Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи воспитания детей в подготовительной группе



1. Формировать навыки учебной деятельности. Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам.

2. Развивать сохранные анализаторы, расширяя представление об окружающем мире, сопровождая свои действия словесными инструкциями.

3. Формировать умение ориентироваться в микро и макро пространстве по словесной инструкции.

4. Развивать зрительно-моторную координацию.

 

На практике использую следующие программы:

 

1. Программа воспитания и обучения в детском саду от 0 до школы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л.И. Плаксиной.

3. Коррекционная и социально-реабилитационная работа:

Развитие зрительного восприятия (Л.И. Плаксина).

Развитие осязания и мелкой моторики (В.З. Денискина, Л.И. Плаксина).

Социально-бытовая ориентировка (Л.И. Плаксина).

Программа воспитания и обучения незрячих детей дошкольного

возраста.

 

Использую конспекты коррекционно-развивающегося обучения И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой, развитие пространственной ориентировки Т.И. Нагаевой, развитие зрительно-моторной координации Л.В. Фомичевой.

Применяю в своей работе методы диагностики личностных особенностей детей и краткий анализ результатов диагностики.

В работе с родителями использую следующие формы работы – индивидуальные и коллективные: консультации.

В течение года проводила занятия для студентов УдГУ, слушателей курсов повышения квалификации.

Упорядочила картинки, пособия для детей с нарушением зрения. Изготовила карточки с цифрами по системе Брайля, подготовила консультацию для пед коллектива «Ориентировка в пространстве незрячих детей дошкольного возраста».

Прошла обучение на курсах повышения квалификации, получив диплом государственного образца по специальности «Педагогика. Коррекционно-педагогическая деятельность специалистов по тифлопедагогике в системе образовательных учреждений».

На текущий год ставлю своей задачей подтвердить I квалификационную категорию, разработать тему: ориентировка в пространстве незрячих детей дошкольного возраста.

САМОАНАЛИЗ

Загибалова Марина Куприяновна

Учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Педагогический стаж 25 лет, в данном учреждении 10 лет.

Последняя аттестация 11.04.2007 г.

 

На протяжении четырех лет работаю над темой «Ориентировка в пространстве незрячих детей».

В настоящее время возросло количество незрячих детей как в нашей стране, так и по всему миру. Ежегодно в РФ более чем 4 000 детям устанавливается инвалидность по зрению. В нашем учреждении тоже наблюдается рост количества незрячих детей. Если в 2009 году было три ребенка, то в 2012 году – семь детей. Исходя из этого, возникает необходимость психологической и педагогической помощи таким детям для того, чтобы незрячий ребенок мог в полной мере адаптироваться к окружающей жизни. Одной из проблем адаптации незрячего ребенка к окружающей жизни является ориентировка в пространстве.

Пространственная ориентировка – это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение предметов и свое положение относительно каждого из них. Незрячим доступны немногие предметы, способные служить им надежными ориентирами. Некоторые предметы оказываются не только ориентиром, но и признаком, по которому незрячий судит о наличии предмета. Этот предмет в качестве нового ориентира или мешающего препятствия может существенно повлиять на поведение незрячего. Незрячий должен постоянно держать в поле своего внимания все, даже самые слабые, приходящие извне раздражения, сигнализирующие любое изменение среды. К этим сигнализирующим ощущениям и восприятиям относятся световые (при наличии остаточного зрения), слуховые, обонятельные и прочие раздражения.

Изучая эту проблему, я прошла курсы повышения квалификации в Московском психолого-социальном институте по специальности «Педагогика. Коррекционно-педагогическая деятельность специалистов по тифлопедагогике в системе образовательных учреждений», где прослушала лекции об ориентировке в пространстве незрячих детей с помощью трости, обучение незрячих детей по системе Брайля (точечное письмо). Изучила методическое пособие Е.Н. Подколзиной «Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания». Ознакомилась с работами В.З. Денискиной «Учимся улыбаться», Ю.И. Петрова «Особенности ориентировки незрячих в пространстве», В.С. Свердлова «Методика обучения слепых ориентировке в большом пространстве».

Начинаю работу с незрячими детьми по ориентировке в пространстве с диагностики, которая дает полные данные о владении незрячим ребенком на данном этапе умениями ориентироваться в пространстве.

Особенности работы по ориентировке в пространстве заключаются в том, что незрячие дети приходят с разным уровнем подготовки, с разным развитием психических процессов, с разной жизненной позицией, от этого зависит степень усвоения знаний по ориентировке в пространстве.

Очень часто для незрячих слово является «пустым звуком». Ребенок слыша и повторяя слово, не знает, что оно обозначает, не может соотнести слово и действие. Для этого я в своей работе использую обследование модели человека, пальчиковые игры, игры с движениями, игры типа «Я скажу, а ты покажи». Такие игры использую на каждом занятии, доводя движения до автоматизма. Параллельно этому обучаю детей ориентировке на плоскости стола, используя при этом фланелеграф, различный раздаточный материал, рельефно-графические картинки. Веду подготовку к освоении тифлографики по следующим направлениям: развитие сохранных анализаторов рук, восприятие рельефного изображения и воспроизведение рельефного изображения. По мере освоения микро пространства переходим к макро пространству, осваиваем помещение детского сада, переходим на участок и территорию детского сада, для этого вводим трость как инструмент страховки и продолжение познания встречающихся на пути предметов.

Освоение пространства незрячими детьми дошкольного возраста является важнейшей задачей воспитания и обучения в детском саду, ведущей к развитию личности, способной принимать полноценное участие в жизни современного общества. Считаю необходимым продолжать работу по этой теме.

 

Календарный план работы

На 2013-2014 учебный год

Младшая группа №6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.