Прогнозирование инвестиционного рынка
1.1 Понятие и сущность инвестиционного рынка. Основные сегменты
Инвестиционный рынок — сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена. Соотношение этих элементов рынка постоянно меняется под влиянием множества различных факторов как общеэкономического, так и внутри рыночного характера. Каждый инвестор должен знать состояние рынка, правильно оценивать его, уметь прогнозировать изменение ситуации, чтобы выживать и развиваться в условиях рынка. В принятии грамотных, экономически обоснованных инвестиционных решений ключевыми факторами являются финансы предприятия и его менеджмент, который невозможен без знания особенностей инвестиционного рынка. Именно эти знания ложатся в основу разработки эффективной инвестиционной стратегии бизнеса и формирования инвестиционного портфеля. Ошибки и просчеты инвестора в оценке инвестиционного рынка могут повлечь снижение уровня доходов, увеличить риск полной потери капитала. Условия осуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретают специфические формы, отражающие особенности взаимодействия субъектов инвестирования в системе рыночных отношений: 1) Наличие значительного инвестиционного капитала с диверсифицированной по формам собственности структурой, характеризующейся преобладанием частного инвестиционного капитала по сравнению с государственным; 2) Многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспекте отношений собственности и институциональной организации, разделение функций государства и частных инвесторов в инвестиционном процессе; наличие разветвленной сети финансовых посредников, способствующих реализации инвестиционного спроса и предложения; 3) Наличие развитого много сегментного рынка объектов инвестиционной деятельности, выступающих в форме инвестиционных товаров; 4) Распределение инвестиционного капитала по объектам инвестирования в соответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестиций через механизм инвестиционного рынка. Степень активности инвестиционного рынка, соотношение отдельных его элементов определяются путем изучения рыночной конъюнктуры, определяющей соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции.
Сегменты инвестиционного рынка
Инвестиционный рынок следует рассматривать как совокупность отдельных рынков объектов реального и финансового инвестирования. Рынок объектов реального инвестирования объединяет рынки прямых капитальных вложений, приватизируемых объектов и объектов недвижимости. Рынок капитальных вложений является одним из наиболее значимых сегментов отечественного инвестиционного рынка. Формой инвестирования на этом рынке выступают капитальные вложения в новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Рынок приватизируемых объектов получил широкое развитие в связи с процессами приватизации государственных предприятий. Предметом реального инвестирования на этом рынке являются предприятия, которые продаются на аукционах или полностью выкупаются трудовыми коллективами. Рынок недвижимости является самостоятельным элементом инвестиционного рынка в связи с его спецификой и существенными перспективами развития и расширения. Рынок объектов финансового инвестирования включает фондовый рынок (рынок ценных бумаг), рынок объектов тезаврации и денежный рынок. Основная функция фондового рынка состоит в мобилизации средств с помощью ценных бумаг для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности реального сектора экономики. Кроме того, фондовый рынок выполняет важнейшую информационную функцию, так как ситуация на нем информирует инвесторов об экономической конъюнктуре и дает ориентиры для размещения капиталов. Состояние фондового рынка имеет важное значение для стабильного развития экономики; крах фондового рынка может вызвать кризис в экономике. Рынок объектов тезаврации, служащий для совершения операций по инвестированию в драгоценные металлы, предметы коллекционирования и другие ценности, пока не играет заметной роли в экономике нашей страны. Денежный рынок справедливо включен в состав инвестиционного рынка самостоятельным сегментом, поскольку часть его формируется с помощью таких объектов финансового инвестирования, как банковские депозитные вклады и иностранная валюта.
1.2 Конъюнктура инвестиционного рынка
Конъюнктура инвестиционного рынка характеризуется цикличностью. Обычно выделяют четыре основные стадии изменения рыночной конъюнктуры: подъем, бум, ослабление и спад1. Подъем конъюнктуры связан с оживлением экономики в целом. Характерными для него являются рост объема спроса на объекты инвестирования, повышение уровня цен на них, развитие конкуренции среди инвестиционных посредников. Конъюнктурный бум характеризуется резким возрастанием спроса на все объекты инвестирования. При этом спрос не полностью удовлетворен предложением, имеющимся на рынке, растут цены на объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов и посредников. Ослабление конъюнктуры связано со снижением инвестиционной активности в результате спада в экономике в целом. Происходит практически полное насыщение спроса на объекты инвестирования с некоторым избытком их предложения. Сначала стабилизируется уровень цен на большинство объектов инвестирования, затем они медленно снижаются вместе с доходами инвесторов и инвестиционных посредников. Признаком конъюнктурного спада инвестиционного рынка является низкий уровень спроса и предложения объектов инвестирования, хотя уровень предложения превышает спрос. При этом существенно снижаются цены на объекты инвестирования, доходы участников рынка падают до самого низкого уровня, возможны даже убытки в отдельных сферах инвестиционной деятельности. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает мониторинг, анализ и прогнозирование конъюнктуры. Мониторинг предусматривает текущее наблюдение за инвестиционной активностью. Основное внимание уделяется тем сегментам рынка, в которых осуществляется инвестиционная деятельность. В основе мониторинга лежит постоянное наблюдение за изменением системы показателей, характеризующих спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, результаты которого отражаются на графиках, в таблицах, диаграммах и других формах наблюдений. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка обеспечивает выявление тенденций ее развития на основе исследования особенностей отдельных сегментов и тех изменений, которые происходят на рынке по сравнению с предшествующим периодом. Анализ текущей конъюнктуры рынка предполагает расчет аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру на основе информации, собранной в процессе мониторинга, а затем определение предпосылок к изменению текущего конъюнктурного цикла. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка необходимо для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного портфеля. Основная цель прогноза состоит в определении факторов, в перспективе определяющих конъюнктуру рынка. Для составления прогноза необходимо определить горизонт прогнозирования, выбрать методы и провести прогнозные расчеты. Горизонт прогнозирования может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз связан с выработкой инвестиционной стратегии и формированием инвестиционного портфеля, включающего крупномасштабные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Долгосрочный прогноз может разрабатываться на срок свыше трех лет. Среднесрочный прогноз необходим для корректировки инвестиционной стратегии предприятия, формирования инвестиционного портфеля за счет отдельных не слишком капиталоемких реальных инвестиционных проектов, долгосрочных финансовых инструментов, реинвестирования капитала, вложенного в неэффективные проекты. Среднесрочный прогноз разрабатывается на срок от одного года до трех лет. Краткосрочный прогноз необходим для выработки тактики инвестирования и формирования инвестиционного портфеля за счет различных краткосрочных финансовых инструментов. Такой прогноз составляется на основе учета влияния на конъюнктуру инвестиционного рынка факторов, имеющих кратковременный, случайный характер. Период составления краткосрочного прогноза не превышает одного года. В современных условиях прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка осуществляется двумя методами: фундаментальным и техническим. Фундаментальный метод основан на изучении общеэкономических и внутри рыночных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и определении возможного изменения этих факторов в прогнозируемом периоде. Технический метод основан на распространении выявленной конъюнктурной тенденции на прогнозируемый период. Фундаментальный метод в большей степени используется для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, технический - для краткосрочных прогнозов. Часто эти методы дополняются методом экспертных оценок. Процесс изучения инвестиционного рынка осуществляется последовательно, как правило, сверху вниз. Сначала осуществляется оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка, затем дается оценка и прогноз инвестиционной привлекательности отраслей, подотраслей экономики и отдельных регионов. С учетом макроэкономических, отраслевых и региональных прогнозов оценивается инвестиционная привлекательность предприятий.
