Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 10. Организация проведения товарной экспертизы 276



§ 1. Подготовительный этап................................................ 276

§ 2. Основной этап............................................................... 282

§ 3. Заключительный этап.................................................... 290

ЛИТЕРАТУРА................ .......................................................... 302

Приложения............................................................................... 305

Приложение 1....................................................................... 305

Приложение 2....................................................................... 305

Приложение 3....................................................................... 306

Приложение 4....................................................................... 308

Приложение 5....................................................................... 310

Приложение б....................................................................... 314

Приложение 7....................................................................... 316

Приложение 8....................................................................... 318


Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

§ 1. Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины

Изучение любой учебной дисциплины начинается с определения ключевого понятия, составляющего ее предмет, а также с целей и задач по усвоению теоретических знаний, овладению практическими умения­ми и навыками в конкретной области профессиональной деятельности.

Ключевым понятием в данной учебной дисциплине является тер­мин «экспертиза».

«Экспертиза(от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — ис­следование экспертом каких-либо вопросов, решение которых требу­ет специальных познаний в областях науки, техники, экономики, тор­говли и других» [34].

В зависимости от области профессиональной деятельности разли­чают следующие важнейшие группы экспертизы: товарная, техноло­гическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.

Экспертиза находит широкое применение в различных сферах, где требуется проведение экспертных исследований. При этом экспертиза отличается от научных и иных исследований тем, что ее результаты оформляются по определенной форме и используются для определен­ных юридических целей (доказательств, отказов и т. п.). Истоки прак­тики проведения экспертиз можно отыскать в глубокой древности. Однако методологические основы экспертизы начали развиваться лишь во второй половине XX в. Без знания этих основ невозможно проводить экспертизу на современном уровне.

Предметом изучения данной учебной дисциплины является экс­пертная деятельность, ее важнейшие структурные элементы.

Выделение данной области профессиональных знаний в самостоя­тельную учебную дисциплину произошло в начале 1990-х годов, что


6 Глава I. Методологические основы товарной экспертизы

было вызвано становлением рыночных отношений и в связи с этим потребностью более глубокого исследования товара как объекта ком­мерческой деятельности. До этого информация в области товарной экспертизы органически входила в товароведную характеристику от­дельных товаров и была раздроблена по отдельным, группам товаров и частным разделам товароведения.

Создание конкурентной среды на рынке потребительских товаров, необходимость обеспечения их конкурентоспособности в первую очередь за счет повышения качества потребовали совершенствования подготовки товароведов-экспертов. Один из путей такого совершен­ствования — разработка учебной дисциплины «Товарная экспертиза», в которой систематизированы и обобщены основные теоретические положения в области экспертизы потребительских товаров (далее — товарная экспертиза).

Товарная экспертиза— исследование и оценка экспертом осно­вополагающих характеристик товаров, а также их изменений в про­цессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все осново­полагающие характеристики товара: ассортиментная, квалиметрическая, количественная, стоимостная, информационная, или только их часть.

Экспертная оценка— совокупность операций по выбору ком­плекса или единичных характеристик потребительских товаров либо других объектов, определению действительных их значений и под­тверждению экспертами соответствия установленным требованиям и/или товарной информации и/или суждениям экспертов. При экс­пертной оценке требования к характеристикам товаров либо иных объектов могут устанавливаться не только нормативными докумен­тами, но и экспертами.

При этом под товарной информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах и/или других источниках информации (нормативных технических документах, учебной, научной, справочной литературе и т. п.). Подробнее данные во­просы рассматриваются в дисциплине «Товарная информация».

Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее


§ 1. Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины 7

часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий,ко­торые определяются как совокупность единичных экземпляров и/или упаковочных единиц, объединенных общностью признаков: едино-временностью выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.

Ранее были даны определения основных понятий учебной дисци­плины: экспертиза, товарная экспертиза, экспертная оценка, товарная партия. Понятия других терминов, необходимых для рассмотрения экспертной деятельности, приводятся в соответствующих разделах учебной дисциплины.

Цель изучения дисциплины «Товарная экспертиза» — приобрете­ние теоретических знаний, практических умений и навыков эксперт­ной оценки товаров, необходимых для профессиональной деятельно­сти эксперта.

Задачами дисциплины являются:

• выявление элементов экспертизы, входящих в ее структуру;

• усвоение ключевых понятий — терминов и их определений;

• классификация экспертной деятельности;

• определение области применения экспертизы товаров, а также
принципов и оснований для ее проведения;

• выявление отличий экспертизы от других видов оценочной дея­
тельности;

• установление прав и обязанностей экспертов, их роли в обеспече­
нии качества товаров;

• изучение организационной структуры субъектов экспертизы по­
требительских товаров;

• овладение средствами и методами проведения экспертизы;

• изучение организации проведения экспертизы потребительских
товаров;

• овладение навыками документального оформления экспертной
оценки товаров.

«Товарная экспертиза» относится к специальным дисциплинам товароведного цикла. Предшествующими межпредметными связями являются следующие общепрофессиональные и специальные дисцип­лины: «Химия», «Физика», «Микробиология, санитария и гигиена», «Теоретические основы товароведения», «Товароведение продоволь-



Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы


ственных и непродовольственных товаров» (частные разделы), «Стандартизация, метрология и сертификация». Знания и умения, по­лученные студентами при изучении указанных дисциплин, необходи­мы для усвоения основ товарной экспертизы.

Структура содержания учебной дисциплины определяется ее ос­новной целью и базируется на изучении важнейших элементов, свой­ственных любой профессиональной деятельности. Схематично струк­тура товарной экспертизы представлена на рис. 1.

В последующих главах изложение учебной информации основано на рассмотрении структурных элементов товарной экспертизы.

Рис.1. Структура товарной экспертизы

§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы

Цель товарной экспертизы— получение новой информации об ос­новополагающих характеристиках товаров в форме экспертного заклю­чения, которая не может быть получена объективными методами, но не­обходима для принятия определенных решений в отношении товара.


§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы

Именно этим товарная экспертиза и ее основная составляющая — экспертная оценка отличаются от товароведной оценки товаров. Це­лью товароведной оценки является определение действительных зна­чений основополагающих характеристик товара и установление их соответствия требованиям нормативных документов или информации о них на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.

