Здавалка
Главная | Обратная связь

Последовательность выполнения работы

 

В содержание основной частиработы входит изучение темы программы учебного предмета, соответствующего материала учебника и учебных пособий, составление плана и конспекта урока.

Работу выполняют в следующем порядке:

1. Конкретизировать образовательную цель исформулироватьвоспитательную и развивающую задачи урока.

2. Выбрать тип (вид) урока, разработать его структуру с указанием временных затрат на этапы урока.

3. Установить методы обучения, используя две классификации методов: по способу организации познавательной деятельности учащихся и по источнику знаний.

4. Подобрать средства обучения применительно к каждому этапу урока.

5. Составить домашнее задание, конкретизировать отдельные его части, объем и время выполнения.

6. Разработать содержание урока, представляемое как перечень рассматриваемых на уроке вопросов в виде конспекта урока.

Форма конспекта произвольная, одна из форм - в виде таблицы 1.

Допускается введение в таблицу графы «Деятельность учащихся».

Перечень и последовательность включаемых в таблицу этапов урока определяют выбранным типом и структурой урока. В том и другом случаях конспект урока представляет собой сочетание последовательного излагаемого содержания и соответствующей ему методики работы преподавателя и учащихся на организационной части урока, при опросе по пройденному материалу, при сообщении новых данных учащимся, их закрепления и выдачи домашнего задания. Особое внимание в конспекте урока должно быть уделено разработке методики работы преподавателя. Именно эта часть наиболее сложна в подготовке конспекта. Она во многом определяет степень готовности преподавателя к занятию. Уровень его исходных знаний и умений, а также степень творчества в выполнении разработки.

 

Таблица 1- Форма и содержание конспекта урока

 

Форма и содержание конспекта урока Таблица

 

Этапы урока Содержание учебного материала Методическая работа преподавателя Деятельность учащихся
Организационная часть   Методика начала урока, проверки присутствующих, подготовки к опросу, активизации учащихся, наведения дисциплины    
Сообщение нового материала Тема урока, содержание нового материала, текст, рисунки, формулы, таблицы, схемы, задачи и их решения; ссылки на литературные источники; вопросы по постановке и решению проблемных ситуаций Методика перехода к новому материалу; метод обучения и применяемые методически приемы; указание на наиболее трудные места учебного материала, методика их изложения; места применения наглядных пособий и ТСО, методика применения их на уроке; разбивка нового материала на отрезки с указанием выделяемого времени, отметка материала, подлежащего конспектированию методика обучения учащихся решению задач рассматриваемого типа; методика использования доски и решения воспитательных и развивающих задач урока и др.  
Первичное закрепление нового материала Вопросы по закреплению материала, задачи и их решения, карточки задания Указание на время и место на уроке этапа закрепления; методика закрепления; количество опрашиваемых, метод опроса, применений средств обучения; обоснование выбора вопросов, задач; методика индивидуализации обучения и т.д.,  
Выдача домашнего задания Содержание домашнего задания Место выдачи домашнего задания на уроке, методика объяснения его учащимся, особенности выполнения, индивидуализация домашних заданий, указание на используемую литературу и др.  

 

В конспекте урока приводится следующие данные:

- способы деятельности учащихся на этапе адаптации их работы (устные или письменные ответы на вопросы, самостоятельная работа) и приемы преподавателя в этот период урока;

- способы формирования интереса учащихся к теме урока, приемы эмоционального настроя (сообщение учащимся интересных фактов из истории науки, создание проблемной ситуации и др.);

- формы контроля за работой учащихся, приемы самоконтроля и взаимопроверки; фамилии учащихся, знания, умения, навыки, которые предполагается проверить и оценить;

- новые понятия, подлежащие изучению, уровень и способы их усвоения (восприятие объяснения преподавателя, решение задач, выполнение заданий, упражнений, анализ технологической документации и т.д.);

- профессиональная направленность и воспитательное значение изучаемого материала; конкретные сведения о знаниях, которые учащиеся должны понять и запомнить, о действиях, которыми они должны овладеть;

- вид самостоятельной работы учащихся и ее содержание (решение задач, выполнение расчетов и т.д.); индивидуальные задания для сильных и слабых учащихся;

- вопросы, которые будут заданы учащимся по ходу введения урока (информационные и проблемные);

- вопросы, которые будут заданы учащимся по ходу ведения урока (информационные и проблемные);

- варианты формулировки изучаемых понятий, проблемы для сильных и слабых учащихся; «подсказки» для решения сложных проблем, приемы поощрения учащихся;

- приемы, упражнения, на основе которых будут отрабатываться умения и навыки (типовые задачи, формулировки вопросов и т.д.);

- типы, виды и содержание самостоятельных работ учащихся (фронтальные или дифференцированные, устные или письменные);

- способы обратной связи с учащимися (выборочный опрос, проверка решения задач);

- способы и приемы решения воспитательных и развивающих задач урока.

 

Список литературы

1. Булатова, О.С. Искусство современного урока [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О.С. Булатова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 256 с.

2. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / В.И. Звонников, М.В. Челышкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 224 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с.

4. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк,
Ю.В. Осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 148 с. (Б-ка высш. проф.-пед. образования).

5. Профессионально-педагогические понятия [Текст]: словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред.
Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.
ун-т», 2005. – 456 с.

6. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]:
учеб. пособие для студентов профессионально-педагогических специальностей / Н.Е. Эрганова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 160 с.

7. Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах [Текст]: метод. пособие / А.П. Беляева. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.

8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

9. Беспалько, В.П. Теория учебника [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. – 217 с.

10. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 336 с.

11. Бородина, Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Бородина, Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Урал. гос. проф.-пед. ун-т», 1994. – 204 с.

12. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине [Текст]: пособие для преподавателей / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. – М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1994. – 208 с.

13. Леднев, В.С. Содержание образования [Текст] / В.С. Леднев. – М., 1989.

14. Лейбович, А.П. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования [Текст] / А.П. Лейбович. – М., 1996. –
228 с.

15. Махмутов, М.И. Современный урок [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

16. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования [Текст] / Н.И. Макиенко. – М.: Высш. шк., 1983. – 344 с.

17. Никифоров, В.И. Основы и содержание подготовки инженера- преподавателя к занятиям [Текст] / В.И. Никифоров. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 141с.

18. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище [Текст]. – М.: ВНШ ПТО,1985. – 64 с.

19. Скакун, В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений [Текст] / В.А. Скакун. – М.: Центр Академии профессионального образования, 2001. – 183с.

20. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ [Текст] / В.А. Скакун. – М.: Высш. шк., 1987. – 271с.

21. Совершенствование преподавания предметов «Материаловедение» и «Технология металлов» [Текст]: метод. рекомендации. – М.: Высш. шк., 1987. – 40 с.

22. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения [Текст] / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова: учеб. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1995.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.