ГЛАВА 1. МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫСтр 1 из 25Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Настоящий Сборник содержит нормы и расценки на механизированную и ручную разработку, перемещение и укладку грунта при строительстве постоянных и временных земляных сооружений. Нормы настоящего Сборника не учитывают условия разработки вечномерзлых грунтов и плывунов. 2. Расчистка мест разработки и отсыпки грунта от древесных и кустарниковых зарослей и очистка кузовов транспортных средств от вязкого, сильно налипающего и намерзающего грунта нормами и расценками настоящего Сборника не предусмотрены и нормируются дополнительно. 3. Грунты в зависимости от трудности их разработки, перемещения и укладки объединены в группы «Механизированные земляные работы» и «Ручные земляные работы». В прил. 1 для справочных целей приведены перечень и краткая характеристика грунтов, учтенных в Сборнике. 4. Нормами и расценками предусмотрены грунты естественной влажности, т.е. не находящиеся во время разработки под непосредственным воздействием грунтовых, проточных или дождевых вод. 5. К мерзлым грунтам относятся грунты, содержащие в своем составе лед, изменяющий их структуру и свойства, присущие грунтам до замерзания. 6. Грунты галечные и песчаные, имеющие отрицательную температуру, но не сцементированные льдом вследствие их малой влажности, а также крупнообломочные и скальные грунты в зимнее время, нормируются как немерзлые грунты. 7. Нормы настоящего Сборника исчислены на единицу объема работ по обмеру в состоянии естественной плотности (кроме особо оговоренных случаев). При разработке немерзлых грунтов в отвалах (насыпях) замеренный объем пересчитывается на объем грунта в состоянии естественной плотности с учетом указаний, приведенных в прил. 1. 8. Толщина слоев уплотнения и глубина слоев рыхления и разработки грунтов приведены в параграфах по обмеру в естественном залегании. 9. Работы по содержанию в исправном состоянии грунтовых землевозных дорог производятся с применением дорожных машин и нормируются по сб. Е20, вып. 2 «Автомобильные дороги и искусственные сооружения». 10. Работы по водоотливу оплачиваются повременно. 11. Нормами Сборника не учтены перерывы в работе, вызываемые движением поездов при выполнении земляных работ на железнодорожных путях. Эти перерывы следует оплачивать дополнительно во всех случаях, когда по условиям безопасности работы, выполняемые на пути (земляном полотне), должны быть прекращены на время прохода поезда как по пути, на котором производится работа, так и по соседнему пути. Оплата производится исходя из тарифных ставок, присвоенных рабочим разрядов и следующей длительности перерывов на пропуск: грузового поезда - 5 мин; пассажирского - 3 мин; отдельного локомотива - 2 мин. 12. Нормами Сборника предусмотрено выполнение работ с соблюдением правил техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». 13. В таблицах норм на работу с применением машин кроме Н. вр. рабочих в чел.-ч в скобках указаны Н. вр. на работу машин в маш.-ч. 14. Нормами и расценками настоящего Сборника учтена, но не оговорена в составах работ подноска и относка материалов на расстояние до 30 м, за исключением случаев, особо оговоренных в соответствующих параграфах. 15. Тарификация работ произведена в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих, вып. 3, разделом «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», утвержденным 17 июля 1985 г. Наименование профессий машинист и помощник машиниста экскаватора: машинист бульдозера, машинист грейдера прицепного, машинист автогрейдера, машинист баровой установки, машинист скрепера, машинист грейдер-элеватора, машинист бурильно-крановой машины, машинист грунто-уплотняющей машины и машинисты других строительных машин для краткости именуются в сборнике, соответственно, машинистами и помощниками машинистов. 16. Нормами и расценками предусмотрено качество выполняемых работ в соответствии с требованиями СНиП III-8-76 «Земляные сооружения». 17. Расценки машинистов 6 разр., занятых управлением мощными и особо сложными строительными машинами, подсчитаны по повышенным часовым тарифным ставкам. ГЛАВА 1. МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ Техническая часть Таблица 1 Распределение немерзлых грунтов на группы в зависимости от трудности их разработки механизированным способом
