Правила проведения приемочной экспертизы по качеству
1. Перед началом экспертизы целесообразно ознакомиться со все 2. При проведении экспертизы необходимо определять качество Выбор показателей качества при приемочной экспертизе определяется ее целями и условиями проведения. Чаще всего эксперты ограничиваются оценкой органолептических показателей, в основном внешнего вида, и части физико-химических показателей (например, массы, длины, объема, относительной плотности и т. п.), используя простейшие средства измерения. Физико-химические и микробиологические показатели, для определения которых требуются сложные методы оценки качества, при приемочной экспертизе, как правило, не применяются, что вызвано в основном довольно продолжительным временем их проведения. Лишь в отдельных случаях эксперт может рекомендовать определение таких показателей после завершения приемки по качеству. 3. Для оценки качества отбирается выборка или объединенная Выборочный контроль качества, применяемый при приемочной экспертизе, связан с большой вероятностью случайных погрешностей Глава 5. Товароведная экспертиза § 3. Экспертиза по качеству
при отборе проб, поэтому нормы предусматривают минимально допустимые размеры выборок или проб. Определение качества товара в меньшей пробе и перенос результатов на всю товарную партию является грубейшей ошибкой, из-за которой результаты проведенной экспертизы будут признаны недействительными. Наоборот, увеличение размера выборки или пробы, отбираемой от товарной партии, не является нарушением, так как повышается достоверность полученных данных. 4. При неоднородности товарной партии, содержащей товары разных градаций качества (стандартные, нестандартные, брак, отход, высшего, 1-го или других сортов и т. п.), эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции. Если товары разных категорий качества упакованы в разную тару и есть соответствующая маркировка, работники склада обязаны расставить партию по данным градациям. В этом случае эксперт отбирает пробы и оценивает их для каждой категории качества отдельно. При обнаружении дефектных товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. Он также может при необходимости или по просьбе заказчика дать рекомендации по использованию или уничтожению дефектной продукции. В акте экспертизы должно быть отражено процентное содержание продукции с различными или наиболее характерными дефектами. В ряде случаев целесообразно направить образцы дефектной продукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и причин возникновения, особенно если эксперт затрудняется в определении дефектов. Иногда для длительно хранящихся товаров рекомендуется образцы дефектной продукции оставить у получателя или направить в экспертную организацию. При этом эксперт сам должен отобрать образцы и снабдить их соответствующими этикетками и/или актом отбора проб. Отсутствие в актах экспертизы указания на характерные виды дефектов или неправильное определение их вида могут послужить основанием для отклонения акта экспертизы, устанавливающего несоответствие качества товара. Особенно важно правильно отразить результаты приемочной экспертизы по качеству, если разногласия, возникшие между поставщиком и получателем, разрешаются в Арбитражном суде. Неправильно проведенная оценка качества или оформленный акт экспертизы могут явиться основанием для отказа в предъявлении иска. Акт экспертизы не должен содержать противоречащие друг другу факты. Экспертную оценку необходимо проводить отдельно по каждой товарной партии, а внутри нее — по каждому наименованию, сорту, артикулу и обязательно отражать это в актах. Основанием для отклонения акта приемочной экспертизы может быть необоснованность выводов. Например, если для товара предусмотрены приемочные и браковочные числа, забраковка всей партии при браковочном числе, меньшем установленной нормы, неверна. При этом результаты экспертизы будут признаны недостоверными, а акт экспертизы отклонен. 5. При выявлении причин несоответствия качества эксперт дол 6. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если Экспертиза товаров по комплектности —- оценка экспертом наличия необходимых элементов комплекта и установление соответствия данным, указанным в технических документах. Является одной из разновидностей экспертизы по качеству, так как целостность комплекта, или комплектность, — один из показателей качества. Правовой базой для проведения этой разновидности экспертизы является Гражданский кодекс РФ (ст. 478-480). Основанием для ее проведения служат особенности принимаемых товаров, целостность которых обеспечивается наличием всех необходимых элементов в комплекте. Кроме того, комплектность влияет на функциональное и социальное назначение товара, его долговечность, ремонтопригодность, эргономические и эстетические свойства. Все комплектующие элементы подразделяются на три группы: • обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические свойства; Глава 5. Товароведная экспертиза § 3. Экспертиза по качеству
• предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации • определяющие сохраняемость и безопасность товаров при пере К комплектующим элементам первой группы относятся составные части самого товара, без которых утрачивается его целостность, например, болты, шурупы, стекла, отдельные панели, фурнитура для сборной мебели, электрические шнуры в электробытовых товарах и т. п. Нарушением комплектности является и отсутствие отдельных предметов или несоответствие их единому стилю комплекта. Например, известен случай, когда покупатель оплатил мебельный гарнитур, а домой ему был привезен комплект мебели, в котором платяной шкаф отличался по цвету и фактуре отделочного материала. Проведенная экспертиза подтвердила нарушение комплектности. Поскольку в магазине шкафа, соответствующего всему комплекту не оказалось, покупателю вернули деньги и забрали неполный комплект мебели. Нарушением комплектности считается и отсутствие части пуговиц на одежде, шнурков на обуви и т. п. Вторая группа комплектующих изделий представлена запасными деталями, узлами, обеспечивающими ремонтопригодность товаров при эксплуатации. Примером могут служить запасные пуговицы, лоскуты тканей, прилагаемые или пришиваемые с изнаночной стороны одежды. В комплект автомобиля могут входить запасные колеса, аптечка водителя, приспособления для мелкого ремонта. Третья группа комплектующих элементов предназначена для обеспечения сохраняемости и безопасности товаров на разных этапах товародвижения. К ним относятся упаковка, которая может включать транспортную и/или потребительскую тару, упаковочные и перевязочные материалы, средства крепления и т. п. Экспертиза товаров по комплектности применяется в основном для непродовольственных товаров. Для продовольственных товаров эта разновидность экспертизы используется лишь при продаже наборов продуктов (например, подарочные наборы), доставке продуктов на дом, торговле по комплексным заказам. Учитывая незначительное распространение в продовольственной торговле указанных форм, можно констатировать, что основное применение экспертиза товаров по комплектности находит в непродовольственной торговле. Комплектность непродовольственных товаров отражается в эксплуатационных документах и/или в товарно-транспортных накладных, удостоверениях о качестве, а комплектность продовольственных наборов — в упаковочных листах или счетах. Следует иметь в виду, что упаковка для пищевых продуктов является чаще всего неотъемлемой составной частью и не рассматривается как комплектующий элемент. Экспертиза качества новых товаров — оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Назначением этой разновидности экспертизы по качеству является определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения, а также позиционирование товара на определенном сегменте рынка, оценка его конкурентоспособности. Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, техническими условиями, санитарными и иными правилами, т. е. она в значительной мере совпадает с приемочной экспертизой по качеству. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы его оценки: органолептический, измерительный, социологический, расчетный и экспертный, но решающее значение имеет последний. Остальные перечисленные методы выполняют вспомогательную роль, Данные, полученные этими методами, влияют на результаты экспертной оценки, но окончательное решение принимают эксперты. Экспертиза качества новых товаров включает ряд процедур и этапов, конечным результатом которых является экспертное заключение. На рис. 19 представлена схема проведения экспертизы качества новых товаров. Постановка целей экспертизы определяет дальнейшие этапы и процедуры выбора критериев, необходимых и достаточных для проведения оценки качества новых товаров экспертами. Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени новизны. Кроме того, перед экспертами могут быть поставлены и более широкие цели: оценка конкурентоспособности нового товара, прогнозирование его продвижения на рынке, позиционирование и др. 13-7248
Рис.19. Схема экспертизы качества новых товаров При постановке целей и на последующих этапах экспертизы эксперты должны четко представлять, что обозначает термин «новый товар». Новый товар— продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Таким образом, данное определение термина предопределяет направление выбора показателей качества и методов изучения нового товара. Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функционального назначения), а также определения степени новизны, что и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. В зависимости от целей экспертизы номенклатура показателей для экспертной оценки может быть увеличена. Эксперт (или заказчик) может выбрать
§ 3. Экспертиза по качеству всю номенклатуру потребительских показателей или ограничиться лишь обязательными показателями и степенью новизны. Номенклатура потребительских свойств и показателей подробно рассматривается в курсе «Теоретические основы товароведения», поэтому в данном учебном пособии остановимся лишь на степени новизны как одном из показателей ассортимента и одновременно качества новых товаров. Степень новизны характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах. Е.Е. Задесенец [39] предлагает следующие градации: товары незначительной новизны (степень новизны до 20%), товары нового вида (21-70%) и качественно новые товары (71-100%). Товары незначительной новизны отличаются несущественной модификацией отдельных параметров, не улучшающих потребительские свойства. Товары нового вида характеризуются существенным изменением параметров и потребительских свойств, появлением новых дополнительных функций. Качественно новые товары —' товары с принципиально новым преобразованием функций, технического принципа действия, не имеющие аналогов и прототипов. При определении степени новизны методом балльной оценки разрабатывается специальная шкала баллов для изучаемого изделия. Кроме этого метода, широко применяются и другие: демонстрации изделий на оптовых ярмарках, выставки-продажи, выставки-дегустации, опытная эксплуатация непродовольственных товаров, пробная продажа, анкетные опросы и др. Исходя из названных градаций новых товаров, в качестве критериев могут быть выбраны показатели: функционального и/или социального назначения, надежности (безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости), эргономические, эстетические и безопасности. В зависимости от градации нового товара выбирают и методы его изучения: сравнительный, прогнозно-аналоговый или безаналоговый, комбинированный. Глава 5. Товароведная экспертиза § 3. Экспертиза по качеству
Для товаров, степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать сравнительный метод, основанный на сравнении показателей качества одного вида новых и уже известных товаров. Этот метод широко применяется и в товароведении, и в квали-метрии. Для качественно новых товаров данный метод не всегда приемлем, поэтому для них используются другие перечисленные методы, которые по сути являются разновидностями сравнительного метода, но на более высоком уровне с использованием элементов прогнозирования. Прогнозно-аналоговый метод основан на построении перспективно-прогнозного ряда базовых образцов товаров-аналогов и использовании его для сравнительной оценки качественно новых товаров. Достоинствами метода являются его перспективность, а также использование сравнительной оценки. Недостатки метода заключаются в трудности построения перспективно-прогнозного ряда базовых образцов — шкалы оценки, что требует поисковых проектных разработок. При этом эксперту приходится выяснять, как влияют новые потребительские свойства на полезный эффект потребления, оправданы ли затраты на разработку и производство нового товара. Все это затрудняет применение прогнозно-аналогового метода на практике. Этот метод наиболее приемлем для позиционирования новых товаров на определенном сегменте рынка. Безаналоговый метод — метод, основанный на анализе процессов потребления разными группами потребителей или процессов проектирования. Безаналоговый метод имеет три разновидности: метод опытной эксплуатации (носки), метод опробования и проектный метод. Метод опытной эксплуатации заключается в том, что новый товар оценивается вначале специально подобранной группой потребителей-оценщиков, а на основе результатов потребительской оценки и исследований товара после эксплуатации эксперты строят свои заключения. При этом чрезвычайно важно подобрать опытную группу оценщиков, отражающих предполагаемые сегменты потребителей. Оценщиков необходимо проинструктировать об условиях эксплуатации, и они должны соблюдать их. В противном