Цель товарной экспертизы должен формулировать инициатор ее проведения — заказчик с учетом возникшей проблемы, на основе ко­торой принято решение о проведении товарной экспертизы. Цель экс­пертизы позволяет правильно определить задачи и вопросы, решае­мые в процессе ее осуществления.

Конечным результатом достижения целей товарной экспертизы служит заключение эксперта, имеющее доказательное значение.

Цель представляет собой совокупность функциональных свойств, среди которых основными являются необходимость, достаточность и принадлежность. Необходимость определяется субъективными же­ланиями субъекта — инициатора экспертизы достичь ее конечных ре­зультатов. Достаточность — это возможность достижения целей экс­пертизы путем создания определенных условий ее проведения (наличие финансовых и материальных ресурсов, время достижения цели, точность результатов исследований и т.п.). Принадлежность подразумевает постановку таких задач, которые позволят получить достоверные и необходимые инициатору экспертизы результаты.

Для достижения целей проведения товарной экспертизы экспер­там необходимо решать ряд общих и специфичных задач.

К общим задачам относятся:

• определение оснований проведения экспертизы;

• установление требований к объекту и условий проведения экспер­
тизы;

• формулирование вопросов, на которые необходимо ответить в ре­
зультате экспертизы;

• исследования объекта экспертизы;

• анализ и оценка полученных при экспертизе данных для состав­
ления заключения;

• документальное оформление результатов экспертизы в форме за­
ключения экспертов.


10 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

Специфичные задачи формулируют эксперты с учетом особенно­стей объекта экспертизы — товара, а также целей экспертизы. Напри­мер, при экспертизе новых товаров могут быть поставлены следующие специфичные задачи: определение степени новизны товаров и методов ее экспертной оценки, установление конкурентоспособности этих това­ров и др. В то же время при проведении контрактной экспертизы в круг решаемых задач эксперты могут включить проведение приемки по ка­честву и установление соответствия товара требованиям на доброволь­ной основе.

Цели и задачи проведения экспертизы базируются на проблемах, возникающих у ее инициатора, и связаны, как правило, с необходимо­стью удовлетворения его потребностей (информационных, экономи­ческих и т.п.). Однако для проведения экспертизы необходимы опре­деленные основания, так как возникающие у субъектов проблемы можно решить с помощью не только экспертиз, но и иных, менее за­тратных способов (например, путем товароведной оценки, приемки товаров по количеству материально ответственными лицами и т.п.).

Основания проведения товарной экспертизы— проблемы, об­стоятельства или ситуации, необходимые и достаточные для побуди­тельных поводов или мотивов выполнения определенных действий.

Следует различать основания назначения и основания проведения экспертизы. Основания назначения экспертизы появляются при возникновении и осознании субъектом определенной проблемы (хо­зяйственной, юридической, этической и т.п.), имеющей два аспекта: правовой и специальный. Правовой аспект базируется на необходи­мости специальных знаний для решения проблемы с учетом дейст­вующего законодательства или для получения доказательств либо иной информации. Специальный аспект носит индивидуальный, про­изводный от общего предмета экспертизы характер и помогает в оп­ределении наличия или отсутствия правового назначения экспертизы.

Основанием для назначения экспертизы может быть невозмож­ность решения возникающих проблем без использования экспертного исследования. Инициатор экспертизы должен выявить объективно существующую информационную потребность в результатах экс­пертного исследования с применением специальных знаний. Пра­вильно выбранное и сформулированное основание назначения экс-


§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы 11

пертизы помогает точно определить цели и задачи, а также основания для проведения экспертизы. Таким образом, определение основания назначения экспертизы должно быть предшествующей процедурой для формулирования целей и задач товарной экспертизы.

Установление оснований проведения экспертизы является одной из ее задач. Такими общими основаниями служат ситуации (условия) определенности, риска и неопределенности.

Основанием проведения товарной экспертизы вусловиях оп­ределенности служит получение доказательств подлинности, тожде­ственности данных, заранее известных, но требующих подтвержде­ния достоверности независимым субъектом — экспертом. Примером может служить, возникновение конфликтных ситуаций при приемке товаров по количеству из-за потерь за счет естественной убыли или хищений при транспортировании груза, хотя его количество при от­правке известно.

Основанием проведения экспертизы в условиях риска может служить сомнение получателя товаров в том, что при их транспорти­ровании качество осталось без изменения. Риск заключается в воз­можности возникновения предполагаемых актируемых потерь каче­ства товаров в пути, которые в зависимости от разных обстоятельств (качество отгружаемых товаров, условия перевозки и т.п.) могут быть различными. В этом случае требуется не только независимость, но и компетентность экспертов.

Основанием проведения экспертизы в условиях неопределенно­сти служат трудности отбора выборок, объединенных и точечных проб из товарных партий, так как, несмотря на установленные стан­дартами правила отбора, очень сложно взять выборки или пробы из разных мест партии, достоверно отражающие неоднородность ее ка­чества. Поэтому существует множество альтернативных вариантов отбора, результаты которых экспертам неизвестны.

Наиболее распространенными конкретными основаниями прове­дения товарных экспертиз являются:

• возникновение конфликтных ситуаций между получателями и по­
ставщиками;

• расхождение действительных значений основополагающих харак­
теристик товаров с документальными данными или установлен-



Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы


ными требованиями нормативных документов либо информацией на маркировке;

• оценка конкурентоспособности и/или новизны и/или позициони­
рования новых товаров на определенном сегменте рынка;

• проведение следственных или судебных мероприятий;

• подтверждение соответствия для целей сертификации и/или госу­
дарственной регистрации товаров или иных целей.

В завершение следует указать последовательность осуществления указанных процедур, являющихся составными элементами эксперти­зы (рис. 2).

Рис.2. Последовательность процедур определения составных элементов на подготовительном этапе товарной экспертизы

§ 3. Принципы товарной экспертизы

В Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяются следующие принципы, на которых базируется эта деятельность: • законность;


§ 3. Принципы товарной экспертизы



соблюдение прав и свобод человека и гражданина и прав юриди­
ческого лица;

• независимость эксперта;

• объективность;

• всесторонность и полнота исследований.