* Разработка моренных грунтов при наличии валунов весом св. 50 кг (средний размер св. 30 см) в количестве по объему св. 15 % для песков моренных и суглинков тяжелых моренных и св. 30 % для супесков и суглинков моренных нормируется по местным нормам. Примечание. Отнесение грунтов к I-IV группам, а пестроцветных моренных глин к VI группе (п. 7) произведено в условиях разработки их без предварительного рыхления. Порядок нормирования разрыхленных грунтов I-IV групп указан в п. 3 Техн. ч. гл. 1. К V-IV группе отнесены грунты (кроме пестроцветных моренных глин - п. 7), разрабатываемые одноковшовыми экскаваторами после предварительного разрыхления. Таблица 2 Распределение мерзлых грунтов на группы в зависимости от трудности их разработки механизированным способом
1. Нормы и расценки настоящей главы предусматривают разработку немерзлых грунтов I - IV групп в естественном состоянии. Тяжелые грунты, а также грунты с примесями, разработка которых в естественном состоянии затруднена, подлежат предварительному рыхлению. Необходимость рыхления грунта определяется в каждом конкретном случае исходя из местных условий (плотности грунта, характера и количества примесей, мощности и состояния машины). 2. Разработка машинами ранее разрыхленных немерзлых грунтов нормируется следующим образом: при работе экскаваторов - по нормам для грунтов на одну группу ниже (грунты II по I; III по II; IV по III); при работе скреперов, бульдозеров, грейдеров и грейдер-элеваторов - по тем же группам грунтов. 3. Нормами предусмотрена разработка грунта естественной влажности. При разработке вязкого грунта повышенной влажности, сильно налипающего на стенки и зубья ковша экскаватора, а также на катки и ленту транспортера многоковшового экскаватора, Н. вр. и Расц. умножать для одноковшовых экскаваторов (§ Е2-1-7 - Е2-1-17) до 1,1 (ТЧ-1), а для многоковшовых экскаваторов (§ Е2-1-18 - Е2-1-20) до 1,25 (ТЧ-2). Величина коэффициента устанавливается на месте в зависимости от степени налипания грунта и оформляется актом. Установленный коэффициент применяется только на объем вязкого сильноналипающего грунта. 4. При разработке экскаватором в зимнее время немерзлого грунта, намерзающего на зубья и стенки ковша, Н. вр. и Расц. § Е2-1-7 - Е2-1-17 умножать на 1,1 (ТЧ-3). 5. Очистка ковша и других частей экскаватора от налипающего грунта, а в зимнее время от намерзающего грунта предусмотрена помощником машиниста без дополнительной оплаты. При обслуживании экскаватора одним машинистом (без помощника) для выполнения этих работ при необходимости назначается землекоп 2 разр. со сдельной оплатой. Расценки для землекопа определяются путем деления тарифной ставки 2 разр. на норму выработки экскаватора. 6. При разработке грунта в забоях с мокрой подошвой с передвижкой экскаватора по настилам и сланям Н. вр. и Расц. на разработку грунта экскаватором умножать: при глинистом грунте на 1,2 (ТЧ-4), при прочих грунтах на 1,1 (ТЧ-5). Изготовление щитов для настила нормируется отдельно. Для укладки щитов настила и сланей производитель работ назначает в помощь экскаваторной бригаде землекопов 2 разр., в соответствии с объемом работ со сдельной оплатой. Расценки для землекопов определяются делением суммы тарифных ставок 2 разр. на норму выработки экскаватора. 7. При черпании грунта экскаватором-драглайном, обратной лопатой и грейфером из-под воды Н. вр. и Расц. умножать при глубине воды, м:
Глубина воды определяется замерами в начале и конце смены и принимается как среднее их величин. 8. Нормами настоящей главы предусмотрена разработка грунта одноковшовыми экскаваторами при угле поворота стрелы до 135°. При разработке грунта с углом поворота стрелы в среднем св. чем 135° Н. вр. и Расц. умножать на 1,1 (ТЧ-10). 9. Нормами настоящей главы предусмотрена разработка грунта одноковшовыми экскаваторами в забоях, свободных от подземных коммуникаций и наземных мешающих предметов. Если подземные коммуникации, а также наземные предметы не устранены, то Н. вр. и Расц. на разработку грунта экскаваторами умножать на 1,2 (ТЧ-11). Этот коэффициент применяется только для объема грунта, разрабатываемого в стесненных условиях, а именно: при наличии наземных мешающих предметов (деревьев, крупных пней, столбов, проводов и т.