случае может возникнуть значительный разброс результатов потребительской оценки и конечных исследований товаров, что поставит в затруднительное положение экспертов. Этот метод применяется для оценки новых непродовольственных товаров длительного пользования (одежды, обуви, бытовой техники и т. п.). При этом методе не требуется сравнения новых товаров с их аналогами. Ценность новых товаров определяется по степени удовлетворения потребностей, выявляемой путем анализа процесса потребления. Для этого проводят эксперимент по эксплуатации или потреблению новых товаров в реальных условиях отдельными группами потребителей. После определенного срока эксплуатации проводят опрос потребителей, выявляя их мнение, замечания, претензии к качеству товара. Кроме того, исследуется и сам товар (степень износа, ремонтопригодность, изменение эстетических и эргономических свойств, безопасности и т. п.). Выявленные достоинства и недостатки нового товара, оценка его качества после эксплуатации позволяют установить эффективность потребления и целесообразность введения новшеств в потребительские свойства. Метод опробования основан на потреблении (использовании) новых товаров оценщиками из специально подобранной группы потребителей. Они так же, как и при методе опытной эксплуатации, должны получить инструктаж о способах использования нового товара (частота потребления, приемы подготовки и использования, а в ряде случаев — продолжительность использования и т. д.). Оценщики отдельных групп товаров должны пройти медицинский осмотр до и после использования товара (например, при опробовании средств ухода за полостью рта проводится обследование зубов стоматологом) или быть проверены на сенсорные способности (для пищевых продуктов, парфюмерных изделий), чтобы предотвратить попадание в группу оценщиков лиц с высоким порогом ощущения вкуса и запаха, дальтоников и т. п. Метод опробования применяется для пищевых продуктов, табачных и парфюмерно-косметических изделий. Не следует путать этот метод с дегустацией товаров. В бтличие от дегустации, проводимой экспертами-дегустаторами, опробование производят лица, не обладающие умениями сенсорного анализа, но являющиеся потенциальными потребителями нового товара. Поэтому, как и в методе опытной носки, очень важна репрезентативность опытной группы. Глава 5. Товароведная экспертиза § 3. Экспертиза по качеству
При проектном методе эксперты анализируют процесс проектирования с целью выявления его полноты, совершенства и возможности технологического воплощения. Для этого эксперт должен внимательно изучить основные этапы проектирования новой продукции и выявить возможные дефекты или несовершенства принимаемых решений. Кроме того, эксперт должен изучить предпроектные научные исследования, имеющиеся по данному вопросу. Достоинством всех разновидностей безаналогового метода является возможность использования его в случаях, когда товар является принципиально новым и не имеет аналогов. При анализе процессов потребления удается выяснить степень удовлетворения предполагаемых потребностей. К недостаткам метода относятся его трудоемкость, длительность, сложность в подборе наиболее типичных групп потребителей, а при проектном методе — вероятность значительных расхождений между проектируемым и реальным товаром. Комбинированный метод — метод оценки, основанный на совмещении оценок ранее известных и новых потребительских свойств изучаемого товара. При этом методе эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об уровне проектных разработок. Поскольку любой новый товар имеет уже известные, общие с аналогами свойства, а также приобретает и новые свойства, при комбинированном методе применяется сочетание сравнительного метода для изучения известных свойств и прогнозно-аналогового и/или безаналогового для изучения новый свойств. Благодаря этому данный метод лишен многих недостатков ранее указанных методов и находит широкое применение для оценки товаров с разной степенью новизны. Изучение нового товара проводится путем оценки практической полезности, степени новизны, эстетического уровня и определения '] условий потребления (эксплуатации). Практическая полезность товара может оцениваться путем определения показателей функционального и/или социального назначения, а также эргономических свойств. При этом используются орга-нолептические, измерительные, социологические и экспертные методы определения значений показателей, но ведущими остаются экспертные методы. При оценке эстетического уровня выделяется несколько подгрупп показателей, которые должны рассматриваться в определенной последовательности, что необходимо для обеспечения достоверности экспертизы [39]. К первой подгруппе относят информационную выразительность формы изделия, отражающую сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Информационная выразительность достигается с помощью показателей внешнего вида (оригинальность формы, окраски, состояние поверхности, целостность), а также стилевого единства, соответствия моде, информационных знаков. Вторая подгруппа показателей раскрывает единство формальных и содержательных признаков, выявляет соответствие эстетически значимой формы, размеров изделия его функции, конструкции, материалу и т. п., оценивает удобство при использовании (эксплуатации). Третья подгруппа (целостность композиции) определяется гармоничным единством частей и целого, органичной взаимосвязью элементов изделия и согласованностью с ансамблем других изделий. К показателям третьей подгруппы относятся характеристики объемно-пространственной структуры, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, декоративности материалов. Четвертая подгруппа показателей представлена характеристиками совершенства производственного исполнения изделия, стабильности сохранения его товарного вида в процессе потребления: тщательности покрытия и отделки поверхности, чистоты выполнения контуров и сопряжений, четкости исполнения фирменных знаков и сопроводительных документов, устойчивости формы к повреждениям. Эти показатели косвенно влияют на эстетические свойства товаров, но без их характеристики оценка эстетических свойств была бы неполной. Анализ эстетических свойств новых товаров осуществляется с помощью экспертных методов, а в качестве дополнительного применяется органолептический метод. .