Здавалка
Главная | Обратная связь

Процесс формирования торгового ассортимента



Процесс формирования ассортимента осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах;

2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов;

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов;

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемого контингента покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому сотрудники розничного предприятия должны понимать, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считается возможным использовать следующие методы анализа:

 

План-фактовый анализ

План-фактовый анализ - это сравнение фактических результатов с плановыми показателями. Проводится как по компании в целом, так и по отдельным магазинам.

 

Табл. 1 Примерный перечень отчетов для анализа торговой деятельности розничной компании

 

Ключевые показатели торговой деятельности План Факт Расхождение между планом и фактом Выполнение плана
Оборот по компании руб. руб. руб. %
Оборот по каждому магазину руб. руб. руб. %
Оборот по каждой товарной категории руб. руб. руб. %
Доход по компании руб. руб. руб. %
Доход по каждой товарной категории руб. руб. руб. %
Чистая прибыль руб. руб. руб. %
Чистая рентабельность продаж % % % %%
Продажи на 1 кв.м торговой площади руб./кв.м руб./кв.м руб./кв.м %
Ассортимент продукции по сравнению с конкурентами, балльная шкала 1-5 Место в рейтинге Место в рейтинге Место в рейтинге Место в рейтинге
Наличие перечня самых продаваемых товарных позиций % % % %%
Соотношение цены и качества изделий по сравнению с конкурентами, балльная шкала 1-5 Место в рейтинге Место в рейтинге Место в рейтинге Место в рейтинге
Оборачиваемость товаров % % % %%
Среднедневное число покупателей ед. ед. ед. %
Среднедневной чек руб. руб. руб. %
Общая оценка магазина, балльная шкала 1-5 балл балл балл %

 

Регулярный анализ ключевых показателей торговой деятельности позволит оперативно выявлять «слабые» места и отслеживать динамику и направление происходящих изменений.

АВС-анализ

АВС-анализ является самым распространенным методом при анализе ассортимента. По сути, АВС-анализ – это составление рейтинговых списков по разным параметрам. В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и доле:

Группа А – самые важные товары или поставщики,

Группа В – «средние» по важности,

Группа С – «проблемные» товары и поставщики.

В основе метода АВС-анализа лежит известный принцип, открытый итальянским экономистом Вильфредо Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», иначе - «правило 20 на 80». Примеры этого правила: 20% товаров приносят 80% прибыли; 20% поставщиков приносят 80% оборота.

Этапы проведения АВС-анализа:

1. Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами АВС-анализа являются поставщики, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.

2. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.

3. Выделяем группы А, В или С. Для этого необходимо:

- рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов.

- рассчитать эту долю с накопительным итогом.

- присвоить значения групп выбранным объектам.

- свести в единую таблицу результаты.

Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля.

Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).

Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров. Это малоценные объекты, характеризующиеся упрощенными методами планирования, учета и контроля.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.