п.) - для объема грунта, находящегося от мешающего предмета в пределах вылета стрелы экскаватора; при наличии подземных коммуникаций - для объема грунта, находящегося на расстоянии до 2 м от мешающих предметов. При одновременном наличии как наземных предметов, так и подземных коммуникаций величина коэффициента увеличивается. Применение этого коэффициента должно быть обосновано соответствующим актом. 10. Нормами настоящей главы предусмотрена разработка экскаваторами скальных пород (V и VI группы), предварительно разрыхленных взрывами, а мерзлых грунтов (Iм-IIIм группы) - взрывами или механическими средствами (клин-молотами, баровыми машинами и т.д.). Взрывные работы должны производиться в объеме, обеспечивающем не менее сменной производительности экскаватора. Разрыхление скального или мерзлого грунта должно производиться до требуемого габарита. Отодвигание ковшом экскаватора отдельных негабаритных кусков породы в сторону нормами и расценками учтено и дополнительно не оплачивается. Негабаритные куски породы в объем разработки включаются только после дополнительного разрыхления их и погрузки в транспортные средства или укладки в сооружения или в отвал. 11. При разработке легких грунтов экскаваторами, оборудованными ковшами с зубьями увеличенной вместимости по сравнению с указанной в характеристике экскаватора, помещаемой в соответствующих параграфах, Н. вр. и Расц. принимать по фактической (увеличенной) вместимости ковша с умножением их на 1,1 (ТЧ-12). 12. При разработке экскаваторами грунта и балласта с перевозкой их железнодорожными составами нормальной колеи с выходом поездов на перегоны, находящиеся во временной или постоянной эксплуатации, а также на перегоны, на которых открыто рабочее движение поездов, нормы времени экскаваторов устанавливаются в каждом отдельном случае на основании проекта производства работ в зависимости от графика подачи порожняка под погрузку, согласованного с отделом временной эксплуатации или с управлением дороги. 13. При разработке грунта одноковшовыми экскаваторами с погрузкой в транспортные средства необходимые типы машин рекомендуется подбирать с учетом вместимости ковша экскаватора. 14. Правильная организация перемещения грунта решающим образом обеспечивает выполнение экскаваторами норм выработки. Количество необходимых транспортных средств (Н) определяется делением расчетной продолжительности рейса на расчетную продолжительность погрузки одного транспортного прибора (автомобиль, поезд) по формуле Н = Тн + Туст.н + Тр + Туст.р + Тм + Тпр/Тн + Туст.н, где Тн - продолжительность погрузки транспортного прибора (автомобиля, поезда), мин; Туст.н - продолжительность установки транспортного прибора под погрузку, мин; Тр - продолжительность разгрузки транспортного прибора, мин; Туст.р - продолжительность установки транспортного прибора под разгрузку, мин; Тм - продолжительность технологических перерывов, возникающих в течение рейса (маневры, пропуск встречного прибора на разъезде), мин; Тпр - продолжительность пробега в оба конца транспортного прибора, мин. Продолжительность элементов рейса (Тн, Туст.н, Тпр, Тр, Tуст.р и Тм) определяется для каждого объекта на основе выборочных замеров времени, отражающих фактические условия работ. Полученное расчетное число транспортных приборов округляется до ближайшего целого числа. 15. Расстояние перемещения разрабатываемых грунтов механизированным способом определяется: при работе скреперов - как полусумма расстояний набора грунта, груженого хода, разгрузки и порожнего хода, т.е. как половина всего пути за один цикл; при работе бульдозеров, грейдеров и грейдер-элеваторов - как среднее расстояние между осями (серединой) разрабатываемого и отсыпаемого объема грунта. 16. Норма производительности экскаваторов в смену определяется по формуле: Н = ТЕЦКвмКв, где Н - норма производительности экскаватора за смену, м3; Т -продолжительность смены, мин; Е - геометрическая вместимость ковша, м3; Ц - число циклов в одну мин; Квм - коэффициент использования вместимости ковша (отношение объема грунта в естественном залегании, разрабатываемого за одну экскавацию, к геометрической вместимости ковша); Кв - коэффициент использования экскаватора по времени в смену. Норма времени экскаватора на 1 м3 грунта в маш.