1.3 Структура инвестиционного рынка
Обособление реального и финансового капиталов лежит в основе выделения двух основных форм функционирования инвестиционного рынка: первичного — в форме оборота реального капитала и вторичного — в форме обращения опосредствующих перелив реального капитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка,связанный с вложениями в определенные виды реальных нематериальных активов — научно-техническую продукцию, интеллектуальный потенциал. Инвестиционный спрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. 1) Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование. 2) Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей. Инвестиционное предложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: 1) вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды; 2) оборотные средства; 3) ценные бумаги; 4) научно-техническая продукция; 5) имущественные и интеллектуальные права и др. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал. Воплощая инвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объекты инвестиционной деятельности, выступающие в форме инвестиционных товаров, находятся на различных, противостоящих полюсах инвестиционного рынка. В зависимости от исходной позиции анализа инвестиционный рынок можно рассматривать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещающего инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Данный подход обусловлен осмотренным выше двойственным характером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционные товары), и отражает специфику инвестиций в рыночных условиях. Рынок инвестиционного капитала. На рынке инвестиционного капитала осуществляется движение инвестиций. Он характеризуется предложением инвестиционного капитала со стороны инвесторов, выступающих при этом в роли продавцов, и спросом на инвестиции .со стороны субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли покупателей. Инвестиционный капитал составляют элементы капитальных ценностей, которые могут принимать как материальную, так и денежную форму. Несмотря на разнообразие форм инвестиций, как уже отмечалось, все они являются результатом накопления капитала. Обмен инвестиций на рынке инвестиционного капитала производится исходя из ожидаемой отдачи от них в будущем, которая должна превосходить доход. Инвестиционные товары. Объекты инвестиционных вложений составляют особый вид товаров, представленных элементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе. Инвестиционные товары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать в материальной форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой является способность приносить доход. Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосредственно обращаться на инвестиционном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающими право на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясь на инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собственные формы и закономерности функционирования.
2. Экономическая эффективность инвестиционного рынка 2.1 Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка
Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка позволяют определить инвестиционный климат в стране и эффективность инвестиционной деятельности на отдельных этапах экономического развития. Изучение макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка начинается с формирования круга первичных показателей, отражающих состояние инвестиционного климата и текущей конъюнктуры. Эти показатели встраиваются в систему мониторинга инвестиционного рынка и охватывают основные параметры, определяющие его макроэкономическое развитие в целом: основные показатели развития рынка капитальных вложений, показатели развития рынка недвижимости и приватизируемых объектов, а также фондового и денежного рынков. Основной информационной базой для осуществления системы мониторинга являются статистические данные. Периодичность построения системы мониторинга зависит от сроков представления и публикации статистической отчетности: один раз в квартал, а по важнейшим показателям - ежемесячно. Результаты организованного постоянного мониторинга накапливаются в табличной или графической форме. На основе накопленной первичной информации проводится анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка. С учетом целей и направлений инвестиционной деятельности инвестор строит систему аналитических показателей, характеризующих рынок, определяет показатели динамики, индексы, коэффициенты соотношения и эластичности. При анализе текущей конъюнктуры инвестиционного рынка важным является выявление общей тенденции динамики и ее связи с фазами экономического развития страны. Известно, что наиболее существенные изменения конъюнктуры происходят при смене фаз циклического развития экономики. Экономический цикл развития включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Характер этих фаз определяет длительные колебания конъюнктуры инвестиционного рынка. Так, фаза кризиса в первую очередь затрагивает инвестиционную сферу и в наибольшей степени проявляется в ней, так как сжатие объемов производства приводит к резкому сокращению объемов инвестиций. Эта фаза вызывает ослабление конъюнктуры инвестиционного рынка. Депрессия является нижней точкой кризиса и означает застой в экономике, снижение производства многих видов продукции, остановку отдельных производств, банкротство предприятий. Для этой фазы характерен резкий конъюнктурный спад на инвестиционном рынке. Фаза оживления начинается с увеличения спроса на инвестиционные товары, постепенного обновления основного капитала и роста реальных капитальных вложений. В результате восстанавливается докризисный объем инвестиционной деятельности и начинается подъем конъюнктуры инвестиционного рынка. Подъем экономики как наиболее благоприятная фаза экономического цикла развития характеризуется масштабным обновлением основного капитала, резким увеличением активной части основных производственных фондов, что вызывает значительное увеличение объема инвестиционной деятельности. С началом подъема в экономике наступает конъюнктурный бум на инвестиционном рынке. Фазы, характеризующие состояние экономики и уровень инвестиционной привлекательности, имеют различную продолжительность. В странах с развитой рыночной экономикой продолжительность экономических циклов постоянно снижается и в настоящее время достигает 4-5 лет. В России в связи с крайне низкими темпами научно-технического прогресса, неэффективной структурой производства, обвалом инвестиционной сферы, ограниченностью инвестиционных ресурсов продолжительность фаз циклического развития экономики значительно больше. Завершает процесс изучения макроэкономических показателей инвестиционного рынка разработка прогноза развития на основе предстоящих изменений условий, влияющих на его деятельность. Информационной базой таких исследований могут являться различные государственные программы развития экономики страны в целом и отдельных сфер экономической деятельности. Среди факторов и условий, влияющих на развитие инвестиционного рынка, отмечаются: прогнозируемая динамика валового внутреннего продукта, национального дохода и объема производства продукции; изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление; изменение налогового регулирования инвестиционной и других видов предпринимательской деятельности; изменение ставки рефинансирования Банка России; развитие приватизационных процессов; развитие фондового рынка; изменение условий получения кредитов; изменения на денежном рынке и т.д. Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка являются основой для формирования инвестиционной привлекательности отраслей и под отраслей экономики, а также отдельных регионов.
