Здавалка
Главная | Обратная связь

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЙ ОТЧЕТ В НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ



 

Налоговая проверка отчетности

 

Сдавая любую налоговую декларацию либо расчет, следует быть готовым к тому, что данный отчет может быть подвергнут камеральной налоговой проверке.

Указанная проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Как правило, налоговый инспектор проверяет согласованность показателей. Речь здесь идет о следующих показателях:

- правильность арифметического подсчета данных;

- логическая связь между показателями;

- связь показателей налоговой отчетности с бухгалтерской отчетностью (на выполнение контрольных соотношений);

- сопоставимость отчетных показателей с данными предыдущего периода;

- соответствие представленных сведений и информации, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных в ходе налогового контроля.

Также инспекторы обращают внимание на обоснованность примененных льгот и заявленных налоговых вычетов.

Если во время камеральной проверки отчета не обнаружено никаких ошибок, противоречий и несоответствий, то инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключение составляют следующие ситуации (п. п. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ):

1) наличие налоговых льгот (истребуются документы, подтверждающие право на налоговые льготы);

2) декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (истребуются документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов);

3) налоги, связанные с использованием природных ресурсов (истребуются документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов).

Если что-то в отчетности не понравится инспекторам, они потребуют от налогоплательщика представить разъяснения либо внести соответствующие исправления.

В большинстве случаев многим "несоответствиям" в отчетности существуют разумные объяснения. Так что при наличии обоснованных расхождений можно заранее подготовиться. Ведь именно в тщательном составлении пояснений по отчетности и заключается дальнейшее удачное прохождение камеральной налоговой проверки. Тем более что согласно п. 4 ст. 88 НК РФ проверяемое лицо вправе дополнительно представить в налоговый орган пояснения и приложить оправдательные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию.

Отметим, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

 

Внимание! Нормы НК РФ не ставят дату начала камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была ли представлена декларация налогоплательщиком с нарушением срока либо нет.

 

Если до окончания камеральной налоговой проверки будет представлена уточненная декларация, то проверка ранее поданного отчета прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Следует знать, что при непредставлении пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности вы можете стать кандидатом на выездную налоговую проверку. Об этом сказано в п. 9 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (далее - Общедоступные критерии).

 

Внимание! Перечень писем, устанавливающих контрольные соглашения к налоговым декларациям, приведен в Письме ФНС России от 27 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19964@.

 

Проверяем декларацию по налогу на прибыль

 

Проверка согласованности показателей

 

Все данные проверяются на согласованность как внутри декларации, так и с другими отчетами (как бухгалтерскими, так и налоговыми) отчетного периода. Указанная проверка включает в себя анализ данных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение соответствующих контрольных соотношений.

К примеру, при проверке декларации по налогу на прибыль организаций сопоставляют выручку от реализации с суммой выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах. Как правило, разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) образуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и налоговом законодательстве. К примеру, возможными причинами отклонения могут быть: наличие производства с длительным циклом, операции с ценными бумагами, безвозмездное получение товаров (работ, услуг, имущественных прав), переоценка стоимости имущества.

 

Внимание! Субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе использовать в бухгалтерском учете кассовый метод признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

 

При совмещении общего налогового режима и ЕНВД сумма выручки в декларации по налогу на прибыль будет меньше выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах. Сумму единого налога на вмененный доход в отчете о финансовых результатах показывают по отдельной строке, после показателя текущего налога на прибыль (Письмо Минфина России от 25 июня 2008 г. N 07-05-09/3). Это строка "Прочее" с кодом 2460.

Заинтересует налоговиков и разница между прямыми расходами, показанными в декларации по налогу на прибыль, и себестоимостью продаж из отчета о финансовых результатах. В этом случае инспектор может попросить представить учетную политику организации, где определен перечень прямых расходов.

