Здавалка
Главная | Обратная связь

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ



ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

 

 

ВОЛОГДА

Печатается по решению ученого совета Вологодского государственного педагогического университета

 

 

Авторы-составители:

кандидат исторических наук, старший преподаватель Микешин А.А. (часть I);

старший преподаватель Кустов Р.А., ассистент Карпенко М.В. (часть II)

 

Рецензент:

кандидат исторических наук Е.В. Смелова

 

Ответственный за выпуск:

зам. зав. кафедрой всеобщей истории М.В. Васильева

 

 

© ВГПУ, издательство «Русь», 2003 г.


 

ЧАСТЬ I.

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На 4 курсе исторического факультета педагогического университета предусмотрено проведение 24-28 часов практических занятий по новой истории Азии и Африки. Они преследуют цель не только закрепить основные положения лекционного материала, но и углубить понимание студентами проблем социально-экономического и политического развития, а также вопросов истории религий Востока. При подготовке к занятиям студенты учатся работать над историческими монографиями и учебными пособиями, сравнивать различные точки зрения исследователей. Предполагается также работа над источниками, хотя здесь возможности ограничены ввиду малого количества переведенных и изданных источников по истории Востока.

На семинары выносятся проблемы истории наиболее крупных стран Востока: Османской империи, Ирана, Индии, Китая. Данные темы отражают разные этапы в развитии стран, изучаемых на занятиях: 1) общества накануне и в начале экспансии иностранного капитала (темы 2 и 3); 2) переход к эксплуатации стран Востока методами промышленного капитализма (темы 4, 5, 6, 7); 3) особенности эксплуатации стран Востока методами империализма (темы 8, 9, 10). Эти страны относятся к различным типам восточной цивилизации или традиционного общества Востока: исламскому (Османская империя и Иран), индуистскому (Индия) и буддистско-конфуцианскому (Китай).

На вводном занятии желательно познакомить студентов с проблемой формационного и цивилизационного подхода к истории Востока. Преподаватель определяет насколько применимы термины “развитой феодализм”, “поздний феодализм” и “капитализм” к новой истории Востока. Раскрывается понятие “восточная цивилизация”, которую отличает традиционность, более медленные темпы развития по сравнению с Западом, что отчетливо проявилось в данный период. Представляется возможным составление схем формаций и цивилизаций с учетом специфики восточного пути развития общества. Следует также учитывать, что общества в различных регионах мира развивались на базе своеобразных форм общины: античной и германской, славянской, азиатской, а это существенно влияет на их судьбы в следующие периоды истории.

 

ТЕМА 1.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕРЖАВЫ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

 

План:

1. Аграрные отношения и индийская община:

а) джагирдары и военно-ленная система;

б) заминдары;

в) государственная земельная собственность.

2. Развитие индийского города, ремесла и торговли.

3. Сословно-кастовый строй и роль религии в Индии.

4. Кризис империи Великих Моголов и его причины.

 

Рефераты:

«Отечественная историография о ранних обществах Востока».

«Акбар I – император Великих Моголов».

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М., 1963. Т.1. C. 518–546.

2. Акбар // СИЭ. Т.1. С. 302.

3. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М. История Индии. М., 1979. С. 215–218, 222.

4. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII – сер. XVIII вв. М., 1983.

5. Ашрафян К.З. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. М., 1977. (Гл. 3, 4).

6. Ванина Е.Ю. Средневековое городское ремесло Индии XIII–XVIII вв. М., 1991.

7. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. С. 35–46.

8. Всемирная история. М., 1958. Т.4.

9. Джагирдары // Советская историческая энциклопедия (далее – СИЭ). Т.5. С. 147.

10. Заминдары // СИЭ. Т.5. С. 609–610.

11. Книга для чтения по истории средних веков. М., 1991. С.157–163.