2.2 Инвестиционная привлекательность отраслей экономики и регионов
Основная цель изучения инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов состоит в обеспечении диверсификации их деятельности, особенно в сфере реального инвестирования. Для инвестора, принимающего инвестиционное решение, важно определить, в какой отрасли и в экономическом регионе с наибольшей эффективностью может быть осуществлен конкретный инвестиционный проект, какие направления инвестиций будут иметь наилучшие перспективы, и обеспечат высокий доход на вложенный капитал. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов осуществляются теми же методами и в той же последовательности, что и на макроэкономическом уровне (мониторинг системы информативных показателей; построение системы аналитических показателей, их анализ и оценка; прогнозирование инвестиционной привлекательности). При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности отраслей экономики важно учитывать роль отдельных отраслей в экономике страны, перспективность и эффективность их развития, степень государственной поддержки этого развития, уровень инвестиционных рисков, характерных для различных отраслей, и другие синтетические (обобщающие) показатели. Каждый из синтетических показателей оценивается по совокупности входящих в него аналитических составляющих, расчет которых основан на статистических данных и прогнозных оценках. При оценке уровня эффективности деятельности отрасли в качестве аналитического показателя может быть принят уровень прибыльности используемых активов. Он рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (или балансовой прибыли) к общей сумме используемых активов. Кроме того, должны учитываться фактор инфляции, политика налогообложения продукции и прибыли, уровень затрат, отпускные цены на продукцию и другие факторы. Перспективность развития отрасли как один из важнейших критериев оценки инвестиционной привлекательности изучается на основе показателей доходности и риска, направлений, темпов и форм приватизации, оценки уровня экспортного потенциала продукции и уровня ее ценовой защищенности от импорта, инфляционной защищенности производимой продукции и т.д. Оценка уровня перспективности развития отрасли ведется по следующим аналитическим показателям: значимость отрасли в экономике (фактическая и прогнозируемая доли продукции в валовом внутреннем продукте с учетом структурной перестройки экономики); устойчивость отрасли к экономическому спаду в экономике в целом (показатели соотношения динамики объема производства отрасли и ВВП страны); социальная значимость отрасли (показатель численности занятых работников); обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ресурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет собственных средств отрасли, доля собственного капитала в используемых активах). Степень государственной поддержки развития отрасли характеризуется такими аналитическими показателями, как объемы государственных капитальных вложений и государственного кредитования, налоговые льготы и т.п. Аналитическими показателями оценки уровня инвестиционных рисков Отрасли являются: уровень внутренней конкуренции (общее число предприятий, в том числе занимающих монопольное положение на рынке); уровень инфляционной устойчивости продукции (показатель соотношения динамики уровня цен на основную продукцию и индекса оптовых цен по стране); уровень социальной напряженности (показатель среднего уровня заработной платы работников в сопоставлении с реальным уровнем прожиточного минимума в стране) и др. В процессе оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей важно учитывать их жизненный цикл, состоящий из фаз рождения, роста, расширения, зрелости и спада. Фаза рождения характеризует разработку и внедрение принципиально новых видов товаров и услуг, потребность в которых вызывает строительство новых предприятий, составляющих в дальнейшем самостоятельную под отрасль, а затем и отрасль. Для данной фазы характерны значительные объемы инвестиций, минимальная прибыль и отсутствие дивидендных выплат по акциям. Фаза роста связана с признанием потребителями новых видов товаров, быстрым ростом спроса на них. На этой фазе инвестирование ведется высокими темпами, растут прибыли предприятия, осуществляются выпуски акций, а дивиденды зачастую выплачиваются в виде дополнительных акций. Фаза расширения является периодом между высокими темпами роста числа новых предприятий в отрасли и стабилизацией этого роста. На этой стадии продолжается инвестирование в новое строительство, но основной объем инвестиций направляется на расширение имеющихся производственных объектов, стабилизируется рост числа новых предприятий, продолжается эмиссия новых выпусков акций, начинается выплата дивидендов наличными деньгами. Однако основное направление в дивидендной политике в этот период предполагает выплату дивидендов в виде дополнительных акций и дробление уже имеющихся акций. Фаза зрелости определяет период наибольшего объема спроса на товары отрасли, совершенствования качественных характеристик выпускаемой продукции. Основной объем инвестиций направляется на модернизацию оборудования и техническое перевооружение производства. Это одна из самых продолжительных стадий жизненного цикла отрасли. Для товаров постоянного спроса, не подверженных влиянию научно-технического прогресса, фаза зрелости является последней в жизненном цикле (например, отрасли сельскохозяйственного производства, сырьевой промышленности и т.п.). Предприятия отраслей, находящихся в фазе зрелости, получают максимальные размеры прибыли, выплачивают высокие дивиденды наличными деньгами. Фаза спада завершает жизненный цикл отрасли и характеризует период резкого уменьшения спроса на продукцию в связи с развитием новых отраслей, товары которых заменяют устаревшие. Обычно эта стадия характерна для отраслей, продукция которых в значительной степени подвержена влиянию научно-технического прогресса. Смена стадий жизненного цикла отраслей связана главным образом с политикой структурной перестройки экономики, направленной на внедрение новейших достижений науки и техники, обеспечение конкурентоспособности собственного производства на мировом рынке, повышение сбалансированности экономики, ускоренное развитие отраслей, увеличивающих экспортный потенциал, повышение социальной ориентации производства, уменьшение энергоемкости, развитие межотраслевой кооперации и т.