Здавалка
Главная | Обратная связь

Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 3 страница



 

Как снизить стоимость основных средств

 

Способ 1

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с покупкой основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость.

В налоговом учете возникает соблазн учесть такие затраты единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3, 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), закрепив такое решение в учетной политике фирмы.

Но такой подход является рискованным (Письмо Минфина России от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/70). Дело в том, что порядок формирования первоначальной стоимости основного средства прямо установлен законодателем: согласно п. 1 ст. 257 НК РФ она определяется как сумма расходов на приобретение объекта. Классификация расходов, предусмотренная п. 1 ст. 264 НК РФ, применяется в случаях, специально не оговоренных в иных статьях НК РФ.

В частности, по этой причине не следует учитывать отдельно от компьютера стоимость предустановленного программного обеспечения, позволяющего реализовывать публично заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники (Письмо ФНС России от 13 мая 2011 г. N КЕ-4-3/7756).

Практикуют такой вариант: договариваются с поставщиком, что стоимость основного средства будет складываться из двух составляющих: его непосредственной цены и отдельно оплаты информационных услуг по его эксплуатации, которые поставщик вам окажет. Ваш выигрыш - часть стоимости этого имущества - можно сразу включить в расходы без начисления амортизации. А поставщику это лишних хлопот не прибавит, ведь консультация будет лишь формальной. Образовательная лицензия для этого не нужна.

Теперь о выгоде от разделения затрат на две составляющие. Период амортизации основного средства останется тем же. Ведь он зависит не от стоимости имущества, а от срока его полезного использования. Но поскольку, согласно вашей учетной политике, например, консультационные услуги вы спишете сразу (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее. Поясним сказанное на примере.

 

Пример. Фирма "Лотос" приобрела у компании "Берег" отопительный котел. Стоимость сделки составила 177 000 руб. (в т.ч. НДС - 27 000 руб.). Из них стоимость котла - 153 400 руб. (в т.ч. НДС - 23 400 руб.), стоимость консультационных услуг по обслуживанию котла - 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).

Таким образом, "Лотос" сможет сразу списать на расходы 20 000 руб. Оставшиеся 130 000 руб. будут списаны на расходы в течение семи лет (срок полезного использования для отопительных котлов установлен Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Если бы стоимость консультационных услуг не была выделена отдельно, в течение семи лет нужно было бы списывать не 130 000, а 150 000 руб.

 

Внимание! Ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление. В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно, стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены. Такую услугу даже лучше классифицировать как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 

Этой возможностью также целесообразно пользоваться при покупке имущества, стоимость которого немного больше 40 000 руб. Дело в том, что средства труда первоначальной стоимостью менее 40 000 руб. амортизировать не надо. Их можно включить в состав расходов сразу. Поэтому если покупку офисного копировального аппарата стоимостью, скажем, 42 000 руб. разбить на цену принтера (39 000 руб.) и стоимость консультационной услуги (3000 руб.), то вся сумма расходов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в первом же отчетном периоде.

Способ 2

Фирма может договориться с поставщиком о разделе реальной стоимости основного средства на две части: цену и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки. Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Внимание! Имейте в виду: сумма неустойки НДС не облагается (Письмо Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-07-15/6333, направленное налоговым органам Письмом ФНС России от 3 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/5875@).

 

Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше 40 000 руб. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.

 

Пример. 20 июня ООО "Прогресс" приобрело один компьютер по цене 51 920 руб. (в т.ч. НДС - 7920 руб.). Компьютер был оплачен 25 июня.

 

Ситуация 1. Компьютер покупают в обычном порядке. Бухгалтер "Прогресса" должен сделать записи:

20 июня

Дебет 08 Кредит 60

- 44 000 руб. (51 920 - 7920) - оприходован компьютер;

Дебет 19 Кредит 60

- 7920 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 7920 руб. - принят к вычету НДС по компьютеру;

Дебет 01 Кредит 08

- 44 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию;

25 июня

Дебет 60 Кредит 51

- 51 920 руб. - перечислены деньги поставщику.

 

Ситуация 2. "Прогресс" условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить учетную стоимость компьютера.

Поэтому его цена была установлена в размере 46 728 руб. (в т.ч. НДС - 7128 руб.).

По условиям договора, если деньги за компьютер перечисляют после 22 июня, "Прогресс" платит неустойку в размере 10 процентов, то есть сумму 5192 руб. (51 920 - 46 728).

При покупке и оплате компьютера бухгалтер "Прогресса" сделал записи:

20 июня

Дебет 10 Кредит 60

- 39 600 руб. (46 728 - 7128) - оприходован компьютер;

Дебет 19 Кредит 60

- 7128 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 7128 руб. - принят к вычету НДС по компьютеру;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

- 39 600 руб. - стоимость компьютера включена в расходы фирмы.

