Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Факторы, обуславливающие возникновение психологических защит



 

К факторам формирования механизмов психологических защит относят эксвизитные ситуации, стрессы, и в первую очередь травматический стресс, конфликты, особенности семейного воспитания, индивидуально-психологические свойства личности (акцентуации характера и психопатии) и др.

Факторы среды

К факторам среды мы относим объективные условия внешней реальности, которые оказывают воздействие на субъекта, вызывая у него стрессовую реакцию и необходимость адаптироваться к изменяющимся условиям.

Напряженная ситуация — связана с дефицитом времени или информации. Она вызывает напряжение, порождающее отрицательные эмоциональные переживания.

Эксвизитные ситуации- ситуации, в которых противоречие внешнее или внутреннее в определенный момент развития предельно обострено и требует своего снятия. Психологическая характеристика эксвизитной ситуации (в крайней форме — чрезвычайной ситуации) определяется сочетанием нарушенных полей адаптации (идентичности, территориальности, временности, иерархичности).

Объективность эксвизитной ситуации состоит в характеристике полей адаптации культуры, к которой принадлежит человек, территории его обитания, нише общества, которую он занимает. Субъективность эксвизитной ситуации состоит в степени фрустрации, в условиях этих полей, соответствующих потребностей человека. Степень фрустрированности определяется активностью человека по изменению ситуации. Активность может быть как конструктивной, так деструктивной, что определяется качеством и количеством защитных стратегий, находящихся в арсенале личности или группы, к которой она принадлежит.

Человек, находясь в эксвизитной ситуации, переживает эмоциональное психическое напряжение, качество и интенсивность которого зависит от:

· выраженности субъективной переживаемости потребности в разрешении проблемы;

· объективных параметров ситуации (неструктурированность условий, средств, целей);

· представленности структуры ситуации в сознании личности (опыт разрешения аналогичных ситуаций, уверенность разрешения проблемы).

Эксвизитные ситуации дают возможность перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения, системы установок, отношений и выход в иное более совершенное качество саморегуляции. А то, насколько эта перестройка будет адекватной, зависит от адаптивных способностей личности. Качество индивидуальной регуляции поведения в эксвизитной ситуации определяется внутренней картиной ситуации, которая обусловлена двумя параметрами:

· эвристической компетентностью — неосознаваемая уверенность в своих способностях решить проблему, несмотря на то, что опыта решения этой проблемы раньше не было.

· эпистимической уверенностью в разрешении ситуации ранее опробованными способами.

Психологический механизм возникновения эксвизитной ситуации обусловлен направленностью любого психического акта на цель. В случае, когда психологический акт блокируется препятствием внутреннего или внешнего плана возникает напряжение. Проблема человека — снять напряжение путем наименьшего сопротивления, как можно быстрее и с наименьшей опасностью. В эксвизитной ситуации обязательно присутствует другой реальный или интериоризованный стимул, препятствующей спонтанному реагирования на первый. Уровень напряжения и качество интеграции психической энергии зависит от того, какое поле личности блокировано, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности справиться с ситуацией индивидуума. Место наименьшего сопротивления человека, так называемый «локус минорис», и определяет ситуацию, которая становится для человека эксвизитной.

Эксвизитные ситуации имеют следующие характеристики:

1. Наличие нервно- психического напряжения

2. Неопределенность и неструктурированность условий, средств, целей.

3. Индивидуальный опыт в разрешении ситуаций.

Ситуации, которые по силе могут вывести из равновесия систему вплоть до ее уничтожения, называются чрезвычайными. Сила воздействия этих ситуаций такова, что система может быть уничтожена. Защита от чрезвычайных ситуаций может осуществляться на социальном, социально-психологическом, психологическом или комбинаторном уровнях. Сила эксвизитной ситуации может стать причиной получения психической травмы.

В этом случае ситуация становится психотравмирующей. Психическая травма имеет свои характеристики. Она возникает, когда психологические защиты личности не срабатывают. Психическая травма требует определенных мероприятий по ее нейтрализации.

Травматический стресс — это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т. п.).

Характеристики травмы:

1) произошедшие событие осознается (то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние);.

2) состояние обусловлено внешними причинами;.

3) пережитое разрушает первичные образ жизни;.

4) происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Событие, вызвавшее травматический стресс может включать такие, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Расстройство может быть более тяжелым и длительным когда стресс обусловлен человеком, чем внешними причинами природного или техногенного характера.

В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда (Хорни К., 1996)[77]:

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах:

· Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления (не думать о желтой обезьяне). Человек всеми силами стремится забыть о нем, но оно всегда найдет лазейку, чтобы напомнить о себе. К этой же группе симптомов относятся повторяющиеся детские игры, в которых отражаются элементы травматического события. Это особый вед игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, то есть дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

· Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

· Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые «вспышки воспоминаний», когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливей, чем это было в действительности, причем не важно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств) — гром — реакция на землетрясение.

· Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие. Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др. Так, если девочку изнасиловали в лифте, ее каждый раз бросает в пот, когда она туда входит.

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме (вышеупомянутая девочка стала избегать пользоваться лифтом).

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, то есть человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.

6. Притупленность эмоций — неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.)

7. Появляется чувство укороченного будущего, то есть короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т. д. Работая с детьми из различных регионов нашей страны, я увидела, что многие из них ожидают скорого конца света. В зависимости от особенностей региона одни убеждены, что взорвутся резервуары с хлором, у которых истек срок годности, другие ждут радиационного заражения или геноцида. Многие дети, живущие в зараженной зоне, убеждены, что скоро должны умереть.

При переживании травматического события обнаруживаются следующие симптомы:

· Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию — в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.

· Раздражительность или вспышка гнева. «Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит».

· Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

· Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя — она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию — защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.

· Преувеличенное реагирование — при малейшем шуме, стуке и т. п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т. д. Такое преувеличенное реагирование привело к новым жертвам после землетрясения. Тогда за самым сильным толчком следовали другие, более слабые и не опасные. Но люди, почувствовав толчки, выбрасывались из окон, разбиваясь насмерть.

Психологическая реакция на травму это развернутый во времени процесс, который включает в себя три фазы:

Первая фаза — фаза психологического шока. Содержит два компонента: угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего.

В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза воздействия — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т. п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.

Третья фаза критики — протекает по принципу «что бы было, если бы…», сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходит фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы, затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и членов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

Комплекс симптомов, переживших травматический стресс, получил название посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Данное расстройство длится в течение примерно 3-х месяцев, у подростков немного дольше.

Конфликтная ситуация.Конфликт (от латинского konfliktus — столкновение) — столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Существует большое множество типов рассмотрения конфликтов, так выделяют конструктивный и деструктивный конфликт, в психологии менеджмента выделяют горизонтальные, вертикальные и смешенный конфликты. Нас в большей степени интересуют конфликты, выделяемые по параметру количество участников. Выделяют три основных вида конфликтов:

1)Внутриличностныйвнутриличностный;.

1)Межличностныймежличностный;.

1) Межгрупповоймежгрупповой.

Внутриличностный конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т. д. у одного и того же человека.

Проблема внутриличностного конфликта изучается в общей и педагогической психологии, патопсихологии и психоанализе. А. Р. Лурия, опираясь на положения «теории поля» К. Левина, предложил классификацию конфликтов, включающую три основных типа:

1. Конфликт «приближение-приближение» — состояние человека, при котором ему приходится выбирать одну из двух в равной степени привлекательных альтернатив.

2. Конфликт «приближение-удаление» — в данном случае, одна и та же цель для выбирающего ее индивида является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Такой конфликт иногда называют амбивалентным.

3. Конфликт «удаление-удаление» — здесь индивид вынужден выбирать одну из двух в равной степени непривлекательных альтернатив. Особый случай внутриличностных конфликтов представляет так называемый конфликт ролей — социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом действия.

Как было сказано выше, внутриличностный конфликт — это столкновение мотивов, потребностей и интересов у одного и того же человека. Однако не каждое противоречие «созревает» до уровня конфликтной ситуации. Только при определенных условиях и при достижении «критической» остроты противоречие может выразиться в конфликте. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности и т. п. Конфликт формируется, когда существует некоторая несогласованность между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями. Конфликты возникают на почве противоположностей и социальных установок людей.

Любой конфликт требует обязательного разрешения, без него немыслима нормальная работа и жизнь людей. Конфликт может считаться разрешенным, если только исчезает конфликтная ситуация, исчерпана база для конфликта. Если же конфликтная ситуация только изменяется (то есть изменяется любое из ее составляющих), то конфликт развивается, и его развитие может быть как конструктивным, так и деструктивным.

К факторам возникновения внутриличностных конфликтов можно отнести переживаемые индивидом кризисные ситуации, связанные с формирование определенных комплексов, которые, в свою очередь, определяют развитие определенных механизмов психологической защиты.

Эдипов комплекс. Этот комплекс очень распространен и рожден исключительно взаимоотношениями между детьми и родителями. Этот комплекс часто вызывает у мужчин трусость, а у женщин — мужественность. Кроме того, он вызывает частичное или полное половое бессилие, боязливость, требовательность или непрерывный страх неодобрения, чувство неполноценности, чувство вины без видимых причин, гомосексуальность.