п. При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности регионов должны учитываться особенности государственной региональной политики, обеспечивающие эффективное развитие отдельных регионов на базе рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого региона, оптимальной их интеграции, разделения труда и взаимной кооперации. Каждый из регионов имеет ряд специфических особенностей, влияющих на инвестиционную привлекательность. К важнейшим характеристикам, определяющим решение инвестора о вложении капитала, относятся: наличие квалифицированных кадров; развитие транспортной, информационной и эффективной управленческой инфраструктуры в регионе; уровень рентабельности капитала, сложившийся в регионе по различным направлениям инвестиционной деятельности, и уровень рисков, связанных с ней. Существующие риски делятся на две группы. Первая группа связана с производственно-маркетинговой цепочкой, вторая - с уровнем криминогенной ситуации, эффективностью сопровождения инвестиционного проекта, управленческой инфраструктурой региона. Синтетическими (обобщенными) показателями оценки инвестиционной привлекательности регионов могут являться: уровень их общеэкономического развития; степень развития инвестиционной инфраструктуры; демографическая характеристика; уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры; степень экологических, криминогенных и других видов рисков. При оценке уровня общеэкономического развития региона изучаются потенциальная потребность в объемах инвестирования, возможность формирования инвестиционных ресурсов за счет собственных источников, емкость регионального рынка, рентабельность капитала по различным направлениям инвестиционной деятельности. В состав аналитических показателей, используемых для такой оценки, могут входить, например: удельный вес региона в ВВП; объем промышленной продукции на душу населения; средний уровень заработной платы работников; объем и динамика капитальных вложений на одного жителя; число предприятий всех форм собственности; удельный вес убыточных предприятий в общем количестве работающих предприятий; уровень самообеспеченности основными продуктами питания; объем производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения и др. При оценке уровня развития инвестиционной инфраструктуры региона исследуются возможности быстрой реализации инвестиционных проектов. При этом могут рассматриваться такие показатели, как число подрядных строительных предприятий всех форм собственности, объемы местного производства основных видов строительных материалов, производство энергетических ресурсов на душу населения, плотность железнодорожных путей сообщения, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием и др. В основе оценки демографической характеристики региона лежат изучение потенциального объема спроса населения на потребительские товары и услуги, возможности привлечения квалифицированной рабочей силы в инвестируемые производства. К числу анализируемых показателей относятся: удельный вес населения региона в общей численности жителей страны (республики); соотношение городских и сельских жителей; удельный вес населения, занятого на предприятиях всех форм собственности; уровень квалификации работников, занятых в общественном производстве, и др. Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона оценивается на основе реальных процессов, ведущих к развитию рыночных реформ и созданию предпринимательского климата, а также отношения органов самоуправления к этим процессам. Для такой оценки могут использоваться удельный вес приватизированных предприятий в общем числе, удельный вес предприятий негосударственной формы собственности в общем количестве, количество совместных с зарубежными партнерами предприятий, число банковских учреждений, страховых компаний, бирж и др. При оценке уровня экологических, криминогенных и прочих рисков изучается степень безопасности инвестиционной деятельности в регионе. В этих целях анализируются: удельный вес предприятий с вредными выбросами, превышающими предельно допустимые нормы, в общем количестве промышленных предприятий в регионе; средний радиационный фон в городах; уровень экономических преступлений в расчете на 100 тыс. жителей; удельный вес незавершенных строительных объектов в общем количестве начатых и др. Конечным результатом оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей и регионов являются группировка и ранжирование соответствующих отраслей и регионов по степени их привлекательности. Ранжирование осуществляется на основе количественной оценки синтетических (обобщенных) показателей. Формирование каждого синтетического показателя по отдельным отраслям и регионам производится по совокупности входящих в их состав аналитических показателей. При этом должна учитываться различная степень значимости отдельных аналитических показателей, которая устанавливается экспертным путем. На основе количественной оценки групп синтетических показателей рассчитывается интегральный показатель инвестиционной привлекательности отраслей и регионов. Поскольку отдельные синтетические показатели играют разную роль в принятии инвестиционных решений, интегральный показатель оценки рассчитывается путем суммирования произведений рангового значения каждого синтетического показателя на его значимость в принятии инвестиционных решений (в процентах). По значениям рассчитанного интегрального показателя может быть определено место отрасли или региона в экономике в зависимости от уровня инвестиционной привлекательности. С этой целью отрасли и регионы могут ранжироваться по группам: 1) сверхпривлекательные; 2) с достаточно высокой инвестиционной привлекательностью; 3) средне привлекательные; 4) малопривлекательные. 2.3 Инвестиционная привлекательность предприятий