Однако при проведении товарной экспертизы наряду с указанны­ми основными принципами имеют значение еще и ряд дополнитель­ных принципов: преемственность, конфиденциальность, безопас­ность, эффективность, системный подход, компетентность (рис. 3).



Общие основные принципы

Дополнительные принципы

 


Рис. 3. Классификация принципов товарной экспертизы


14 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

Рассмотрим более подробно перечисленные принципы товарной экспертизы.

Законность— принцип, основанный на регламентации прав, обя­занностей, ответственности субъектов, участвующих и/или проводя­щих товарную экспертизу. Важнейшей обязанностью субъектов явля­ется соблюдение обязательных требований, действующих законов и нормативных документов, а также положений договоров. Требования на добровольной основе могут учитываться субъектами. Однако эти требования могут приобретать обязательный характер в силу заклю­ченных договоров или необходимости доведения достоверной ин­формации до потребителя о соответствии этим требованиям.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина и прав юридического лица— принцип, которым должны руководствовать­ся эксперты в отношении прав потребителей товаров (например, пра­во на безопасность, право на достоверную информацию и т.п.) и прав юридических лиц — заказчиков экспертизы или других заинтересо­ванных лиц (право на достоверную и объективную информацию о ре­зультатах проведенной экспертизы или о причинах отказа от проведе­ния экспертизы, право участия или присутствия при проведении экспертизы в качестве наблюдателя и др.).

Объективностьзаключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. Соблюдать этот принцип непросто, так как в основе экспертных оценок, осуществ­ляемых отдельными экспертами, изначально заложены элементы субъективизма. Каждый эксперт отличается индивидуальными вкуса­ми, взглядами, определенной профессиональной компетентностью и другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок.

Для преодоления субъективизма применяются определенные средст­ва и методы, обучение которым имеет чрезвычайно важное значение. К приемам, направленным на преодоление субъективизма, относится фор­мирование экспертных комиссий по определенным признакам, напри­мер, введение в их состав специалистов одного профиля или наоборот — разных, взаимно дополняющих друг друга профилей.

Независимость экспертовявляется важнейшим принципом, на котором базируется их объективность. Сущность принципа состоит в


§ 3. Принципы товарной экспертизы 15

том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон. Заинтересованной стороной могут быть и изготовители, и продавцы товаров, и потребители.

Всесторонность и полнота исследованийобеспечивают дости­жение целей экспертизы и ее достоверных результатов, достаточных для решения проблем заказчика, а также ответов на поставленные во­просы. Соблюдение этого принципа во многом зависит от компетент­ности экспертов, их способности к многофакторному анализу. Недос­таточная полнота исследований может служить основанием для назначения повторных и дополнительных экспертиз.

Преемственностьзаключается в том, что при проведении экспер­тиз эксперты учитывают накопленный практический опыт как собст­венный, так и других экспертов в этой области. Кроме того, во многих экспертных организациях создается и хранится банк данных, вклю­чающий нормативные документы, справочные и методические мате­риалы, а также внутреннюю отчетность с обобщением результатов экспертиз, установлением типовых и нетиповых (частных) ошибок экспертов. Преемственность в работе экспертов достигается также за счет обмена опытом ведущих, опытных экспертов и периодического повышения квалификации.

Конфиденциальность— принцип, основанный на запрете раз­глашения сведений, составляющих государственную или коммерче­скую тайну. Соблюдение этого принципа особенно важно при прове­дении досудебной и судебной экспертиз, а также при проведении конкурса (например, на лучший товар). В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ст. 57) устанавливается, что эксперт не вправе разгла­шать сведения предварительного расследования, ставшие ему извест­ными при проведении экспертизы.

В то же время не вся информация, получаемая экспертом, состав­ляет коммерческую тайну. К такой информации относятся сведения об утрате безопасности товара, его фальсификации или контрафак­ции. В данном случае эксперты или экспертная организация обязаны довести это до сведения органов государственного контроля.

Принцип эффективностизаключается в том, что окончательные результаты товарной экспертизы должны способствовать рациональ­ному использованию товара, организации оптимального товародви-


16 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

жения, сокращению расхода сырья, материалов, электроэнергии, за­трат труда, а также материальных и товарных потерь.

Например, при проведении экспертной оценки новых товаров эксперты учитывают увеличение или сокращение расхода сырья, за­трат на производство, распределение и реализацию, после чего на ос­нове принципа эффективности принимают решение о возможности серийного или опытного производства.

Безопасность товаровили связанных с ними торговых услуг яв­ляется одним из важнейших принципов, на котором базируется их экспертиза.

«Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем» (ИСО ГОСТ Р 9000—2001). При проведении товарной экспертизы эксперты обязательно должны учи­тывать реальную и/или предполагаемую степень вреда, который на­носят или могут нанести в дальнейшем товары и связанные с ними торговые услуги жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде. Принцип безопасности положен в основу сани­тарно-эпидемиологической, ветеринарной и экологической экспертиз, в задачи которых входит оценка безопасности товаров для потребите­ля и окружающей среды.

Компетентностьэкспертов обеспечивается их подготовкой в оп­ределенной области товароведных знаний и опытом работы с това­ром. Для проведения товарной экспертизы необходимо в первую оче­редь глубокое знание товаров, их химических, физических и физико-химических свойств, а также процессов, влияющих на эти свойства. Кроме того, эксперт должен хорошо разбираться в вопросах техноло­гии производства товаров, организации и учета товародвижения, коммерческой деятельности, ценообразования, документоведения, маркетинга, менеджмента и права. Поэтому они включены в цикл общепрофессиональных специальных дисциплин образовательных стандартов и учебных планов по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров» (для высшей школы) и «Товароведение» (для средних специальных учебных заведений).

Любая учебная информация через определенное время забывается и/или устаревает. Поэтому эксперты должны постоянно повышать квалификацию путем самостоятельного изучения научной, учебной и


§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других... 17

справочной литературы, а также на курсах или семинарах по повы­шению квалификации.

Системный подходнеобходим эксперту при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и при­ведении в определенную систему данных, необходимых для проведе­ния экспертизы. Например, при экспертной оценке товаров очень важно уметь отнести их к определенной группе, подгруппе, виду, раз­новидности или типу. Такая систематизация должна основываться на правильном выборе признаков группировки и/или классификации. При этом очень важно, чтобы признаки носили принципиальный, а не случайный характер.