25 июня

Дебет 91-2 Кредит 76

- 5192 руб. - перечислена неустойка;

Дебет 60 Кредит 51

- 46 728 руб. - перечислены деньги за компьютер;

Дебет 76 Кредит 51

- 5192 руб. - перечислена неустойка.

 

Как видно из примера, при первом варианте компьютер включают в состав основных средств, и бухгалтер "Прогресса" должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость компьютера будут относить на затраты в течение продолжительного периода времени.

При втором варианте стоимость компьютера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (в примере - 5192 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов и также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Прогресса". Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется возиться с амортизацией дешевых основных средств. Зато уменьшится НДС, принимаемый к вычету.

Способ 3

Основные средства стоимостью не более 40 000 руб. не считают амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Их списывают на расходы при вводе в эксплуатацию. Только вся загвоздка в том, что дешевых основных средств не так уж и много.

Однако есть способ превратить некоторые дорогие объекты в дешевые. Речь идет об основных средствах, которые состоят из нескольких относительно самостоятельных частей стоимостью до 40 000 руб. каждая. Например, в комплект компьютера входят системный блок, монитор, принтер, сканер, модем и так далее. Этот комплект как раз и можно расчленить.

Однако налоговые инспекторы настаивают на том, что периферийные устройства - это лишь части одного компьютера. Их надо учитывать вместе с ним как единый инвентарный объект, поскольку сами по себе они работать не могут. Свою позицию чиновники основывают на п. 6 ПБУ 6/01. Он гласит: единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При этом в его состав должны включаться любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в комплекте.

 

Пример. ООО "Альфа" приобрело системный блок компьютера стоимостью 47 200 руб. (в т.ч. НДС - 7200 руб.) и монитор стоимостью 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).

Если следовать позиции чиновников, купленное имущество должно быть отражено так:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 40 000 руб. (47 200 - 7200) - оприходован системный блок компьютера;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 7200 руб. - учтен НДС по системному блоку;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - оприходован монитор;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 3600 руб. - учтен НДС по монитору;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 60 000 руб. (20 000 + 40 000) - системный блок и монитор введены в эксплуатацию и учтены как единый объект основных средств "персональный компьютер";

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

- 10 800 руб. (3600 + 7200) - НДС по персональному компьютеру принят к вычету.

 

Такая позиция неудобна бухгалтерам и невыгодна фирме. Прежде всего из-за того, что при этом нет возможности включить стоимость купленного имущества в расходы фирмы единовременно.

Как видно из примера, различные части компьютера стоят не больше 40 000 руб. Однако, несмотря на это, они отражаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества. Следовательно, в течение длительного времени на них будет начисляться амортизация.

Безусловно, с такой позицией можно поспорить. Не секрет, что принтер может использоваться не одним, а несколькими компьютерами. В этом случае вообще непонятно, какое оборудование надо включить в "единый комплекс". К тому же отключение принтера работе системного блока не мешает. Да и тот же самый монитор к одному и тому же системному блоку навсегда не подключен. А значит, единым целым все эти объекты не являются. Именно такого мнения придерживается большинство арбитров, ссылаясь на позицию ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 2 августа 2011 г. N ВАС-15726/10 по делу N А32-44414/09-51/796).

Компьютеры - это самый яркий пример такого имущества. Но и к другим объектам можно применять позицию арбитров, если такая ситуация действительно имеет место (телефонная станция и телефонные аппараты, рекламные щиты и пр.).

Кроме того, ПБУ 6/01 регламентирует исключительно бухгалтерский учет и не имеет никакого отношения к учету налоговому. В то же время в НК РФ никаких подобных требований не содержится. Таким образом, если организация соблюдает требования ст. ст. 256 и 257 НК РФ, она вправе учесть компьютер в налоговом учете по составным частям. Это даст вам возможность сэкономить на налоге на прибыль, однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами (Письмо Минфина России от 2 июня 2010 г. N 03-03-06/2/110).

 

Особенности учета отдельных видов основных средств

 

Недвижимое имущество

 

Новое в отчете 2013. Имейте в виду - сумма неустойки НДС не облагается (Письмо Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-07-15/6333, направленное налоговым органам Письмом ФНС России от 3 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/5875@). С 1 января 2013 г. правила амортизации объектов недвижимого имущества изменились. А именно - момент амортизации для них определяется по общему правилу. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ). Соответственно, п. 11 ст. 258 НК РФ утратил силу. Эти изменения внесены Законом от 29 ноября 2012 г. N 206-ФЗ.

