Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель положительных внешних эффектов в отрасли с совершенной конкуренцией



 

При положительном внешнем эффекте деятельность хозяйственных субъектов приносит полезность всем, а не только своим контрагентам (продажа цветов на улицах приносит полезность не только покупателям, но и всем остальным).

Рассмотрим рынок продукта, при производстве которого фирмы создают положительный внешний эффект (рис. 5).

Спрос на товар определяется предельной индивидуальной полезностью.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) – это предельная полезность от дополнительной единицы товара, приобретаемой одним потребителем.

 

 

Р S (MSC - предельные общие издержки)

 

 

P* E*

 

Pe E

 

MSB=MPB+MEB

(D)MPB

Q

Qe Q*

 

 

Рис. 5. Определение эффективного объема выпуска при положительном внешнем эффекте

 

Каждый потребитель, приобретая товар, получает помимо предельной индивидуальной полезности, дополнительную полезность от внешнего эффекта (предельную внешнюю полезность).

Предельная внешняя полезность (МЕВ) – это дополнительный выигрыш, который получают 3-и лица (потребители) от производства товара, но не оплачивают его.

Общая предельная полезность, которую потребители получают при потреблении каждой дополнительной единице товара, будет складываться из предельной индивидуальной полезности и предельной внешней полезности. Эта величина называется предельная общественная полезность (MSB):

MSB = MPB+MEB

В точке Е будет наблюдаться парето-неэффективное равновесие (т.к. 3-и лица не платят за положительный внешний эффект). Следовательно, будет существовать недопроизводство товара.

В точке Е* , когда потребители начнут платить за получаемый положительный внешний эффект, будет наблюдаться парето-эффективное равновесие.

Из анализа рисунка можно сделать вывод: при наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме.

Общий вывод по 1 вопросу:

Существование внешних эффектов демонстрирует факт несостоятельности рынка. Это связано с тем, что существуют такие ситуации, когда отсутствует плата за внешние эффекты.

Возникает задача: как сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.