Примером сможет служить отнесение крахмала и крахмалопро-дуктов к группе кондитерских товаров. По нашему мнению, такая группировка носит случайный характер, поскольку по большинству принципиальных признаков (состав, пищевая ценность, сырье, назна­чение) крахмал не похож на основные подгруппы кондитерских това­ров. Более правильно относить крахмал и крахмалопродукты к вспо­могательным товарам, с которыми крахмал объединяет общность назначения. К этой группе следует отнести и пищевые добавки.

§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других видов оценочной деятельности

Товарная экспертиза, базирующаяся на указанных выше принци­пах, является одним из видов оценочной деятельности. К другим ее видам относятся товароведная и потребительская оценки, контроль качества и количества, подтверждение соответствия. Для всех видов оценочной деятельности характерны общие и отличительные призна­ки (рис. 4).

Оценочная деятельность— это деятельность по выбору но­
менклатуры показателей, определению их фактических значений и
сопоставлению с требованиями норматиБНвд~документов или сужде­
ниями экспертов. /^

// областная \\
2-7248 ^ БИБЛИОТЕКАJ/


Рис. 4. Общие и отличительные признаки разных видов оценочной

деятельности


§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других... 19

Как уже отмечалось, сферой применения товарной экспертизы (ТЭ) является оценка характеристик товара, непосредственное изме­рение которых или затруднено, или невозможно либо требуется заключение независимого эксперта. Это прежде всего относится к ор-ганолептическим свойствам и показателям, оцениваемым субъектив­ным методом. Нет сомнения в том, что для повышения объективности этого метода необходимо прибегнуть к экспертной оценке. Однако даже анализ данных, полученных измерительными методами, иногда также требует независимой и компетентной оценки, особенно в слу­чае разногласий между заинтересованными сторонами.

Для определения физико-химических и микробиологических по­казателей качества существуют объективные методы измерений. Ка­залось бы, что группы таких показателей лежат вне сферы примене­ния ТЭ. Однако это неверно. Дело в том, что эти показатели и их действительные значения не отражают в полной мере отношение к ним потребителей или потребительские запросы.

Более того, они носят разобщенный характер и не дают комплексной оценки, которую всегда проводит потребитель товаров. Поэтому, не­смотря на объективность значений физико-химических и микробиологи­ческих показателей, для их комплексной оценки как части товарной экс­пертизы требуется профессиональная деятельность экспертов.

Все перечисленное свидетельствует, что товарная экспертиза име­ет важное значение для коммерческой деятельности. Производство и закупка крупных товарных партий всегда связаны с риском замедле­ния реализации из-за низкого качества, недостаточного спроса вслед­ствие изменившихся потребностей на рынке. Риск уменьшается, если товар будет подвергнут оценке экспертом или группой экспертов, умеющих оценить не только товар, но и рыночную конъюнктуру, наиболее рациональные каналы распределения.

Особенно важна экспертная оценка новых товаров, спрос на кото­рые реально неизвестен. Выявление экспертами преимуществ и не­достатков новых товаров позволяет своевременно устранить наиболее существенные недостатки, которые могут отрицательно сказаться на спросе и конкурентоспособности новых товаров по сравнению с ана­логами. Кроме того, любые товары — новые и уже известные — должны проходить санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

В последнее время наметилась тенденция обращения предприни­мателей к независимым экспертам с целью идентификации и эксперт-

2*


20 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

ной оценки образцов, представленных поставщиками на предвари­тельных этапах заключения договоров купли-продажи. Зачастую ре­зультаты товарной экспертизы оказываются решающими при заклю­чении таких договоров.

При этом товарная экспертиза может быть проведена путем под­тверждения всех или части установленных требований, регламенти­руемых нормативными документами (НД). Кроме того, номенклатура показателей для товарной экспертизы может быть расширена и за рамки действующих стандартов и других НД.

Товарная экспертиза может быть также частью сертификацион­ных испытаний, проводимых экспертами сертификационных лабора­торий и органов по сертификации. Следует отметить, что между то­варной экспертизой и подтверждением соответствия существует более тесная связь, чем с другими видами оценки качества товаров. ТЭ и ПС базируются на общих принципах. Субъектами ТЭ и ПС яв­ляются эксперты. Различие между ними заключается в окончательных результатах деятельности. Эксперты ПС выдают только акт эксперти­зы или заключение, но не имеют права выдавать сертификаты, даже если они аттестованы в Системе сертификации ГОСТ Р. Эксперты по товарной экспертизе составляют акт или заполняют протоколы испы­таний и/или акты, которые являются конечными документами.

В силу определенного юридического статуса эксперты не облада­ют контрольными функциями, поэтому не могут проводить контроль качества и количества товаров. Право проведения инспекционного контроля принадлежит только руководителям и инспекторам экс­пертных организаций.

 

§ 5. Классификация товарной экспертизы

Общая классификация товарной экспертизы на классификацион­ные группировки проводится по следующим признакам: требования к товару, процессуальная форма, основания для проведения, объем ис­следований, характер знаний, цель проведения, статус инициатора экспертизы (рис. 5).

 

Рис. 5. Общая классификация товарной экспертизы


22 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

В зависимости от требований к товару как объекту экспертизы раз­личают пять видов экспертизы: товароведную, санитарно-эпидемиологи­ческую, фитосанитарную, ветеринарно-санитарную и экологическую.

Товароведная экспертиза— оценка экспертом одной или не­скольких основополагающих товароведных характеристик товаров путем проведения экспертных исследований и установления соответ­ствия этих характеристик требованиям нормативных документов и/или требованиям, принятым в практике, либо суждениям эксперта.

Иногда в литературе и на практике применяется термин «товаро­ведческая экспертиза», но, по нашему мнению, этот термин неверен.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза— оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их химиче­ской, радиационной и биологической безопасности.

Фитосанитарная экспертиза— оценка соответствия экспертами установленным карантинным требованиям.

Ветеринарно-санитарная экспертиза— оценка биологической безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соот­ветствия товаров установленным ветеринарным требованиям.

Экологическая экспертиза-— оценка экологических свойств то­варов, проводимая экспертами для установления их влияния на окру­жающую среду.