Оценка эстетических свойств должна проводиться экспертом с позиций потребителя, поэтому на результаты оценки не должны влиять его личные вкусы и привычки. Конечной операцией изучения товаров является определение условий их потребления, причем потребление рассматривается в ши- Глава 5. Товароведная экспертиза роком смысле, в том числе как однократное и многократное использование (эксплуатация). Эксперты оценивают результаты испытаний при эксплуатации товаров в производственных или реальных условиях, определяют сроки эксплуатации, вносят соответствующие коррективы. При определении условий эксплуатации могут использоваться ранее рассмотренные сравнительный, прогнозно-аналоговый, безаналоговый и комбинированный методы. Целью этой операции является обеспечение сохранности качества товара у потребителя, что способствует созданию положительного послереализационного отношения потребителя к товару. Поэтому правильность определения экспертами условий потребления новых товаров имеет важное значение для потребителя и предопределяет жизненный (рыночный) цикл товара. Результат экспертизы — итоговая качественная и количественная оценка потребительских свойств товаров, зафиксированная особым образом. Результаты основываются на обобщенном мнении экспертов, которое принимается такими способами, как обсуждение, голосование или усреднение количественных показателей (баллов, процентов и т. п.). Результаты экспертизы документально оформляются в экспертном заключении. Правила его составления будут рассмотрены в гл. 10. Дегустация пищевых продуктов — оценка органолептических показателей качества, проводимая проверенными на сенсорную чувствительность экспертами. Целью дегустации является получение достоверных результатов при органолептическои оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности. Одно из условий достижения профессионализма — специализация по группам товаров, так как эксперты должны знать особенности вкуса, запаха, внешнего вида, консистенции и других органолептических показателей, характерных для товаров однородных групп, уметь различать незначительные нюансы данных показателей для разных наименований, сортов, торговых марок. Для этого эксперт должен обладать хорошей вкусовой и обонятельной памятью. Отбор экспертов в дегустационные группы должен проводиться путем проверки их на сенсорную чувствительность, умение различать
§ 3. Экспертиза по качеству вкусы, запахи и цвета. Кроме того, эксперт должен иметь предшествующий опыт органолептичеекой оценки определенных товаров. Дегустация пищевых продуктов проводится в следующих случаях: • при экспертизе новых товаров; • при сравнительной оценке известных товаров; • при необходимости выявления качественных изменений органо • при определении товарных сортов и других градаций качества; • при идентификации товаров. Результаты дегустации могут быть выражены в виде описания отдельных показателей, а также в баллах. В последнем случае должна быть разработана шкала балльной оценки или должны применяться стандартные шкалы. Примерами такой стандартной шкалы балльной оценки могут служить шкалы, применяемые при оценке качества вин, пива, твердых сычужных сыров. Экспертиза товаров по договорам — оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами. Эксперты могут приглашаться для проведения товароведной экспертизы по договорам купли-продажи, комиссии и хранения. Чаще всего основанием для такой экспертизы служат разногласия между сторонами, заключившими договор. Наиболее распространенный вид договоров — договор купли-продажи. Он может заключаться не только с юридическими, но и с физическими лицами, в том числе с потребителями. Правовая база проведения экспертизы по договорам купли-продажи между юридическими лицами совпадает с приемочной экспертизой по количеству и качеству, поскольку по сути это одни и те же виды экспертизы. Правовая база по договору купли-продажи, возникающему при реализации товара продавцом покупателю (потребителю), основывается на Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 1-26), правилах продажи товаров, в которых регламентированы ответственность продавца и права потребителей при продаже товаров. Необходимость в товароведной экспертизе чаще всего возникает, когда возможности решить разногласия между продавцом и по- Глава 5. Товароведная экспертиза § 3. Экспертиза по качеству
потребителем исчерпаны. При этом зачастую перед экспертом стоит сложная проблема — оценить качество товара, иногда уже после достаточного срока эксплуатации. При этом эксперт должен диагностировать не только дефекты, но и причины их возникновения, решить, могли ли быть эти дефекты при реализации, являлись ли они явными или скрытыми. Объективность эксперта при таких экспертизах очень важна. Девиз «Покупатель всегда прав» не должен приниматься во внимание и влиять на результаты экспертизы. Если дефект носит технологический характер --— явный, но не замеченный продавцом и покупателем, или скрытый, проявившийся при хранении, товар подлежит либо обмену, либо уценке, если дефекты не критические и не влияют на безопасность потребления, либо возврату продавцу с выплатой его полной стоимости покупателю. Если дефекты, вызвавшие ухудшение качества, могли возникнуть вследствие нарушения установленных правил эксплуатации или условий хранения, покупатель должен доказать, что все установленные правила или условия им соблюдались. В задачу эксперта входит оценить обоснованность таких доказательств. Договор комиссии заключается между юридическими лицами (например, организациями потребкооперации и сельскохозяйственными организациями), а также между юридическими и физическими лицами (например, в комиссионных магазинах). При этом эксперт-товаровед, принимающий товары на комиссию, должен знать, что права и обязанности перед потребителями возникают у комиссионера (магазина), а не комитента, сдавшего товар в магазин. Правовая база проведения экспертизы по договору комиссии представлена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569. В названных Правилах устанавливается порядок приема товаров на комиссию, определения продажной цены и размера комиссионного вознаграждения, уценки и продажи товаров, принятых на комиссию, расчетов комиссионера с комитентом за проданный товар или возврата непроданного товара. Действия указанных правовых актов распространяются на все организации независимо от их формы собственности: Договор хранения заключается между юридическими лицами или юридическими и физическими (например, в камерах хранения). При этом одна сторона обязуется обеспечить сохранность и возврат товаров, переданных ей на хранение, а другая — оплатить затраты на хранение. Необходимость в проведении товароведной экспертизы появляется в случае возникновения количественных потерь сверх установленных норм или снижения качества, а также при полной утрате товаров. Для выявления причин, вызвавших повышенные количественные и качественные потери при хранении, эксперт, производящий экспертизу товаров после длительного хранения, должен знать процессы, наиболее характерные для товаров определенной группы, а также факторы, влияющие на интенсивность этих процессов и, следовательно, на размер потерь. Для многих потребительских товаров, если им присуща естественная убыль, общим вызывающим ее процессом является усушка, или испарение воды. Другие процессы — утруска (распыл), розлив, улетучивание, дыхание — характерны только для товаров определенных групп в зависимости от их консистенции, состава или биологической природы. Количественные потери — убыль массы товаров в процессе хранения или подготовки к реализации. Их определить можно только по разнице между исходной и конечной массой, для чего применяется косвенный метод измерения этих потерь. При возникновении потерь качества товар не исчезает, а изменяется его качественное состояние. Недоброкачественный товар можно отсортировать и отдельно завесить, т. е. в этом случае применяется прямой метод измерения продукции. Снижение качества товаров при хранении происходит вследствие следующих процессов: микробиологических (загнивание, плесневе-ние, брожение и т. п.), биологических (повреждение насекомыми, грызунами, птицами), физических (бой, деформация, раздавливание и т. п.), химических (коррозия металлов, прогоркание жиров, выцветание красителей и др.), физико-химических (старение материалов, бел- Глава 5. Товароведная экспертиза § 4. Идентификационная экспертиза
ков, полимеров и т. п.), биохимических (дыхание, физиологические заболевания товаров — живых объектов). Эксперты, проводящие экспертизу хранения, должны знать, что отдельные процессы могут быть причинами возникновения разных видов потерь. Так, испарение воды (усушка) вызывает не только естественную убыль, но и качественные потери за счет увядания (например, свежих плодов и овощей) или усыхания (хлеба, сыра и др.). Коррозия металлических банок консервов приводит к утрате их товарного вида, а при глубокой коррозии — к разгерметизации банок и потерям массы за счет течи. В результате указанных процессов ухудшается качество товаров. Довольно часто снижение качества можно обнаружить по органолеп-тическим показателям. Появление несвойственного внешнего вида, неприятных оттенков вкуса и запаха служит косвенным признаком снижения качества, при этом эксперт самостоятельно принимает решение о необходимости исследования товара в испытательных лабораториях измерительными методами. При экспертизе по договорам хранения эксперты могут устанавливать такой вид качественных потерь, как снижение градации качества. Например, при хранении яйца происходит усушка, вследствие чего] уменьшается его масса и объем воздушной камеры, что служит основанием для снижения категории яиц и соответственно цены на них. Изменение градации качества товаров при их хранении является одной из причин пересортицы, носящей объективный характер. Подтверждение ее независимыми экспертами приобретает статус достоверности. При утрате безопасности товар относится к отходу и подлежит уничтожению, вследствие чего качественные потери становятся и количественными. Если снижение качества произошло за счет малозначительных и значительных дефектов, товар признается условно пригодным и может быть реализован по сниженным ценам или отправлен на промпе-реработку. В этом случае количественные потери не возникают. Независимо от причин возникновения качественные потери списываются по актам. Акт на списание товаров подписывают эксперты, руководитель и материально ответственные лица. Нормы списания товаров за счет снижения качества отсутствуют. § 4. Идентификационная экспертиза Идентификационная экспертиза— оценка экспертом количественных и качественных значений показателей свойств товара для установления его тождественности и подлинности ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный менее распространен в практике торговых организаций по сравнению с двумя ранее рассмотренными ее видами. Чаще всего такая экспертиза является составной частью экспертизы по качеству, поскольку при оценке качества эксперт должен проверить соответствие ассортиментной принадлежности предъявляемого товара его наименованию, артикулу, товарной марке, указанной на маркировке и в товарно-сопроводительных документах. В качестве самостоятельной идентификационная экспертиза применяется в торговых организациях в следующих случаях: • при возникновении разногласий между поставщиком и получате • при установлении соответствия ассортимента товаров в партии При проведении идентификационной экспертизы используются аналогичные с экспертизой по качеству средства и методы. В то же время идентификационная экспертиза товаров является важнейшим видом таможенной экспертизы и широко применяется для определения таможенных тарифов. Поэтому таможенная экспертиза фактически является идентификационной. Кроме того, идентификационная экспертиза служит одной из операций при сертификации товаров. Различают следующие подвиды идентификационной экспертизы: экспертиза тождественности, экспертиза подлинности и экспертиза страны происхождения. Экспертиза тождественности — оценка экспертами принадлежности товара к определенной однородной группе и/или подгруппе Глава 5. Товароведная экспертиза § 4. Идентификационная экспертиза
виду (подвиду) и/или иным классификационным группировкам путем сопоставления характерных признаков объекта экспертизы с установленными или принятыми на практике идентифицирующими признаками. Следует пояснить термин «тождественность», который определяется как «сходство». Тождественность не означает полного совпадения всех свойств товара. Это лишь подтверждение сходства по определенным характерным признакам в установленных или принятых пределах их значений. Нормативы предельных значений могут быть установлены в нормативных документах. Так как по большинству товаров в качестве характерных признаков применяют органолептические показатели, то их значения могут быть установлены в государственных стандартах или стандартах организаций либо технических условиях. Однако достаточно часто регламентированные значения органо-лептических показателей (внешний вид, для пищевых продуктов — вкус и запах, для парфюмерных изделий — запах) или отсутствуют в нормативных документах, или устанавливаются в очень обобщенном виде (например, форма и окраска свежих плодов и овощей должна быть соответствующей ботаническому сорту). Поэтому при экспертной оценке руководствуются принятыми в практике описаниями характерных признаков товара или данными в справочниках, каталогах, альбомах, руководствах либо соответствующими мнения экспертов. Перечень идентифицирующих товар признаков может быть установлен в нормативных документах (например, для пищевых продуктов такой перечень установлен в Правилах сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья однородных групп, а также в отдельных стандартах, например, для растительных масел). Как правило, такие перечни позволяют определить тождественность объекта экспертизы с определенной группой или подгруппой товаров. Однако перечни характерных признаков для каждого вида товаров, за редким исключением, для большинства продовольственных и непродовольственных товаров разработаны недостаточно. Конечным результатом экспертизы тождественности