 

На данном занятии необходимо рассмотреть различные формы землевладения в Индии XVI–XVII вв., подчеркнув роль государства в аграрной сфере. Изучая вопрос об индийском городе, ремесле и торговле, следует определить основные отрасли индийского ремесла, особенности формы его организации и отличие индийского города от европейского. Можно ли говорить о складывании рынка в период империи Великих Моголов? При освещении вопроса о сословно-кастовом строе в Индии важно отметить отличие каст от варн и изменения, которые произошли с индийскими кастами по сравнению с периодом древнего мира. Студенты должны сформулировать вывод о том, на каком этапе общественного развития находилась Индия в эпоху империи Великих Моголов. Важно также рассмотреть роль общины в общественной жизни Индии данного периода и вопрос о собственности на землю в рамках индийской общины.

 

ТЕМА 2.

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСМАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

План:

1.История становления Османского государства.

2.Аграрные отношения в Османской империи:

а) тимары и зеаметы;

б) мюсселемы;

в) хасса.

3.Турецкий город, ремесло и торговля.

4.Причины кризиса Османского государства. Кризис военно-ленной системы.

 

Реферат:

«Военные формирования в турецкой армии: сипахи, янычары».

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М., 1965. Т.1. С. 478–482.

2. Всемирная история. М. 1958. Т.4.

3. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф. Очерки по истории Турции. М., 1983.

4. Еремеев Д.Е., Мейер И.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.

5. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М., 1965.

6. Петросян Ю.А. Могущество и гибель Османской империи. М., 1990.

7. Сипахи // СИЭ. Т. 12. С. 905.

8. Янычары // СИЭ. Т.16 С. 901-902.

 

Изучение данной темы начинается с исторического экскурса в историю средневекового Востока: рассматривается период становления Османской империи в ходе ее завоеваний на Западе и на Востоке. Ставится также вопрос о сложившейся здесь форме политического устройства. Центральными проблемами данного занятия являются экономические: аграрный строй, ремесло, город и торговля. По второму вопросу важно раскрыть характер прав на землю тимаров и зеаметов, по третьему – особенности эволюции турецкого города. Представляется необходимым заслушать доклад о военных формированиях турок-осман, который проливает свет на причины их успехов. Освещая вопрос о кризисе Османской империи в 17-18 вв., не следует ограничиваться только характеристикой состояния военно-ленной системы, поскольку кризис носил многосторонний характер.

 

ТЕМА 3.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИИ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

 

План:

1. Превращение английской Ост-Индской компании в территориальную державу. Переход к эксплуатации Индии методами промышленного капитализма.

2. Аграрные отношения в Индии после прихода колонизаторов:

а) земельно-налоговая система постоянного заминдари;

б) система райатвари;

в) система маузавар.

 

Реферат:

«К. Маркс о последствиях британского владычества в Индии».

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М., 1965. Т.2. С.511–575.

2. Губер А.А., Хейфец А.Н. и др. Новая история Азии и Африки. М., 1982.

3. Заминдари // СИЭ. Т.5. С.610.

4. Маркс К. Британское владычество в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.9.

5. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.9.

6. Новая история Индии. М., 1961. С.248-251, 191-196.

7. Осипов А.М. Великое восстание в Индии. М., 1957.

8. Райатвари // СИЭ. Т.11. С.862–863.

 

На данном занятии, рассматривая вопрос о превращении Ост-Индской компании в территориальную державу, важно выделить ключевые даты эволюции роли Ост-Индской компании. Студент знакомится с проблемой различных методов эксплуатации колоний на разных стадиях развития капитализма в стране – метрополии, а так же системой органов и институтов, на которые опиралась Ост-Индская компания. При изучении второго вопроса необходимо дать четкие определения терминов и раскрыть роль государства в аграрных отношениях после прихода англичан. Чем отличалось постоянное заминдари, введенное после прихода англичан, от заминдарства времен империи великих Моголов?

При подготовке к реферату следует обратить внимание на то, что Маркс и отечественные историки неодинаково оценивают последствия британского владычества в Индии

 

.

 

 

ТЕМА 4.

НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 1857–1859 ГГ.

 

План:

1. Причины восстания 1857-1859 гг. Повод к восстанию.

2. Ход восстания: основные районы, события и лидеры движения.

3. Причины поражения и историческое значение восстания сипаев.

 

Реферат:

«Рани Лакшми-Бай – одна из лидеров восстания сипаев».

