками:

Дебет 20 (44) Кредит 94

- списана недостача в пределах норм естественной убыли;

Дебет 73 Кредит 94

- списана недостача сверх норм естественной убыли на виновных в ней лиц;

Дебет 91-2 Кредит 94

- списана недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновников (или если во взыскании с них недостачи отказано судом).

 

Когда можно провести взаимозачет по пересортице

 

В некоторых случаях выявленные в ходе одной инвентаризации недостачи и излишки можно зачесть между собой. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49) позволяют, хотя и в исключительных случаях, произвести взаимозачет пересортицы. Для этого должны выполняться одновременно такие условия:

- излишки и недостачи выявлены за один и тот же проверяемый период;

- излишки и недостачи выявлены у одного и того же проверяемого материально ответственного лица;

- излишками и недостачами являются товарно-материальные ценности одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Только при таких условиях можно признать наличие пересортицы.

 

Внимание! Если у вас возникают затруднения с определением принадлежности товаров или продукции к одному наименованию, рекомендуется использовать Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) (Письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. N 07-05-14/217).

 

Решение о зачете принимает руководитель организации. Для этого материально ответственное лицо должно представить инвентаризационной комиссии подробные объяснения по допущенной пересортице.

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей оказалась выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Списание превышающей разницы отразите проводками:

Дебет 94 Кредит 10 (07, 41)

- отражена сумма превышения недостачи товарно-материальных ценностей над излишками;

Дебет 73 Кредит 94

- отражена сумма недостачи, подлежащая взысканию с виновного лица.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то разницы рассматриваются как недостачи в пределах норм убыли и списываются на издержки обращения и производства.

Данные о пересортице, выявленной при инвентаризации, отражаются в трех документах. Это инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19), а также ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).

 

Как списать просроченную задолженность

 

Если в результате инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года), ее списывают с баланса фирмы. При списании дебиторской задолженности сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 62 (76...)

- списана дебиторская задолженность (если фирма не создавала резерв по сомнительным долгам);

Дебет 63 Кредит 62 (76...)

- списана дебиторская задолженность (если фирма создавала резерв по сомнительным долгам).

При списании кредиторской задолженности сделайте записи:

Дебет 60 (76) Кредит 91-1

- списана кредиторская задолженность.

При этом НДС, ранее правомерно принятый к вычету, восстановлению не подлежит и учитывается в составе внереализационных расходов (пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

Как сделать реформацию баланса

 

Реформация баланса - это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражен последний факт хозяйственной жизни фирмы.

Операция по реформации баланса состоит из двух этапов:

- закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы и расходы фирмы. Это счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы";

- включают финансовый результат, полученный фирмой за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.

 

Как закрыть счета 90 и 91

 

В бухгалтерском учете выделяют два вида доходов и расходов:

- по обычным видам деятельности, которые отражают на счете 90 "Продажи";

- прочие, которые учитывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Финансовый результат по обычным видам деятельности ежемесячно формируют на счете 90 "Продажи".

В соответствии с Планом счетов к нему открывают субсчета:

- 90-1 "Выручка";

- 90-2 "Себестоимость продаж";

- 90-3 "Налог на добавленную стоимость";

- 90-4 "Акцизы";

- 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

31 декабря бухгалтеру необходимо закрыть все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи". Сделайте это так:

а) кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывают проводкой:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

- закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

б) дебетовые сальдо субсчетов 90-2, 90-3, 90-4 и др., кроме 90-9, закрывают проводками:

Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4...)

- закрыты субсчета 90-2 (90-3, 90-4...) по окончании года.

В результате сделанных проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 будут равны. Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо как по счету 90 в целом, так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю.

 

Пример. В 2013 г. ООО "Динамит" получило выручку от продажи товаров в сумме 1 770 000 руб. (в том числе НДС - 270 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 900 000 руб., расходы на продажу товаров - 255 000 руб. Бухгалтер "Динамита" сделал проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 1 770 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 270 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 900 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

- 255 000 руб. - списаны расходы на продажу;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 345 000 руб. (1 770 000 - 270 000 - 900 000 - 255 000) - отражена прибыль от продаж.