 

Пример. ООО "Прогресс" приобрело в июле 2013 г. по договору купли-продажи нежилое помещение. В этом же месяце оно введено в эксплуатацию. Документы на регистрацию права собственности поданы в сентябре. Амортизацию по этому объекту в налоговом учете следует начислять с августа.

Факт подачи документов на регистрацию прав собственности на недвижимое имущество на начисление амортизации не влияет.

 

Объекты бытового назначения

 

Кофеварки, микроволновые печи, холодильники, обогреватели - далеко не полный перечень приборов, без которых сейчас не работает практически ни один офис. Тем не менее вопрос их отражения в налоговом учете до сих пор остается спорным.

Но вы можете воспользоваться Письмом Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/149, которое непосредственно относится к налогообложению прибыли. В нем чиновники признали, что работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях в организациях по установленным нормам должны оборудоваться санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и помещения, специально предназначенные для психологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ). А значит, такие расходы соответствуют условиям, указанным в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Итак, налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на "расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации" (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Связь таких затрат с производственным процессом аргументируется также ссылкой на ст. 163 ТК РФ. В ст. 163 ТК РФ перечень нормальных условий труда открытый (в оглавлении перечня указано "в частности"). Это значит, что предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Главное - прописать это в коллективном договоре. Следует, конечно, исходить из требований трудового законодательства. Тогда расходы на оборудование, без которого сотрудники, согласно ТК РФ, не могут нормально работать, учесть в составе налоговых затрат можно намного увереннее.

Кстати, так лучше сделать и в том случае, если вы захотите воспользоваться правом выбора (п. 4 ст. 252 НК РФ) и учесть эти затраты в качестве расходов на оплату труда. Дело в том, что к ним относят "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором" (п. 25 ст. 255 НК РФ). Рассматривать этот пункт нужно в связке с общим требованием "экономической оправданности", которое гл. 25 НК РФ предъявляет ко всем расходам. Но разве не является оправданным приобретение имущества, предусмотренного в обязательном порядке для обеспечения нормальной работы по трудовому законодательству?

В итоге обязательные расходы фирмы условно можно разделить на две группы:

- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем месте (приобретение кондиционеров, вентиляторов, обогревателей, пылесосов, ионизаторов воздуха и т.п.);

- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий для отдыха и питания сотрудников организации в рабочее время (приобретение электрочайников, микроволновых печей, холодильников, кулеров для питьевой воды, кофеварок и т.п.).

При этом вы можете ссылаться также на Письма Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 (по вопросу использования кондиционеров) и от 20 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/707 (о расходах на питьевую воду и установку кулеров).

Добавим: судьи регулярно вставали на сторону налогоплательщиков и подтверждали право списывать расходы даже по таким объектам непроизводственного назначения, как телерадиоаппаратура, кухонный инвентарь и бильярд (Постановления ФАС Московского округа от 25 и 27 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 27 апреля 2007 г. по делу N А55-11750/06-3).

 

Стационарный телефон

 

Как правило, в состав расходов, связанных с установкой телефонов, входят затраты на:

- приобретение телефонных аппаратов;

- приобретение телефонной станции;

- прокладку кабельных линий;

- подключение к местной телефонной сети с предоставлением телефонного номера.

Купленные телефонные аппараты приходуются на баланс организации как основные средства либо как хозяйственный инвентарь. Если стоимость аппарата менее 40 000 руб., то он может быть списан на затраты после его передачи в эксплуатацию.

Если свободные абонентские линии в телефонных кабелях связи отсутствуют, строительные работы по прокладке недостающих линий связи могут проводиться телефонным узлом за счет средств фирмы. После выполнения работ телефонный узел заключает с предприятием договор об оказании услуг телефонной связи.

Затраты на прокладку кабельной линии отражают в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После завершения работ эти затраты списывают в дебет счета 01 "Основные средства".

Сооружения связи, построенные за счет фирмы, могут быть переданы телефонной организации в собственность, в безвозмездное пользование или на техническое обслуживание. Если сооружения связи не были переданы телефонному узлу, их эксплуатирует организация.

 

Пример. ООО "Вектор" (арендатор) заключило с ООО "Альфа" (арендодатель) договор аренды производственных помещений сроком на два года. Так как в помещении не было телефонов, а они необходимы для работы, то с согласия арендодателя "Вектор" подал заявление в местный телефонный узел на заключение договора об оказании услуг телефонной связи.

Поскольку на территории, взятой в аренду, не было свободных линий связи, арендатор заключил с телефонным узлом договор подряда на строительство новой кабельной линии. Договорная стоимость работ составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).