Кроме указанных видов товарной экспертизы, иногда выделяют технологическую и документальную экспертизы, однако они либо могут являться частью товароведной (например, технологическая) экспертизы, либо их результаты используют для комплексной оценки.

В зависимости от процессуальной формы различают несудебную, досудебную и судебную товарные экспертизы.

Несудебная экспертиза— экспертиза, назначаемая по инициативе заказчиков: коммерческих и некоммерческих организаций или индиви­дуальных предпринимателей, а также физических лиц — потребителей. Такая экспертиза осуществляется на добровольной основе.

Несудебные товарные экспертизы — одни из самых распростра­ненных в практике работы торгово-промышленных палат, бюро то­варных экспертиз, органов по сертификации, независимых экспертов. Это объясняется тем, что потребность в них возникает постоянно, в то время как в досудебных и судебных — периодически.


§ 5. Классификация товарной экспертизы 23

Досудебная экспертиза— экспертиза, назначаемая по инициативе физических или юридических лиц до обращения или передачи дела в суд.

Досудебную экспертизу могут проводить те же эксперты, что и несудебную. При этом заказчик имеет намерение обратиться в суд для защиты своих прав. Например, потребитель может обратиться в экс­пертную организацию с заявкой на проведение досудебной эксперти­зы, если продавец или изготовитель отказались удовлетворить его претензии по поводу реализации некачественного товара, а затем тре­бовать возмещение ущерба в судебном порядке, используя экспертное исследование как один из аргументов своей правоты.

Еще одна особенность досудебной экспертизы заключается в том, что в результате ее проведения заказчику выдаются результаты экс­пертного исследования, которое не имеет статуса судебного доказа­тельства. При этом суд при рассмотрении дела может назначить про­ведение судебной экспертизы по тем же объектам и вопросам.

Досудебная экспертиза может приобрести статус несудебной, ес­ли на основании ее результатов противоположная заказчику сторона принимает решение об удовлетворении его претензий.

Судебная экспертиза— экспертиза, производимая по определе­нию суда или постановлению судьи, следователя, прокурора и пред­назначенная для получения судебных доказательств путем проведе­ния экспертных исследований.

Эта экспертиза назначается после возбуждения гражданского или уголовного дела, арбитражного процесса или дела по административ­ным правонарушениям. Одной из особенностей проведения судебной экспертизы является соблюдение в обязательном порядке процессу­альной формы. Судебную экспертизу могут осуществлять аттесто­ванные в установленном порядке государственные эксперты — со­трудники государственных судебно-экспертных учреждений, а также независимые эксперты и сотрудники экспертных организаций.

Другая особенность проведения судебной экспертизы заключает­ся в том, что ее процессуальная форма имеет четкую регламентацию в федеральных законах и других нормативных документах. Процессу­альные отношения складываются между судом и экспертом, который несет персональную ответственность за заключение, дает пояснение суду, следователю.


В зависимости от оснований для проведения экспертиза потре­бительских товаров подразделяется на виды, представленные на рис. 6.

Рис.6. Основания для проведения товарной экспертизы

Первичная экспертиза— основная экспертиза, проводимая по заявке заинтересованной организации-заказчика. Особенностью такой ТЭ является то, что при ее проведении эксперты впервые знакомятся с объектом экспертизы.

Дополнительная экспертиза— экспертиза, проводимая для выявления недостающей информации с целью принятия оконча­тельных решений. Основаниями ее проведения могут служить ре­шение группы или отдельного эксперта, вышестоящего руководства в связи с неполной или недостоверной информацией, представлен­ной заявителем или полученной экспертами в ходе экспертной


§ 5. Классификация товарной экспертизы 25

оценки, выявление новой информации, влияющей на принятие окончательного решения, а также необходимость экспертной оценки по дополнительным показателям.

Дополнительную экспертизу проводят те же эксперты, что и пер­вичную. Если выявленная информация находится вне их компетен­ции, в группу экспертов могут быть введены новые члены. Дополни­тельная ТЭ не повторяет, а лишь дополняет первичную экспертизу. В этом ее отличие от повторной.

Повторная экспертиза— экспертиза, проводимая в случае несо­гласия одной из заинтересованных сторон с результатами первичной экспертизы. Ее осуществляет новый состав экспертов; в ней должны участвовать и эксперты, проводившие первичную экспертизу, если нет возражений заинтересованных сторон.

Основания для проведения повторной экспертизы могут быть идентичными основаниям для дополнительной экспертизы. Кроме то­го, основанием могут служить сомнения заявителя или части экспер­тов в достоверности и обоснованности результатов первичной экспер­тизы, выявление фактов информационной и товарной фальсификации (например, представленных для экспертной оценки образцов, товар­но-сопроводительной документации).

Повторная экспертиза проводится по тем же характеристикам то­вара, но при необходимости может быть дополнена новыми показате­лями. Если результаты повторной экспертизы совпадают с результа­тами первичной, они считаются окончательными.

Иногда бывают сложные случаи, когда проводится несколько по­вторных экспертиз с участием новых экспертов. В этом случае окон­чательное решение принимает руководство экспертной организации или заявитель, если результаты ТЭ представляют интерес только для него и не касаются соблюдения правовых норм, в том числе обяза­тельных требований.

В системе Торгово-промышленной палаты РФ (ТТЛ РФ) повторная экспертиза проводится на основании письменной заявки заказчика с обос­нованием причин, а также на основании решения судебных органов [15].

Для проведения повторной экспертизы должны быть следующие условия: • соответствие задач повторной и первичной экспертиз;


26 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

присутствие эксперта, проводившего первичную экспертизу;

• присутствие представителей заказчика;

• наличие всей партии, проверенной экспертом при первичной экс­
пертизе.

Расходы по проведению повторной экспертизы несет заказчик, если результаты первичной экспертизы подтверждаются, а если не подтверждаются, то экспертная организация.

Контрольная экспертиза— экспертиза, проводимая с целью проверки достоверности и обоснованности результатов первичной, дополнительной и повторной экспертиз.

Контрольные ТЭ могут быть плановыми и внеплановыми. Основа­нием для их проведения служит выявление недостоверности (сомни­тельности) результатов ранее проведенных экспертиз из-за необъектив­ности экспертов либо использования ими представленной заявителем недостаточной, неправильной информации. В настоящее время кон­трольные ТЭ проводятся редко, в случае крайней необходимости, так как заказчики не заинтересованы в них.

