Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика основных механизмов защит



Отрицание

Стремление избежать информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Игнорирование потенциально тревожной информации. Механизм отрицания не трансформирует сведения, он производит их селекцию. Механизм формирования: при предварительном восприятии ситуации и ее эмоциональной оценки как нежелательной формируется барьер на уровне восприятия. Информация не воспринимается, а, следовательно, не может быть и воссоздана. Отсутствие восприятия негативной информации происходит за счет перераспределения внимания на другие объекты, не несущие травматическую нагрузку. Детальная информация об опасном событии полностью исключается из последующей обработки: человек либо отгораживается от новых сведений, либо не замечает их, считая, что их нет. Вместе с тем, информация, исходящая от того же объекта, но сохраняющая позитивное представление о себе, воспринимается.

В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Отрицание — один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование (Никольская И.М., Грановская Р.М., 2006; Никольская И.М., 1997; Грановская Р.М., 1996)[16, 46].

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.

Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

 

Вытеснение

Вытеснение — активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей.

Вытеснение — действие, посредством которого субъект старается устранить, удержать в бессознательном представления, связанные с влечением (мысли, образы, воспоминания) (Кэмбелл, 1996)[37]. Оно возникает, когда удовлетворение влечения приятно само по себе, но может стать неприятным при учете других требований.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны «Я» (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов — антикатексисов — может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение — к образованию невротических симптомов.

Согласно З. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:

1. предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;

2. обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.

А. А. Налчаджан (1988)[43] указывает на сознательный характер данного механизма защиты: «Вытеснение это сознательное усилие человека подавлять фрустрирующую ситуацию. Это произвольное подавление».

Т. Тарт (1997)[63] объясняет процесс вытеснения следующим образом: из сознания вытесняется то, что причиняет боль. Изначально информация может быть осознаваемой, а затем она вытесняется (например, в ситуации переживания острого травматического стресса).

Чаще всего из сознания вытесняется психотравмирующая информация, связанная с жизнью близких, факты личной биографии, когда личность проявила свои худшие качества, враждебность, любовь к власти, глупость, вседозволенность, сексуальные влечения. По этому поводу М.Е. Литвак пишет, что чем больше человек вытесняет в бессознательное, тем хуже он знает себя, тем менее он ориентирован, тем чаще будет иметь тупиковые варианты решения своих проблем.

В норме вытеснение позволяет забыть болезненные воспоминания, оставляя при этом память о самом событии. Так женщина забывает боль, сопровождающую роды, и вновь готова ощутить радость рождения ребенка.

Вытеснение и его элементы присутствуют во многих сложных защитных процессах. Вытеснение характеризует инфантильность, незрелость личности. Чаще всего оно наблюдается у детей.

Развитие вытеснения может привести в действие другой защитный механизм — проекцию. Кроме того, ряд авторов не делают принципиальных различий между механизмами вытеснения и подавления, другие же, напротив, анализируют их в отдельности.

Подавление

Блокировка нежелательной информации при переходе ее из области восприятия в память, или при выходе из памяти в сознание.

Подавление обнаруживается в разорванности воспоминаний — из общей картины прошлых событий что-то оказывается запрещенным к воспроизведению. Одним из предназначений подавления является ограждение сознания от такого феномена, как «флеш-бек» — прорыв из подсознания воспоминаний о психотравмирующей ситуации. В подавлении присутствует и волевое начало, которое мы не обнаруживаем ни в отрицании, ни в вытеснении. Тем не менее, информация остается в памяти и может проявляться в обмолвках, оговорках, навязчивых состояниях. Специфика действия механизма подавления заключается в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция («Я»), ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры», (расположенной, по З. Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном.

С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы. Чаще подавляются сексуальные побуждения, страхи, собственные слабости, агрессивные намерения против родителей и др. (ГрановскаяР.М., 1997)[16].

В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: изоляция и интроекция.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т. д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т. п.

Акцентуация: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П. Б. Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.

Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

Изоляция

Изоляция — отделение каких-либо мыслей, поступков от других, разрыв их связей с другими мыслями и другими сторонами жизни. Для индивидов, демонстрирующих механизм изоляции характерно использование в обыденной жизни большого количества формул и ритуалов. В случае работы данного механизма человек воспроизводит в памяти травмирующие события, но отделяет их от реальной жизни и делит событие на составные части, не соединяя их в одно целое. Для механизма изоляции характерны такие механизмы как дистанцирование, дереализация, деперсонализация.

Механизм изоляции характерен при неврозах. Некоторые авторы отождествляют изоляцию и диссоциацию, Ж. Лапланш (1969), Ж.-Б. Понталис (год) (нет в списке лит-ры) указывают на то, что диссоциация связанна с изоляцией, может порождать обсуждаемый механизм защиту, но это не одно и тоже.

Приемы изоляции — остановка в процессе мышления и использование ритуалов (невроз навязчивых состояний).