товаров служит подтверждение его соответствия и принадлежности к определенной классификационной группировке. Экспертиза подлинности — оценка экспертами принадлежности товара к определенной торговой марке, произведенной конкретной организацией-изготовителем. Этот подвид идентификационной экспертизы производится путем сравнения характерных признаков объекта экспертизы с подлинным образцом товара той же торговой марки и организации-изготовителя, являющейся владельцем данной марки. Для этого экспертные организации должны иметь или запрашивать в индивидуальном порядке у изготовителей подлинные образцы товаров конкретных торговых марок. Иногда изготовители для облегчения процедуры идентификации и обнаружения контрафактной продукции вводят в определенные товары маркеры, наличие которых служит идентифицирующим признаком торговой марки. Однако информация таких маркеров составляет коммерческую тайну и не всегда доступна экспертам, что затрудняет проведение экспертизы подлинности товаров. Конечным результатом экспертизы подлинности служит подтверждение соответствия образца идентифицирующим признакам товара определенной торговой марки или обнаружение контрафактной продукции. Контрафактный товар—■ это товар, произведенный с несанкционированным использованием чужого товарного знака, зарегистрированного владельцем в установленном порядке. Экспертиза страны происхождения — оценка экспертами принадлежности товара и его изготовителя к определенной стране, в которой этот товар произведен. Данная экспертиза может быть предназначена для таможенных целей, выдачи сертификата страны происхождения или определения достоверности информации на маркировке и в товарно-сопроводительных документах и/или обнаружения фальсифицированных товаров. Кроме того, экспертиза страны происхождения может быть составным элементом экспертизы тождественности или подлинности. Например, при экспертизе тождественности кубинского рома, французского коньяка или французских духов очень важно установить страну происхождения этих товаров. Сложность проведения данной экспертизы заключается в том, что достаточно часто товары известных торговых марок-брендов Глава 5. Товароведная экспертиза § 5. Документальная экспертиза
производятся в разных странах, а выдаются за товары определенной страны происхождения, например, японские аудио- и видеотовары, собранные в странах Юго-Восточной Азии, французские духи совместного производства Сирия-Франция и т.п. Такие товары собраны из комплектующих изделий или составлены из рецептурных компонентов, произведенных в одной стране, но готовая продукция получена в другой стране. Однако информация об изготовителе указана по стране происхождения комплектующих изделий или рецептурных компонентов. Следует пояснить, что Страной происхождения считается страна, в которой произведена готовая продукция. Кроме того, сложность экспертизы страны происхождения состоит в том, что некоторые образца подвергаются реэкспорту, т. е. вторичному импорту в другие страны или ту же страну. Достаточно часто к такому приему прибегают продавцы фальсифицированных товаров, особенно лекарств. При этом происходит переупаковывание и перемаркирование фальсифицированной продукции с целью введения потребителей в заблуждение относительно их тождественности и/или подлинности и/или страны происхождения. В последнем случае необходимость такой фальсификации может быть вызвана тем, что подлинный товар производится только в одной стране. Самая большая трудность проведения экспертизы страны происхождения обусловлена отсутствием или недостаточностью перечня идентифицирующих признаков и их действительных значений. Показатели, в том числе и маркеры, используемые при экспертизе подлинности, могут оказаться недостоверными, так как изготовители стремятся их соблюдать независимо от места размещения своих предприятий, филиалов или дочерних предприятий. Конечным результатом экспертизы страны происхождения является установление соответствия товара идентифицирующим признакам, характерным для товаров определенной страны, в которой они произведены. Не всегда может помочь и компонентный состав или особенности технологической обработки, поскольку сырье или комплектующие изделия могут быть привезены с одного предприятия, а технология производства, включая оборудование, поставлена головной организа- йией. Лишь в тех случаях, когда при отечественном производстве то-йаров, выдаваемых за импортируемые из другой страны происхождения, используется местное сырье или комплектующие изделия, которые невыгодно ввозить из-за высоких пошлин и которые имеют уникальные свойства. Показатели этих свойств могут быть использованы в качестве идентифицирующих признаков, например, минеральный состав питьевой воды или воды как сырья для производства алкогольных, безалкогольных напитков. Следует отметить, что хотя на подготовительном этапе идентификационной экспертизы эксперты применяют анализ и оценку товарной информации на маркировке и в товарно-сопроводительных документах, это лишь предварительная оценка. При проведении основного этапа экспертной оценки должны быть определены действительные значения идентифицирующих показателей и сопоставлены с установленными или принятыми значениями тех же показателей, причем в качестве принятых значений могут быть использованы групповые и/или индивидуальные мнения экспертов о значениях этих показателей. Общим результатом идентификационной экспертизы является подтверждение достоверности информации на маркировке и в товарно-сопроводительных документах, а также подтверждение соответствия заявленной в носителях товарной информации принадлежности к определенным ассортиментным классификационным группировкам. § 5. Документальная экспертиза Документальная экспертиза— оценка экспертом товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. Так же как и идентификационная экспертиза, документальная чаще всего применяется в качестве обязательного элемента других видов товароведной экспертизы, поскольку эксперты обязательно проверяют соответствие количества, качества, наименования объекта экспертизы документальным данным. 14-7248 Глава 5. Товароведная экспертизе § б. Комплексная экспертиза
