Здавалка
Главная | Обратная связь

ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» — МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (16-–18 лет)



 

Предлагаемый адресат опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» — юноши и девушки 14-17 лет. Опросник позволяет изучить способы и стратегии психологического преодоления негативных ситуаций. Стратегия преодоления — актуальный ответ личности на требования негативной ситуации. Стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сферах.

 

Бланк опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС)

Инструкция: Подумай, что ты делаешь, когда случаются негативные ситуации (это ситуации, когда ты сталкиваешься с определенными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, ты чувствуешь внутреннее напряжение и беспокойство). Отметь в бланке для ответов (х) те способы преодоления, которые ты используешь в негативных ситуациях.

Ключ к опроснику СПНС

 

Наименование шкалы Пункты, составляющие шкалу Количество пунктов
Поиск поддержки 3, 4, 5, 14, 22
Повышение самооценки 1, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 21
Самообвинение 7, 15, 18, 23, 24
Анализ проблемы 2, 10, 12, 13, 16
Поиск виновных –10, 18, 19, 25

 

Для получения «сырых» показателей по шкале нужно просуммировать ответы респондента на каждый пункт, входящий в шкалу.

Пункт 18 входит в шкалы «самообвинение» и «поиск виновных», пункт 10- — в шкалы «анализ проблемы» и «поиск виновных» (пункту в этой шкале присваиваются обратные значения, то есть баллам 0, 1, 2, 3, 4 присваиваются, соответственно, значения 4, 3, 2, 1, 0.

Результаты стандартизации опросника СПНС

Психологические нормы (в баллах) по шкалам опросника СПНС

 

  Шкалы Стандартные оценки (М±а)
Поиск поддержки 7,987±3,674
Повышение самооценки 15,766±4,459
Самообвинение 7,714±3,479
Анализ проблемы 11,733±3,О81
Поиск виновных 6,212±2,965

Таблица перевода «сырых» баллов в стены по шкалам опросника СПНС

 

Уровни Стены «Сырые» баллы по шкалам  
  Поиск поддержки Повышение самооценки Самообвинение Анализ проблемы Поиск виновных
  Низкий 3-7 2–5
    1–2 8-9 1–2 6–7
    3–4 10–11 2–3
  Средний 5–6 12–13 4–5 9–10
    14–15 6–7 5–6
    8–9 16–17 8–9 12–13
    10–11 18–20 8–9
  Высокий 12–13 21–22 11–12 15–16
    14–15 23–24 13–14 11–12
    16 и более 25 и более 15 и более 18 и более 13 и более
                     

Описание шкал

Общий показатель по каждой шкале подсчитывается путем сложения баллов (ключ приведен в Приложении 2), затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (Приложение 3).

Шкала «поиск поддержки» (5 пунктов). К шкале относятся пункты: обращение за поддержкой, солидарность, поиск выхода из ситуации (поиск информации и обращение к специалистам), пассивное сотрудничество, религиозность (обращение к Богу).

Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегию преодоления «поиск поддержки», характеризуются ведомостью и экстернальным локусом контроля.

Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний (Блазер, Хайм, Рингер, Томмен, 1998; Грачев, 1998; Каменская, 1993).[9, 18, 24].

Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье и благополучие человека. В то же время она может иметь не только положительный эффект, но и отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержи, поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладыванием ответственности за разрешение ситуации на других.

Шкала «повышение самооценки» (8 пунктов). Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что усилия человека, находящегося в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого (на семью и близких). Межличностные контакты, «принятие других» и участие в их жизни помогает справиться с негативной ситуацией, а также повысить свою самооценку. Таким образом, стремление человека в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях свидетельствует об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки.

Шкала положительно коррелирует со шкалой «эмоциональный комфорт» опросника СПА. Эмоциональный комфорт достигается путем принятия ситуации как неизбежной, через «преуменьшение ее серьезности», юмора и самоиронии, оптимистической позиции, а также подавления негативных чувств и контроля над ними. В негативной ситуации достаточно тяжело поддерживать оптимистическую позицию. Возможно, здесь речь идет о так называемом «наивном» или «подчеркнутом» оптимизме, который возникает, когда человек прилагает определенные усилия, чтобы чувствовать себя хорошо.

Шкала «самообвинение» (5 пунктов). Респондент, у которого превалируют показатели по данной шкале, в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонен уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличается «смирением». Основная активность разворачивается в когнитивной и эмоциональной сферах. Это проявляется в «постоянных мыслях о случившемся», сочетающихся с пессимистическим отношением к происходящему. Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как состояние эмоционального дискомфорта. Респондент склонен искать причину случившегося в себе и обвинять себя, характеризуется «неприятием себя». Обвинения носят характер возмущения и жалости к себе. В целом данная стратегия относится к дезадаптивным.

2.В психологической литературе «самообвинение» рассматривается как пассивный и наименее эффективный способ преодоления негативных ситуаций [Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М., 19989]. Эта стратегия положительно связана со стратегией «поиск виновных». В трехфакторной структуре опросника два фактора объединены в один — «возмущение и жалость к себе». Таким образом, обе шкалы характеризуют эмоциональные стратегии преодоления, но имеют разную направленность: на себя и на других. Юноши и девушки связывают обвинение себя в случившемся и обвинение других, что может характеризовать эту стратегию как поиск ответа на вопрос «Кто виноват?» В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос — «Я сам виноват, ничего лучшего я не заслуживаю» или «Виноваты другие», — предпочтение отдается одной из двух стратегий преодоления.

Шкала «анализ проблемы» (5 пунктов). Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, отличается стремлением к уединению с целью обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Проблемная ситуация рассматривается как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). Стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуаций и над собственной жизнью в целом. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а также ситуациями, имевшими место в прошлом, что отчасти помогает повысить самооценку и придает силы. Отношение к социальной поддержке можно охарактеризовать как «пассивное сотрудничество», то есть не поиск поддержки, а ее принятие. Социальные контакты характеризуются доверием и принятием помощи: «Доверяю людям, способным оказать поддержку и помощь, они знают, что делают». Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и с внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и с близкими.

91. Шкала «поиск виновных» (4 пункта). Высокие баллы поданной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину случившегося вовне. При этом отмечается склонность к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других (агрессивные формы проявления эмоций). Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как дискомфортное, с присутствием постоянной «эмоциональной разрядки», жалости к себе, возмущения: плача, выражения печали, отчаяния, уныния, страха. Эмоции не контролируются ни наедине с собой, ни в присутствии друзей и близких. Респондент характеризуется снятием с себя ответственности за происходящее, перекладыванием ее на других и на ситуацию в целом, а также снижением внутренних требований к нормам своего поведения. Шкала положительно коррелирует дезадаптированностью личности, внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.