Здавалка
Главная | Обратная связь

Сбор информации о клиенте



Планирование аудита годовой отчетности

 

На стадии планирования аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общей стратегии аудиторской проверки. На данном этапе аудитор получает информацию о финансово-экономической деятельности аудируемого лица, экономических предпосылках и условиях, менеджменте, финансовом состоянии, а также об особенностях бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации. Затем полученная информация обрабатывается и оцениваются риски, присущие деятельности клиента. На основе этих данных аудитор формирует общий план и программу аудита.

Аудиторская организация документально оформляет все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих мнение аудитора. Документация о планировании проверки годовой бухгалтерской отчетности составляется таким образом, чтобы обосновать мнение аудитора по составу, объему и характеру проводимых аудиторских процедур.

В планировании проверки отчетности можно выделить три этапа: сбор информации об аудируемом лице, оценка полученной информации, разработка плана и программы аудита. Каждый из указанных этапов требует оформления подробных рабочих документов, обосновывающих решения аудиторов по тому или иному вопросу.

К рабочим документам относятся все документы, которые являются основанием для проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности: документы о полученной от аудируемого лица информации, по оценке риска, границ существенности, разработке стратегии проверки, определению проверочных процедур по виду и объему.

Полученные материалы систематизируются, из них формируются аудиторские файлы. К постоянным аудиторским файлам относится информация, не подверженная постоянным изменениям по своему характеру, которая дополняется или обновляется по мере поступления новой информации. Текущие аудиторские файлы систематизируют информацию по хозяйственным операциям проверяемого периода.

 

Сбор информации о клиенте

 

На первом этапе аудитор собирает необходимую информацию о деятельности клиента на основе материалов последней аудиторской проверки, архивных документов организации по прошлым аудиторским проверкам, аудиторских отчетов по аналогичным организациям, копии рабочих документов предыдущих аудиторских проверок данного аудируемого лица. Также принимаются во внимание беседы с аудиторами, проводившими предыдущие аудиторские проверки организации, беседы с руководством и персоналом бухгалтерии клиента, документы, представленные клиентом по запросу аудиторской организации, отраслевые методики и инструкции.

На данном этапе документация по планированию аудита систематизируется с точки зрения отраслевой принадлежности деятельности клиента, ее организации, порядка организации и ведения бухгалтерского учета, общей контрольной среды и управленческого контроля, включая финансовый контроль, организацию внутреннего аудита и другие контрольные системы. В рабочих документах аудиторской организации отражается необходимая информация об аудируемом лице, часть которой будет отнесена к постоянным аудиторским файлам.

Аудиторская организация получает необходимую информацию путем запросов, которые позволяют систематизировать сведения о деятельности аудируемого лица: запросы, касающиеся условий хозяйствования проверяемой организации, а также данных, раскрывающих организационные и экономические стороны хозяйственной деятельности клиента.

Аудитор получает основную информацию о проверяемой организации посредством заполнения рабочего документа "Запрос информации о клиенте" на основании представленных аудируемым лицом документов (табл. 1).

 

Таблица 1

 

ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ О КЛИЕНТЕ

 

Наименование документа Форма представления Срок представления Дата представления
Корпоративные документы:      
1. Учредительные документы (заполняется на основании оригинала или нотариально заверенной копии Устава и свидетельства о государственной регистрации) Копия 28.02.05 11.02.05
2. Состав Совета Директоров Копия 28.02.05 11.02.05

 

 

Часть документов может быть предоставлена в факсимильном или электронном виде с дальнейшим документальным подтверждением. В графе 2 "Запроса информации о клиенте" аудитор делает пометку "оригинал", "ксерокопия", "факсимильная копия" или "электронный файл". Срок представления информации устанавливается аудиторской организацией самостоятельно на основании ее внутренних стандартов.

Аудитор оценивает характер и качество системы учета аудируемой организации на основании "Запроса о предоставлении финансовой, налоговой и управленческой документации клиента" (табл. 2) и подтверждающих документов.