ФНС России в Письме от 24 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2952@ указала, что налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить указанные затраты в прямые расходы, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Сумму расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационные расходы сравнивают с аналогичными показателями, отраженными в отчете о финансовых результатах (себестоимость продаж, коммерческие, управленческие, прочие расходы и т.д.). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например: применение разных методов начисления амортизации, разные методы оценки товарно-материальных ценностей, применение различных правил отражения процентов по полученным кредитам и займам, нормирование расходов (в налоговом учете), переоценка основных средств, формирование резервов и т.д.

Отметим, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Например, п. 9 ст. 258 НК РФ разрешает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01). Но если из бухгалтерской отчетности либо пояснений к ней не будет прослеживаться поступление основных средств, а в декларации амортизационная премия заявлена (строки 042 и 043 Приложения N 2 к листу 02), то вопросы у инспекторов обязательно возникнут.

При применении организацией ПБУ 18/02 разницу между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода отражают в бухгалтерской отчетности. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства показывают в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль отражают в отчете о финансовых результатах (п. 24 ПБУ 18/02).

Сумму налога на прибыль по декларации можно сравнить с аналогичным показателем отчета о финансовых результатах. Расхождение возможно, если в текущем периоде было выявлено искажение суммы налога на прибыль за прошедшие годы.

 

Внимание! Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций установлены Письмом ФНС России от 3 июля 2012 г. N АС-5-3/815дсп@.

 

Темпы роста расходов и доходов

 

Не понравится налоговикам несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности темпам роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженным в бухгалтерской отчетности. В этом случае вы будете являться кандидатом на выездную проверку (п. 4 Общедоступных критериев). Как правило, динамику данного показателя смотрят за несколько периодов.

Конечно, несоответствиям темпов роста могут быть и разумные объяснения. Например: изношенность оборудования потребовала дорогостоящего ремонта либо вовсе покупки нового, резкое подорожание ТМЦ и т.д.

 

Налоговый убыток

 

Если вы в декларации покажете убыток, то ждите вызова в налоговую инспекцию на комиссию по легализации объектов налогообложения.

Как правило, в обращении к налогоплательщику следует "просьба" перепроверить правильность формирования налоговой базы и сдать уточненную декларацию (прибыльную либо нулевую).

Чиновники утверждают, что такое предприятие попадает в группу налогоплательщиков, показатели деятельности которых соответствуют критериям отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок. В п. 2 Общедоступных критериев речь идет об осуществлении организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.

Претензии инспекторов вызывают недоумение. Ведь даже Минфин России не отрицает того, что косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода вне зависимости от наличия либо отсутствия доходов в этом периоде (Письмо Минфина России от 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/269). ФНС России также согласна, что все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года (Письмо от 21 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/6494).

В объяснительной записке следует отразить причину возникшего убытка (новое предприятие, сезонность продаж, отсутствие лицензии, реорганизация производства и т.д.). Также зачастую налоговые инспекторы просят расшифровать суммы расходов.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ В Межрайонную ИФНС России N 2│

│ по Рязанской области│

│ │

│ ООО "Стройтех"│

│ ИНН 6234005044│

│ Адрес: 390000, г. Рязань,│

│ ул. Маяковского, д. 49│

│ │

│ В ответ на ваше обращение за N 21/45-11 от 11.04.2014 сообщаем, что│

│ООО "Стройтех" было зарегистрировано 21.10.2013, ОГРН 6231234000810.│

│Основным видом деятельности Общества заявлено строительство. Речь идет о│

│капитальном ремонте объектов капитального строительства. Между тем в│

│соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624│

│данный вид работ может осуществляться только при наличии специального│

│допуска, выданного саморегулируемой организацией. Указанные допуски были│

│нами получены только в январе 2014 г. Поэтому в 2013 г. отсутствовала│

│реализация. При этом основная сумма убытка за 2013 г. сложилась за счет│

│общехозяйственных затрат, которые согласно учетной политике по налоговому│

│учету относятся к косвенным расходам. В соответствии с НК РФ данные│

│расходы были отнесены в полном объеме к расходам текущего налогового│

│периода. │

│ │

│17.04.2014 │

│ │

│Директор Петров /Петров А.В./│

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Не стоит соглашаться на искусственное "обнуление" декларации, ведь в прибыльные годы вы сможете снизить налоговую базу на сумму полученного ранее убытка. Перенос убытков на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за периодом получения убытка, и не ограничивается по сумме переносимого убытка в каждом налоговом периоде (п. п. 1 и 2 ст. 283 НК РФ).