Самостоятельно документальная экспертиза применяется в случа отсутствия товара (например, вследствие его реализации, хищения порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств: пожара, наводи ний и т. п.), а также вследствие возникновения количественных и ка(-чественных потерь. При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует имеющиеся товарно-сопроводительные документы: накладные, сертификаты, удостоверения о качестве, акты списания, эксплуатационные документы, а также объяснительные записки и докладные работников торговой организации, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом (графики, журналы и т. п.), отчеты и другую внутреннюю документацию. При анализе документов эксперт должен установить их подлинность по наличию печати торговой организации и подписей уполномоченных лиц, дат заполнения, необходимых реквизитов, а также проверить соответствие данных, указанных в разных товарно-сопроводительных документах (например, в товарно-транспортной накладной и сертификате и/или удостоверении о качестве). Особое внимание должно быть обращено на наличие в документах различных исправлений и пометок. Такие исправления необходимо оговаривать и заверять подписью ответственных лиц. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при отсутствии товара эксперту приходится полагаться на достоверность сведений в технических документах. Однако иногда и документы могут быть фальсифицированы (информационная фальсификация). В данном случае результаты экспертизы зависят от компетентности эксперта, его умения сопоставлять данные различных товарно-сопроводительных документов, других документов внутренней отчетности с внешней информацией (справочными и научными данными, практическим опытом других торговых организаций и т. п.). В качестве примера приведем случай из экспертной практики автора, когда была проведена судебная экспертиза правомерности списания плодоовощной продукции в одном из магазинов г. Курска на довольно крупную сумму. Анализ товарно-транспортных накладных, актов на списание продукции и накладных на вывоз испорченной продукции на свалку показал, что количество продукции, указанное в разных документах, не совпадает. Более того, был обнаружен «казус», когда в одной товарной партии арбузов по актам было списано больше товара, чем его поступило. В другом случае по документам было установлено резкое снижение качества за счет загнивания яблок лежкого сорта за 3 ч пути от совхоза до магазина, что также невозможно при высоком исходном качестве. В результате проведенной документальной экспертизы списание плодоовощной продукции на значительную часть предъявленной суммы было признано неправомерным, вследствие чего директор магазина была привлечена к уголовной ответственности. Таким образом, документальная экспертиза связана с детальным изучением информации товарно-сопроводительных документов, других технических и учетных документов, их перекрестной проверкой и сопоставлением со справочными и научными данными. § 6. Комплексная экспертиза Комплексная экспертиза — оценка экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний, исследований и анализа документов. Она может включать не только товароведные, но и стоимостную характеристики. Комплексная экспертиза применяется в случаях, когда необходимо всесторонне оценить товар с учетом позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры. Поэтому эксперту, проводящему комплексную экспертизу, недостаточно только знаний товара. Он должен также уметь анализировать и оценивать конкретную ситуацию на соответствующем товарном сегменте рынка, ориентироваться в товарной политике торговых организаций, знать потребности и спрос на конкретные товары. Комплексная экспертиза широко применяется в практике комиссионной торговли, являясь сутью работы товароведа-эксперта (приемщика). 14* Глава 5. Товароведная экспертиза
Кроме того, ее используют при экспортно-импортных операция^ внешнеторговой деятельности, а также при заключении договоров купли-продажи по образцам крупных партий товара. Поскольку комплексная экспертиза органично включает другие вида товароведной экспертизы — количественную, по качеству, иденти-рикационную и документальную, все средства и методы, используемые s них, применяются и в этом обобщенном виде экспертизы. Вопросы для самопроверки 1. Назовите виды товароведной экспертизы и дайте их опреде- 2. Укажите назначение и основания для проведения товароведной 3. Какова правовая база проведения количественной экспертизы? 4. Рассмотрите нормативно-правовую базу приемочной эксперти- 5. Укажите особенности проведения экспертизы товаров с нару- 6. Сопоставьте правила проведения количественной экспертизы и 7. Укажите особенности проведения экспертизы новых товаров. 8. Каковы особенности проведения экспертизы по договорам? 9. Охарактеризуйте документальную и комплексную экспертизы. 10. Перечислите и разберите подвиды идентификационной экс- Глава 6. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза § 1. Общие положения Определение термина дано в приказе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (далее — Роспотребнадзор) от 25 января 2005 г. № 101. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза(далее — санэпи-демэкспертиза) — деятельность Роспотребнадзора и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия (или выявлению несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (текст дан с некоторыми сокращениями и уточнениями). Санитарно-эпидемиологическая экспертиза — один из важнейших видов товарной экспертизы, хотя товароведы-эксперты ее не проводят, но результаты этой экспертизы обязательно должны учитываться на подготовительном этапе ее проведения. Если такие результаты отрицательны или отсутствуют (при условии обязательности подтверждения санитарно-эпидемиологических требований), это служит основанием для отказа от проведения товарной экспертизы. Целью проведения санэпидемэкспертизы является установление соответствия (или несоответствия) качества товаров санитарно-эпидемиологическим требованиям для предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Задачи санэпидемэкспертизы (СЭЭ): • определение оснований для ее проведения и объектов экспертизы; • выбор и применение средств и методов экспертизы; § 1. Подготовительный этап
Глава 10. Организация проведения товарной экспертизы Таблица 8 Этапы товарной экспертизы и характерныедля нихдокументы И результаты
Правильная организация проведения товарной экспертизы играет важную роль в получении достоверных и объективных результатов ее. При планировании проведения товарной экспертизы принято выделять три этапа: • подготовительный; • основной; • заключительный. Для каждого этапа характерны свои особенности — средства, методы и приемы. Их рациональный выбор предопределяет успех экспертизы, ее конечные результаты. В этой связи представляется целесообразным разобрать каждый этап. § 1. Подготовительный этап Экспертные организации оказывают услуги по товарной экспертизе по заявкам организаций на основании: • договора установленной формы; • долгосрочной письменной заявки с гарантией заказчика по созда Перед началом проведения экспертизы рассматриваются основания для ее проведения, что и определяет цели и задачи экспертизы. После этого выбираются средства и методы проведения экспертизы. На подготовительном этапе экспертизы получают документы о назначении товарной экспертизы. К ним относятся заявка на проведение экспертизы, оформляемая заказчиком, и наряд на проведение экспертизы.