31 декабря 2013 г. бухгалтер "Динамита" должен закрыть все субсчета к счету 90. Для этого нужно сделать проводки:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

- 1 770 000 руб. - закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

Дебет 90-9 Кредит 90-2

- 1 155 000 руб. (900 000 + 255 000) - закрыт субсчет 90-2 по окончании года;

Дебет 90-9 Кредит 90-3

- 270 000 руб. - закрыт субсчет 90-3 по окончании года.

При этом субсчет 90-9 закрывается автоматически.

 

Учет прочих доходов и расходов ведут на счете 91 "Прочие доходы и расходы". К этому счету открывают следующие субсчета:

- 91-1 "Прочие доходы";

- 91-2 "Прочие расходы";

- 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

После того как вы закрыли субсчета к счету 90, вам нужно закрыть все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы".

Сделайте это так:

Дебет 91-1 Кредит 91-9

- закрыт субсчет 91-1 по окончании года;

Дебет 91-9 Кредит 91-2

- закрыт субсчет 91-2 по окончании года.

 

Пример. В 2013 г. ООО "Маркет" получило доход от сдачи имущества в аренду в сумме 159 300 руб. (в том числе НДС - 24 300 руб.). Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, составили 162 000 руб. Сдача имущества в аренду не является для "Маркета" обычным видом деятельности.

Бухгалтер "Маркета" сделал проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

- 159 300 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 24 300 руб. - начислен НДС с арендной платы;

Дебет 91-2 Кредит 02 (70, 69...)

- 162 000 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду;

Дебет 99 Кредит 91-9

- 27 000 руб. (159 300 - 24 300 - 162 000) - отражен убыток от прочей деятельности организации.

31 декабря 2013 г. бухгалтер "Маркета" должен закрыть все субсчета к счету 91. Для этого нужно сделать проводки:

Дебет 91-1 Кредит 91-9

- 159 300 руб. - закрыт субсчет 91-1 по окончании года;

Дебет 91-9 Кредит 91-2

- 189 000 руб. (24 300 + 162 000) - закрыт субсчет 91-2 по окончании года.

При этом субсчет 91-9 закрывается автоматически.

 

Как определить финансовый результат

 

Каждый месяц бухгалтер определял финансовый результат, сопоставляя обороты по счету 90 и по счету 91. Результаты он списывал на счет 99 "Прибыли и убытки".

Результат от обычных видов деятельности он отражал так:

Дебет 90-9 Кредит 99

- отражена прибыль от обычных видов деятельности;

Дебет 99 Кредит 90-9

- отражен убыток от обычных видов деятельности.

Результат от прочих видов деятельности бухгалтер отражал так:

Дебет 91-9 Кредит 99

- отражена прибыль от прочих видов деятельности;

Дебет 99 Кредит 91-9

- отражен убыток от прочих видов деятельности.

 

Внимание! На счете 99 "Прибыли и убытки" отражают начисление налога на прибыль, а также штрафы за налоговые правонарушения. В результате на счете 99 образуется кредитовое (прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Это сальдо списывают последней записью отчетного года на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

 

Если по итогам года фирма получила прибыль, делают проводку:

Дебет 99 Кредит 84

- списана чистая прибыль отчетного года.

Если по итогам года фирма получила убыток:

Дебет 84 Кредит 99

- отражен чистый убыток отчетного года.

 

Пример. По итогам 2013 г. ООО "Пароход" получило:

- прибыль от обычных видов деятельности (кредитовый оборот по счету 99) в сумме 345 000 руб.;

- убыток от прочих видов деятельности (дебетовый оборот по счету 99) в сумме 2400 руб.

Кроме того, фирма начислила налог на прибыль в сумме 108 000 руб. и заплатила пени по налогам в размере 2250 руб.

Таким образом, на 31 декабря 2013 г. у "Парохода" возникнет чистая прибыль в сумме 232 350 руб. (345 000 - 2400 - 108 000 - 2250). Последней проводкой декабря бухгалтер включит эту сумму в состав нераспределенной прибыли.

Это будет отражено в учете записью:

Дебет 99 Кредит 84

- 232 350 руб. - списана чистая прибыль 2013 г.

Как распределить эту прибыль, собственники "Парохода" будут решать в 2014 г.

