Некоторые средства обнаружения, рекомендуемые к применению при товарной экспертизе
78 Глава 3. Средства товарной экспертизы Окончание табл. 1
Натуральные красящие вещества в щелочной среде изменяют окраску. § 3. Материально-технические средства 79 Средства обнаружения, применяемые при товарной экспертизе, довольно многочисленны и не исчерпываются сведениями, приведенными в табл. 1. Они характеризуются доступностью, простотой и не требуют испытательных лабораторий и сложного оборудования. Многие средства обнаружения, в которых используются цветные реакции, относятся к методам качественного анализа. При необходимости они могут быть дополнены методами количественного анализа. В совокупности все эти средства относятся к средствам анализа (количественного и качественного), применяемым при определении химического состава товаров и свойств веществ, входящих в них. Качественный состав товаров эксперты чаще всего определяют с помощью средств обнаружения. Количественный состав и характеристику свойств проводят испытательные лаборатории с помощью объективных измерительных методов. Оргтехника.К оргтехнике относятся средства связи (телефоны, телефаксы, телеграф, почтовая связь); размножения (множительная техника — ксероксы, ротаторы, ротапринты, ризографы, пишущие машинки); счетно-вычислительная техника, компьютеры, а также канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумага, средства обработки и хранения документов). Учитывая огромный объем информации, который должен собрать, обработать и сохранить эксперт, очень важно рационально использовать оргтехнические средства в экспертной деятельности. Для этого эксперт должен владеть приемами научной организации труда, знать и уметь использовать имеющуюся оргтехнику, исходя из принципов осознания целесообразности и эффективности применения конкретных ее видов. Более подробно оргтехнические средства рассматриваются в дисциплине «Менеджмент». Вопросы для самопроверки 1. Укажите основные группы средств товарной экспертизы. Какой классификационный признак положен в основу их деления? Глава 3. Средства товарной экспертизы 2. Назовите наиболее важные документы, используемые при экс 3. Какие виды маркировки представляют наибольший интерес для 4. Какие виды и разновидности литературы использует эксперт 5. Что относится к материально-технической базе товарной экс 6. Какие технические устройства применяются при экспертной Глава 4. Методы товарной экспертизы § 1. Классификация методов товарной экспертизы При проведении товарной экспертизы пользуются различными методами оценки товаров. Метод товарной экспертизы— способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров. В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды (рис. 11). Рис.11. Классификация методов товарной экспертизы Методы ТЭ подразделяются на две группы: объективные и эвристические. Глава 4. Методы товарной экспертизы Объективные методы — методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений {измерительные методы) или регистрации каких-либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований {регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационном — визуальный подсчет. Эвристические методы — методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Данные методы подразделяются на следующие подгруппы: орга-нолептические, экспертные и социологические. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения. Различия между подгруппами эвристических методов заключаются в их назначении и используемых средствах или приемах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные — для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска, социологические — для установления потребительской или экспертной оценки товаров путем опросов покупателей или экспертов. Основными средствами органолептических методов служат органы чувств оценщика. При социологических методах могут использоваться любые средства, в том числе и характерные для других подгрупп объективных и эвристических методов. Важнейшими средствами социологических методов являются анкеты. Каждая подгруппа делится в свою очередь на виды и разновидности. Их характеристика приводится ниже при рассмотрении отдельных групп. § 2. Измерительные методы 83 § 2. Измерительные методы Измерительные методы— методы определения (измерения) действительных значений показателей с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических и/или микробиологических показателей качества. В отличие от органолептических показателей физико-химические и микробиологические показатели специфичны и характерны для товаров однородных групп. Поэтому эти показатели более многочисленны, что требует применения разнообразных измерительных методов для их определения. Измерительные методы взаимосвязаны с органолептическими методами, дополняют, но не заменяют их. Это обусловлено тем, что достоинства измерительных методов — объективность оценки, выражение результатов в общепринятых единицах измерения, сопоставимость и воспроизводимость результатов — устраняют недостатки органолептических методов. В связи с этим сочетание методов названных двух групп позволяет провести наиболее полную экспертную оценку товаров. Недостатками измерительных методов являются высокие затраты на проведение испытаний, для которых требуются оборудованные испытательные лаборатории, лабораторное и вспомогательное оборудование, порой очень дорогостоящее, а также высококвалифицированный персонал. Указанные недостатки носят объективный характер, поэтому трудно или совсем неустранимы. В связи с этим применение измерительных методов при товарной экспертизе ограничено и рекомендуется только в тех случаях, когда без данных, получаемых с их помощью, невозможно сделать объективные и достоверные выводы. Измерительные методы подразделяются на подгруппы, виды и разновидности по ряду признаков. По хронологическому признаку и чувствительности измерительные методы делятся на классические и современные; по времени получения результатов испытаний — на экспресс-методы и долгосрочные; по принципам метода — на физи-6* Глава 4. Методы товарной экспертизы ческие, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические и биологические (рис. 12). Рис.12. Классификация измерительных методов Классические методы — физические и химические методы, разработанные в XVII—XX вв. и не утратившие значимости до настоящего времени. § 2. Измерительные методы 85 Примерами классических методов могут служить метод высушивания до постоянной массы для определения влажности товаров, фер-роцианидный метод и метод Бертрана для определения содержания Сахаров, метод титрования для определения общей кислотности, определение соли аргентометрическим методом и др. Особенностью классических методов являются преобладание разрушительных операций, в большинстве случаев длительная подготовка образца к определению конечного результата, сравнительно невысокие чувствительность и точность измерений. Однако несмотря на это, многие классические методы до сих пор применяются, так как обладают высокой достоверностью при определении макропоказателей, для которых не нужна высокая чувствительность и точность, требуют небольших затрат средств. В случае необходимости получения точных результатов с высокой степенью чувствительности, а также дифференцированного определения отдельных компонентов, входящих в состав группы веществ, классические методы мало приемлемы из-за больших затрат времени или совсем непригодны. Для указанных целей больше подходят современные методы, разработанные в последние 30—50 лет и находящие применение в тех сферах, где классические методы неэффективны. При проведении товарной экспертизы эксперт, если он не работает виспытательной лаборатории, не обязан уметь проводить испытания этими методами. Ему необходимо лишь иметь представление о данных методах, определяемых с их помощью показателях, измерительных возможностях и применимости для целей экспертизы. Поэтому в настоящем пособии приведена лишь краткая характеристика современных методов. Современные методы отличаются от классических более высокой чувствительностью, меньшими затратами времени на проведение испытаний. Для рассматриваемых методов характерно использование усовершенствованных средств измерения, зачастую с высокой точностью. Наряду с этим для таких методов, как правило, требуются хорошо оборудованные испытательные лаборатории и высококвалифицированный персонал, что увеличивает затраты на испытания. 86 Глава 4. Методы товарной экспертизы Наиболее распространенными современными методами являются хроматографический, спектральный, фотоэлектроколориметрический, потенциометрический, рефрактометрический, реологические и мик-роскопирование. Хроматографический метод — метод, основанный на разделении сложной смеси веществ на компоненты с помощью сорбционных методов в динамических условиях. В основу данного метода положен принцип различной сорбируемости компонентов смеси на выбранном сорбенте, т. е. на распределении веществ между двумя не смешивающимися фазами. Метод предложен в 1903 г.русским ученым-ботаником М.С. Цветом. Назначение хроматографического метода — количественное и качественное определение веществ в пробах товаров, специальным образом отобранных и обработанных. Его достоинством является высокая чувствительность, что позволяет обнаруживать качественно и определять количественно вещества, содержащиеся в ничтожно малых количествах (иногда доли мг%). Различают следующие разновидности хроматографического метода — газовая и жидкостная хроматография (в зависимости от типа подвижной и неподвижной фаз), а также типы — бумажная, колоночная, тонкослойная и газовая (в зависимости от типа сорбента) хроматография. Существуют и другие классификационные признаки подразделения хроматографического метода. Перечень физико-химических показателей качества, которые можно определить с помощью хроматографического метода, достаточно широки: содержание свободных и связанных аминокислот, органических кислот, углеводов, ароматических, красящих веществ, пестицидов, витаминов, жирнокислотный состав липидов, и др. Спектральный метод — метод, основанный на измерении пропускания или поглощения света определенной длины волны различными веществами. В основу спектроскопии положены общие законы, устанавливающие соотношение между величиной поглощения или пропускания и количеством поглощающего или пропускающего вещества. Спектроскопию условно можно подразделить на эмиссионную и абсорбционную. Эмиссионная спектроскопия исследует излучатель- § 2. Измерительные методы 87 ную способность вещества, абсорбционная спектроскопия — поглотительную способность. Разновидностями спектрального метода являются абсорбционная, инфракрасная и атомно-абсорбционная спектроскопия. Спектральный анализ используется для определения разнообразных органических соединений, окрашенных и бесцветных растворов, а также минеральных элементов с концентрацией 10" —10" моль. Точность метода высокая [±(0,1—0,5) отн.%]. При спектральных методах используются сложные приборы — спектрофотометры СФ-4, СФ-10идр. С помощью абсорбционной спектроскопии можно определить степень окисленности жира в различных жиросодержащих продуктах (молоке, сливочном масле и т. п.), наличие пектиновых и красящих веществ, фенольные соединения (в вине, чае, кофе, плодах и овощах), кофеин, теобромин в чае и кофе, миоглобин в мясе, микроэлементы во всех товарах. Внедрение спектрального анализа в практику работы испытательных лабораторий открывает принципиально новые возможности для определения веществ в многокомпонентных смесях, какими являются многие потребительские товары. Фотоэлектроколориметрический метод — метод, основанный на избирательном поглощении света анализируемым веществом. Этот метод близок к спектральному, но в отличие от него обеспечивает хорошую точность [±(1—2) отн.