 

Таблица 2

 

ЗАПРОС О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ, НАЛОГОВОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КЛИЕНТА

 

Финансовая, налоговая и управленческая документация Форма представления Дата запроса Дата представления
1. Отчетность аудируемого лица: за последний отчетный период, за текущий период на последнюю отчетную дату Ксерокопия 01.02.05 11.02.05
2. Оборотно-сальдовая ведомость за проверяемый период (в разрезе субсчетов по каждому счету) Ксерокопия 01.02.05 11.02.05
3. Рабочий план счетов Электронный файл 01.02.05 11.02.05
4. График документооборота Ксерокопия 01.02.05 11.02.05

 

 

Запросы об аудируемом лице и предоставлении первичной документации дополняются информационным запросом, который заполняется лично аудитором на основании полученных от проверяемой организации документов, бесед с работниками клиента. Формат информационного запроса может быть различным: чаще всего аудиторская организация разрабатывает и утверждает данный документ своими внутренними стандартами (табл. 3).

 

Таблица 3

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛИЕНТЕ

 

Персонал
Численность персонала, чел. Численность управленческого персонала, чел. Численность бухгалтерской службы, чел.
Филиалы, представительства, дочерние предприятия
Наименование Местонахождение Объем выручки, тыс. руб.
ООО "Солнечный свет" г. Солнечногорск
Предприятия, в которых Клиент имеет долевое участие
Наименование Местонахождение Величина долевого участия, %
НПО "Азимут" г. Тверь
Зависимые коммерческие предприятия
Наименование Местонахождение Вид зависимости
ЗАО "Восток" г. Нальчик Имеет право назначать Совет Директоров ЗАО
Поставщики
Наименование поставщика Виды поставок товаров (работ, услуг) Объем, тыс. руб.
ЗАО "Невская заря" Поставка комплектующих, составляющих основу производимого продукта
Покупатели
Наименование покупателя Виды товаров (работ, услуг) Объем, тыс. руб.
ООО "Восход" Оборудование производственного назначения

 

 

Результаты прошлых аудиторских проверок также являются источником информации при проведении аудита. Если аудит не является первичным, необходимо получить всю имеющуюся у фирмы информацию. Если же проверка является первичной, то аудитор может принять решение о необходимости запроса информации у аудиторской фирмы, ранее проводившей аудит.

Для ознакомления с системой внутреннего контроля клиента аудитору необходимо получить документальное основание создания и функционирования системы, а именно: приказ о создании системы внутреннего контроля, подтверждение наличия должности внутреннего аудитора или службы внутреннего аудита в штатном расписании проверяемой организации, протоколы об избрании и утверждении ревизионной комиссии. Кроме этого, аудитор проверяет наличие реальной деятельности системы внутреннего контроля: утвержденные программы, планы ревизионной комиссии и внутреннего аудита, протоколы заседаний ревизионной комиссии, акты внутренних ревизий и проверок, аналитические отчеты внутреннего аудитора, рабочие материалы.

Отсутствие указанных документов может служить аудиторским доказательством того, что у аудируемого лица нет организованной и реально действующей системы внутреннего контроля.

Для получения информации о форме ведения бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля заполняется тест-опрос. Данный документ структурирован по основным направлениям оценки деятельности аудируемого лица, он разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно и утверждается как рабочий документ. Пример теста-опроса представлен в табл. 4.