Контрольная экспертиза проводится по инициативе руководства экспертной организации.

Особенности проведения контрольной экспертизы:

• задача экспертизы указывается руководством экспертной орга­
низации;

• проводится не позднее следующего дня после сдачи акта экспер­
тизы в экспертную организацию;

• присутствие эксперта, проводившего первичную экспертизу, не
обязательно;

• в зависимости от поставленной задачи может быть предъявлена
вся партия или ее часть;

• расходы по проведению контрольной экспертизы несет эксперт­
ная организация.

По объему исследований различают единичную и комиссионную экспертизы.

Единичная экспертиза— экспертиза, проводимая одним экспер­том самостоятельно. Примером такой экспертизы могут служить экс­пертные исследования, осуществляемые экспертом в испытательной


§ 5. Классификация товарной экспертизы 27

лаборатории, идентификационные экспертизы, проводимые экспер­тами таможенных лабораторий или органов по сертификации.

Кроме того, единичные экспертизы могут быть составной частью комиссионных экспертиз, если применяется групповая экспертная оцен­ка, но каждый эксперт работает самостоятельно, без взаимодействия с другими экспертами группы. Если эксперты работают в группе совмест­но, с обсуждением результатов, это будет комиссионная экспертиза.

Комиссионная экспертиза— экспертиза, проводимая группой экспертов одной специальности. Так, товароведная экспертиза по количеству и качеству, проводимая экспертами бюро товарных экспертиз или Торгово-промышленной палаты без привлечения экспертов других специальностей, относится к комиссионной. Ее типичным примером может служить дегустационная оценка пище­вых продуктов дегустационными комиссиями, поскольку такая экспертиза проводится экспертами не только специализирующи­мися по определенной группе или подгруппе товаров, но и ото­бранными по сенсорным способностям.

По характеру знаний экспертизы могут быть однородными и ком­плексными. Однородные экспертизы— экспертизы, проводимые экс­пертами одной специальности в определенной области знаний. Напри­мер, товароведные экспертизы проводятся товароведами-экспертами, санитарно-эпидемиологические — санитарными врачами, ветеринарно-санитарные — ветеринарными врачами. Однородные экспертизы могут быть единичными и комиссионными.

Комплексная товарная экспертиза— экспертиза основопола­гающих характеристик товара, осуществляемая экспертами разных специальностей и областей знаний.

В отличие от однородных комплексные экспертизы проводятся экс­пертами разных областей знаний и специальностей по всем основопола­гающим характеристикам и требованиям, значительная часть которых не может быть оценена только экспертами-товароведами. Так, соответствие санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным, экологическим, фитоса-нитарным требованиям подтверждается экспертами других специально­стей, а эксперты-товароведы при проведении товароведной экспертизы по качеству учитывают их документальное подтверждение в форме са­нитарно-эпидемиологических заключений, ветеринарных свидетельств


28 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

и т.п. Однако экспертиза считается комплексной только тогда, когда раз­ные эксперты проводят ее совместно.

Отличительными признаками комплексной экспертизы [24] яв­ляются:

• наличие ситуации, разрешение которой затрагивает не менее двух
различных областей знаний;

• необходимость объединения усилий специалистов разного про­
филя и синтеза знаний для решения экспертных задач;

• потребность в совместно проводимом исследовании, формулиро­
вании общего вывода;

• раздельное изучение общего объекта исследования для совмест­
ного заключения.

При комплексной экспертизе проводящие ее разные эксперты мо­гут иметь разные объекты, предметы и методы исследований. Экс­пертная оценка каждого из них учитывается при составлении общего заключения, которое подписывают все эксперты. Например, при экс­пертизе новых товаров в состав группы экспертов могут входить экс­перты: технологи, товароведы, гигиенисты, маркетологи и др.

В зависимости от цели проведения ТЭ классифицируют на сле­дующие виды: контрактная, таможенная, страховая, банковская, кон­сультационная, потребительская и оценочная (см. рис. 5).

Контрактная экспертиза— оценка экспертами выполнения усло­вий контракта (договора). При этом может проверяться качество образ­цов и/или проб товара, в том числе на соответствие требованиям норма­тивной документации, состояние транспортных средств и упаковки товаров, а также осуществляться предотгрузочный контроль грузов, про­верка соответствия поступившей партии условиям контракта (договора) по количеству, качеству, упаковке, маркировке товаров и др.

Таможенная экспертиза— оценка экспертами товаров для таможенных целей. Она проводится для ассортиментной иденти­фикации товара, а также страны происхождения, уточнения харак­теристик товара и определения кода по ТН ВЭД, отбора образцов для испытаний, установления количественных, качественных и иных характеристик товара в момент передачи (получения) на склад(е) временного хранения на таможенной территории. Кроме того, при таможенной экспертизе проводятся расчеты норм выхода продукта переработки и расходования сырья, идентификация про-


§ 5. Классификация товарной экспертизы 29

дукта переработки, определение экспертной продукции как про­дукции собственного производства.

Таможенная экспертиза — специальное исследование, проводи­мое экспертами в целях решения фискальных, правоохранительных, контрольных, экономических и статистических задач.

Объектами таможенной экспертизы являются товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их товарно-сопроводительные документы.

Различают следующие виды таможенной экспертизы: идентифика­ционная, технологическая, классификационная, товароведная, материа-ловедческая, определение таможенной стоимости товаров. Подробно эти виды таможенной экспертизы рассматриваются в дисциплине «Та­моженная экспертиза товаров» [21].

Страховая экспертиза—• оценка экспертами причиненного страхователю ущерба в стоимостном выражении с учетом качест­венных и количественных потерь при наступлении страхового со­бытия (случая) — стихийного бедствия, пожара, хищения имуще­ства и т. п.

Банковская экспертиза— оценка экспертами количества, каче­ства и ориентировочной стоимости имущества (или товаров), переда­ваемого под залог (заклад), с учетом качества, сезонности, срока службы (годности) и др.

Консультационная экспертиза— оценка экспертами товаров для выявления причин возникновения дефектов при транспортировании, хранении, подготовке к реализации, а также прогнозирования сроков хранения для вьщачи рекомендации о возможности их реализации.