%)], для его использования не требуется сложная аппаратура. Широко применяется для определения концентрации окрашенных растворов (красящих, фенольных веществ, аминокислот и др.). Однако в отличие от спектрального метода неокрашенные растворы этим методом исследовать нельзя. Для измерения применяются фотоэлектроколориметры ФЭК-М, ФЭК-52, -64, -56, -57 и др. Принцип их действия основан на сравнении поглощения или пропускания света стандартным и исследуемым окрашенным растворами. Потенциометрический метод — метод, основанный на определении потенциала между электродом, насыщенным водородом, и жидкостью, содержащей водородные ионы. Используется для измерения рН при определении активной кислотности соков, вина, других 88 Глава 4. Методы товарной экспертизы напитков, плодов, овощей и др. Измерительным прибором являются потенциометры различных марок (ЛПУ-01 и др.). Рефрактометрический метод — метод, основанный на измерении показателя преломления света при прохождении его через жидкий образец, который наносится на нижнюю призму рефрактометра. Метод широко используется как в испытательных лабораториях, так и в производственных цехах для определения концентрации сухих веществ, Сахаров, жира в пищевых продуктах (соках, пюре, варенье, повидле, томатопродуктах, жирах и др.). Реологические методы — методы, основанные на измерении деформации различных веществ и материалов. Предназначены для определения структурно-механических свойств товаров (вязкость, упругость, эластичность и прочность), многие из которых характеризуют консистенцию. С их помощью определяют вязкость мясного фарша, пластичность теста, твердость плодов и овощей, консистенцию маргарина. Результаты исследования структурно-механических свойств обычно выражают графически в виде кривых кинетики деформации. Для измерения используют вискозиметры различных марок, динамометрические весы, пластомеры и др. Микроскопирование — метод, основанный на использовании микроскопа в качестве измерительного прибора. Применяются обычные биологические и электронные микроскопы, различающиеся кратностью увеличения. Метод предназначен для определения строения тканей, клеток и их органелл, а также видового и количественного составов микроорганизмов. Наиболее широко микроскопирование применяется при определении вида крахмальных зерен, наличия в продуктах примесей и микроорганизмов, микроструктуры различных продовольственных и непродовольственных товаров. При микробиологических исследованиях микроскопирование сочетается с регистрационным методом (подсчет количества микроорганизмов). В зависимости от времени, затрачиваемого на определение значений показателей качества, все измерительные методы делят на экспресс-методы и долгосрочные. § 2. Измерительные методы 89 Многие из указанных классических и современных измерительных методов относятся к долгосрочным. Экспресс-методы — методы, предназначенные для быстрого определения показателей качества товаров. Достоинством этих методов являются быстрота определения, использование несложных измерительных приборов и простейших приспособлений. Однако иногда быстрота отрицательно сказывается на точности результатов измерений. Экспресс-методы применяют в тех случаях, когда необходимо быстро произвести экспертизу. Следует отметить, что большинство классических методов относятся к долгосрочным из-за продолжительной подготовки навески путем извлечения определяемых веществ в растворы, освобождения их из смеси и удаления посторонних веществ, мешающих определению. Зачастую подготовительный этап по продолжительности во много раз превосходит основной этап —■ измерение количественных характеристик показателя. Особенно это характерно для химических и биохимических методов. Поэтому многие экспресс-методы основываются на химических, физических, физико-химических методах или микроскопировании, если при их использовании можно непосредственно измерить показатели без длительной подготовки навески, например, определение титруемой или активной кислотности в напитках, содержания соли в рассоле или относительной плотности молока, определение сухих веществ и Сахаров в растворах рефрактометрическим методом. Наиболее распространены экспресс-методы, основанные на средствах обнаружения и предназначенные для качественного определения свойств товаров. Экспресс-методы относятся к наиболее перспективным. Их разработка, совершенствование и применение — одно из основных направлений развития измерительных методов товарной экспертизы. Классификация измерительных методов основана также на принципе достижения конечных результатов. По этому признаку методы делятся на физические, физико-химические, химические, микробиологические и биологические. Большинство указанных выше методов относятся к физическим и физико-химическим. Классические методы в значительной степени представлены химическими. 90 Глава 4. Методы товарной экспертизы § 3. Регистрационный метод Регистрационный методоснован на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку. В качестве классификационного признака могут быть конкретные виды дефектов или градации товаров, а также их наименования, виды, подгруппы и группы. Регистрационным методом определяются приемочные и браковочные числа при приемке товаров, количество дефектных товаров. При необходимости устанавливается количественное соотношение отдельных видов дефектов. С помощью этого же метода осуществляется сортировка товаров на градации качества (стандартную, нестандартную, отход, брак, а также на товарные сорта). При этом эксперты могут сами непосредственно заниматься технической работой по переборке товаров, но лучше, если ее выполняют подсобные рабочие, а эксперты проверяют правильность их работы и регистрируют конечные результаты. В последнем случае внимание эксперта будет сконцентрировано на более ответственной операции — регистрации определенных градаций. Если в задачи товарной экспертизы входит экспертная оценка эффективности ассортиментной политики торговой организации, то с помощью регистрационного метода устанавливаются основные показатели ассортимента (широта, полнота, новизна, ассортиментный минимум и т. п.). Результаты определений показателей заданных объектов регистрационным методом выражаются в абсолютных или относительных величинах. Например, количество дефектных единиц на 100 изделий, выпущенных с производства или поступивших на реализацию, — абсолютный показатель. Относительный показатель (Хр) выражается как отношение количества заданных объектов (Х3) к общему количеству объектов, подвергшихся оценке (Хо): Количество регистрируемых объектов может определяться по счету или по массе, длине или объему. Например, количество вредителей в муке, сухофруктах, число микроорганизмов определяется по §4. Органолептические