Согласно договору аренды неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, являются его собственностью и передаются арендодателю по окончании срока аренды.

В учете "Вектора" были сделаны записи:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость работ по прокладке телефонной линии;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 9000 руб. - отражен НДС;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 50 000 руб. - телефонная линия принята к учету;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

- 9000 руб. - НДС принят к вычету.

 

Внимание! Если кабельная линия была проложена за счет средств арендатора для телефонизации арендуемого помещения, то по окончании срока аренды она остается в этом помещении. Кабельная линия в данном случае - это неотделимое улучшение арендованного имущества (Постановление ФАС Центрального округа от 3 декабря 2010 г. по делу N А62-8422/2009). Отражение в учете у арендатора передачи линии на баланс арендодателя зависит от условий договора аренды.

 

По мнению налоговых органов, затраты на подключение любого нового объекта основных средств относятся к капитальным. Действительно, расходы на получение доступа к телефонной сети являются долгосрочными. Это связано с тем, что договор между абонентом и оператором об оказании услуг телефонной связи (за редким исключением) является бессрочным.

Таким исключением может быть случай оформления договора между телефонным узлом и предприятием, арендующим помещение на определенный срок. Тогда на такой же срок будет заключен и договор (пп. "б" п. 31 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310).

Обобщая сказанное выше, можно предложить два способа отражения затрат на подключение нового телефона (Письмо УФНС России по г. Москве от 30 ноября 2006 г. N 20-12/105031.1).

Способ 1

Если подключение к местной телефонной сети с предоставлением нового телефонного номера произошло после подписания акта о вводе новой кабельной линии в эксплуатацию, затраты на подключение можно учесть в составе затрат на строительство линии. Это правило применимо как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Способ 2

Подключение телефона может не требовать монтажных работ, которые оплачиваются отдельно. Тогда стоимость услуги по предоставлению номера спишите единовременно - как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

 

Пример. В январе ООО "Берег" заключило с телефонным узлом договор об оказании услуг телефонной связи сроком на один год. За подключение к местной телефонной сети предприятие уплатило 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).

В бухгалтерском учете "Берега" были сделаны записи:

Дебет 26 Кредит 60

- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость подключения к телефонной сети;

Дебет 19 Кредит 60

- 9000 руб. - отражен НДС;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 9000 руб. - НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

- 59 000 руб. - оплачены услуги телефонного узла по подключению к телефонной сети.

В налоговом учете "Берега" затраты на телефонные услуги учтены в той же сумме - 50 000 руб.

 

Мобильные телефоны

 

Есть три варианта использования мобильных телефонов сотрудниками фирмы. Фирма может:

- купить мобильный телефон в магазине сотовой связи;

- арендовать телефонный аппарат, принадлежащий сотруднику;

- назначить сотруднику компенсацию за использование личного имущества в служебных целях.

Вы можете выбрать любой из этих вариантов.

Если фирма покупает мобильный телефон, то его нужно принять к учету (оприходовать). При покупке мобильного телефона обычно оплачиваются:

- стоимость телефонного аппарата;

- расходы, связанные с подключением к оператору сотовой связи.

Очевидно, что срок полезного использования телефонного аппарата - более одного года. Если стоимость такого приобретения более 40 000 руб., значит, в бухгалтерском учете его нужно отнести к основным средствам. На баланс телефон принимается по покупной стоимости за вычетом НДС (п. 8 ПБУ 6/01).

Но сам аппарат будет работать только в том случае, если его подключить к оператору сотовой связи (например, установить в него SIM-карту). Подключить аппарат можно в том же магазине, где вы его приобрели. Стоимость подключения к оператору также включается в первоначальную стоимость аппарата, поскольку эти затраты связаны с доведением объекта основных средств до рабочего состояния.

Основным средством для целей расчета налога на прибыль мобильный телефон, скорее всего, не будет. Если только это не новинка или модель класса "люкс", чья стоимость составляет более 40 000 руб. Как правило, стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) не превышает этой суммы. Поэтому в налоговом учете такие основные средства можно сразу списать как материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В бухгалтерском учете также лучше воспользоваться правом списать на затраты основные средства стоимостью до 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01). Это позволит избежать применения правил ПБУ 18/02. Ведь в этом случае бухгалтерский и налоговый учет покупки мобильного телефона ничем различаться не будут.

 

Пример. ООО "Альфа" в августе купило мобильный телефон для своего менеджера по продажам. Стоимость телефонного аппарата составила 5605 руб. (в т.ч. НДС - 855 руб.), стоимость подключения к оператору сотовой связи - 150 руб. (в т.ч. НДС - 23 руб.).