Потребительская экспертиза— оценка экспертами характе­ристик товара, принимаемого от потребителя или индивидуальных потребителей. Такая экспертиза может проводиться для товаров, бывших в употреблении и вновь изготовленных. Кроме оценки ха­рактеристик товара, с ее помощью определяются причины возник­новения дефектов, а также степень снижения качества по наличию дефектов.

Оценочная экспертиза— экспертная оценка совокупности основополагающих характеристик товара (качества, количества и цены). При ее проведении учитывается уровень качества товара, его гарантийные сроки, сроки службы (годности), другие показате-


30 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

ли качества для определения ориентировочной цены товара. При оценочной экспертизе транспортных средств учитывается их тех­ническое состояние, естественный износ, срок службы, количество ремонтов и пр.

В зависимости от статуса инициатора проведения товарной экспертизы различают добровольную, обязательную и общественную экспертизы.

Добровольная экспертиза— экспертиза, осуществляемая в ин­тересах одного лица и/или заинтересованных сторон.

Примером такой экспертизы могут служить товарные экспертизы, осуществляемые ТПП, бюро товарных экспертиз, органов доброволь­ной сертификации.

Обязательная экспертиза— экспертиза, которая назначается в соответствии с законодательством и результаты которой имеют юри­дическое значение.

Общественная экспертиза— экспертиза, выполняемая в интере­сах определенных лиц по инициативе конкретных общественных ор­ганизаций и не имеющая юридического значения.

К таковым можно отнести экспертизы, выполняемые по ини­циативе обществ по защите прав потребителей, СМИ и других ор­ганизаций. Например, журнал «Спрос» систематически публикует результаты независимых экспертиз товаров, осуществляемых по его инициативе. При проведении общественных экспертиз очень важно, чтобы в них участвовали эксперты, компетентные в объек­тах экспертиз.

Вопросы для самопроверки

1. Изучите основные понятия в области экспертизы и укажите ее
важнейшие группы.

2. Сопоставьте цели и задачи учебной дисциплины и профессио­
нальной деятельности по товарной экспертизе.

3. Назовите основные принципы товарной экспертизы.

4. С какими видами товарной экспертизы связан принцип безо­
пасности и почему?


Глава 2. Объекты и субъекты товарной экспертизы

§ 1. Объекты экспертизы

Основными объектамитоварной экспертизы являются потреби­тельские товары. Однако в ряде случаев при проведении комплексной экспертной оценки возникает необходимость ввести дополнитель­ные объектытоварной экспертизы, к которым относятся сырье, ма­териалы, полуфабрикаты; документы; технологические процессы по производству, хранению, транспортированию, подготовке к реализа­ции; услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажному об­служиванию; определение стоимости товаров; правила эксплуатации или использования потребителем. Классификация объектов товарной экспертизы представлена на рис. 7.

Потребительские товары— продукция, реализуемая потребите­лю и используемая им для личных целей.

Такое определение термина несколько условно, поскольку одна и та же продукция, реализуемая различным потребителям (промышленным или индивидуальным) и используемая для принципиально одинакового назначения (например, мука для промышленного или домашнего хлебо­печения) относится к разным классам (товарам промышленного назна­чения или потребительским товарам). Поэтому многие аспекты экспер­тизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения.

При проведении товарной экспертизы один из конечных ее ре­зультатов часто сводится к отнесению оцениваемых потребительских товаров к определенной градации.

Градация потребительских товаров.Различают градации каче­ства и размерные градации.

Градации качества— категории товаров одного наименования, отличающихся установленными значениями показателей качества.


§ 1. Объекты экспертизы



Для ряда непродовольственных товаров градация качества определя­ется еще и степенью бездефектности. Все потребительские товары подразделяют на три основные градации качества: стандартные, а также нестандартные и отходы, не отвечающие установленным тре­бованиям по одному или нескольким показателям качества.

3 - 7248

Рис. 7. Классификация объектов товарной экспертизы


34 Глава 2. Объекты и субъекты товарной экспертизы

К нестандартной продукции в зависимости от степени значимости дефектов относят условно пригодную продукцию.

Условно пригодная нестандартная продукция— продукция, содержащая значительные и/или критические устранимые дефекты. После устранения выявленных дефектов с помощью сортировки и от­браковки дефектных экземпляров или их промышленной переработки категория качества продукции повышается до стандартной.

Поэтому экспертная оценка не должна завершаться только одним констатирующим результатом — отнесением объектов экспертизы к определенной градации качества. Не менее важен другой результат ТЭ — прогнозирование или рекомендации возможных способов уст­ранения выявленных дефектов и получения стандартной продукции. Эти предполагаемые результаты эксперт при необходимости может оформить в виде консультаций об использовании нестандартных то­варов и способах их обработки и/или переработки.

Опасная продукция— продукция с неустранимыми критиче­скими дефектами, использование которой может нанести вред жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде.

Опасная продукция не подлежит реализации, переработке в про­мышленных или домашних условиях. Такая продукция должна быть изъята и уничтожена одним из принятых способов.

От опасной продукции следует отличать потенциально опасные товары, которые относятся к стандартной градации, так как отвечают требованиям действующих стандартов.

Потенциально опасные товары— товары, содержащие вредные для потребителя или окружающей среды вещества или выделяющие их в окружающую среду при использовании. Эти товары представля­ют опасность для потребителей и окружающей среды при нерацио­нальном использовании или нарушении правил эксплуатации.

Перечень потенциально опасных товаров обширен и включает мно­гие продовольственные и непродовольственные товары. К названным товарам можно отнести алкогольные напитки (частое и неумеренное потребление этилового спирта может привести к алкоголизму и даже закончиться летальным исходом), табачные изделия (никотин вреден для активных и пассивных курильщиков), автомобили (угарный газ вреден для водителя, пассажиров и окружающей среды), товары быто-


§ 1. Объекты экспертизы 35

вой химии, содержащие вредные смолы, органические растворители, яды и т. п. Вот далеко не полный перечень таких товаров.

Стандартные товары подразделяются также на товарные сорта, марки, номера, классы сложности.

Подробно названные градации качества рассматриваются в курсе «Теоретические основы товароведения».