методы 91 счету на определенной площади или в определенной массе либо объеме. Количество (в процентах) загнившей продукции — по массе, количество (в процентах) забракованных напитков — по объему. Регистрационный метод — один из наиболее распространенных методов экспертной оценки при приемке и хранении товаров. При оценке качества услуг розничной торговли эксперты могут использовать его для проверки качества торгового обслуживания путем регистрации количества жалоб от покупателей, количества обслуживаемых покупателей за определенный отрезок времени и т. п. Очень часто регистрационный метод используется совместно с другими методами товарной экспертизы (органолептическим, измерительным, социологическим). В то же время следует иметь в виду, что регистрационный метод как самостоятельный имеет ограниченное применение при отдельных операциях товарной экспертизы. § 4. Органолептические методы Органолептические методы— методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств. Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. Для снижения субъективизма и повышения достоверности результатов необходимо знать и учитывать эти основы, а также достоинства и недостатки данных методов. К достоинствам относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. Большинство людей обладают достаточными сенсорными (чувствительными) возможностями для проведения органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запаха и консистенции. Однако встречаются люди, которые не воспринимают и/или не различают либо цвета («цветовые» дальтоники), либо вкуса («вкусовые» дальтоники), либо запаха («обонятельные» дальтоники). 92 Глава 4. Методы товарной экспертизы Такие люди не могут быть экспертами по органолептической оценке качества товаров. Проведенные автором совместно с Т.Н. Парамоновой обследования на вкусовую чувствительность более 250 человек показали, что правильное ощущение вкуса было лишь у 70% проверяемых. Около 25% обследованных путали в небольших концентрациях соленый вкус с кислым. Проявление «вкусового» дальтонизма обнаружено примерно у 5—10% проверяемых (в зависимости от возраста, пола и образа жизни). С возрастом органолептические ощущения притупляются у большинства людей. Так, в группах торговых работников в возрасте 35-50 лет правильное ощущение вкуса было только у 25%, около 40% путали соленый и кислый вкусы; в группах 20—30-летних правильно воспринимали вкус почти 50% обследованных, а 20% путали вкусы. Курящие ошибаются при определении вкуса чаще, чем некурящие. У женщин порог ощущения сладкого вкуса выше, чем у мужчин, что объясняется рационом питания, в котором довольно высок удельный вес сладких изделий. В ряде литературных источников как одно из достоинств органолептических методов отмечается простота, однако с учетом сложных физиолого-психологических основ с этим трудно согласиться, поскольку достоверность результатов при использовании данных методов зависит в значительной мере от обученности экспертов. Для упрощенной органолептической оценки на потребительском уровне не требуется умения различать всю гамму многочисленных оттенков цвета, вкуса, запаха. При экспертной оценке, когда даже незначительные различия в значениях органолептических показателей качества имеют существенное значение, эксперты должны знать свои сенсорные возможности и уметь их применять. К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет — зеленый, красный и т. п.; вкус — сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т. п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов. Смягчить указанные недостатки могут следующие приемы: обучение экспертов правилам оценки основных органолептических пока- § 4. Органолептические методы 93 зателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам, проведение оценки специально сформированными группами экспертов, проверенными на сенсорную чувствительность. Прежде чем рассмотреть некоторые из этих приемов, необходимо изучить физиолого-психологические основы органолептических методов, которые зависят от используемых органов чувств эксперта. В органолептической оценке участвуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяется на пять подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Для оценки разных классов потребительских товаров применяют различные органолептические методы. Общими показателями для всех потребительских товаров являются внешний вид, в том числе цвет (довольно часто цвет или окраска выступает в качестве самостоятельного показателя) и консистенция, поэтому визуальный и осязательный методы относятся к общим органолептическим методам. Остальные подгруппы органолептических методов для всех потребительских товаров являются специфичными. Обонятельный метод применяется при оценке запаха всех пищевых продуктов, а также отдельных групп непродовольственных товаров (например, парфюмерно-косметических, стиральных порошков, других моющих средств и т. п.). Вкусовой метод — общий и обязательный метод для оценки всех пищевых продуктов; для непродовольственных товаров неприменим. При оценке качества пищевых продуктов вкусовой метод почти всегда применяется в сочетании с обонятельным. Аудиометод (акустический) имеет наибольшее значение для оценки отдельных групп непродовольственных товаров; для продовольственных применяется редко. Особенно важен этот метод для таких групп товаров, как музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, посуда. Каждый из указанных органолептических методов применяется с помощью определенных органов чувств человека, при этом измеряются конкретные показатели качества (табл. 2). Глава 4. Методы товарной экспертизы : Таблица 2 \ Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества
Визуальный метод— метод, основанный на восприятии внешнего вида и/или цвета объекта с помощью зрения. Внешний вид является комплексным показателем, который включает форму, цвет (окраску), состояние поверхности, целостность и определяется визуально. С помощью зрения человек получает наибольшую информацию (70—80%). Визуальная оценка — одна из наиболее распространенных и доступных, особенно в торговле. Широко используется как экспертами, так и работниками торговли, покупателями. Орган зрения — глаз — способен возбуждаться электромагнитными колебаниями световых лучей определенной длины (от 396 до 760 нм). Светочувствительной частью глаза является сетчатка — оболочка, образующая полусферу и состоящая из множества рецептор-ных клеток, имеющих форму палочек и колбочек. Светочувствительные клетки находятся в заднем слое сетчатки. Чтобы дойти до них, свет должен проникнуть через несколько слоев нервных клеток. Каждая палочка содержит светочувствительный пигмент родопсин (зрительный пурпур), являющийся соединением ретинена с белком сетчатки — опсином. Ретинен — альдегидная форма витамина А, § 4. Органолептические методы 95 образующаяся в результате окисления. В колбочках образуется другой зрительный пигмент йодопсин (зрительный фиолетовый). Кванты света, поглощаемые колбочками и палочками, не выполняют никакой фотохимической работы, а играют роль пусковых механизмов, вызывающих генерацию нервного импульса рецепторной клеткой. Нервные структуры готовы к разрядке, так как в результате внутренних химических реакций они заряжены необходимой энергией. В глазу происходит одна и та же основная химическая реакция — переход ретинена под действием света из цис-формы в транс-форму. Под действием световой энергии родопсин превращается в люми-родопсин, содержащий ретинен в неустойчивой транс-форме; люми-родопсин превращается сначала в метародопсин, а затем в свободный ретинен и опсин. Возбуждение нервных импульсов палочками и зрительное ощущение возникают, если свет падает на родопсин и происходит быстрая изомеризация цис-ретинена в транс-форму. Таким образом, при действии световых лучей происходит циклический процесс распада и синтеза родопсина. При поглощении одного кванта света одной молекулой родопсина отмечается возбуждение одной палочки. На ярком свету большая часть родопсина расщепляется на свободный ретинен и опсин. Восприятие света происходит в палочках, а цвета — в колбочках. В основу восприятия цвета человеком положена трехкомпонентная теория зрения, впервые высказанная М.В. Ломоносовым, а затем развитая Юнгом, Гельмгольцем и Лазаревым. Сущность этой теории сводится к тому, что все богатство цветовых ощущений можно получить путем смешения трех цветов (красного, синего, зеленого), взятых как главные. В сетчатке глаза существуют три типа колбочек, реагирующих на синий, зеленый и красный цвета. Каждый тип колбочек может реагировать на свет в пределах значительного участка спектра. Так, «зеленые» колбочки реагируют на свет длиной от 450 до 675 нм, т. е. воспринимают синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный, но на зеленый свет они реагируют сильнее, чем на любой другой. Промежуточные цвета, т. е. все, кроме синего, зеленого, красного, воспринимаются при одновременном раздражении колбочек двух или более типов. Ощущение белого цвета возникает при действии света 96 Глава 4. Методы товарной экспертизы ! на все типы колбочек с одинаковой силой. При поглощении объектом всех или почти всех лучей видимой части спектра продукт или его части представляются черными. Обычно все зрительные ощущения цвета подразделяют на две группы: ахроматические и хроматические цвета. К ахроматическим цветам относятся лишь чисто-белые, чисто-серые и чисто-черные. Например, сахар, соль, крахмал высокой степени очистки — чисто-белые; подгорелая корка ржаного хлеба, некоторые сорта черного чая — чисто-черные. Пищевые продукты ахроматических цветов встречаются редко. Чаще они хроматических цветов, имеющих самый незначительный, трудно уловимый оттенок другого цвета (желтоватый, красноватый, коричневатый). Даже перечисленные выше продукты, как правило, имеют хроматические цвета, интенсивность оттенков которых зависит от степени загрязненности посторонними примесями (сахар — желтоватые оттенки, крахмал -сероватые) или примесями окрашенных частиц самого продукта (мука — коричневатые, сероватые, желтоватые оттенки, чай — коричневатые, зеленоватые, золотистые оттенки). При оценке хроматических цветов важное значение имеет светлота, цветовой тон и насыщенность. Например, цвет муки высших сортов светлее низших. По светлоте цвета можно судить о сорте | муки и макаронных изделий. Цветовой тон определяется длиной волн световых лучей, отражаемых от поверхности пищевого продукта. Существуют семь основных цветов: синий, голубой, желтый, зеленый, оранжевый, красный, фиолетовый. Сочетания этих основных цветов дают новые оттенки и переходы цвета (сине-зеленый, коричневый, сине-фиолетовый). Глаз человека способен различать 150 переходов по цветовому тону, а глаз систематически тренируемого человека — до 360 тонов. Насыщенность (концентрация) цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета и является степенью выраженности цветового тона в конкретном цвете. Например, насыщенность цвета красных виноградных вин зависит от преобладания красного оттенка. При небольшой концентрации антоцианов вина имеют розовый цвет, при высоких — темно- § 4. Органолептические методы 97 красный. По насыщенности коричневого цвета пиво подразделяют на темные, полутемные и светлые сорта. При органолептической оценке цвета следует учитывать явление цветового контраста, которое заключается в том, что любой цвет на фоне более темных тонов светлеет, на фоне более светлых — темнеет. Особенно важно, чтобы при сравнении цвета продукта с эталонами фон был одинаковым. При оценке цвета необходимо учитывать индивидуальные особенности дегустаторов, их ассоциативные связи восприятия окраски с продуктом. Следует помнить, что существуют нарушения зрения, которые заключаются в частичной или полной неспособности различать цвета. Дихроматизм — частичная потеря способности различать цвета: вместо трех основных цветов — красного, зеленого и синего — они различают только два. Дальтонизм — отсутствие способности различать цвета. Лица с указанными пороками зрения не могут быть экспертами и оценивать качество товаров. Более того, требуется, чтобы оценщики обладали чрезвычайно высокой восприимчивостью к цветам и улавливанию даже некоторых незначительных их оттенков. На восприятие цвета влияют и определенные зрительные ассоциации, основанные на прежнем опыте оценки данного