Модель положительных внешних эффектов в отрасли с совершенной конкуренцией
При положительном внешнем эффекте деятельность хозяйственных субъектов приносит полезность всем, а не только своим контрагентам (продажа цветов на улицах приносит полезность не только покупателям, но и всем остальным). Рассмотрим рынок продукта, при производстве которого фирмы создают положительный внешний эффект (рис. 5). Спрос на товар определяется предельной индивидуальной полезностью. Предельная индивидуальная полезность (МРВ) – это предельная полезность от дополнительной единицы товара, приобретаемой одним потребителем.
Р S (MSC - предельные общие издержки)
P* E*
Pe E
MSB=MPB+MEB (D)MPB Q Qe Q*
Рис. 5. Определение эффективного объема выпуска при положительном внешнем эффекте
Каждый потребитель, приобретая товар, получает помимо предельной индивидуальной полезности, дополнительную полезность от внешнего эффекта (предельную внешнюю полезность). Предельная внешняя полезность (МЕВ) – это дополнительный выигрыш, который получают 3-и лица (потребители) от производства товара, но не оплачивают его. Общая предельная полезность, которую потребители получают при потреблении каждой дополнительной единице товара, будет складываться из предельной индивидуальной полезности и предельной внешней полезности. Эта величина называется предельная общественная полезность (MSB): MSB = MPB+MEB В точке Е будет наблюдаться парето-неэффективное равновесие (т.к. 3-и лица не платят за положительный внешний эффект). Следовательно, будет существовать недопроизводство товара. В точке Е* , когда потребители начнут платить за получаемый положительный внешний эффект, будет наблюдаться парето-эффективное равновесие. Из анализа рисунка можно сделать вывод: при наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме. Общий вывод по 1 вопросу: Существование внешних эффектов демонстрирует факт несостоятельности рынка. Это связано с тем, что существуют такие ситуации, когда отсутствует плата за внешние эффекты. Возникает задача: как сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|