В бухгалтерском учете "Альфы" основные средства стоимостью менее 40 000 руб. учитываются в составе материально-производственных запасов.

В учете бухгалтер "Альфы" сделал такие записи:

Дебет 60 Кредит 51

- 5755 руб. (5605 + 150) - оплачена стоимость мобильного телефона с подключением;

Дебет 10 Кредит 60

- 4877 руб. (5755 - 855 - 23) - отражены затраты на покупку телефонного аппарата;

Дебет 19-3 Кредит 60

- 878 руб. (855 + 23) - учтен НДС по купленному и подключенному телефонному аппарату;

Дебет 44 Кредит 10

- 4877 руб. - списана на затраты стоимость подключенного мобильного телефона;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3

- 878 руб. - принят НДС к вычету.

 

В налоговом учете на расходы по покупке мобильного телефона вместе с подключением можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Если же стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) составляет более 40 000 руб., то в целях налогообложения аппарат придется учитывать в составе основных средств и начислять по нему амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ). Это утверждение верно и для бухгалтерского учета (ПБУ 6/01).

Если фирма арендует телефонный аппарат у сотрудника, нужно заключить с работником договор аренды телефона. При этом организация-арендатор должна платить сотруднику арендную плату, предусмотренную договором между сотрудником и фирмой (ст. ст. 606 и 614 ГК РФ).

Сумма арендной платы в бухучете относится на счета учета затрат по тем видам деятельности, для которых арендовано имущество работника. В налоговом учете сумма арендной платы учитывается в составе прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 

Внимание! С арендной платы придется удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Однако страховые взносы на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислять на сумму арендной платы не нужно (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).

 

Пример. В марте ООО "Лотос" заключило договор с оператором сотовой связи на подключение мобильного телефона. Стоимость подключения составила 150 руб. (в т.ч. НДС - 23 руб.).

Телефонный аппарат принадлежит сотруднику "Лотоса" Васильеву. Стоимость телефонного аппарата составляет 5630 руб. С сотрудником ООО "Лотос" заключило договор аренды сотового телефонного аппарата. Ежемесячная арендная плата составляет 500 руб.

Бухгалтер "Лотоса" в учете сделал записи:

Дебет 001

- 5630 руб. - учтен на забалансовом счете сотовый телефон, арендованный у сотрудника Васильева;

Дебет 60 Кредит 51

- 150 руб. - оплачены услуги по подключению к оператору сотовой связи;

Дебет 19 Кредит 60

- 23 руб. - учтен НДС за оказанную услугу по подключению к оператору сотовой связи;

Дебет 26 (20, 44) Кредит 60

- 127 руб. (150 - 23) - расходы на подключение телефонного аппарата к оператору сотовой связи списаны на затраты;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 23 руб. - принят НДС к вычету.

В налоговом учете бухгалтер "Лотоса" может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму затрат по подключению к оператору сотовой связи (127 руб.). В этом же месяце бухгалтер "Лотоса" должен начислить сотруднику Васильеву арендную плату за использование его телефонного аппарата.

В учете это отразится так:

Дебет 26 (44) Кредит 73

- 500 руб. - начислена арендная плата за использование телефонного аппарата сотрудника;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ",

- 65 руб. (500 руб. x 13%) - удержан налог на доходы физических лиц с арендной выплаты сотруднику;

Дебет 73 Кредит 50

- 435 руб. (500 - 65) - арендная плата выплачена сотруднику.

На сумму арендной платы (500 руб.) можно уменьшить налогооблагаемую прибыль за март.

 

Неотделимые улучшения арендованного имущества

 

Бывает, что часто в аренду организациям сдаются помещения, которые нуждаются если не в полном переоборудовании, то по меньшей мере в серьезном ремонте. Далеко не всегда арендодатели заинтересованы в восстановлении таких объектов, поэтому бремя расходов обычно ложится на арендаторов.

Как правило, приведение арендованного имущества в порядок носит характер так называемых неотделимых улучшений. Проще говоря, силами арендатора здание или помещение изменяется так, что придать ему первоначальный вид, не разрушив и не повредив объект, невозможно.

Расходы, связанные с неотделимыми улучшениями, не являются текущими. Они носят характер капитальных вложений в виде модернизации, реконструкции и т.п. В бухгалтерском учете такие затраты приравниваются к объекту основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Но при условии, что эти капиталовложения - собственность арендатора. То есть арендодатель возмещать расходы по реконструкции или модернизации не собирается (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).

В налоговом учете неотделимые улучшения арендованного имущества также нужно учитывать в составе основных средств (амортизируемого имущества) (п. 1 ст. 256 НК РФ).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.