Этот комплекс обычно появляется в детстве. Затем он может исчезнуть, если есть полное взаимопонимание между родителями и детьми. Если его нет, то комплекс сохраняется и у взрослых людей.

Равновесие в семье может быть только в том случае, если все три элемента совершенны. Но это бывает очень редко.

Проявление эдипова комплекса у детей — норма, но затем он должен нормально исчезнуть.

Для взрослого, получившего такой комплекс в детстве, все вышестоящие напоминают ему отца: начальник, старшина, профессор и т. д. Более того, чувство вины и боязнь сделать ошибку никогда не покидают его. Эти случаи чрезвычайно распространены и весьма разнообразны. Тысячи маленьких проявлений являются симптомами этого бессознательного комплекса.

Симптомы эдипова комплекса чрезвычайно разнообразны и всегда тягостны. Человек действует совершенно бессознательно и имеет смутное чувство, похожее на неопределенную боль. У комплекса Эдипа очень — далеко идущие последствия. Он может испортить человеку жизнь. Человек, подверженный этому комплексу, остается на всю жизнь моральным калекой.

У мужчин исчезает мужественность. Женщина с эдиповым комплексом всю жизнь — женщина-ребенок.

Это еще раз показывает, насколько важна нормальная семейная среда. Возможность того, что эдипов комплекс исчезнет сам по себе, маловероятна. Восемь человек из десяти несут в себе более или менее глубокие следы этого комплекса.

Комплекс Каина. Это самый простой и наиболее известный комплекс. Он возникает в том случае, когда в семье появляется второй ребенок. Старший понимает, что теперь его будут любить меньше. Но все зависит, очевидно, от обстоятельств и поведения родителей. Этот комплекс (совершенно нормальный, если он постепенно проходит) иногда проявляется в сновидениях или рисунках детей. Вот что приснилось десятилетнему мальчику: он идет с родителями, ярко светит солнце. Внезапно появляется река. Мать наклоняется и пытается вытащить из воды куклу. Мать отталкивает его, тогда он вырывает куклу из рук матери и бросает в воду. Этот Ссон этот очень простой. Кукла, вытащенная из воды, — младший брат ребенка. Во сне мать отогнала его. Тогда он «„убил» своего брата — бросил его в воду.

Этот комплекс хорошо объясняет его название. Для старшего брата младший является соперником. И поэтому старший поступает логично, желая убрать соперника. Это бессознательно проявляется в виде насмешек, агрессивности, соперничества, яростных соревнований, споров, а иногда и вражды.

Со временем этот комплекс может исчезнуть или перейти в невроз, выражающийся в чувстве вины, бессилия, враждебности. Исчезновение комплекса в большой степени зависит от поведения родителей. Этот комплекс трансформируется, когда старший брат защищает младшего. При этом он сохраняет свою главную роль в отношениях с родителями. И тогда чувство неполноценности будет испытывать не старший, а младший брат.

Развитие комплексов зависит главным образом от семейного климата.

А. Адлер, в работах, посвященных развитию личности, придавал основное значение комплексу неполноценности, который, по его мнению, присутствует с самого рождения в каждом человеке. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребенка чувствовать бремя собственной неполноценности. Из этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любовных проблем — важнейших, по Адлеру, проблем существования.

У человека, страдающего от своей физической неполноценности (маленький рост, физическая слабость или неполнота умственного развития и т. п.), чересчур опекаемого, или, наоборот, не получающего достаточного внимания, легко может развиться комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни. У других людей такой комплекс может, в результате сверхкомпенсации, перерасти в комплекс превосходства, заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Потребность любой ценой вызвать восхищение тоже примером индивидуальных стратегий человека, позволяющих ему самоутверждаться, привлекая внимание других людей к важности собственной персоны. Комплекс как проявления внутриличностного конфликта формируется в определенной эксвизитной ситуации. Кроме комплекса неполноценности, который является отправной точкой для многих защитных стратегий, можно рассмотреть в контексте эксвизитной ситуации, и, более широко в контексте психологических защит еще ряд комплексов.

Нормальное чувство неполноценности — это понимание того, что ты уступаешь в опыте и знаниях, потому что намного младше, а так же ты знаешь, что это временно. Человек чувствует себя неполноценным по сравнению с природой.

Однако комплекс неполноценности может стать болезнью. Болезненная неполноценность захватывает человека целиком. Она становится неврозом, который вызывает страдания, боязливость, тревогу, страх, враждебность, агрессивность, мучительную потребность превзойти других, унизить их, командовать, управлять и быть первым.

К появлению у детей комплекса неполноценности приводит:

· недостаток ласки;

· неполная семья;

· оскорбление или унижение.

Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство. Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий. Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.