Сбор информации о клиентеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Планирование аудита годовой отчетности
На стадии планирования аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общей стратегии аудиторской проверки. На данном этапе аудитор получает информацию о финансово-экономической деятельности аудируемого лица, экономических предпосылках и условиях, менеджменте, финансовом состоянии, а также об особенностях бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации. Затем полученная информация обрабатывается и оцениваются риски, присущие деятельности клиента. На основе этих данных аудитор формирует общий план и программу аудита. Аудиторская организация документально оформляет все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих мнение аудитора. Документация о планировании проверки годовой бухгалтерской отчетности составляется таким образом, чтобы обосновать мнение аудитора по составу, объему и характеру проводимых аудиторских процедур. В планировании проверки отчетности можно выделить три этапа: сбор информации об аудируемом лице, оценка полученной информации, разработка плана и программы аудита. Каждый из указанных этапов требует оформления подробных рабочих документов, обосновывающих решения аудиторов по тому или иному вопросу. К рабочим документам относятся все документы, которые являются основанием для проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности: документы о полученной от аудируемого лица информации, по оценке риска, границ существенности, разработке стратегии проверки, определению проверочных процедур по виду и объему. Полученные материалы систематизируются, из них формируются аудиторские файлы. К постоянным аудиторским файлам относится информация, не подверженная постоянным изменениям по своему характеру, которая дополняется или обновляется по мере поступления новой информации. Текущие аудиторские файлы систематизируют информацию по хозяйственным операциям проверяемого периода.
Сбор информации о клиенте
На первом этапе аудитор собирает необходимую информацию о деятельности клиента на основе материалов последней аудиторской проверки, архивных документов организации по прошлым аудиторским проверкам, аудиторских отчетов по аналогичным организациям, копии рабочих документов предыдущих аудиторских проверок данного аудируемого лица. Также принимаются во внимание беседы с аудиторами, проводившими предыдущие аудиторские проверки организации, беседы с руководством и персоналом бухгалтерии клиента, документы, представленные клиентом по запросу аудиторской организации, отраслевые методики и инструкции. На данном этапе документация по планированию аудита систематизируется с точки зрения отраслевой принадлежности деятельности клиента, ее организации, порядка организации и ведения бухгалтерского учета, общей контрольной среды и управленческого контроля, включая финансовый контроль, организацию внутреннего аудита и другие контрольные системы. В рабочих документах аудиторской организации отражается необходимая информация об аудируемом лице, часть которой будет отнесена к постоянным аудиторским файлам. Аудиторская организация получает необходимую информацию путем запросов, которые позволяют систематизировать сведения о деятельности аудируемого лица: запросы, касающиеся условий хозяйствования проверяемой организации, а также данных, раскрывающих организационные и экономические стороны хозяйственной деятельности клиента. Аудитор получает основную информацию о проверяемой организации посредством заполнения рабочего документа "Запрос информации о клиенте" на основании представленных аудируемым лицом документов (табл. 1).
Таблица 1
ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ О КЛИЕНТЕ
Часть документов может быть предоставлена в факсимильном или электронном виде с дальнейшим документальным подтверждением. В графе 2 "Запроса информации о клиенте" аудитор делает пометку "оригинал", "ксерокопия", "факсимильная копия" или "электронный файл". Срок представления информации устанавливается аудиторской организацией самостоятельно на основании ее внутренних стандартов. Аудитор оценивает характер и качество системы учета аудируемой организации на основании "Запроса о предоставлении финансовой, налоговой и управленческой документации клиента" (табл. 2) и подтверждающих документов.
Таблица 2
ЗАПРОС О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ, НАЛОГОВОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КЛИЕНТА
Запросы об аудируемом лице и предоставлении первичной документации дополняются информационным запросом, который заполняется лично аудитором на основании полученных от проверяемой организации документов, бесед с работниками клиента. Формат информационного запроса может быть различным: чаще всего аудиторская организация разрабатывает и утверждает данный документ своими внутренними стандартами (табл. 3).
Таблица 3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛИЕНТЕ
Результаты прошлых аудиторских проверок также являются источником информации при проведении аудита. Если аудит не является первичным, необходимо получить всю имеющуюся у фирмы информацию. Если же проверка является первичной, то аудитор может принять решение о необходимости запроса информации у аудиторской фирмы, ранее проводившей аудит. Для ознакомления с системой внутреннего контроля клиента аудитору необходимо получить документальное основание создания и функционирования системы, а именно: приказ о создании системы внутреннего контроля, подтверждение наличия должности внутреннего аудитора или службы внутреннего аудита в штатном расписании проверяемой организации, протоколы об избрании и утверждении ревизионной комиссии. Кроме этого, аудитор проверяет наличие реальной деятельности системы внутреннего контроля: утвержденные программы, планы ревизионной комиссии и внутреннего аудита, протоколы заседаний ревизионной комиссии, акты внутренних ревизий и проверок, аналитические отчеты внутреннего аудитора, рабочие материалы. Отсутствие указанных документов может служить аудиторским доказательством того, что у аудируемого лица нет организованной и реально действующей системы внутреннего контроля. Для получения информации о форме ведения бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля заполняется тест-опрос. Данный документ структурирован по основным направлениям оценки деятельности аудируемого лица, он разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно и утверждается как рабочий документ. Пример теста-опроса представлен в табл. 4.
Таблица 4
ТЕСТ-ОПРОС Организация и ведение бухгалтерского учета
Полученная на первом этапе информация обобщается в документах предварительного обзора в виде выводов аудитора, таблиц и блок-схем.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|