продукта. При несоответствии цвета общепринятому эталону возникает предубеждение против продукта. Например, появление темно-вишневого цвета у мяса вследствие взаимодействия миоглобина с углекислотой вызывает у потребителя сомнение в свежести продукта. Не менее важны такие индивидуальные особенности оценщиков, как острота зрения, зрительная память и опыт, наблюдательность. Последняя особенность позволяет уловить малозаметные, но важные для оценки качества оттенки цвета, его насыщенность, различия в цвете, без чего невозможно сопоставление цвета продукта с эталонами. Условия проведения зрительных оценок существенно влияют на получаемые результаты. При оценке цвета важное значение имеет умеренная освещенность исследуемого продукта (150—200 лк). Чересчур яркий свет вызывает повышенную утомляемость глаз. При недостаточном освеще- 7 - 7248 98 Глава 4. Методы товарной экспертизы нии, в сумерках наблюдаются изменения чувствительности глаза к лучам разной длины. В сумерках наиболее ярким кажется зеленый цвет, зелено-голубые цвета светлеют, а темно-фиолетовые — темнеют. Слабый отраженный свет воспринимается не колбочками, а палочками сетчатки, которые дают однотонное серо-зеленое световое ощущение. (Не случайно: «ночью все кошки серые»). Утомляемость глаз зависит и от расстояния между ними и товаром. Оптимальным является расстояние 25—30 см. При определении цвета зачастую сопоставляют фактический показатель с базисным, которым могут служить эталоны, имеющие цвет, свойственный данному продукту или определенному его сорту. Например, такое сравнение проводится при определении сорта муки по цвету, цветности сахара, пива, бумаги и др., при установлении степени зрелости по йодной пробе. Органолептическую оценку цвета возможно заменить более точными и объективными методами: фотоэлектроколориметрическим и спектрофотометрическим. Например, исследованиями Т.Н. Парамоновой установлена тесная корреляционная связь между органолепти-ческой оценкой и спектрофотометрическим определением цвета овощных соков. Осязательный метод— метод, основанный на восприятии консистенции или состояния поверхности с помощью тактильных ощущений. Консистенция определяется с помощью осязательных или тактильных (от лат. tactiens — осязательный) ощущений. Воспринимающей частью осязательного аппарата являются свободные чувствительные окончания осязательных нервов или окончания нервов, заключенные в особые клеточные капсулы. Рецепторы осязания разнообразны по форме, структуре и воспринимают различные ощущения: прикосновения, глубокого осязания мышц и суставов (при сильном нажатии на продукт), давления, движения, боли, вибрации, тепла или холода. Свободные нервные окончания реагируют на болевые стимулы, клеточные капсулы (колбочки Краузе) — на холод; тельца Руфини — на тепло; тельца Мейснера и диски Меркеля — на прикосновение; тельца Пачини — на сильное давление. §4. Органолептические методы 99 Осязательные анализаторы у человека размещены неравномерно. Особо чувствительные анализаторы расположены на подушечках пальцев и в полости рта: на языке, деснах и нёбе. На всей поверхности кожи и слизистой оболочки рта, носа имеется около 500 тыс. рецепторов, чувствительных к прикосновению и глубокому осязанию. При органо-лептической оценке пищевых продуктов используется лишь часть из них. Значительная часть зоны мозга, воспринимающая касание и надавливание, принимает импульсы, которые посланы осязательными анализаторами рук и лица, а относительно меньшая часть — туловища. Методом осязания консистенция продуктов определяется пальпацией, т. е. прикосновением, легким надавливанием пальцами (например, хлеб, мясо, рыба и т. п.), а пищевых продуктов — еще разжевыванием (квашеные овощи, свежие плоды и овощи, мармелад, пастила, конфеты, карамель, сухари, баранки). Консистенцию, состояние поверхности оценивают не только с помощью осязательных анализаторов. Кроме них в этом процессе участвуют зрительные и слуховые. Так, консистенция сливочного масла, маргарина устанавливается путем разрезания и осмотра поверхности среза, сыра — путем сгибания и осмотра сгиба, мармелада — по прилипанию частиц к ножу при разрезании. По внешнему виду судят о сыпучести, прозрачности товаров. При откусывании и разжевывании продукта в сочетании с многочисленными ощущениями осязания (однородность, степень дисперсии, структура, сочность, хрупкость, наличие твердых включений и т. п.) воспринимаются и слуховые ощущения (например, хруст квашеной капусты, сухарей, сочных плодов и пр.). Совместные осязательные и слуховые ощущения позволяют определить консистенцию замороженных продуктов (мяса, рыбы, плодов, овощей, пельменей), степень зрелости арбузов. Например, удовлетворительно замороженная рыба имеет твердую поверхность при надавливании и издает ясный, чистый звук при постукивании; размороженная или плохо замороженная рыба имеет эластичную консистенцию и издает глухой звук. Консистенция пищевых продуктов —■ это специфическое понятие, применяемое в основном в товароведении. В смежных дисциплинах — физике, химии, физической и коллоидной химии — дан- 7* 100 Глава 4. Методы товарной экспертизы ный термин не применяется. В связи с этим представляется необходимым дать его определение. Комитет по органолептическим испытаниям и обслуживанию покупателей Института технологов пищевой промышленности определяет консистенцию как «сумму свойств пищевых продуктов, воспринимаемых глазами, а также кожей и чувствительными мускулами рта, при этом определяется жесткость, мягкость, зернистость и т. д.» [31]. Однако такое определение неконкретно и содержит показатели внешнего вида, а также ощущения температуры, боли и т. п. Узкое определение консистенции как смешанного ощущения, остающегося во рту после проглатывания, также характеризует только часть комплекса кинестатических свойств. Консистенция— это комплекс физических свойств продукции, которые воспринимаются через осязательные и слуховые ощущения. Консистенция товаров во многом определяется макроструктурой товара, называемой текстурой. Консистенция — характеристика текстуры, выражающая совокупность реологических свойств пищевых продуктов. Для характеристики консистенции применяют такие