Заключительным этапом изучения инвестиционного рынка являются анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятий как потенциальных объектов инвестирования. Такая оценка проводится инвестором для определения целесообразности капитальных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий, выбора альтернативных объектов приватизации, поиска приемлемых инвестиционных проектов в сфере недвижимости, покупки акций отдельных предприятий и т.п. Инвестиционная привлекательность предприятия - это определенная совокупность характеристик его производственной, а так же коммерческой, финансовой, в некоторой степени управленческой деятельности и особенностей того или иного инвестиционного климата, по результатам которого свидетельствуют о целесообразности и необходимости осуществления инвестиций в него. Побеждает как правило инвестиционно-привлекательный объект в который происходят вложения инвестиций. Итак, первоочередной задачей, выполнение которой предопределяет успех в этой очень не простой конкурентной борьбе, является максимальное качественное повышение инвестиционной привлекательности. Первым шагом решения данной задачи будет определение необходимых параметров существующего уровня инвестиционной привлекательности в рамках того или иного объекта. То есть существует необходимость качественной и квалифицированной оценки многоуровневой инвестиционной привлекательности, а именно: международной, внутригосударственной, секторной, межотраслевой, внутриотраслевой, конкретного предприятия, проекта. Основными целями оценки инвестиционной привлекательности являются: - Определение текущего состояния предприятия и перспектив его развития; - Разработка мер по существенному повышению инвестиционной привлекательности; - Привлечение инвестиций в рамках соответствующей инвестиционной привлекательности и объемах получения комплексного подхода для положительного эффекта от освоения привлеченного капитала. Заключительным этапом в процессе изучения инвестиционного рынка - является качественный анализ и объективная оценка инвестиционной привлекательности для отдельно взятых компаний и фирм, рассматриваемых как потенциальные объекты инвестирования. Такой спектр оценок проводится инвестором при определении необходимости и целесообразности осуществления капитальных вложений в процесс расширения и технического перевооружения на действующих предприятиях; выбор для выполнения приобретения альтернативных объектов приватизации; а так же при покупке акций отдельных компаний. Но и каждый хозяйствующий субъект должен проявить свои возможности для привлечения внешних инвестиций. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности анализируется во внешнем и внутреннем финансовом анализе. Анализ оценки инвестиционной привлекательности. Западными учеными-экономистами определено, что для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, как объекта инвестирования самое важное и приоритетное значение имеет полный анализ следующих жизненно важных сторон его деятельности: 1. Анализ оборачиваемости активов. Эффективность начала инвестирования в значительной степени определяется тем фактом, насколько быстро вложенные средства успевают оборачиваться в процессе деятельности конкретного предприятия. 2. Анализ доходности капитала. Одной из главных целей в моменте инвестирования является обязательное обеспечение высокой прибыли в процессе использования вложенных материальных средств. Но в современных условиях предприятия могут в значительной степени управлять показателями доходности (за счет амортизационной политики, эффективности налогового планирования и т.п.), а в разрезе процесса анализа можно достаточно полно исследовать потенциал его формирования в сопоставлении с изначально вложенным капиталом. 3. Анализ финансовой устойчивости. Такой анализ позволяет оценить инвестиционный риск, связанный со структурным формированием инвестиционных ресурсов, а также выявить оптимальность финансирования текущей хозяйственной деятельности. 4. Анализ ликвидности активов. Оценка ликвидности активов позволяет определить способность того или иного предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам, предупредить возможность банкротства за счет быстрой реализации отдельных видов активов. Другими словами, состояние активов характеризует уровень имеющихся инвестиционных рисков в пределах краткосрочного периода. Причем оценка инвестиционной привлекательности предприятия по указанным показателям осуществляется учитывая стадии его жизненного цикла, поскольку на разной стадии значения одних и тех же показателей иметь разную ценность для предприятия и его инвесторов.
3 Инвестиционные стратегии компаний и цикличность рынков металлопродукции
3.1 Методология оценки инвестиционных проектов
Построение прогнозов динамики цен и спроса на продукцию компании на долгосрочную перспективу является достаточно сложной задачей. Поэтому часто при формировании и оценки инвестиционных стратегий развития компаний принимается допущение (иногда не явно) о том, что цены на протяжении жизненного цикла инвестиций изменяются только под действием инфляции. Такой поход, как правило, приводит к принятию неверных и неэффективных инвестиционных решений. Традиционная методология оценки инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию существующих и строительство новых производственных активов, основана на следующих предположениях: а) реализация инвестиционных проектов, связанных с увеличением производства продукции компании, не оказывает существенного влияния на рынок. То есть предполагается, что весь объем дополнительно произведенной продукции будет реализован по прогнозируемой рыночной цене; б) при оценке инвестиционных проектов, как правило, не учитываются возможные аналогичные действия компаний-конкурентов, которые могут своими активными действиями усиливать влияние инвестиционных решений на динамику рынка. Такой подход правомерен в условиях рынка совершенной конкуренции, где доля каждой компании относительно мала и даже существенное увеличение объема производства одной из компаний не может оказать заметного влияния на динамику баланса спроса и предложения на рынке . На рынках типа олигополия, к которому принадлежит металлургический рынок России, предположения а) и б) не выполняются. Поэтому традиционный подход к оценке инвестиционных стратегий должен быть дополнен исследованием вопросов о взаимовлиянии инвестиционных стратегий компаний и динамики рынков металлопродукции (спрос, предложение, цена). В настоящее время