 

Проверяем декларацию по НДС

 

Проверка согласованности показателей

 

Все данные проверяются на согласованность (выполнение контрольных соотношений) как внутри декларации по НДС, так и с другими отчетами текущего периода.

К примеру, при проверке декларации по НДС сопоставляют реализацию с суммой выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах.

При совмещении общего налогового режима и ЕНВД сумма выручки в декларации по НДС будет меньше выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах.

Инспектор сравнит и декларацию по НДС с декларацией по налогу на прибыль. Например, рассмотрен будет показатель реализации, отраженный в декларации по НДС, с суммой выручки от реализации в декларации по налогу на прибыль. Отклонения между этими показателями возможны, если какую-либо выручку организация учла в составе внереализационных доходов (например, выручку от сдачи имущества в аренду).

Следует учитывать, что декларация по НДС - квартальная, в отличие от декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах, которые составляют нарастающим итогом с начала года. Так что при проверке контрольных соотношений придется суммировать в пределах года данные деклараций по НДС. Либо можно брать разницу между годовой декларацией по прибыли и декларацией, сданной за девять месяцев. Аналогично поступают с бухгалтерской отчетностью.

Не понравится инспекторам, и если сумма НДС к вычету по ранее полученным авансам окажется больше НДС с реализации. Объяснений такой ситуации может быть несколько. Это возможно, если не прошла еще вся реализация, относящаяся к полученным авансам.

Возможно, вы не организовали раздельный учет по облагаемым и необлагаемым товарам (работам, услугам). Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма "входящего" НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

 

Внимание! Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость установлены Письмом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ШС-38-3/459дсп@.

 

Возмещение НДС

 

При подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, будьте готовы к проведению углубленной камеральной проверки.

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). По мнению чиновников, перечень истребуемых документов, предусмотренный ст. 172 НК РФ, не является закрытым. Указанный вывод прозвучал в Письмах Минфина России от 1 ноября 2011 г. N 03-07-08/302 и от 17 августа 2011 г. N 03-07-14/85. Данная позиция далеко не бесспорна, но если не хотите спорить с налоговиками, то запрашиваемые документы представить необходимо.

 

Внимание! По результатам камеральной проверки налоговый орган может принимать следующие решения (п. 3 ст. 176 НК РФ):

1) о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

2) об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

3) о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению;

4) решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

 

Высокая доля вычетов

 

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период не только привлечет внимание налоговиков, но и будет являться формальным поводом для выездной проверки (п. 3 Общедоступных критериев).

Опасная доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога зависит от региона. По состоянию на 1 августа 2013 г. этот предел составляет: в Москве - 91,20%, в Рязанской области - 86,60%, в Приморском крае - 93,00%.

 

Вычет из "нуля"

 

Можно ли принимать к вычету суммы НДС, если в налоговом периоде налогоплательщик не определяет налоговую базу?

Минфин России на протяжении многих лет считал, что нельзя. В последний раз он подтвердил это Письмом от 14 декабря 2011 г. N 03-07-14/124.

Однако под влиянием арбитражной практики Минфин России изменил свою позицию. В Письме от 19 ноября 2012 г. N 03-07-15/148 (направлено ФНС России для сведения нижестоящим налоговым органам Письмом от 7 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/20687@) финансисты сообщают: отсутствие налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в соответствующем налоговом периоде не должно являться причиной для отказа в принятии налога на добавленную стоимость к вычету.

 

Внимание! Плательщик НДС обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода вне зависимости от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.

 

Имейте в виду, что вычеты разрешено переносить на последующие периоды. В Письме Минфина России от 1 октября 2009 г. N 03-07-11/244 сообщается, что вычет можно применить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором у вас возникло право на вычет. Основание - п. 2 ст. 173 НК РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.