При определении этих градаций эксперт должен хорошо раз­бираться в принципах деления на них стандартной продукции, уметь устанавливать и применять отличительные признаки разных градаций.

Размерные градации— категории товаров, отличающиеся уста­новленными размерами. Размерные градации характеризуются дли­ной, диаметром и массой. Размер выступает как один из показателей качества и/или ассортимента, определяя зачастую цену на товар, а также потребительские предпочтения.

Для отдельных групп пищевых продуктов (свежих плодов и ово­щей, соленых и квашеных овощей, рыбы, яиц) размер является одним из основополагающих показателей качества и отличительных призна­ков товарных сортов, категорий. Например, яблоки высшего сорта должны иметь размер по наибольшему поперечному диаметру не ме­нее 60 мм, 1-го сорта — 50, 2-го сорта —- 45 мм. Одним из признаков, определяющих категорию яиц, является их масса: I категория — не менее 55 г, II категория — 45 г. Рыба по размерам делится на круп­ную, среднюю и мелкую.

Размерные градации играют очень важную роль при оценке мно­гих групп непродовольственных товаров (одежда, обувь, строймате­риалы, ювелирные изделия, канцелярские товары), определяя их ас­сортиментную принадлежность и потребительские предпочтения. Так, покупатель приобретает одежду и обувь только нужного ему размера, даже если другие характеристики товара (цвет, фасон, от­делка и т. п.) понравились ему больше. Для таких групп товаров размер — наиболее значимое средство создания потребительских предпочтений.

Для быстрого распознавания размерных градаций на маркировке непродовольственных товаров принято помещать условные обозначе­ния, указывающие размеры товара, которые соответствуют опреде-


36 Глава 2. Объекты и субъекты товарной экспертизы

ленным антропометрическим характеристикам потребителей. Эксперт должен хорошо разбираться в этих условных обозначениях. Кроме того, он должен иметь в виду, что эти условные обозначения размеров товаров разных стран происхождения не совпадают и нужно уметь вносить соответствующие коррективы.

Определение градации потребительских товаров может являться заключительным этапом экспертной оценки и обусловлено ее целью. Однако конечный результат товарной экспертизы не обязательно должен быть связан с определением градации товара.

Цель товарной экспертизы и ее предполагаемые конечные резуль­таты определяют выбор характеристик товара, устанавливаемых при экспертной оценке. Поэтому очень важно, чтобы эксперт знал крите­рии такого выбора.

Критерии выбора потребительских свойств и показателей при проведении товарной экспертизы. Вкачестве критериев могут быть выбраны степень значимости свойств и показателей, позволяющих наиболее полно и обоснованно достичь поставленных целей. Эту сте­пень значимости принято обозначать через коэффициент весомости, который определяется экспертным методом путем опроса экспертов или потребителей.

Кроме того, выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью товарной экспертизы, а также произведен заказчиком, который в заявке устанавливает перечень необходимых показателей.

Специфика объектов товарной экспертизы.Следует отметить, что объекты ТЭ и других видов оценочной деятельности могут быть одинаковыми. При этом оценке подвергаются единичные экземпляры потребительских товаров, комплексные упаковочные единицы и то­варные партии. Лишь при потребительской оценке не определяются характеристики товарных партий.

Указанные объекты характеризуются не только комплексом осно­вополагающих характеристик (ассортиментной, качественной, коли­чественной и стоимостной), но и разным уровнем неопределенности. Необходимость оценки товаров в условиях неопределенности делает их объектами экспертизы.

Под условиями неопределенности понимается ситуация, при которой возникает проблема выбора альтернативных решений при недостаточно-


§ 2. Субъекты товарной экспертизы 37

сти информации. Эта неопределенность чаще всего является следствием применения выборочного метода отбора проб из товарных партий. Даже если пробы (образцы) отобраны в соответствии с установленными пра­вилами, существует неопределенность в отношении соответствия коли­чественных и качественных характеристик единичных товаров, отобран­ных из товарной партии, аналогичным характеристикам всех товаров в данной партии. При этом всегда существует риск возникновения несоот­ветствия оцениваемого объекта всей совокупности товаров. Вследствие этого перенос результатов оценки отобранных проб (образцов) на всю товарную партию может привести к неверным решениям.

В то же время зачастую оценка качества единичных товаров или из­мерение их количества происходит в условиях определенности, которые характеризуются конкретными результатами. Например, при наличии достаточной информации о действительных значениях показателей ко­личественных и качественных характеристик единичных экземпляров товаров эксперт может отнести их к определенной градации качества. В этом случае основанием для проведения экспертизы служит необходи­мость в независимой и компетентной оценке экспертов.

Решения, принимаемые экспертом в отношении объектов экспер­тизы, могут подразделяться по признаку определенности или неопре­деленности на три группы:

• при определенности ■—• относительно каждого действия известно,
что оно приводит к некоторому конкретному результату;

• при риске — каждое действие приводит к одному из множества
частных результатов с известной вероятностью появления;

• при неопределенности — каждое действие имеет множество воз­
можных результатов, но их вероятность эксперту неизвестна.

§ 2. Субъекты товарной экспертизы

К экспертной деятельности причастны две группы субъектов. Первая группа представлена инициаторами — заказчиками и специа­листами, которые являются ее участниками; вторая —- экспертами,


38 Глава 2. Объекты и субъекты товарной экспертизы \

осуществляющими эту деятельность (рис. 8). Естественно, что основ­ную роль в экспертных исследованиях играют эксперты. Однако для того, чтобы такие исследования начались, необходимы их инициато­ры-заказчики.

Инициаторы (заказчики)— субъекты, испытывающие потребность в решении возникших у них проблем путем проведения экспертизы.

В соответствии с Инструкцией ТПО «О порядке проведения экс­пертизы экспертными организациями системы ТПП» заказчик опре­деляется как юридическое лицо, заказывающее и оплачивающее экс­пертной организации услуги по экспертизе.

Участие в экспертизе инициатора наиболее важно на ее подгото­вительном этапе. Он представляет в экспертные организации заявку, в которой указывает цели экспертизы, основания для ее проведения, ставит перед экспертами вопросы, ответы на которые, по его мнению, позволят решить возникшие у него п







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.