металлургический рынок России представляет собой рынок нескоординированной олигополии с элементами картельного взаимодействия игроков (установлены негласные правила типа «не использовать в конкурентной борьбе "ценовые войны“»). На рынке представлены девять наиболее значимых компаний (Северсталь, ММК, НЛМК, Евразхолдинг и др.). Следует заметить, что основной продукцией российских металлургических компаний является готовый прокат, который, в свою очередь, делится на плоский прокат, включая горячекатаный лист, холоднокатаный лист, толстый лист и прокат с покрытиями, а также сортовой прокат, включая арматуру, профиль, катанку и пр. Рынок разделен на сектора, в каждом секторе присутствует меньшее число крупных игроков, например, в секторе плоского проката их три. Объем экспорта в производстве готового проката российских металлургических компаний последние годы достаточно стабилен и оставляет величину 28,5-29,0 млн. тонн в год. Остальная часть продукции (порядка 50% производства) поставляется на внутренний рынок, который является основным «драйвером» роста объемов производства и стимулирует реализацию инвестиционных программ развития производственных мощностей компаний. Следует заметить, что темпы роста потребления стального проката на внутреннем рынке в период с 2004 г. По 2007 г. составляли 10-15% в год. В последние докризисные годы на российском металлургическом рынке наблюдалась устойчивая тенденция, которая заключалась в следующем: суммарные объявленные инвестиционные планы прироста мощностей компаний, как правило, превосходили величину, «необходимую рынку». Последствия данной тенденции - инвестиционный перегрев рынка, потеря эффективности и рентабельности инвестиций в техпереворужение и развитие компаний. Известно, что рынки металлопродукции имеют циклический характер. Это свойство проявляется в смене тренда динамики цен на продукцию отрасли, повторяющейся с различной периодичностью и обусловленную, в том числе, динамикой баланса спроса и предложения металлопродукции на рынках, зависящего от инвестиционных стратегий игроков рынка. Эти процессы оказывают существенное влияние на эффективность отраслевого бизнеса и должны учитываться при разработке стратегии развития компаний и прогнозировании их финансовых результатов. Вместе с тем при прогнозировании развития отрасли, например в документе «Стратегия развития металлургической промышленности РФ на период до 2015 г.», разработанном Минпромэнерго России (.№177 от 29.05.2007 г.), свойство цикличности рынков не учитывается. Это существенно снижает качество таких прогнозов. В работе исследуется проблема оценки влияния инвестиционных стратегий металлургических компаний на динамику рынка металлопродукции. Показано, что «чрезмерная инвестиционная активность» металлургических компаний способствует, в числе прочих факторов, цикличности рынков металлопродукции, оказывающей негативное влияние на эффективность их бизнеса. Автором предложена агрегированная макроэкономическая модель, которая позволяет исследовать механизмы влияния инвестиционных стратегий развития металлургических компаний на динамику рынков металлопродукции и, соответственно, эффективность инвестиционных стратегий развития.
3.2 Описание модели
В данной работе предпринята попытка построения макроэкономической модели, позволяющей описать и объяснить цикличность рынков металлопродукции. В отличие от традиционной схемы анализа инвестиционных проектов (рис. 1, приложение №1), подход, предлагаемый в данной работе, сводится к совместному исследованию моделей компаний и модели рынка и позволяет учесть влияние выбора инвестиционных стратегий развития компаний на рыночные сценарные условия функционирования бизнеса. - блок «Сценарные условия» задает прогнозную динамику экзогенных параметров (цены, спрос и пр.) для Модели DCF; - блок «Модель DCF» представляет собой производственно финансовую модель компании, которая позволяет оценить дополнительный дисконтированный свободный денежный поток, связанный с реализацией того или иного варианта инвестиционной стратегии. Заметим, что производственно финансовые модели компании позволяют формировать прогнозы укрупненной финансовой отчетности компаний (отчет о движении денежных средств, баланс и отчет о прибылях и убытках) в зависимости от анализируемого варианта инвестиционной программы. При этом учитываются различные сценарии изменения внешних условий хозяйственной деятельности компании (инфляция, изменения валютных курсов, изменения цен и спроса на товарную продукцию и т. д.).
Производственно-финансовые модели компании реализуются разработчиками либо с использованием специализированных программных продуктов, имеющихся на рынке (ТЭО-ИНВЕСТ, Project Expert и др.), либо в среде MS Excel. Как правило, производственно-финансовые модели компании учитывают технологическую и логистическую структуру производственных процессов компании и предназначены для проведения аналитических расчетов в режиме «имитационной модели». Это позволяет, изменяя на входе модели параметры инвестиционной программы, производственной программы и макроэкономические сценарии, прогнозировать производственно-финансовые результаты деятельности компании. - блок «Выбор варианта» задает процедуру выбора инвестиционной стратегии компании на основе расчета показателей ее эффективности. Рассмотрим важные замечания и предположения, используемые при построении макроэкономической модели рынка металлопродукции: Низкая эластичность спроса на металлопродукцию к изменению ее цены. Спрос на продукцию металлургических компаний формируется в отраслях, для которых металлопродукция является значимым фактором производства (строительная отрасль, инфраструктура, машиностроение, автомобилестроение и прочие). Спрос на металлопродукцию определяется потребностью этих отраслей (по межотраслевой цепочке создания стоимости), вплоть до продукции конечного потребления. При этом отрасли-потребители металлопродукции не готовы (особенно на растущем рынке) сокращать объем производства при относительно небольшом изменении цены на металл. Снижение же металлоемкости продукции требует инвестиций и времени (инерционный процесс). Этим объясняется низкая эластичность спроса на металлопродукцию по отношению к изменению ее цены. Заметное