Общеменеджерская профессионально-функциональная подготовка
Практика менеджмента показала, что руководитель становится эффективным при наличии у него системной подготовки, включающей: профессионализм менеджера, определенные личностные качества (так называемый психологический портрет) и качества лидера. Эта система знаний и умений составляют компетентность, т.е. способность эффективно действовать. Под профессиональной подготовкой менеджера понимается уровень требуемой готовности выполнять всю совокупность служебных обязанностей на соответствующем рабочем месте. Общепроферсиональная подготовка приобретается в результате различных видов обучения и накопления практического опыта, превращаясь в систему знаний, умений и практических навыков, необходимых каждому менеджеру на любом из иерархических должностных уровней и системы рабочих мест. Представители японской школы менеджмента утверждают, что практически абсолютное большинство персонала любой крупной фирмы, имеющего достаточную общеобразовательную (школьную) подготовку, обладает скрытыми способностями к выполнению любых видов работ, в том числе и на должностях менеджеров[3]. Естественно, что необходимо периодически проверять их способности, целесообразность расстановки по должностям и обеспечивать надлежащие условия для непрерывного и систематического обучения в процессе работы. Применительно к каждому из должностных иерархических уровней определено оптимальное сочетание требуемых способностей (рис. 2). На рис. 3 представлены зоны А, Б, и В, где: А – профессиональная подготовка; Б – способности к человеческим и межличностным отношениям; В – способности к обобщениям, к решению проблем, осуществлению задач, административные способности и умение обрабатывать информацию. Из рис. 2 можно сделать несколько весьма интересных и показательных для профессиональной подготовки менеджеров выводов: Зоны А и В являются, по существу, требованиями к профессиональной менеджерской подготовке руководителей, в то время как зона Б является показателем уровня социально-психологической составляющей, подготовки. Каждый иерархический уровень предъявляет менеджеру определенные требования по степени его подготовки в конкретной профессиональной деятельности. По мере должностного роста требования к величине профессиональной практической деятельности как бы уменьшаются (зона А), а в области В и С требуют расширения и специализации профессионализма.
Рис. 2. Соотношение должностных слоев и требуемых способностей
По мере должностного роста изменяются требования к профессиональной подготовке. Так, если на нижнем уровне эти требования касались главным образом умения выполнять исполнительскую работу, то по мере возрастания должностей усиливается значимость и роль профессиональной подготовки в области управленческой деятельности. Таким образом, если профессиональная подготовка менеджеров является результатом развития требуемых для каждого рабочего места способностей, то их следует непрерывно и систематически развивать, накапливать, совершенствовать и закреплять с определенной целью, необходимой для жизнедеятельности организации и с учетом интересов менеджеров. Для того чтобы оценить требуемый уровень качества профессиональной подготовки, следует исходить не из субъективных, а объективных требований, не зависящих от пожеланий высшего руководства фирмы (организации).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|