278 Глава 10. Организация проведения товарной экспертизы Заявка на проведение экспертизы подается поставщиком, получателем товаров, транспортной организацией или назначается решением арбитража, рассматривающего иск по определенной товарной партии. Заявка должна содержать все необходимые сведения, позволяющие правильно идентифицировать товар, а также изготовителей, поставщиков, получателей, посредников, даты отправки и получения, номера товарно-сопроводительных документов. Кроме того, заказчик должен определить цели и задачи, которые ставятся перед экспертом. В заявке также указываются дата вызова эксперта и сведения о вызове поставщика, объем товарной партии и метод исследования. Если при проведении экспертизы требуется применение метода разрушающего контроля, в заявке должно быть отражено согласие заказчика на разрушение образца товара в количестве, предусмотренном нормативными документами. Целесообразно, чтобы заказчик в заявке определил наиболее приемлемые для него дни и часы явки эксперта, а также дал гарантию и указал форму оплаты всех затрат на экспертизу, включая командировочные расходы, если экспертиза проводится в другом населенном пункте. При безналичном расчете указываются необходимые банковские реквизиты. Заявка должна быть подписана руководителем и главным бухгал-тером. Подписи заверяются подлинной печатью. Заявка может быть передана в письменной и/или устной форме. Письменная заявка может быть отправлена с курьером, по почте, телеграфу или с использованием средств электронной связи. Устная заявка передается по телефону в виде разовой заявки с указанием конкретных целей и задач экспертизы. Обе формы заявок могут применяться для всех видов товаров, но для скоропортящихся продуктов наиболее целесообразно передавать заявку по телефону, так как при этом сокращается время между вызовом и явкой эксперта. Независимо от формы передачи заявки эксперт не должен приступать к экспертизе, если отсутствует письменная заявка или письменное подтверждение экспертизы, а также содержащиеся в них сведения недостаточны для проведения экспертной оценки. Это объясняется тем, что на заключительном этапе возможно возникновение ошибок из-за неверно переданной и понятой экспертом информации, а также конфликтов между заказчиками и экспертами. В данном § 1. Подготовительный этап случае разрешить споры или предотвратить ошибки помогут сведения, указанные в письменной заявке. При проведении товарной экспертизы, назначенной арбитрами, судом или следственными органами, к заявке должны быть приложены решения или постановления, в которых указываются место проведения экспертизы, ее вид (повторная или комплексная), субъекты, привлекаемые к экспертизе, состояние товара и товарной партии (целостность, наличие пломб), документы об изъятии проб, акты первичных экспертиз, форма оплаты и банковские реквизиты плательщика. В экспертной организации заявка регистрируется в Журнале регистрации документов по проведению экспертизы или в компьютерной автоматизированной системе с присвоением ей порядкового номера. Вторым документом о назначении экспертизы является наряд на проведение экспертизы, выдаваемый эксперту, который служит документом, подтверждающим права эксперта на проведение экспертизы. Наряд выдается руководителем экспертной организации или его заместителем либо уполномоченным лицом. Наряд оформляется на специальном бланке и подписывается руководителем выдавшей его экспертной организации. Подпись должна быть заверена печатью (приложение 6). В наряде указываются номер, дата поступления заявки, дата начала экспертизы, организация-заказчик, ее адрес, телефон, фамилия и должность представителей, участвующих в проведении экспертизы, наименование и место нахождения товара, его поставщик, а также задание эксперту, которое определяется целями и задачами экспертизы. Если проводится повторная экспертиза, в наряде делается отметка «Повторная экспертиза» с указанием акта первичной экспертизы, а если проводится контрольная экспертиза, делается соответствующая отметка и наряду присваивается номер, соответствующий первичной экспертизе. Заявка и наряд относятся к обязательным техническим документам подготовительного периода. Перед выдачей наряда руководство экспертной организации должно установить правомочность проведения экспертизы с учетом правил и норм, регламентируемых действующим законодательством. Наряд выдается, если есть основания для проведения экспертизы. В случае отсутствия таких оснований или не- 280 Глава 10. Организация проведения товарной экспертизы ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|