Здавалка
Главная | Обратная связь

Истероидный (демонстративный) тип



Основные признаки.С детства подростки этого типа привыкли быть центром внимания. Крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Частое прибежище истероидов — кружки художественной самодеятельности при клубах и домах культуры.

Провоцирующие факторы, «слабое место». Страх лишиться ореола исключительности, страх публичного разоблачения несостоятельности претензий и амбиций, лживости и истерического фантазирования. Формированию демонстративных черт характера способствует воспитание по типу «кумир семьи» и потворствующей гиперпротекции.

Форма проявления дезадаптации.Преувеличение своих способностей, рассказы о несуществующих «подвигах» или способностях, фантазирование. Любые действия, способные привлечь утраченное внимание, в том числе и неадекватные или экстравагантные.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.Реакции эмансипации проявляются в основном на словах, в форме громогласных требований свободы. Внешние проявления, в том числе и побеги, носят демонстративный характер. Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность. Могут менять группу, если оказались разоблаченными во лжи или несостоятельности притязаний. Увлекаются подростки истероидного типа тем, чем можно привлечь к себе внимание, часто, выбирают для этого оригинальные занятия или занятия с явными внешними атрибутами. В сексуальном поведении больше игры и театральности, часто преувеличивают свой сексуальный опыт. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизация и даже суицидальные попытки, носят несерьезный, демонстративный: характер и служат целям привлечения внимания.

Индивидуально-дифференцированный подход.Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер, может быть, поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание быть в центре внимания могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.

Неустойчивый тип

Основные признаки.Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем не требующих волевых усилий. Безволие относится к учебе, к работе по дому, к общественной активности. Они неспособны к деятельной активности — как общественно полезной, так и делинквентной. С 12–14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У таких подростков отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу.

Провоцирующие факторы, «слабое место».Бесконтрольность с раннего возраста, гипоопека, отсутствие внимания и контроля, целенаправленного воспитания и формирования волевых качеств.

Форма проявления дезадаптации.Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные заведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.Легко вовлекаются в группы, в том числе в асоциальные, где подражают всему дурному. Легко идут на совершение правонарушений в группе. Увлекаются поп-музыкой, смотрят развлекательные фильмы. Склонны подражать артистам, героям фильмов, причем чаще выбирают отрицательных персонажей.

Очень склонны к делинквентному поведению — кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих средств. Рано, уже в подростковом возрасте, может возникать алкоголизм или токсикомания. Часты побеги из дома, которые служат стремлению избежать наказаний или трудностей, при побегах вступают в асоциальные компании.

Индивидуально-дифференцированный подход.Для профилактики нарушений подростка этого типа необходимо твердое, даже властное руководство. В отличие от большинства подростков, в данном случае показан строгий режим, дисциплина, страх наказания. Возможно помещение в уже сформированную группу с положительными установками.

Дисгармоничный стиль воспитания провоцирует формирование устойчивых механизмов психологической защиты и непродуктивных стратегий совладания, причем для каждого типа акцентуаций характера выделяют наиболее разрушительные стили дисгармоничного воспитания (см. табл. 1).

Для гипертимного типа акцентуаций характера наиболее разрушительным является воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. Данный тип воспитания фрустрирует потребность в свободе и автономии, и формирует выработку таких механизмов защиты как вытеснение и разрядка в действии. Возбудимый тип может быть спровоцирован эмоциональным отвержением, жестоким обращением. В этом случае ведущими механизмами защиты становятся замещение, регрессия и проекция. Экзальтированный тип акцентуации характера, сопровождаемый эмоциональным отвержением и потворствующей гиперпротекцией, способствует развитию механизма реактивных образований. Для циклоидного типа в случае воспитания по принципу гиперпротекции характерно: вытеснение, регрессия, компенсация, сверхкомпенсация и фантазия.


Таблица 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.