Здавалка
Главная | Обратная связь

Итоговая аттестация



Изучение дисциплины завершается экзаменом.

На экзамене проверяется: усвоение базовых понятий по дисциплине усвоение теоретических основ психологической защиты усвоение знания практических основ психологической защиты

Основное содержание

Темы Лекции (ч) Практические (ч)
1. История становления психологической защиты    
2. Уровни организации психологической защиты личности    
3. Эксвизитные ситуации    
4. Проблемы адаптации личности в окружающей среде    
5. Дисгармоничное семейное воспитание    
6. Акцентуации характера    
7. Внутрипичностные психологические защиты    
8. Стратегии совладания (коппинг-механизмы)    
9. Межличностные психологические защиты    
10. Методы психической саморегуляции    
11. Методы психической саморегуляции    
12. Ассертивный тренинг    

Раздел I. Психологическая защита как предмет исследования

Тема 1. История становления психологической защиты

Постановка вопроса о психологической защите в исследованиях 3. Фрейда. Развитие проблемы психологической защиты в работах А. Фрейд. Психологическая защита в исследованиях А. Адлера; В. Райха. Теория психологической защиты Р. Плучика.

Психосоматическая концепция Александера, Ф. Дунбар.

Психологическая защита Ф. В. Бассина; Р. М. Грановской, Ф. Е. Василюка, Э. А. Констандова; В. К. Мячер; В. А. Ташлыкова.

Тема 2. Уровни организации психологической защиты личности

Социальный, социально-психологический, личностный уровень психологической защиты. Параметры психологической защиты. Виды психологической защиты.

Раздел II. Факторы, обуславливающие возникновение психологических защит

Тема 3. Эксвизитные ситуации

Понятие об эксвизитных ситуациях. Характеристика и критерии. Виды эксвизитов. Проблемные ситуации. Конфликты. Чрезвычайные ситуации.

Тема 4. Проблемы адаптации личности в окружающей среде

Проблемы адаптации личности по идентичности, иерархичности, временности территориальности. Базисные потребности и структура «Я» личности.

Тема 5. Дисгармоничное семейное воспитание

Виды дисгармоничного семейного воспитания. Потворствующая и доминирующая гиперпротекция. Эмоциональное отвержение. Повышенная моральная ответственность. Гипопротекция. Жестокое обращение. Психологические проблемы родителей, отражающиеся на воспитании.

Тема 6. Акцентуации характера

Определение акцентуаций. Типы акцентуации и психопатии по А. Е. Личко. Типология акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Психологический подход к акцентуациям различного типа.

Влияние дисгармоничного воспитания на формирование акцентуации. Психологические защиты при различных акцентуациях.

Раздел III. Психологические защиты

Тема 7. Внутрипичностные психологические защиты

Группы защитных механизмов. Становление защитных механизмов в онтогенезе. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. Особенности. Психологическая коррекция защитного поведения, особенности психологических защит при неврозах.

Тема 8. Стратегии совладания (коппинг-механизмы)

Механизмы совладания в эксвизитных ситуациях. Критерии различия механизмов совладания и психологических защитных механизмов. Особенности защитных психологических ресурсов личности в раннем возрасте (коппинг-стратегии и защитные механизмы).

Тема 9. Межличностные психологические защиты

Соотношение активных и пассивных форм психологической защиты. Защитные установки на уровне межличностных отношений. Защитные меры по обеспечению информационно-психологической безопасности. Формы проявления межличностной защиты. Обеспечение психологической безопасности.

Раздел IV. Методы психологической защиты

Тема 10. Методы психической саморегуляции

Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (взрослый и детский варианты).

Аутогенная тренировка. Взаимосвязь между мыслями человека и расслаблением. Технология проведения аутогенной тренировки. Метод самовнушения по Куэ. Метод систематической десинсибилизации

Тема 11. Методы психической саморегуляции Цели и задачи балинтовских групп. Правила и основные принципы участия. Технология работы с проблемными ситуациями.

Тема 12. Ассертивный тренинг.

Понятие ассертивности как уверенное поведение. Цель тренинга — формирование ассертивного поведения (уверенности в себе).

Методы ассертивного тренинга: поведенческие упражнения и ролевая игра, видеообратная связь, научение по моделям.

Основные понятия дисциплины

Психологические защиты

Эксвизитные ситуации

Коппинг- поведение

Фрустрация

Дисгармоничное воспитание

Акцентуация характера

Проблемы адаптации

Внутриличностный конфликт

Межличностный конфликт

Психическая саморегуляция







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.