Здавалка
Главная | Обратная связь

Сензитивный (тревожный) тип



Основные признаки.В детские годы свойственна пугливость, страх, темноты или животных с обычным бегством от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры с младшими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничижение может в 15–18 лет компенсироваться внешней бравадой.

Причина дезадаптации, «слабое место».Новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена класса, школы, места жительства. Плохое отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания. Неблагоприятным типом является доминирующая гиперпротекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности, которая усугубляет неуверенность и ощущение несостоятельности. Воспитание с эмоциональным отвержением также усиливает чувство собственной неполноценности. Воспитание с повышенной моральной ответственностью усиливает черты сензитивности и впечатлительность.

Форма проявления дезадаптации.Отгороженность от сверстников, избегание общения с новыми людьми в детские годы. В 16–19 лет характер может преобразиться, девочки из робких и краснеющих превращаются в заводил на дискотеках, мальчики могут бравировать своими недостатками перед учителями и родителями с целью преодолеть внутреннее чувство неполноценности. Могут стремиться стать старостами или редакторами стенных газет, но дезадаптируются, потерпев неудачу, так как не могут подтвердить своих амбиций в силу заниженной самооценки и неспособности утвердить себя.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.Данному типу не свойственны подростковые реакции эмансипации и группирования. В то же время часты реакции компенсации и гиперкомпенсации. Так, например, в конфликты и драки могут вступать для преодоления внутренней неуверенности и робости. Увлечения носят основном, интеллектуально-эстетический характер — музыка (в том числе классическая), чтение, рисование. Возможны увлечения, носящие гиперкомпенсаторный характер — телесно-мануальные (спорт, восточные виды борьбы, бодибилдинг, шейпинг и пр.). Нарушения поведения, например, побеги, возникают чаще в результате психических травм. Особенности сексуального поведения состоят в выраженных переживаниях и самообвинениях по поводу онанизма, чувстве сексуальной неполноценности. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных неудачных переживаний, чувства неполноценности.

Индивидуально-дифференцированный подход.Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Возможна организация ситуаций, в которых подросток чувствует, что он «нужен другим», например, дача общественных поручений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.