Диссоциация — процесс, посредством которого согласованный набор действий, мыслей, отношений или эмоций становится отдельным от остальной части личности человека и функционирует независимо (А. Ребер. Большой толковый словарь, 2000., Сстр. 246).

Это состояние, при котором два или более психических процесса сосуществуют не будучи связанными или интегрированными.

Диссоциация проявляется у жертв длительной тяжелой травмы, перенесенной в раннем детстве, характерна для ветеранов войн с пост травматическим стрессовым расстройством, для беженцев и вынужденных переселенцев.

Характеристика диссоциативных состояний:

1) изменение мышления, при котором доминируют архаические формы;

2) нарушение чувства времени;

3) чувство потери контроля над поведением;

4) изменение в эмоциональной экспрессии;

5) изменение образа тела;

6) нарушение восприятия;

7) изменения смысла или значимости актуальных ситуаций или ситуаций, имевших место быть в прошлом;

8) чувство «омоложения» или возрастной регрессии;

9) высокая внушаемостьвосприимчивость к суггрессии.

При диссоциации сохраняются основные системообразующие связи между отдельными элементами «домена» психики.

Интроекция

Интроекция — это включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, человек берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.

Интроекция — это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток изменить их и сделать своими собственными.

Интроекты — это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа и переструктурирования.

По мнению З. Фрейда, интроекты — это нормальные образования (например, образцы поведения, с помощью которых формируется личность ребенка). Иными словами, интроекцию можно рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как механизм психического развития личности. Ведь усваивая определенные модели (образцы) поведения, ценности и установки, человек развивается как личность.

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается индивидуумом без критического осмысления его ценности.

Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал.

Ф.Перлз рассматривал интроекты как нежелательные, даже вредные образования, а саму интроекцию — как процесс механического присвоения внешних ценностей и стандартов, характерный для незрелой личности. Он указывал, что более совершенным механизмом, присущим развитой, зрелой личности, является не интроекция, а ассимиляция — превращение, «переваривание» того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т. п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение.

В качестве интроекций выступают «правила жизни», которые ребенок получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.

Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: «Я должен…», «Мне следует…». Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.

Все выше перечисленное отличает механизм интроекции от проекции, при которой, наоборот, делается попытка придать внутреннюю форму всему внешнему миру. Иногда в литературе интроекцию называют «положительным перенесением», а проекцию — «отрицательным».

Перенос

Перенос — механизм защиты, который обеспечивает удовлетворение желания при сохранении качества энергии (танатоса / либидо) на замещающих объектах. Виды переноса: вымещение и замещение. Вымещение — подмена объектов изливания танатоса в виде агрессии и обиды. Замещение развивается в качестве сдерживания эмоций гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, а агрессии подвергают более слабого. В некоторых интерпретациях замещение подразумевает замену объекта либидозной энергии, а вымещение — энергии танатоса, мартидо, то есть агрессивной, разрушающей. Замещение менее проблемно, чем вымещение. Но часто они сосуществуют.

Вымещение: Подчиненный получил от начальника и ищет более безропотный объект. Вандализм — один из видов. Педагог вымещает свое детство на ученике — на животных / вандализм. Старшеклассники, сжигающие учебники и тетради на выпускном, совершают акт символического убийства. Агрессия на другого — один вид. Агрессия на себя — от досады рвет на себе волосы. В поведении человек подставляет себя каждый раз под удары. Но если представляется возможность, то он становится агрессором. Возможно, это ситуация многих педагогов. Вымещение — это раллигативная форма танатоса. Вандализм подростка может искоренять в его педагоге. Авторитарное общество держится на вымещении и самом низу, для того чтобы агрессия не обернулась против верхов находится враги.

Замещение: одинокая женщина любит свою собаку и в то же время по отношению ко всем остальным является мизантропом. Однолюбие может сопровождаться черствостью по отношению ко всему на земле. Самое страшное — это смерть предмета любви. Другой вариант: большая зависимость от предмета любви и, в то же время, стремление избавится от него. Энергия либидо может смениться энергией танатоса и объект любви может стать объектом вымещения. Если замещение направлено только на себя — это нарцисцизмнарциссизм (патологичный вариант — эксбиционизм). Ребенка заласкивают, он не знает другой любви, как кроме любви к себе.

Регрессия

Регрессия это форма возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней. Она осуществляется путем смены различных психических систем. Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур.

З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:

1) топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;

2) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

3) формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Эти три формы в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе восприятия.

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе. Регрессия это возвращение в эквизитной ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам. Фрустрированная личность стремится обрести ситуацию, в которой она чувствует себя защищенной, она ищет ее в своем прошлом. Может поощряться взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Механизм регрессии характеризуется высокой двигательной активностью — непроизвольные действия для снятия напряжения. Прибегают к данному типу защиты в случае отказа действия других механизмов, характерных для более зрелой личности.

