Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности формирования механизмов защит в онтогенезе



В первый год жизни у ребенка еще не формируются собственно психологические защиты (А. Фрейд). Ребенок имеет минимальные средства защиты от неблагоприятных эмоциональных переживаний. В случае отсутствия помощи извне возникает базальная тревога (К. Хорни, 1996), базовое недоверие (Э. Эриксон, год) ( нет в списке лит-ры), перманентная депрессия (Р. Плутчик, год) (Романова Е. С., Гребенников Л. Р., 1996) нет в списке лит-ры). Это основа для образования группы механизмов защиты, связанной с фрустрацией потребности индивида в аффилиациии и бережзопасностиности. В это время происходит лишь формирование предпосылок защиты, так называемая «предстадия защиты».

Предшественниками защитных механизмов являются защитные физиологические рефлексы. Наиболее существенными моторными реакциями считают реакции притягивания (приближения) и отталкивания (отстранения). Они являются предшественниками таких защит как интроекция и проекция. Исследования на младенцах показали связь физиологических реакций и конкретных защитных механизмов:

1)Стимульный стимульный барьер или высокие сенсорные пороги с формированием вытеснения;.

1)Хороший хороший сон –– с отрицанием;.

1)Хороший хороший аппетит –– интроекция;.

1)Отрыжка отрыжка или рвота –– проекция;.

1) Реакция реакция на разрыв с матерью в раннем возрасте –– с изоляцией.

Второй год жизни. Попытки выделения себя из окружающего мира. Влияние на неприятности и опасности осуществляется в основном проекцией и интроекцией. Инфантильное «Я» сбрасывает все болезненное и принимает приятное ему.

Третий год жизни. «Я» и «Оно» окончательно дистанцируются, ребенок приобретает понятие запретного и разрешенного, хорошего и плохого. Мышление еще не способно устанавливать связи между элементами информации. Психологическая защита опирается на простые когнитивные процессы –– вытеснение.

С развитием речи и логического мышления зарождается интеллектуализация, цель которой связать инстинктивные процессы с мыслительным процессом. Это дает возможность ребенку выгодно переоценивать информацию. С развитием способности ребенка самостоятельно выстраивать социальные связи и испытывать устойчивые неудовольствия их отдельными аспектами (неудача в соревнованиях, соперничестве) появляется избегание и на его фоне — компенсация. Усвоение ребенком нравственных ценностей предполагает появление первых признаков разграничения «Я» и «Сверх сверх Я». Ситуации нравственного выбора требуют не только оценки своих импульсов и желаний с позиции итериоризированных внешних норм, но и соподчинению первых последним. Это приводит к образованию на 4–5 годах реактивных образований сублимации.

Такие защитные механизмы как регрессия, обращение против личности и замещение с точки зрения А. Фрейд не зависит от этапов развития «Я».

В итоге А. Фрейд предлагает следующую хронологию:

1)Предстадия предстадия защиты (до 1 года);.

1) Преодоление преодоление опасности посредством проекции и интроекции (от 1 до 2 лет);.

2) пПреодоление опасности посредством интеллектуализации и вытеснения (от 2 до 3 лет);.

3) рРеактивные образования и сублимации (с 3 до 5 лет).

Если изучать ситуации, требующие защитных реакций, то классификация психологических защит будет выглядеть следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

1. Первый год жизни Доверие — недоверие к миру. Проблемы временности, проблемы в безопасности. Сновидения, предпосылки для образования компенсации. В начале второго года появляются отрицание и проекция
2. Второй — третий годы Самостоятельность — нерешительность. Проблема иерархии, потребность в свободе, автономии, отделении. Механизм замещения — подавления
3. Четвертый — пятый годы Предприимчивость — чувство вины и умелость — негласно ценность Механизм интелектуализации — и группы регрессии
4.Шестой — одиннадцатый годы Проблема территориальности, потребности в самостоятельном познании мира, компетентности, информированности, значимости  
5. Среднеподростковый возраст, двенадцать — тринадцать лет Полоролевая индентичность — диффузия индентичности и спутанности ролей, потребность в принятии и самопринятии Механизм компенсации и реактивного образования






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.