-ч определяется делением продолжительности смены в часах на норму производительности экскаватора в м3. 17. Нормами и расценками настоящей главы учтены, но не оговорены в составах работ вспомогательные операции, обеспечивающие нормальное использование машин, в том числе: осмотр, опробование, передача машин при смене бригад; заправка машин горючесмазочными материалами и водой, уход за машиной в процессе работы (мелкий крепежный ремонт, смазка и т.д.), вывод экскаватора за пределы опасной зоны на время взрыва при разработке мерзлых и скальных грунтов, переноска кабеля электрических экскаваторов и т.д. 18. Нормами и расценками настоящей главы предусмотрено перемещение машин своим ходом в начале смены от места ночной стоянки до места работы и в конце смены от места работы до места ночной стоянки на расстояние: экскаваторов - до 100 м, землеройно-планировочных машин - до 1000 м, остальных машин - до 500 м. Таблица 3 Нормы времени и расценки на 1 км перемещения машин
Кроме того, учтено перемещение машин в процессе работы - по фронту работ или на расстояния, указанные в параграфах. Перемещение машин в начале или в конце смены на расстояние, свыше указанного выше, а в процессе работы - свыше указанного в параграфах, а также разовые переброски машин своим ходом в течение смены в пределах объекта работ оплачивается дополнительно по нормам табл. 3. 19. Приведение машины в рабочее положение включает установку машины на рабочем месте с закреплением ее в этом положении (при необходимости), а также приведение рабочего органа в положение для работы, стоянки или перемещения. 20. Нормами и расценками настоящей главы предусмотрено, что на одноковшовом экскаваторе с механическим приводом с ковшом вместимостью до 0,65 м3 и на одноковшовом экскаваторе с гидравлическим приводом с ковшом вместимостью до 1 м3 работает один машинист, а на экскаваторах соответствующих видов с ковшом большей вместимости и на многоковшовом экскаваторе работают двое рабочих: машинист и помощник машиниста. Если по условиям эксплуатации обеспечение работоспособности и производительности одноковшового экскаватора с механическим приводом с ковшом вместимостью св. 0,65 м3, одноковшового экскаватора с гидравлическим приводом с ковшом вместимостью св. 1 м3 и многоковшового экскаватора может осуществляться одним машинистом без помощника, то Н. вр. рабочих следует умножать на 0,55, Расц. - на 0,65, а Н. вр. экскаватора (указанную в скобках) - на 1,1 (ТЧ-13). Если по условиям эксплуатации обеспечение работоспособности и производительности одноковшового экскаватора с механическим приводом с ковшом вместимостью 0,25-0,65 м3 и одноковшового экскаватора с гидравлическим приводом с ковшом вместимостью 0,25-1 м3 не может выполняться одним машинистом (неблагоприятные климатические условия, работа на отдельно стоящей машине в значительном удалении от ремонтной базы, сложный рельеф местности, дополнительные требования по технике безопасности и др.), в состав звена временно может быть включен помощник машиниста. При этом Н. вр. рабочих, работающих на экскаваторе с механическим приводом с ковшом вместимостью 0,25-0,4 м3 и одноковшового экскаватора с гидравлическим приводом с ковшом вместимостью 0,25-1 м3 следует умножать на 1,8., Н. вр. экскаватора (указанную в скобках) - на 0,9 (ТЧ-14); Н. вр. рабочих, работающих на экскаваторах с механическим приводом с ковшом вместимостью св. 0,4 до 0,65 м3 следует умножать на 1,6, Н. вр. экскаватора (указанную в скобках) - на 0,8, а Расц. пересчитывать исходя из тарифной ставки звена, учитывающей разряд помощника машиниста (ТЧ-15). Решение о включении в состав звена помощника машиниста принимается руководителем организации, в списочном составе которой числится машинист экскаватора, по согласованию с комитетом профсоюза. 21. Обслуживание электросилового оборудования экскаватора с электрическим приводом, с питанием от внешней сети, устранение мелких неисправностей электрооборудования, уборка и переключение кабелей выполняются электромонтером по обслуживанию электрооборудования с повременной оплатой труда. 22. При перемещении машин на новый объект работы труд рабочих, обслуживающих и сопровождающих машины, оплачивается повременно в соответствии с присвоенными им разрядами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|