 

Таблица 4

 

ТЕСТ-ОПРОС

Организация и ведение бухгалтерского учета

 

Вопрос Ответ Источник информации (заполняется аудитором)
Компьютерные системы обработки данных
Применяемая техника учета (ручная, компьютерная) Компьютерная  
Программное обеспечение, используемое в системе бухгалтерского учета 1С-бухгалтерия  
Как осуществляется обновление программных продуктов (покупка новых, обновление персоналом производителя продукта, с помощью собственных служб, иное) Обновление собственными службами  
Бухгалтерские программы установлены: на персональном (не включенном в сеть) компьютере, в локальной сети финансовой службы, в общей сети организации Локальная сеть финансовой службы  
Как осуществляется контроль регламентированного доступа к компьютерным базам данных Пароль сети  
Компьютеризированные участки учета (все; если не все, то указать какие) Все  
Как часто производится (если производится) печать регистров бухгалтерского (налогового) учета на бумажные носители Один раз в квартал  
Как обеспечивается обновление программного продукта в связи с изменением законодательства Обеспечиваются разработчиком программного обеспечения  
Какие изменения вносились в программное обеспечение в текущем отчетном (предыдущем) периоде Изменение формы счета-фактуры  
Система внутреннего контроля
В какой форме представлена служба внутреннего контроля (системы внутреннего аудита, ревизионной комиссии и т. п.) Внутренний аудитор  
Кому подчинен руководитель службы внутреннего контроля Финансовому директору  
Численность службы работников внутреннего контроля, чел.  
Существуют ли документально оформленные инструкции для выполнения контрольных функций (Да/Нет) Нет  
Как документируются результаты работы службы внутреннего контроля Отчеты внутреннего аудитора  
Какие изменения в учетной практике были осуществлены на основе решений службы внутреннего контроля (документально подтвержденные) Документально подтвержденных изменений не осуществлялось  
Составляется ли внутренняя отчетность для целей управления (Да/Нет) Нет  
Существуют ли утвержденные формы внутренней отчетности для целей управления (Да/Нет) Нет  
Особые события, способные повлиять на положение организации
Когда проводилась последняя налоговая проверка В 2004 г. (проверяемый период – год)  
Какова сумма признанных претензий по результатам последней налоговой проверки, руб.  
На текущий отчетный период организация вовлечена в судебный процесс против организации (указать сумму претензий, руб.) Задолженность перед бюджетом: 20000 Задолженность по хозяйственным сделкам: Нет  
Учетная политика
Вносились ли изменения в учетную политику в последнем отчетном периоде (Да/Нет) Нет  
Существует ли документальное описание учетной системы Да  
Как часто вносятся изменения в учетную политику организации Утверждаются руководителем по представлению финансового директора  
Существует ли совмещение методов в бухгалтерском и налоговом учете (там, где это возможно) Да  
Утверждены ли документально формы отчетности Нет  
Внешняя среда
Усилился ли уровень конкуренции в отрасли за последние три года (Да/Нет) Да  
Уровень конкуренции оценивается как (укажите по видам деятельности): высокий (имеется постоянное давление со стороны конкурентов в ценах, закупке сырья, отток покупателей); средний (одинаковые условия с другими участниками рынка); низкий (конкуренты не могут оказывать существенного влияния или отсутствуют) Производство – высокий Оптовая торговля – нет  
Основные конкуренты (укажите двух, трех) ЗАО "Энергия"  
Особенности хозяйственной деятельности
Длительность производственного цикла, дней  
Открывались ли в отчетном периоде новые технологические линии (Да/Нет) Нет  
Вносились ли изменения в технологический процесс организации в отчетном периоде (Да/Нет) Нет  
Готовятся ли изменения в производственном процессе (Да/Нет) Да  
Договорная практика
Заключались ли за рассматриваемый период договоры (Да/Нет):    
Кредита Да  
Займа Да  
Аренды Да  
Залога Нет  
Лизинга Нет  
Экспортные контракты Нет  
Импортные контракты Нет  
Необычные сделки
Используются ли в практике организации следующие виды сделок (Да/Нет):    
С аффилированными лицами Нет  
Уступки права требования Да  
За наличный расчет Да  
Бартерные операции Да  
Вексельные расчеты Да  

 

 

Полученная на первом этапе информация обобщается в документах предварительного обзора в виде выводов аудитора, таблиц и блок-схем.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.