снижение спроса на металлопродукцию «по ценовым соображениям» возникает лишь при существенном изменении цены. По этим же соображениям на рынке наблюдается высокая эластичность цены по отношению к спросу, особенно при возникновении дефицита металлопродукции (положительный баланс спроса и предложения). Механизм изменения цены при изменении небаланса спроса и предложения на металлопродукцию. При снижении спроса при неизменном предложении рыночная цена на металлопродукцию снижается. В этой ситуации происходит следующее: компании уменьшают объем производства (загрузку оборудования), уменьшая давление на рынок. Это замедляет снижение цены. Эластичность цены в зоне отрицательного баланса спроса и предложения ниже, чем в зоне положительного баланса. Это объясняется возможностью металлургических компаний снизить уровень производства и привести его в соответствие с изменившимся спросом. Заметим, что цена не может значительно снизиться по отношению к уровню среднеотраслевой себестоимости производства. При существенном снижении спроса большую роль играет уровень эффективности производственной цепочки металлургической компании, который определяется уровнем затрат основных факторов производства на выпуск единицы продукции (сырье, ТЭР, труд) и уровнем постоянных (накладных) расходов. При этом менее эффективные компании, имеющие высокую точку безубыточности, при снижении наклона линии объема продаж (снижение цены) и уменьшения загрузки оборудования раньше попадут в «зону убыточности» и будут вынуждены остановить производство, чтобы не накапливать убытки. Это, в свою очередь, снижает давление на рынок и стимулирует замедление снижения цены и достижение равновесия. Более эффективные компании займут освободившиеся ниши на рынке. Это позволит им улучшить свое финансовое положения (увеличение загрузки приведет к смещению вправо на графике точки безубыточности). Общая структура модели приведена на рис 2. (Приложение №1) Предположения модели и переменные: 1. D(t) - динамика спроса на металлопродукцию (потребление), это экзогенная переменная модели, график изменения которой считается заданным для различных внешних по отношению к модели макроэкономических сценариев. 2. P(t) - рыночная цена на металлопродукцию (долларов за тонну) в период t. В каждый период времени цена формируется на основе соотношения спроса и предложения, которое определяется в каждый период t как разность между платежеспособным спросом на металлопродукцию и уровнем производственных мощностей предприятий отрасли, который определяется в результате расчетов в модели. Пусть D(t) - спрос на продукцию в период V, S(t) - предложение (производство) в период t. Тогда P(t) = P(0) + )1ф(0 - S(t)), где параметр у1 - эластичность цены по величине превышения спроса над предложением. Значение параметра у1 задается нелинейной функцией от величины D(t) - S(t), что легко может быть учтено при моделировании. Следует отметить, что, в свою очередь, D(t) также зависит от динамики цены P(t). Увеличение P(t) может приводить к снижению D(t), что учитывается введением отрицательной обратной связи в модель. Степень влияния цены на спрос задается через параметр эластичности спроса по отношению изменения рыночной цены на металлопродукцию. 3. Далее предполагается, что стратегия развития компаний отрасли заключается в инвестировании части свободных финансовых средств в наращивание производственных мощностей.
Пусть NCF(t) - прирост (сокращение) свободного денежного потока компаний отрасли в период t по сравнению с денежным потоком в начальный период времени. Для простоты предположим, что его величина определяется как доля у2 от величины прироста выручки предприятий отрасли и вычисляется по формуле: NCF(t) = g2(B(t)P(t) - B(0)P(0)), где B(t) - объем продаж металлопродукции в период t, B(t) = шт ^(0, S(t)}. Пусть, далее, если NCF(t) - NCF(t - 1) > 0 (что сигнализирует компании о повышательном тренде на рынке), то часть NCF(t) в доле, равной величине у3, направляется на инвестирование в развитие компаний - Д^. Величина у3 определяет инвестиционную активность предприятий отрасли. Чем больше величина у3 (доля), тем выше инвестиционная активность отрасли. Таким образом, Щ) = /3 NCF(t). 4. Предположим, что существует временной лаг т между периодом начала инвестирования и периодом соответствующего прироста производственных мощностей компаний отрасли -У((). Пусть, также, величина у4 характеризует прирост производственных мощностей на единицу инвестиционных вложений. Тогда У(0 = у4^ - т). Соответственно, S(t) = S(t - 1) + У((). 5. Начальные условия. Предполагается, что в период t = 0 спрос и предложение на рынке сбалансированы, т. е. В(0) = D(0) = S(0) и Р(0) - равновесная рыночная цена на металлопродукцию. Рассмотрим возможность применения предложенного подхода на иллюстративном примере. В расчетах, результаты которых приведены в следующем разделе работы, использованы следующие параметры модели. Параметр эластичности цены по величине небаланса спроса и предложения задан следующей нелинейной функцией: /1 = 30 долларов за тысячу тонн при положительной величине небаланса и /1 = 10 долларов за тысячу тонн при отрицательной величине небаланса; /2 = 0,5, т. е. предполагается, что половина прироста выручки переходит в свободный денежный поток компании; у3 = 0,3 показывает, что 30% прироста свободного денежного потока компании инвестируется в увеличение производственных мощностей; у4 = 0,01, т. е. при инвестировании 1 млн. долларов происходит прирост производственных мощностей компании на величину 10 тыс. т за период (год); величина т в расчетах принята равной 2 годам, что соответствует средней продолжительности реализации инвестиционных проектов в металлургии, направленных на увеличение производственных мощностей компаний. В расчетах, для простоты изложения, рассматривается однопродуктовая модель рынка, исходные данные и результаты носят иллюстративный характер. В качестве базового сценария в расчетах (сценарий 1) принят сценарий равномерного роста потребления металлопродукции на внутреннем рынке в прогнозном периоде до 2020 г. на уровне 5% в год. Темп роста потребления за период 2005-2007 гг. принят на уровне 12% в год, что соответствует реальным фактическим данным развития рынка.