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М, 1965. С.511–575.

2. Века неравной борьбы . М., 1967. С. 80, 96, 99–115, 154–158.

3. Губер А.А., Хейфец А.Н. и др. Новая история Азии и Африки. М., 1982.

4. Лакшми-Бай // СИЭ. Т.8. С. 383–384.

5. Новая история Индии. М., 1961.

6. Осипов А.М. Великое восстание в Индии. М., 1957.

7. Сен С. Рани Джханси // Народное восстание в Индии. М., 1957. С. 205–214.

 

Изучение восстания сипаев начинается с выяснения его причин и движущих сил. Следует вспомнить, какое решение англичан оскорбило религиозные чувства индусов и мусульман. При характеристике хода восстания необходимо обратить внимание на то, в каких районах действовали конкретные лидеры восстания. Излагая причины поражения восстания, можно показать, что английские и сипайские источники объясняют его по-разному.

 

ТЕМА 5.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

 

План:

1. Аграрные отношения в Китае в конце XVIII – первой половине XIX вв. Процесс приватизации земельной собственности.

2. Китайский город, ремесло и торговля. Роль иностранного капитала в социально-экономическом развитии Китая. Социальная структура китайского общества.

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М, 1963. Т.1. С.610–638, 650–657.

2. Всемирная история. М., 1958. Т.6.

3. Илюшечкин В.П. Восстание тайпинов. М., 1967. (Введение , С.14-32).

4. Непомнин О.Е. Экономическая история Китая (1864–1894). М., 1974. (Введение, Гл. 1, 2).

5. Новая история Китая. М., 1972.

 

На данном занятии выясняются особенности развития сельского хозяйства и различные формы землевладения в Китае. Были ли китайские крестьяне юридически крепостными? Говоря о ремесле и торговле в Китае конца XVIII – первой половине XIX вв., важно обратить внимание на роль государства в развитии экономики, на государственное предпринимательство в Китае. Необходимо выяснить вопрос, сложился ли единый китайский рынок к концу данного периода. Как рассматриваются дискуссионные вопросы о стадии общественного развития в Китае, о степени развития капиталистических отношений. В ходе практического занятия обсуждается роль иностранного капитала в Китае, его влияние на различные стороны жизни китайцев.

 

ТЕМА 6.

НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ В КИТАЕ 1850-1864 ГГ.

 

План:

1. Причины восстания тайпинов. Идеология восставших.

2. Ход восстания: основные походы восставших и лидеры движения.

3. Историческое значение, характер и причины поражения восстания тайпинов.

 

Реферат :

«Выдающиеся лидеры восстания в Китае середины XIX века».

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М, 1965 . Т.2 . С.608–630.

2. Васильев Л.С. История Востока. Т.2. С.196–200.

3. Губер, Хейфец и др. Новая история Азии и Африки. М., 1982.

4. Илюшечкин В.П. Восстание тайпинов. М., 1967.

5. Кара-Мурза Г.С. Тайпины. М., 1957.

6. Новая история Китая. М., 1972.

7. Хун Сюцюан // СИЭ. Т.15. С.677–688.

 

Изучение восстания тайпинов начинается с выяснения его причин и движущих сил. Аналогичны ли причины восстания тайпинов и сипаев? Необходимо вспомнить, какие религиозные или идеологические учения сыграли роль в восстании. Освещая ход восстания следует выделить его этапы и основных лидеров. Не следует перегружать изложение материала многочисленными подробностями: второстепенными названиями и именами. Рассматривая вопрос о характере восстания, нужно учесть точку зрения востоковеда Л. Васильева , которая несколько отличается от подходов других авторов.

 

ТЕМА 7.

БАБИДСКИЕ ВОССТАНИЯ В ИРАНЕ (1848–1852 гг.).

 

План:

1. Предпосылки движения бабидов.

2. Ход движения: основные районы, события и мероприятия восставших.

3. Причины поражения, историческое значение и классовая сущность раннего бабизма.

 

Реферат:

«Баб как лидер общественного движения в Иране в середине XIX в.»