понятия, как нежность, сочность, жесткость (для мяса и рыбы), разжевывае-мость, волокнистость, деревянистость, песчанистость (для плодов и овощей) и др. В зависимости от структуры продуктов различают консистенцию жидкую, твердую, кристаллическую, аморфную, желеобразную, пенообразную, пористую, волокнистую. Продукты жидкой консистенции имеют определенный объем, но не имеют упругой формы. Продукты твердой консистенции отличаются постоянством формы и объема. Такие различия между телами жидкой и твердой консистенций можно определить визуальным методом. Твердые кристаллические вещества (соль, сахар, цемент, мел) состоят из отдельных кристаллов, имеющих упорядо-ченно расположенные относительно друг друга грани, сходящиеся на ребрах и вершинах. Данное строение кристаллов, а также их размер, по-видимому, и обусловливают разное давление на осязательные нервы языка, поэто- § 4. Органолептические методы 101 му при разжевывании появляется царапающее ощущение (например, сахар, соль, помадные конфеты). При мелкокристаллической структуре появляется ощущение однородности. Из-за неоднородности, наличия крупных кристаллов в кристаллических или аморфных, полужидких продуктах возникает ощущение песчанистости (например, выпадение кристаллов лактозы в сгущенном молоке, крупные кристаллы в мороженом, конфетах, карамели). Аморфные тела не имеют кристаллического строения, а при определенных внешних условиях приобретают стеклообразную консистенцию. При этом они занимают промежуточное положение между жидким и твердым состоянием. При повышении температуры происходят размягчение стекловидного тела и переход из твердого состояния в жидкое. Примером может служить карамель, консистенция которой при повышении температуры изменяется — из твердой переходит в жидкую. Во рту происходит также растворение веществ в слюне, что ускоряет размягчение. Консистенция жидких продуктов зависит от вязкости растворов, обусловленной внутренним трением. Жидкие продукты могут быть вязкими (мед, сметана) и невязкими (вина, масла). Вязкость растворов можно определить и визуально при переливе. Большинство продуктов являются растворами, которые могут быть твердыми (эмульсии, маргарин, сливочное масло и др.), жидкими — истинными (уксусная кислота, жидкие растительные жиры) и коллоидными (молоко, соки, пиво, вина и др.). Истинные растворы всегда прозрачны. Коллоидные растворы, содержащие взвешенные частицы вещества, непрозрачны. Если размеры частиц больше половины длины волны падающего света, происходит рассеяние света по всем направлениям или отражение при размерах частиц, больших длины волны света. Чем крупнее частицы и больше их концентрация, тем сильнее коллоидная система рассеивает свет. В прозрачных коллоидных растворах размеры частиц меньше половины длины волны падающего света, поэтому свет проходит через них, не меняя своего направления. Потребительские товары являются многокомпонентными смесями, в состав которых входят твердые, жидкие и газообразные вещества. От их соотношения во многом зависит консистенция продукта, а также ее промежуточное состояние: полутвердое и полужидкое (ма- 102 Глава 4. Методы товарной экспертизы зеобразное). Продукты одного вида могут иметь разную консистенцию в зависимости от состава и свойств входящих в них веществ, а также от внешних условий. Например, маргарин в зависимости от содержания жира и воды, а также температуры плавления и температуры продукта может быть твердым и полужидким; соки в зависимости от соотношения растворимых и нерастворимых веществ — жидкими (осветленные) и полужидкими (с мякотью). Твердым товарам может быть свойственна желеобразная, пенообразная, пористая и волокнистая консистенция, определяемая химическим и тканевым составом, а также свойствами входящих в них веществ. Некоторые товары (кремы, гели, мармелад, джем) имеют желеобразную консистенцию, если они состоят из гидратирован-ных полимерных углеводов (крахмал, пектин, агар) или белков. Желеобразная консистенция обусловлена свойствами гелей, составляющих их структуру, и зависит от молекулярной массы и разветвленной формы молекул, а также способности к высокой степени гидратации. Пенообразная консистенция продуктов характерна для косметических пен, пастилы, зефира, сбивных конфет и кремов, а также для пива, игристых вин, у которых при розливе образуется пена. Особенностью продуктов с пенообразной консистенцией является наличие двухфазной системы, состоящей из непрерывной фазы твердого материала и прерывной воздушной фазы в виде пузырьков, занимающей значительную часть объема. Пенообразная консистенция может быть стабильной, если обеспечено ее затвердевание, и лабильной (например, у пива), существующей недолго. Ощущение консистенции зависит от однородности размера пузырьков, их формы, толщины стенок вокруг пузырьков, пластичности или упругости стенок. Зачастую у продуктов со стабильной пенообразной консистенцией отмечаются ломкость, рассыпчатость или легкая тягучесть в зависимости от свойств веществ непрерывной фазы. Пористая консистенция свойственна хлебобулочным, мучным кондитерским, сухарным и бараночным изделиям, сырам. Пористую, как и пенообразную, консистенцию создают непрерывная твердая и прерывная воздушная фазы, которые образуются в резуль- § 4. Органолептические методы 103 тате аэрации путем взбивания или выделения газов, а затем затвердевания непрерывной фазы (при охлаждении, выпечке и т. п.). В отличие от пенообразной пористая консистенция характеризуется упругостью или эластичностью стенок, поэтому при разжевывании могут ощущаться рассыпчатость, мягкость, крошливость, а при надавливании пальцем форма продукта либо не изменяется в месте нажима, либо быстро восстанавливается при снятии давления. Волокнистая структура некоторых пищевых продуктов (мяса, рыбы, плодов и овощей) обусловлена животными или растительными волокнами, в состав которых входят трудноусвояемые белки (коллаген, эластин) или углеводы (протопектин, клетчатка, геми-целлюлозы), а также лигнин. Волокнистость тесно связана с тканевым составом. Повышенное содержание соединительных тканей в мясе, рыбе придает им жесткую волокнистую консистенцию, пониженное — нежную. Для потребителя нежная консистенция