3.3 Результаты моделирования. Анализ стратегий
Результаты моделирования представлены на рисунках 3-8. Сценарий 1. Равномерный рост спроса на металлопродукцию О(ґ). (Рис. 3 приложение №2) Модель показывает, что даже при условии равномерного роста спроса на металлопродукцию Б(£) (сценарий 1) наблюдается циклическая динамика рыночной цены. Это объясняется влиянием инвестиционной активности компаний, которые при появлении (или прогнозировании) дефицита в том или ином сегменте рынка металлопродукции стремятся в перспективе расширить свою долю на рынке (увеличить объем продаж), в том числе и за счет инвестирования в увеличение соответствующих производственных мощностей. Поскольку стратегии и инвестиционные программы компаний никем не координируются, то это, как правило, приводит к отраслевому кризису перепроизводства и смене тренда на рынке. На самом деле сценарий 1 (рис.4 приложение №2) в реальной экономике встречается редко. Как правило, на динамику D(t) оказывает влияние динамика развития отраслей - потребителей металлопродукции, а также динамика деловой активности мировой экономики. Сценарий 2 описывает ситуацию, когда на сценарий равномерного роста спроса (сценарий 1) наложено возмущение типа «мировой финансовый кризис». Предполагается, что в 2008 г. падение спроса составит 10% по сравнению с 2007 г. и, соответственно, в 2009 г. - 20% по сравнению с 2008 г. С 2010 г. начнется восстановление спроса на металлопродукцию с темпом 10-15% в течение ближайших трех лет. Результаты моделирования представлены на рис. 5 и 6 (приложение №3) В приведенных результатах расчетов в модели учтен вариант стратегии, состоящий в том, что компании начинают реализацию инвестиционных программ в периоды, когда у них появляются свободные финансовые средства в результате повышательного тренда на рынке, т. е. инвестиционные затраты финансируются из собственных источников (N£^(0). Данная стратегия не является наилучшей, так как не использует потенциал прогноза и работы на опережение. Представляет интерес анализ стратегии, состоящей в упреждающем инвестировании в развитие за счет привлечения заемных средств (кредитов) в периоды, предшествующие подъему спроса. В модели эта стратегия учитывается с помощью введения сдвига влево начала процесса инвестирования в развитие компании. Данная стратегия предусматривает также окончание инвестирования в развитие в периоды, предшествующие спаду спроса. Назовем данную стратегию дальновидной. В основу данной стратегии развития положен принцип «В период подъема рынка готовься к кризису, а в период кризиса - к подъему». Следует заметить, что эффективная реализация данной стратегии возможна лишь при наличии у компании надежных прогнозов относительно периодов смены тренда деловой активности на рынках металлопродукции. Это требует от компаний определенных финансовых вложений в организацию аналитических служб по сбору и анализу информации и прогнозированию рынков. Тем не менее, не вызывает сомнений, что выбор эффективной стратегии развития компании определяется прежде всего способностью топ-менеджеров компании стратегически мыслить и принимать верные решения. Результаты расчетов, в которых моделируется дальновидная стратегия развития компании для сценариев 1 и 2, представлены на рис. 7-8 (приложение №4) Модель показывает, что при условии равномерного роста спроса на металлопродукцию Б(ґ) (сценарий 1) амплитуда колебаний рыночной цены на металлопродукцию существенно снижается (рис. 7), при этом повышается ее предсказуемость. Соответственно, на рис. 8 представлены результаты моделирования для сценария 2. Расчеты показали, что даже при наличии серьезных кризисных явлений на рынках рыночная цена на продукцию опускает до уровня 400 долларов за тонну. Для сравнения, в случае использования обычной стратегии в тех же рыночных условия рыночная цена на продукцию опускает до уровня 300 долларов за тонну (рис. 5). Проведенный анализ показывает, что за счет выбора стратегии инвестирования и финансирования развития компании в состоянии уменьшить негативное влияние цикличности рынков на эффективность бизнеса Выводы и предложения
Приведенные в работе результаты показывают, что предложенный автором подход позволяет проводить анализ различных вариантов инвестиционной стратегии металлургических компаний с точки зрения их эффективности и влияния на динамику рынков металлопродукции. Данный подход позволяет также проводить анализ и выбор оптимального уровня инвестиционной активности компаний (параметр модели у3) для различных вариантов стратегии развития с позиции повышения эффективности бизнеса компаний. Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов: 1. Необходим координирующий отраслевой орган, который в «мягкой форме» позволил бы согласовывать стратегии развития металлургических компаний в зависимости от того или иного прогноза динамики рыночной конъюнктуры. 2. Показано, что стратегии развития, обладающие свойством дальновидности, позволяют повысить эффективность бизнеса металлургических компаний за счет гармонизации спроса и предложения на рынках. Для реализации таких стратегий необходима разработка и практическое использование динамических макроэкономических моделей, позволяющих прогнозировать динамику деловой активности на рынках металлопродукции. 3. Построенная агрегированная макроэкономическая модель позволяет проследить функциональную связь между стратегией развития компаний отрасли и уровнем цикличности рынков металлопродукции. Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем. Ключевой особенностью развития инвестиционного рынка в России в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Это будет происходить в условиях масштабного отвлечения инвестиционных ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Модернизация также предполагает увеличение национальных инвестиционных расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры. Другая особенность - усиление ограничивающего воздействия на темпы экономической динамики со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.
Список использованных источников
1. Акинфиев В. К. Системный анализ и методы управления стоимостью вертикально-интегрированных компаний (на примере металлургии) // Вторая Международная конференция «Системный анализ и информационные технологии» САИТ-2007 (сентябрь 2007, Обнинск, Россия): Труды конференции. Т. 2. - Стр. 86-90. 2. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. — М.: Экзамен, 2009. 3. Виленский П. Л, Лившиц В. И., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. - М.: Дело, 2001 4. Игошин Н. В. Инвестиции. — М.: ЮНИТИ, 2007 5. Михалев О.В. Инвестиционные стратегии предприятий // ЭКО, 2008 6. Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. — СПб.: Питер, 2009. 7. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2003. 8. Финансовый менеджмент теория и практика. Под. Ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2009 9. Цвиркун А. Д., Акинфиев В. К. Бизнес-план. Анализ инвестиций. Методы и инструментальные средства. - М.: Ось-89, 2009. 10. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002 11. Эндрю Абель, Бен Бернанке. Макроэкономика. - ООО «Питер Пресс», 2008
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|