 

События, которые могут повлиять

на финансовое состояние фирмы

 

В период между отчетной датой (31 декабря) и датой подписания отчетности могут возникнуть обстоятельства, которые повлияют на финансовое состояние фирмы. Их называют "события после отчетной даты". Если отчетность еще не подписана, то эти события должны быть в ней отражены. Причем тот факт, что они произошли уже после того, как финансовый год закончился (например, в январе или феврале), значения не имеет.

Есть два вида таких событий:

- первый - события, которые подтверждают те или иные факты, возникшие на отчетную дату;

- второй - события, которые подтверждают те или иные факты, возникшие после отчетной даты.

Примерный перечень событий как первого, так и второго вида приведен в Приложении к ПБУ 7/98.

 

События, возникшие на отчетную дату

 

К таким событиям, в частности, относят: банкротство крупного должника; снижение стоимости активов (материалов, товаров, финансовых вложений); изменение суммы страхового возмещения, на которое фирма имеет право; обнаружение в учете ошибки или факта нарушения законодательства, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности.

Эти события отражают в балансе, отчете о финансовых результатах и других формах бухгалтерской отчетности. Данное правило действует, если события являются для фирмы существенными. Фирма может признать тот или иной показатель существенным, если:

- его нераскрытие может повлиять на решения владельцев фирмы, которые они принимают на основе данных бухгалтерской отчетности (например, о выплате дивидендов);

- его удельный вес в общей сумме соответствующих данных составляет не меньше 5%.

Вы можете установить и меньший "порог" существенности: например, не 5, а 3%. Этот показатель нужно закрепить в учетной политике фирмы.

События первого вида должны быть отражены в учете и отчетности дважды:

- во-первых, 31 декабря отчетного года;

- во-вторых, на ту дату, когда они фактически произошли.

Как это сделать, покажет пример.

 

Пример. В декабре 2013 г. ООО "Ветер" реализовало товары:

- ЗАО "Октябрь" - на сумму 57 000 000 руб.;

- ОАО "Синтез" - на сумму 32 000 000 руб.

Товары, проданные ООО "Ветер", НДС не облагаются.

На конец 2013 г. товары оплачены не были.

1 февраля 2014 г. (то есть до утверждения отчетности) один из должников фирмы (ЗАО "Октябрь") был признан банкротом. Его долг является для "Ветра" существенным. Этот факт считают событием после отчетной даты первого вида.

Бухгалтер "Ветра" должен отразить его проводками:

31 декабря 2013 г.

Дебет 91-2 Кредит 62

- 57 000 000 руб. - списана дебиторская задолженность "Октября";

1 февраля 2014 г.

Дебет 91-2 Кредит 62

┌───────────────┐

- │57 000 000 руб.│ - восстановлена сумма дебиторской задолженности,

└───────────────┘

признанная ранее событием после отчетной даты;

Дебет 91-2 Кредит 63

- 57 000 000 руб. - создан резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности "Октября".

 

События, возникшие после отчетной даты

 

К таким событиям можно отнести, в частности:

- реконструкцию основных средств;

- крупную сделку по покупке или продаже основных средств и ценных бумаг;

- пожар, аварию, стихийное бедствие или другую чрезвычайную ситуацию, в результате которой уничтожена значительная часть имущества фирмы;

- завершение той или иной основной деятельности фирмы;

- непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют.

Такие события в балансе, отчете о финансовых результатах и других формах бухгалтерской отчетности прошедшего года не отражают. Поэтому, если они возникли, никаких записей в бухгалтерском учете прошлого года делать не нужно. Эти события отражают в учете той датой, когда они фактически произошли (то есть уже в будущем году). Бухгалтеру достаточно лишь включить информацию о них в пояснения к годовой бухгалтерской отчетности, указав:

- характер события после отчетной даты (пожар, снижение стоимости основных средств и т.д.);

- сумму, в которую его оценивают.

 

Пример. 5 января 2014 г. в результате возгорания электропроводки на складе готовой продукции ООО "Север" произошел пожар. Была уничтожена партия товаров, которые там находились. Этот факт признан событием после отчетной даты. О нем нужно сообщить в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2013 г. Никаких записей в бухгалтерском учете за 2013 г. делать не нужно. Бухгалтер "Севера" должен списать уничтоженные товары в том отчетном периоде, когда произошло стихийное бедствие (то есть в январе 2014 г.).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.