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М, 1965. Т.2. С. 507–511.

2. Века неравной борьбы. М., 1967. С. 120–124.

3. Губер А.А., Хейфец А.М. и др. Новая история Азии и Африки. М., 1982.

4. Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране середины XIX в. М., 1982.

5. Иванов М.С. Бабидские восстания в Иране 1848–1852 гг. М., 1939.

 

Для уяснения сущности движения бабидов необходимо раскрыть его предпосылки и движущие силы., обратив внимание на религиозную сторону движения. Шиизм, который своеобразно трактовала секта шейхитов, был идеологией движения. По своему ходу и географическому ареалу восстание отличается от крупных народных восстаний середины 19 в. в Азии. Каковы особенности восстания? Были ли проводимые восставшими мероприятия в интересах всего народа или отражали интересы отдельных социальных групп? Рассматривая третий вопрос, следует учесть, что бабизм как идеология претерпел эволюцию.

 

ТЕМА 8.

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1908–1909 гг.

 

План:

1. Предпосылки младотурецкой революции. Требования младотурок.

2. Ход младотурецкой революции : основные события.

3. Итоги революции и вопрос о ее характере.

 

Литература:

1. Губер А.А., Хейфец А.М. и др. Новая история Азии и Африки. М, 1982.

2. Младотурецкая революция 1908 г. // СИЭ. Т.9. С. 530–533.

3. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М., 1965.

4. Шпилькова В.И. Младотурецкая революция. М., 1977.

 

Изучение данной темы начинается с выяснения предпосылок младотурецкой революции, рассматривая которые важно определить степень развития капитализма, стадию общественного развития, на которой находилось Турция на рубеже XIX и XX веков. Каким был повод к революции? Освещая ход революции, желательно выделить несколько этапов развития событий. Проблемным является вопрос о характере революции, поэтому важно аргументировать свою точку зрения. Необходимо также обратить внимание на эволюцию, которую проделали младотурки как политическое течение.

 

ТЕМА 9.

ИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1911 гг.

 

План:

1. Предпосылки иранской революции.

2. Ход революции 1905–1911 гг. в Иране: основные события и районы.

3. Историческое значение и характер революции.

 

Литература:

1. Века неравной борьбы. М., 1967. С. 353–359.

2. Губер А.А., Хейфец А.М. и др. Новая история Азии и Африки. М., 1982.

3. Иванов М.С. Иранская революция. М., 1957.

4. Иранская революция 1905–1911 гг. // СИЭ. Т.6. С. 279–284.

 

На данном занятии при выяснении предпосылок иранской революции важно определить ступень общественного развития, на которой находился Иран на рубеже XIX и XX веков. Как и в предыдущей теме, при изложении событий желательно выделить несколько этапов. Вопрос о характере иранской революции также является проблемным, а ее итоги отличны от младотурецкой.

 

 

ТЕМА 10.

РЕЛИГИИ ВОСТОКА И ИХ РОЛЬ В НОВОЕ ВРЕМЯ

(В ФОРМЕ КОНФЕРЕНЦИИ)

 

План:

1. Ислам.

2. Иудаизм.

3. Индуизм.

4. Буддизм.

5. Конфуцианство.

 

Источники и литература:

1. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

2. Беленький М. Иудаизм. М., 1974.

3. Васильев Л. История религий Востока. М., 1988.

4. Гусева Н. Индуизм. М., 1977.

5. Климович Л. Ислам. М., 1965.

6. Кочетов А. Буддизм. М., 1977.

7. Религии мира. Энциклопедия. Т.1.

8. Страноведение Китая. Учебная хрестоматия. М., 1999. С 228–242, 211–222.

 

Изучение темы позволяет углубить знания студентов о религиозно-цивилизационном фундаменте восточных обществ и духовной культуре стран Востока. Докладчик должен осветить основные догматы религии, священные книги, ареал ее распространения, различные направления религиозных учений. Религии Востока сыграли значительную роль в цивилизационном развитии стран данного региона. Важно также обратить внимание на религиозные реформы, проводимые в странах Востока в новое время.

 

ЧАСТЬ II.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.