мяса и рыбы — один из наиболее значимых показателей качества мясных и рыбных товаров. Волокнистость продуктов растительного происхождения, особенно свежих плодов и овощей, обусловлена содержанием механических и проводящих тканей, богатых лигнином и клетчаткой. Огрубение тканей корнеплодов вызвано значительным содержанием механических и проводящих тканей, волокнистость бобовых — лигнизацией целлюлозных волокон в пергаментном слое, в оболочках семян. Оценку консистенции проводят органолептическими и физическими методами. В последнем случае применяют различные приборы — пенетрометры, вискозиметры и т. п. Обонятельный метод— метод, основанный на восприятии запаха с помощью рецепторов обоняния. Применяется при оценке запаха, аромата или букета большинства продовольственных товаров и ряда непродовольственных (парфюмерно-косметических изделий, моющих средств, других товаров бытовой химии и т. п.). Запах — впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния, находящихся в полости носа, и отражающее свойства стимула (пахучего вещества), а также физиологические особенности индивида. Наряду с запахом для пищевых продуктов применяют термины «аромат» и «букет». 104 Глава 4. Методы товарной экспертизы Аромат — это приятный гармоничный характерный запах продукта (аромат свежих фруктов, пряностей). Букет — запах, формирующийся в результате объединения аромата, типичного для данного продукта, и гармонически сочетающихся нюансов, приобретенных в результате дополнительной обработки продуктов, возникает во время созревания, брожения и ферментации (сыра, вина, чая). Ароматические вещества попадают через ноздри в полость носа вместе с вдыхаемым воздухом, а также при разжевывании продукта, проходя через перешеек горла в носовую полость. Ощущение запаха возникает в результате раздражения хеморе-цепторных клеток, расположенных в эпителии верхней части полости носа. Отличительным признаком обонятельных клеток (обонятельных луковиц) является наличие волосков, выступающих в слой слизи. Высокая чувствительность обонятельных рецепторов свидетельствует о том, что запах переносится молекулами. Порог ощущения пахучих веществ, воспринимаемых человеком, составляет (мг/л): скатола — "7 R Q 4-10" ; этилмеркаптана —• 4,4-10" ; тринитробутилтолуола — 5-10" ; ванилина — 2-10"7; масляной кислоты — 1 • 10"3. Для того чтобы обладать запахом, вещество должно быть достаточно летучим и растворимым в воде и липидах, поскольку окончания нервных волокон покрыты водяной пленкой, а для проникновения в нервные клетки вещество должно пройти сквозь клеточные мембраны. Молекулы ароматических веществ попадают в полость носа, где расположены хеморецепторные клетки, растворяются в слизи, покрывающей чувствительные клетки, и проникают через оболочки в клетку. Человек может различать и запоминать до 1 тыс. запахов, а опытный дегустатор — 10 тыс. —17 тыс. запахов. Существует несколько теорий узнавания запахов. Согласно вибрационной, или квантовой, теории запаха (Райт) рецепция запаха основана на резонансе атомных колебаний молекул пахучего вещества и некоторых молекулярных структур рецептора. Однако эта теория недостаточно аргументирована, так как характер запаха, его интенсивность не всегда коррелируют с колебательным спектром вещества. Вещества с одинаковым запахом иногда значительно отличаются по содержанию §4. Органолептичесте методы 105 различных атомных групп и колебательных частот. В то же время запах и порог его ощущения могут изменяться при сохранении одних и тех же атомных групп в молекулах, но при изменении их положения. Монкрифор предложил теорию рецепции запаха на узнавание формы молекулы по соответствию между структурой молекулы пахучего вещества и структурой некоторой полости в рецепторной клетке. Развивая эту теорию, Эймур исследовал запахи множества органических соединений и систематизировал их. Согласно Эймуру, имеется семь первичных запахов, а именно: • камфорный (камфора); • мускусный (пентадеканолактон); • цветочный (фенилметилэтилкарбинол); • мятный (ментол); • эфирный (дихлорэтилен); • едкий, острый (муравьиная кислота); • гнилостный (бутилмеркаптан). Структура веществ, обладающих этими запахами, определяется не химическим составом, а формой. Наиболее аргументированной можно считать стереохимическую теорию. Согласно этой теории обонятельная рецепция основана на прямом узнавании молекулярной структуры, реализуемом посредством слабых взаимодействий. Детальный механизм пока неизвестен. Кроме приведенной выше классификации запахов Эймура, предложено еще несколько классификаций. Одной из наиболее разработанных и распространенных классификаций является система X. Цваадермакера, опубликованная в окончательном варианте в 1914 г. Согласно этой системе все пахучие вещества делятся на девять классов. Для потребительских товаров наибольшее значение имеют два класса: ароматических и бальзамических запахов, которые подразделяются на подклассы (рис. 13). Приведенная классификация, несмотря на справедливую критику, за неимением лучшей продолжает оставаться наиболее признанной. Сложность проблемы обусловливается отсутствием в настоящее время объективных критериев запаха. Этим объясняется, что при ор-ганолептической оценке запаха пользуются психолого-физиологическими понятиями типа «приятный» или «неприятный», «сильный» или «слабый». Глава 4. Методы товарной экспертизы
Рис. 13. Классификация пахучих веществ по X. Цваадермакеру Восприятие запаха человеком субъективно при оценке приятного и неприятного, установлении сходства между запахами. Чувствительность обоняния зависит от многих факторов: психологического и физиологического состояния, концентрации пахучего вещества, длительности его воздействия, внешних условий и т. п. Чувствительность обоняния быстро притупляется, если какое-то вещество длительно воздействует на рецепторные клетки, но это утомление специфично только для данного вещества. К другим веществам они могут быть очень чувствительны. Некоторые люди либо совершенно лишены обоняния, либо способны ощущать запах одних веществ, но не чувствовать запаха других. Комплекс пахучих веществ запаха пищевых продуктов сос ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|