Развитию регрессии способствуют:

1. Эмоциональное эмоциональное напряжение (Т. Дембо) (нет в списке лит-ры);.

1. Неуверенность неуверенность в себе (Л. Мэрфи) (нет в списке лит-ры).

Личности, демонстрирующие механизм регрессии часто меняют место работы, (им становится неинтересно — как малым детям, удерживать внимание и заниматься одной и той же деятельностью средний дошкольник может в течение 15 минут, (К. Левин) (нет в списке лит-ры)) и демонстрируют магическое мышление и суеверие (И. Дженис) (нет в списке лит-ры).

Различают два [editor3] три вида регрессии:

· Ретрорегрессивное поведение (онтогенетическое) — человек ведет себя как ребенок, что бы вновь получить любовь и ласку (возврат к переживаниям, имевшим место в прошлом).

· Примитивизация — переход на более примитивный уровень социального взаимодействия (был воспитан и выдержан, и вдруг — подрался).

· Филогенетическая регрессия — возврат к формам поведения, которые были свойственны нашим далеким предкам.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т. п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация (по П. Б. Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия.

Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

Замещение

Механизм психологической защиты замещения развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Замещение позволяет разрядить напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Данный механизм оказывается эффективным в случае, если замещающая реакция хотя бы от части разрешает проблемы недостижимой.

Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Замещение имеет две формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта на более слабый и доступный или самого себя.

Замещение — это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

В случае замещения имеет место частичная разрядка энергии, напряжения, которое создается одной потребностью и связано с определенным переносом энергии на другой объект. Но это не всегда приводит к достижению желаемой цели, поскольку существует угроза восстановления напряженности.

Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий объект (с которым сначала связывалось удовлетворение потребности). Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.

К видам замещения можно отнести и фантазию, и зависимость от психоактивных веществ, и обесценивание фрустрирующего объекта или потребности, и компенсацию.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т. п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т. п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.

Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность).

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронических алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидностьо (по П. Б. Ганнушкину, год) (нет в списке лит-ры), возбудимая психопатия (по Н. М. Жарикову, год) (нет в списке лит-ры), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику, год) (нет в списке лит-ры).

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э. Берну).

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Обесценивание

При обесценивании целей происходит отказ от бывшего желания или его трансформация в другое, более достижимое (басня Н. А. Крылова «Лиса и виноград»). Обесценивание собственных промахов, неудач формирует персональные представления о том, что случившаяся неприятность «ничто» по сравнению с тем, что могло бы быть.

Защитный механизм обесценивания достижений и успехов окружающих, других людей в целом более сложный и, как правило, завуалирован, при этом успех другого в одной области обязательно связываются с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой сфере.

Обесценивание достижений других происходит по алгоритму: предмет зависти — это то, что хочет иметь сам автор высказывания, но пока его не имеет; или то, чем человек тайно гордится. Именно вторая часть фразы — способ повышения субъективной самооценки или уровня притязаний и снижения негативных эмоций, накапливающихся завистью.

Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый мальчик может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник, воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, облегчает свои переживания.

Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Сновидения —вид замещения. События замещения не связаны требованиями реальности: время, пространство, необратимость. Мысли, которые человек не допускал в сознание, появляются в образах, например, лица с ориентацией на социальный успех, реализуют в сновидениях достижение желаемого поведения, а острое состояние голода вызывает сны, связанные с пищей. Грановская указывает на то, что сновидения способствуют нормализации состояния во время бодрствования, так как переживания, которые испытывает сновидец, реальны и снимают напряжение.

З. Фрейд делил сновидения на три группы:

· незамаскированные сны — вытесненные желания появляются в реальном, незамаскированном виде;

· сновидения с дефицитом маскировки — во сне человек испытывает страх, а после пробуждения — страх разоблачения;

· замаскированные сны.

Р.М. Грановская выделяет ряд операций, посредством которых происходит маскировка сна:

· сгущение — объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ;

· смещение — замена в сновидении не пропускаемого цензурой желаемого, на ассоциативно связанные с маскируемыми, но менее тревожными, а потому пропускаемыми цензурой образами;

· символизация — наличие в сновидении символов, олицетворяющих желаемое. Э. Фромм выделяет три типа символов: случайные, условные и универсальные. Случайные субъективно связаны с какой-либо ситуацией, важной для сновидца. Условные — социально опосредованные, для них характерно отсутствие глубинной связи между самими символом и тем, что он обозначает. Универсальные — характеризуются близостью символа с предметами и явлениями, которые он обозначает.

Таким образом, сновидение — это перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в фабуле сновидения, где реальные тревожащие факторы маскируются символами. Упорядочивание фактов в бессознательном состоянии представляет собой динамический процесс. Ощущения оживают в образах, и чем сильнее переживания, тем ярче выражающий их образ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.